Интерпретация шкал методики в соответствии С социокультуральными представлениями современных российских подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация шкал методики в соответствии С социокультуральными представлениями современных российских подростков



В доступной нам литературе не оказалось достаточной информации, относящейся к содержательной интерпретации шкал методики, поэтому мы провели специальное исследование, имеющее своей целью описать их в соответствии с социо-культуральными особенностями воспитания русскоязычных подростков в России и Украине, близкой к ней по социокультуральным условиям.

Обследовано 400 психически здоровых подростков в возрасте 13-18 лет, учащихся средних общеобразовательных школ городов Ленинграда (Санкт-Петербурга), Челябинска и Одессы.

Программа исследования включала подробную беседу с каждым подростком относительно его представлений о воспитательном процессе в семье и связанные с ним личностные характеристики матери и отца. Затем каждого подростка обследовали как апробируемой нами методикой ПоР, так и достаточно надежно валидизирован-ным Методом диагностики межличностных отношений Т. Лири [23]. Последний позволил выявить 8 типов межличностных отношений родителей (отдельно матерей и отцов) на основе выраженности тех или иных значимых для воспитания тенденций в их поведении, оцениваемых подростками.

Далее было проведено статистическое сопоставление результатов по каждой из 5 шкал методики ПоР с 8 типами межличностных отношений родителей по методике Т. Лири. Определение прогностического значения каждого типа межличностных отношений для каждой из особенностей воспитательной практики родителей (отдельно матерей и отцов), отражаемых в шкалах методики ПоР, устанавливалось с помощью неоднородной последовательной статистической процедуры (НПСП) [9, 10] и методом факторного анализа [12].

Использование НПСП включало:

1. Выделение двух групп подростков: для подсчета прогностических коэффициентов и для сравнения.

2. Получение на основе первой выборки распределения частот различной степени выраженности признаков для при сутствия того или иного параметра воспитательного воздействия родителей (высокие баллы по соответствующим шкалам ADOR) (pi, р2,..., рп) и для отсутствия (низкие баллы) (q\, ql,..., qri). Статистическая достоверность различий частот определялась с помощью U -критерия с предварительным преобразованием долей по Фишеру [10].

3. Определение отношений частот для каждой градации признака, с которыми признак наблюдается при присутствии и отсутствии соответствующего параметра воспитательного воздействия, так называемое отношение правдоподобия (pi/qi). Качественный признак, для которого отношение правдоподобия больше 1, свидетельствует в пользу присутствия, а меньше 1 - об отсутствии.

4. Вычисление прогностических коэффициентов, представляющих собой умноженные на 10 логарифмы отношений правдоподобия 10 lg(pi/qi). Признаки с положительным прогностическим коэффициентом свидетельствуют о присутствии в оценке подростков соответствующего параметра воспитания, а с отрицательным - об отсутствии. Чем больше абсолютная величина прогностического коэффициента, тем большую прогностическую значимость имеет данная характеристика.

5. Определение мер прогностической информативности каждого признака. В нашей работе с этой целью была использована информационная мера Кульбака [12]: 6. Ранжирование признаков в порядке убывающей информативности и составление таблицы прогностических коэффициентов.

7. Прогнозирование результатов контрольной группы. Поскольку пороговая граница суммы прогностических коэффициентов, обеспечивающая принятие решения на уровне р = 0.01, равна 10, то для решения в пользу присутствия той или иной характеристики воспитательного воздействия родителей она составит +10, а для отсутствия -10. При прогнозировании результата в каждом конкретном случае производилось последовательное сложение прогностических коэффициентов, выявленных при исследовании признаков в порядке их убывающей информативности. Сложение прогностических коэффициентов продолжается до тех пор, пока их сумма не выйдет за пределы одного из двух пороговых значений. В зависимости от того, за какой предел (положительный или отрицательный) вышло значение суммы, можно говорить об одном из двух альтернативных прогнозов. В этом случае применяются не все имеющиеся признаки, а лишь часть из них, которая достаточна для принятия решения. Если же при использовании всех выявленных признаков сумма прогностических коэффициентов все же находится в пределах пороговых значений, то прогноз с данным уровнем надежности установлен быть не может и остается неопределенным.

Полученные в результате использования НПСП распределения частот, прогностические коэффициенты, информационные меры Кульбака для признаков (характеристик интерперсонального поведения родителей) были представлены в 20 таблицах в порядке убывания ранговой значимости. Для анализа брались наиболее прогностически информативные признаки.

Параллельно был проведен факторный анализ характеристик воспитательной практики родителей, определяемых по методике ADOR и показателям Т. Лири, в результате которого при пороговом значении r = 0.5 выделено 6 факторов. В ходе данного исследования обратил на себя внимание тот факт, что подростки вкладывают разный смысл в понятия "позитивный интерес", "директивность", "враждебность", "автономность" и "непоследовательность" со стороны матери и отца. Поэтому мы сочли необходимым описать их отдельно в зависимости от пола родителей [1].

В целом, позитивный интерес матери подростки видят в отсутствии тенденций к лидерству, властности, подозрительности. Чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес, компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными. Нужна именно сверхопека сильного, взрослого и самостоятельного человека. Директивность матери рассматривается подростками как изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от благосклонного поведения ребенка, навязывания ему чувства вины по отношению к ней при постоянном напоминании о том, что мать жертвует всем ради ребенка. Она декларирует, что полностью берет на себя ответственность за все, что он сделал, делает и будет делать, обрекая его тем самым соответствовать ее "эталону ребенка" и не позволяя себе "ударить в грязь лицом" из-за его неправильного поведения. Враждебность матери в отношениях с ребенком характеризуется излишней строгостью в межличностных отношениях. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность по отношению к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование "этикету", подчиненность ему. Исключительная ориентированность на себя; самолюбие, самоутверждение обычно воспринимаются ребенком как его неприятие. Автономности матерей в отношениях с подростками присущи ее отгороженность, невовлеченность в дела ребенка. Он не воспринимается как личность со своими мыслями, представлениями, чувствами и побуждениями; мать здесь являет собой силу власти, которой все должны подчиняться. Непоследовательность - линия воспитания, проводимая матерями, оценивается подростками как чередование психологических тенденций в интерперсональных взаимоотношениях: господство силы и амбиций, с одной стороны, и покорность, деликатность, сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность, с другой. Все они имеют чрезмерные формы проявления.

Позитивный интерес отца в отношениях с подростком рассматривается последним как отсутствие грубой силы, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания своего авторитета, не прибегая к декларациям догм. Взаимоотношения основаны на доверии, тенденции прислушиваться к мнению окружающих и, в частности, ребенка. Для позитивно настроенного отца характерно находить истину в споре, прислушиваясь к другим аргументам и отдавая предпочтение только логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какой-либо род конформизма. Директивность в отношениях с подростком проявляется у отца в стремлении к лидерству путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Власть над ребенком выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции его отклонений, при этом исключается деспотичность. Враждебность отца по отношению к подростку выражается в его излишней суровости и педантичности. Воспитывая, отец пытается "вымуштровать" собственное дитя в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок, -стремится дать ему более широкое образование, развить различного рода способности, порой взваливая на него непосильную для детского организма ношу. Тут же звучит постоянное недовольство и скептическое отношение к его достижениям. Автономия отца проявляется в бесстрастности, неэмоциональности в моменты общения с ребенком, формальном отношении к воспитанию. Взаимодействие основывается на позиции силы. Отца не интересуют увлечения подростка,

круг его знакомств, учеба в школе. Часто его просто раздражает, когда ребенок обращается к нему. По мнению отца, "ребенок сам должен все знать". Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к подросткам последние видят в непредсказуемости реакции отцов на их поступки. Подростки практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие - подвергнет ли суровому наказанию за проступок или долго и педантично будет "промывать косточки", а может, "слегка пожурит, просто приняв заверения в том, что этого больше не повторится".

Наряду с этим результаты сравнения данных методики ПоР и теста Т. Лири [7] методом факторного анализа позволили также полно раскрыть содержание каждой из шкал, определяемой методикой ПоР отдельно по каждому из профилей ("Оценка матери сыном", "Оценка матери дочерью", "Оценка отца сыном", "Оценка отца дочерью") [20].

АПРОБИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ "ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ"

На основе множества переменных тестирования с помощью методики ПоР были проанализированы особенности восприятия подростками воспитательной практики родителей в семьях с больными неврозами [18, 22] и делинквентными подростками [4,6,19], а также собраны, статистически и содержательно оценены результаты исследования нормативной выборки подростков [1, 5, 15, 20].

Ниже представлены результаты исследования особенностей восприятия воспитательного воздействия родителей их детьми-подростками: здоровыми, больными неврозами и с нарушениями поведения.

Оценка особенностей воспитательной практики матери.

В результате исследования социально адаптированных подростков методикой ПоР выявились следующие закономерности оценок воспитательного воздействия матерей. По мнению подростков, их матери положительно эмоционально вовлечены в отношения с детьми, но в то же время излишне директивны и несколько непоследовательны, воспитывая их.

Подростки с неврозами отмечают неспособность адекватно оценивать заданные параметры воспитательных мер, применяемых матерью. Они оценивают ее, как "ни то, ни се", в то же время подчеркивая ее некоторую непоследовательность.

Подростки с делинквентным поведением описывают образ матери как "размазанный", недифференцированный. Мальчикам очень трудно оценить ее однозначно, она как бы амбивалентна в вопросах воспитания и очень зависима от отца.

При сравнительном изучении оценок воспитательной практики матерей детьми-подростками обнаруживаются следующие закономерности. В отличие от эмоционально теплых взаимоотношений матерей с социально адаптированными детьми, матери подростков с неврозами не директивны, во всем покровительствуют им, непоследовательны. При сравнении балльных оценок особенностей воспитательного воздействия матерей подростков с делинквентным поведением и социально адаптированных наблюдается резкий скачок вверх по шкале "Директивность" и большая заинтересованность в вопросах воспитания у матерей социально адаптированных подростков. Это может свидетельствовать об относительном преобладании отгороженности, невовлеченности и отсутствии интереса во взаимодействии с ребенком у матерей подростков с делинквентным поведением.

Оценка воспитательной практики отца. Отцы социально адаптированных подростков представляются им так же, как и матери, эмоционально вовлеченными, непоследовательными и даже в какой-то мере враждебными.

Отцы подростков, больных неврозами, описываются ими как эмоционально черствые, директивные, враждебные и непоследовательные. Однако при этом они отрицают и какую-либо отгороженность, автономность по отношению к себе. Таким образом, отцы, по мнению подростков, по любому поводу склонны проявлять враждебное отношение, т.е. сам факт необходимости воспитания ребенка как бы раздражает их.

В оценке отцов подростками с нарушениями поведения отмечена та же тенденция, что и у матери. Но здесь образ родителя (отца) выступает более рельефно. Наряду с незначительным ростом балльных оценок - от низких при позитивном интересе, через относительное преобладание директив-ности к враждебности и непоследовательности - оказываются выраженными такие характеристики воспитательного взаимодействия, как автономность, равнодушное отношение к подростку.

При сравнительной характеристике выявлено, что в оценках подростков с неврозами так же, как и в оценках воспитательного взаимодействия отцов социально адаптированными подростками, отмечены их эмоциональная холодность, непоследовательность проводимых воспитательных мероприятий, враждебность и директивность в отношениях с детьми. Однако в оценках подростков с неврозами эти характеристики выражены более рельефно. Сравнительный анализ балльных оценок воспитания отцов у подростков с делинквентным поведением показывает резкое, по сравнению с их социально адаптированными сверстниками, повышение по шкале автономности. То есть отцы видятся подросткам как индифферентные к их проблемам и не желающие вникать в их дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.015 с.)