Основные составляющие процесса целеполагания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные составляющие процесса целеполагания



 

С точки зрения качественных характеристик процесс целеполагания зависит от следующих 5 основных факторов:

1- уровень предпринимательства, т.е. состояние экономики и хозяйственной деятельности фирмы;

2- структура предпринимательства, т.е. структура экономики и хозяйственной деятельности фирмы;

3- доля рынка и скорость ее роста (падения);

4- распределение ресурсов и анализ рисков;

5- социальная среда.

 

Уровень предпринимательства

В зависимости от цикла развития предприятия можно зафиксировать состояние экономики и хозяйственной деятельности фирмы в трех позициях:

1 – рост;

2 – стабилизация;

3 – спад.

Для каждой из этих позиций существуют существенные отличия при целеполаганиии. Поскольку каждой из них необходима принципиально разная стратегия.

 

Структура предпринимательства

При этом определяются масштабы деятельности предприятия и критерии деловой активности на перспективу. Кроме того, структуру предпринимательства можно определить как одну из следующих форм:

1 – однопродуктовый бизнес (простой);

2 – доминантный бизнес – в диверсифицированной компании делается ставка на 1 продукт;

3 – относительный бизнес – в диверсифицированной компании старый доминантный продукт вытесняется новым;

4 – безотносительный бизнес – в диверсифицированной компании имеет место равноправное положение всех видов бизнеса.

В процесе целеполагания необходимо выделить направления деятельности, которые будут приоритетными в плановом периоде. Наиболее популярной при этом является концепция выделения структурных хозяйственных подразделений или зон хозяйствования, которым придается статус стратегических.

 

Доля рынка и скорость ее роста (падение)

Доля рынка фирмы - % продаж ее товара от общего объема продаж на рынке за определенный период времени.

По западным оценкам существует зависимость между долей рынка и прибыльностью. В среднем подсчитано, что отличие в 10% доли рынок достигается отличием в 5% прибыльности на инвестируемый капитал.

Предприятие должно следить не только за величиной, но и за качеством доли рынка, при этом скорость роста зависит от следующих условий:

- внешняя ситуация;

- уровень внутреннего управления;

- финансовые возможности;

- степень конкурентоспособности продукции и т.д.

При этом необходимо контролировать темпы роста, т.е. если прирост (скорость роста) не будет вытекать из внутренних возможностей предприятия и не будет учитывать реальные изменения внешней среды, то это может привести в дальнейшем к разладу в экономике предприятия и глубокому кризису.

Поэтому в процессе целеполагания следует отражать стремление к реальному росту и необходимо уметь ощутить первые симптомы нестабильности экономики предприятия, быстро определить их причины и ликвидировать их.

 

Распределение ресурсов и анализ рисков – определение ограничений развития предприятия, поскольку для любого предприятия ресурсы имеют определенный масштаб и должны быть учтены при целеполагании. При этом необходимо анализировать возможные риски, возникающие из-за большой неопределенности внешней среды, поэтому анализ рисков, особенно рыночных и финансовых, является логическим продолжением распределения ресурсов. Поэтому они рассматриваются одновременно.

 

Социальная среда – фактор поддержки и развития человеческого фактора и эта сфера должна давать необходимую информацию в процессе целеполагания.

 

Качественные характеристики целей должны подкрепляться количественными показателями, которые позволяют конкретизировать стратегический план. При этом как показал опыт, специализированные предприятия делают упор на показатель роста и увеличения доли рынка, а диверсифицированные – на прибыль.

Однако существует наиболее интегрированный показатель при целеполагании – объем продаж, потому что все остальные показатели характеризуют предприятие или с т.з. факторов его формирования (темпы роста, затраты) или соотношения с ним других показателей. Т.е. практически все показатели деятельности предприятия являются производными от объема продаж.

 

2. Установление миссии предприятия, ее назначение и содержание

 

Миссия является основной (общей) целью предприятия и выражает причину его существования. Все остальные цели предприятия вырабатываются для осуществления миссии. Кроме того, миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направления и ориентиры для установления целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Миссия – принципиальное отличие данного предприятия от других и это уникальный инструмент планирования. Ее особое назначение заключается в следующем:

1- она является основой для всех плановых решений фирмы для дальнейшего определения ее целей и задач;

2- она создает уверенность, что предприятие имеет непротиворечивые, ясные и сравнимые цели;

3- она помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении и объединяет их действия;

4- она обеспечивает понимание и поддержку среди работников предприятия и т.д.

 

 

Содержание миссии обычно включает следующие основные элементы:

1 – набор продуктов и услуг предприятия;

2 – характеристика рынка (основные потребители, конкуренты и другие участники рынка);

3 – основные цели предприятия (рост, стабилизация, выживание);

4 – технология, принятая на предприятии (степень прогрессивности оборудования, уровень инноваций);

5 – философия предприятия. Которая отражает основные ценности предприятия и которая является основой для создания системы мотивации;

6 – внутренняя концепция предприятия, в рамках которой описывается собственное мнение предприятия о себе, источники его силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, факторы выживания;

7 – внешний образ фирмы (имидж), который подчеркивает экономическую и социальную ответственность перед партнерами, потребителями и обществом в целом.

 
 

 


Миссия Цели Стратегии

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)