Японские системы управления качеством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японские системы управления качеством.



Каору Исикава - метод анализа причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы «Рыбья кость»). К. Исикава — автор японского варианта комплексного управления качеством, в основе которой: всеобщее участие работников в управлении качеством, введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества, непрерывное обучение кадров, широкое внедрение статистических методов контроля. По его инициативе начали развиваться кружки качества - небольшие группы (до 10 человек), объединяющие рабочих одного производственного участка или отдела. Они собираются раз в неделю и в течение часа обсуждают такие проблемы как качество работы, производительность труда, обеспечение безопасности.

Генити Тагути - «инжиниринг качества». Основная идея - повышение качества с одновременным снижением расходов.

В основе философии Тагути лежат положения:

· важнейшая мера качества произведенного продукта - суммарные потери для общества, порождаемые этим продуктом;

· чтобы в условиях конкурентной экономики оставаться в бизнесе, необходимо постоянное улучшение качества и снижение затрат;

· программа постоянного улучшения качества включает в себя непрерывное уменьшение отклонений рабочих характеристик продукта относительно заданных величин;

· качество и стоимость готового продукта определяются в большой степени процессами разработки и изготовления;

· отклонения в функционировании продукта (или процесса) могут быть снижены посредством использования нелинейных зависимостей рабочих характеристик от параметров продукта (или процесса);

· для идентификации параметров продукта (и процесса), влияющих на снижение отклонений в функционировании, могут не использоваться статистически планируемые эксперименты.

Сиего Синго - концепция «Пока–Екэ», или «Защищенность от ошибок». Основная идея - остановка процесса, как только обнаруживается дефект, определение причины и предотвращение возобновления источника дефекта. При обнаружении ошибки останавливается все производство до ее исправления, либо процесс корректируется, чтобы воспрепятствовать появлению дефекта. Таким образом, дефекты определяются и корректируются у самого их источника, а не на более поздних стадиях. Упор на достижение бездефектности путем использования хорошей инженерной подготовки производства и исследования производственных процессов, а не с помощью призывов и лозунгов.

Кайзен. Центральная идея - без совершенствования в организации не должно проходить ни дня. Основные положения:

1) ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

2) акцент на контроль качества процессов, а не качества продукции;

3) создание необходимых условий для предотвращения возможности появления дефектов;

4) тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;

5) полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

6) развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать»;

7) ориентация прежде всего на качество, а не на кратковременные прибыли.

Развитие системного подхода к управлению качеством в США.

Главная идея модели управления качеством Шухарта - улучшение качества за счет уменьшения изменчивости процессов. Шухарт разработал концепцию производственного контроля => разработка карт статистического контроля качества (контрольных карт Шухарта). Он предложил использование статистических методов для управления затратами на качество.

Фейгенбаум - концепция комплексного управления качеством. Главное положение – идея об управлении качеством, которое охватывает все стадии создания продукции и все уровни управленческой иерархии предприятия при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий. Требования к выполнению работ при комплексном управлении целесообразно устанавливать в фирменных стандартах. Качество должно планироваться, на предприятии необходимо организовать учет затрат на качество.

Фейгенбаум сформулировал четыре «смертных греха» в подходах к управлению качеством:

1) поощрение программ, основывающихся на «провозглашении лозунгов» и на поверхностных изменениях;

2) выбор программ, которые в первую очередь ориентированы на рабочих и не учитывают важной роли инженерных служб;

3) нежелание признать, что постоянного уровня качества не существует (уровень качества должен непрерывно повышаться);

4) заблуждение, касающееся автоматизации, которая сама по себе не является последним словом в повышении качества.

Модель управления качеством Фейгенбаума - треугольник, стороны которого разделяются на пять частей. Каждая часть подразделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности 17 функций. В их основе лежит контроль качества.

Дж. Ван Эттингер и Дж. Ситтиг - модель «Петля качества». Графически изображается как круг, разделенный на секторы. Каждый сектор соответствует определенному составу функций качества. В отличие от модели Фейгенбаума, модель учитывает влияние спроса на качество продукции и рынки сбыта. Модель Эттингера-Ситтига: 1 цели и задачи; 2 техническое задание; 3 проектирование; 4 производство продукции; 5 сбыт; 6 гарантийное обслуживание; 7 реализация продукции; 8 рынок; 9 сфера рынка сбыта; 10 рынок.

Дж. Джуран создал концепцию «триады качества» - управление качеством состоит из трех ориентированных на качество процессов: 1) планирования; 2) контроля; 3) улучшения. Он разработал модель системы качества - «спираль качества». Она представляет собой восходящую спираль, на которой отображено непрерывное формирование и улучшение качества продукции. Модель предусматривает постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества продукции, что обусловливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта. При этом цикл управления качеством начинается и заканчивается обследованием рынка.

Филипп Кросби. Суть философии Ф. Кросби отражают четыре абсолютных постулата:

1) качество определяется как соответствие требованиям, поэтому требования к продукции должны быть четко установлены, что является обязанностью руководства предприятия;

2) качество достигается предупреждением, а не оценкой;

3) измерителем качества служит цена несоответствия (потери от несоответствия требованиям), а не какие-либо индексы.

4) единственный приемлемый стандарт качества на предприятии — это отсутствие дефектов.

Кросби предложил программу «0Z» («Ноль дефектов») и программу 14 шагов по улучшению качества на предприятиях.

Им предложен эффективный метод оценки степени зрелости предприятия в области качества, основанный на определении следующих параметров:

· отношение руководства предприятия к проблемам качества;

· статус отдела качества на предприятии;

· средства и методы исследования проблемы качества;

· уровень расходов на качество в процентах от общего оборота предприятия;

· меры по повышению качества;

· реальное положение с качеством на предприятии.

Деминг разработал и применил программу менеджмента качества, включающую следующие разделы:

I. Четырнадцать принципов Э. Деминга.

II. 7 смертельных болезней, мешающих успешной реализации программы менеджмента качества на предприятии:

1) планирование не ориентирует производство на товары и услуги, пользующиеся спросом на рынке и способствующие сохранению бизнеса и обеспечению рабочих мест;

2) ориентация предпринимателя на краткосрочные прибыли, а не на долгосрочные цели развития и сохранения бизнеса;

3) оценка работы сотрудников по формальным показателям, аттестация, ежегодный пересмотр норм;

4) высокий уровень кадровых перестановок в высшем руководстве и других структурных подразделениях предприятия, ежегодные изменения в производственной программе и деятельности предприятия;

5) управление на основе только имеющихся цифр, без должного внимания к отсутствующим или не возможным к учету показателям;

6) сверхвысокие социальные затраты;

7) сверхвысокие затраты из-за возврата продукции.

III.Трудности и фальстарты.

Трудности - факторы, препятствующие внедрению менеджмента качества на предприятии, которые приводят к тому, что реальные результаты внедрения не совпадают с ожидаемыми. Фальстарты - факторы, которые приводят к тому, что работу по внедрению практически приходится начинать сначала.

IV. Цепная реакция. Цель - показать взаимосвязь качества труда, эффективности производства и стабильности положения работников предприятия.

V. Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга). По циклу Деминга осуществляется управление и обеспечение требуемого качества, и дальнейшее его улучшение. Процесс постоянного улучшения включает 4 этапа работ в области менеджмента качества:

1) планирование — план;

2) выполнение работ — выполнение;

3) проверка результатов — контроль;

4) корректирующие действия — действие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.01 с.)