Пространство социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространство социальной работы



В процессе социальной деятельности движение человеческого бытия мо­жет приобретать относительно статичные формы в виде координации людей и их действий. Устойчивые совокупности социальных связей, направленные на организацию взаимодействий людей в целях удовлетворения их потребностей, описывают с помощью понятия «социальное пространство». В социальном пространстве реализуется социальная жизнь, оно характеризуется временной компонентой бытия, целостностью, социальным напряжением, тем или иным уровнем социального обустройства и т.д.

Сегментом социального пространства выступает пространство социаль­ной работы, где проходят процессы социализации и ресоциализации индиви­дов, оказания социальной помощи и поддержки, обеспечиваются условия дос­тойного существования человека, в том числе путем его собственной преобра­зовательной деятельности.

Задание

Дайте определение социализации, основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения курсов психологии и социологии, а также пользуясь словарем основных терминов в конце учебного пособия.

Пространство социальной работы можно определить как подвижное поле взаимодействий человека и внешней по отношению к нему среды, которая


представляет собой совокупность физических и социальных факторов опти­мизации жизнедеятельности личности.

Пространство социальной работы, прежде всего, охватывает социальную сферу, которая в широком смысле слова описывается как область проявления социального начала через взаимодействие индивидов и общностей, а также че­рез функционирование социальных институтов. В современном постиндустри­альном обществе социальная сфера становится важнейшей сферой обществен­ной жизни. Понятие социальной сферы конкретизирует понятие социальной жизни - она является динамическим аспектом социальной сферы и указывает на возможные направления ее развития. Само общество может быть рассмотре­но как социальная жизнь, динамический процесс, претерпевающий периоды усложнения и упрощения, перехода одних форм жизнедеятельности в другие.

Содержание социальной сферы составляют два основных компонента -это социальные отношения и социальная деятельность. Следовательно, со­циальная сфера может быть представлена как область проявления социальных отношений различного качества, а социальная деятельность выступает как ос­нова самоорганизации этой сферы.

Структура социальной сферы включает в себя все составляющие, которые служат ее воспроизводству, функционированию и развитию:

субъекты социальной сферы - индивиды, общности и само общество как социальный организм;

подсистемы социальной сферы - сферы образования, семьи, труда, быта, социальная инфраструктура и пр.;

социальные институты и организации, осуществляющие управление со­циальной сферой;

социальные связи и отношения между субъектами, подсистемами и ин­ститутами;

потребности, ценности и нормы, лежащие в основе этих отношений;

процессы в социальной сфере.


Центральным элементом в структуре социальной сферы исследователи считают потребности индивида и группы, так как степень удовлетворения по­требностей людей во благах, необходимых для их активной жизнедеятельности, указывает на реальный уровень развития социальной сферы в целом (48. С.92).

Задание

Вернитесь к разделу 1.3. и определите, как сферный подход к объектам социальной работы связан с понятием подсистем социальной сферы.

В узком смысле слова социальная сфера - особая область взаимодейст­вий людей, где осуществляется их воспроизводство и жизнеобеспечение, и удовлетворяются потребности.

Именно в этом ракурсе социальная сфера, очерченная в конкретных про­странственно-временных координатах, выступает сферой социальной работы. Как область социального действия она ограничена рамками социальной поли­тики конкретного государства и развивается по мере расширения и усложнения его взаимосвязей.

Функционирование сферы социальной работы осуществляется через дея­тельность конкретных учреждений социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура - это устойчивая совокупность отраслей и видов деятельно­сти, создающих условия для удовлетворения потребностей человека. Учреж­дения и предприятия социальной инфраструктуры (медицинские, образова­тельные, бытовые, досуговые и др.) обеспечивают взаимодействия материаль­но-вещественной среды и социальных субъектов в целях рациональной органи­зации жизнедеятельности людей (48. С.94).

Оптимальные процессы в развитии социальной сферы связаны с активно­стью ее институтов и организаций, направленной на социальную защиту инте-


ресов каждого человека и на обеспечение доступности для членов данного об­щества его основных ресурсов. Главной функцией социальной сферы при этом выступает воспроизводство и всестороннее жизнеобеспечение личности и социальной группы. Социальное воспроизводство при этом понимают как це­ленаправленную социальную деятельность по обеспечению благоприятных ус­ловий существования и развития социальной сферы.

Другие функции социальной сферы позволяют реализовать ее главную функцию. Они служат:

социальной интеграции, т.е. консолидации социальных отношений между индивидами и общностями в целях удовлетворения их потребностей;

социальной адаптации, т.е. развитию у людей социальных качеств, по­вышающих эффективность их деятельности в социуме;

социальной защите и самозащите, или обеспечению прав людей и соци­альных гарантий приемлемого для них существования.

Кроме того, выделяют социопродуктивную функцию социальной сферы, указывающую на необходимость достижения такой степени удовлетворения потребностей людей, которая явится достаточной для их нормальной жизнедея­тельности;

социодинамическую функцию, связанную с обеспечением активного, со­зидательного характера социальной практики;

социокультурную функцию, обусловливающую накопление социального опыта и преемственности в воспроизводстве общественной жизни,

социорегулятивную функцию, направленную на оптимизацию деятельно­сти институтов и организаций социальной сферы и развития ее потенциала в целом, путем разработки норм ее функционирования и контроля их выполнения (27. С.35-36;48. С.114-118).

В целом функции социальной сферы призваны способствовать использо­ванию потенциала общества на благо человека. Одним из основных институтов, где решается данная задача, является институт социальной работы. В связи с этим следует обозначить основные функции социальной работы, эффектив-


ность которых опосредована уровнем реализации функций социальной сферы.

Главной функцией социальной работы выступает принятие целесообраз­ных решений проблем человека на основе единства внешних и внутренних фак­торов его жизнедеятельности (92. С.6). Приоритетной составляющей этой функции является социальная помощь. Вместе с тем, она включает и самопо­мощь объекта социальной работы, формирование у него навыков и умений ре­шать свои проблемы по мере увеличения степени личностной самостоятельно­сти.

Одновременно с функцией помощи в социальной работе присутствует функция социального контроля, которая реализуется путем регуляции социаль­ных взаимодействий при разрешении конкретных проблем, связанных с дезор­ганизацией деятельности и отклонения от социальных норм.

Задание

На основании знаний, полученных при изучении социологии, дайте оп­ределение социального контроля.

Система контроля осуществляется, прежде всего, в интересах общества и государства и включает различные способы - от принудительного воздействия (например, на лиц, пренебрегающих родительскими обязанностями) до психо­логического влияния. В результате возникает противоречие между функцией оказания помощи и функцией контроля, которое может отражать противоречие между интересами человека и государства, общества, организации, малой груп­пы. Это противоречие присутствует в любом виде социальной помощи и долж­но разрешаться в интересах людей в процессе высокопрофессиональной дея­тельности ее субъектов.

Необходимость достижения оптимальной взаимосвязи между функциями


социальной помощи и социального контроля проявляется в социальной работе в осуществлении целого ряда ее более конкретных, специфических функций. Эти функции выполняют отдельные субъекты социальной работы - специали­сты и организации. К ним относятся диагностическая, прогностическая, про­филактическая, информационная, правозащитная, рекламная, коммуникатив­ная, организационная и другие функции (рис.2).

Основные функции


Социальная помощь


Социальный контроль


Специфические функции

Диагностическая

Прогностическая

Правозащитная

Профилактическая

Организационная

Информационная

Рекламная

Коммуникативная и др.

Рис 2. Функции социальной работы

Практическая деятельность, осуществляемая в пространстве социальной работы, реализуется посредством ее основных моделей. Существуют различ­ные основания для их классификации (34. С.192-193; 47. С.16; 80. С.71-77).

Так, исходя из соотношения объекта и цели социальной работы, рассмат­ривается:

социально-педагогическая модель, в основе которой лежит целена­правленное воздействие на детей, подростков, лиц с девиантным поведением с целью выработать у них определенные социальные качества;

когнитивная модель, которая строится на возможностях интеллектуаль­ного процесса личности. Объектом здесь выступает человек, способный к ос-


мыслению механизмов своего поведения, а целью - социальное конструирова­ние, развитие самосознания клиента, позволяющее ему впоследствии решать свои проблемы;

витальная модель, которая имеет целью усиление веры человека в воз­можность обеспечить нормальный уровень своей жизнедеятельности и одно­временно - в способности специалиста, его практическую и теоретическую грамотность. Объектом здесь является любой человек, нуждающийся в соци­альной поддержке для решения своих проблем.

Исходя из уровня, на котором оказывается социальная помощь, выделяет­ся:

структурная модель социальной работы, связанная с управлением ее системой, разработкой социальной политики, социальным прогнозированием и проектированием;

клиент-центрированная модель, ориентированная в основном на пси­хосоциальную работу, индивидуальное и групповое консультирование и реше­ние проблем клиента.

Исходя из соотношения цели и направления деятельности субъекта со­циальной работы, определяются модели социальной работы:

в основе которой лежит добровольная филантропическая и благотвори­тельная помощь как выражение личностного отношения субъекта к индивиду­альным и социальным проблемам;

целью которой является достижение личностью значимых результатов, изменение ее положения в обществе.

Наконец, с точки зрения содержания основной роли специалиста, выделя­ется:

воспитательная модель, в которой он выступает в роли социального педа­гога, эксперта и консультанта, дает советы и проводит консультации, оказывает помощь в усвоении информации, обучает социальным навыкам и умениям;

фасилитативная модель, когда специалист играет роль посредника, по-


мощника, помогая клиенту в ситуации жизненной трудности, стимулируя его саморазвитие путем мобилизации ресурсов и преодоления дезорганизации;

адвокативная модель, связанная с ролевыми функциями специалиста как социального адвоката, защищающего социальные и иные права клиентов и по­могающего им документально обосновать свою позицию, для чего специалист выступает от имени клиентов в различных областях деятельности (55. С.63).

Модели социальной работы имеют различное теоретическое обоснование, они применяются в зависимости от конкретного социального и личностного контекста и предполагают выбор собственных методов, средств и форм реали­зации. В пространстве социальной работы используются не только отдельные модели, нередко для решения проблемы клиента необходимо сочетание раз­личных моделей этой деятельности.

Выбор и формирование оптимальной модели социальной работы связаны с определением стратегических направлений развития социальной сферы обще­ства. Так, в современном российском обществе, по мнению исследователя Г.И.Осадчей, существуют альтернативы ее развития - либеральная и патерна­листская.

Либеральная модель представляет собой идеологию обеспечения мак­симально большей свободы каждому человеку в решении проблем, возникаю­щих при его взаимодействии с элементами социума. При этом государство, предоставив каждому человеку экономические, правовые, социокультурные предпосылки для мобилизации потенциала личности, слагает с себя ответст­венность за социальное воспроизводство.

Патерналистская модель воплощает идеологию, снимающую с людей заботу о решении социальных проблем, так как они решаются государством с учетом установленных в нем социальных приоритетов. Такой подход приводит к снижению в обществе уровня инициативы самих индивидов. По мнению Г.И.Осадчей, необходимая для российской социальной сферы модель должна опираться и на либеральную, и на патерналистскую доктрины. В этом случае возникает возможность обеспечить социальную стабильность общества, не


упуская из виду необходимость его дальнейшего развития (48. С.29-30).

Таким образом, сочетание либеральной и патерналистской моделей тре­бует от социальной работы адресной целевой ориентации, при которой госу­дарство обеспечивает достаточные предпосылки к тому, чтобы к социально-активным индивидам и группам была применена либеральная идеология, а для оказания помощи социально уязвимым группам населения - единственно воз­можная в этом случае патерналистская идеология.

Так как на среду жизнедеятельности человека существенным образом влияют не только социальные, но и природные переменные внешнего мира, под пространством социальной работы следует понимать не только социальную, но и социально-экологическую сферу. Специалисты отмечают, что общество и природа характеризуются генетическим, структурным и функциональным единством, вследствие чего они проникают друг в друга как противоположные стороны одной системы. Связь человека и природы реализуется в разнообраз­ной социальной деятельности, когда люди приспосабливают ее устоявшиеся формы к сложным ритмам биосферного процесса.

В современном социуме несущая способность природной и социальной среды многократно превышена, а его выживание происходит за счет сверхэкс­плуатации как человеческого потенциала, так и природных ресурсов. В связи с этим деятельность в системе социальной работы должна быть, в частности, на­целена на достижение социально-экологической безопасности структурно-функциональных связей в среде и на самосохранение ее субъектов (22. С.54-55; 104. С.34).

Расширенный взгляд на пространство социальной работы как на поле взаимодействия человека и окружающей его социоэкологической среды, нахо­дящееся в постоянном изменении, демонстрирует сложность задач данного ви­да практики. Следует указать на ее важнейшую особенность: социальная ра­бота ориентирована на оптимизацию социальных взаимодействий людей с учетом имеющегося социально-экологического потенциала, на совместное раз­витие естественных и искусственных основ их жизни.


2.2. Сущностные характеристики взаимодействий в системе

Социальной работы

По своей форме социальная работа представляет собой систему, главный компонент которой - человек, являющийся одновременно и субъектом, и объ­ектом социальной работы. Социальная работа - сложноорганизованная, само­организующаяся, открытая система, которая, как и другие живые системы, взаимодействует с внешней средой и обменивается с ней энергией, веществом и информацией. Благодаря взаимодействиям у системы появляются новые инте-гративные качества, не свойственные отдельным элементам и изменяющие ее характер и функции.

Плодотворным в изучении социальной работы как целостности является системный подход, который предполагает выявление и синтез ее структурно-функциональных связей и разнопорядковых взаимодействий.

Задание

Раскройте сущность системного подхода, основываясь на знаниях, по­лученных в процессе изучения курсов математики и концепций совре­менного естествознания, а также материала раздела 4.2. данного учеб­ного пособия.

Статическая составляющая системы социальной работы связана с ее структурой и уровнями.

В качестве элементов структуры социальной работы исследователи на­зывают субъект; объект; цели; средства; функции; сам процесс социальной ра­боты и управление эти процессом (49. С. 17; 74. С.66). При этом каждый из элементов структуры выступает и причиной, и следствием развития других ее элементов.

Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социаль-


ной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях (47. С.16;74. С.68;99. С.11).

На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изме­нения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный, где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных инсти­тутов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует соци­альные отношения, касающиеся развития социального законодательства, рег­ламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы фе­деральных органов социальной инфраструктуры и пр. Содержанием социаль­ной работы здесь является формирование и осуществление социальной поли­тики, направленной на обеспечение социального здоровья общества.

На мезоуровне, т.е. муниципально-региональном социальная работа про­водится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработ­кой концепции социальной защиты населения территории (области, края, на­циональной республики, муниципального округа и т.д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреж­дений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономиче­ской и иной помощи социально уязвимым слоям населения. Их деятель­ность определяется спецификой региона, города и т.п., которая формирует при­оритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач.

На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная ра­бота означает работу со случаем, помощь индивиду или малой группе, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непо­средственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей.

Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уров-


не выступает социальное взаимодействие, ориентированное на изменение и развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим соци­альным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы (86. С.85). В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения соци­альных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой.

Динамическую составляющую системы социальной работы характеризу­ют ее особенности как социального процесса. Процесс можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определен­ных целей и решение необходимых для этого задач. Серия социальных явлений рассматривается в виде процесса, если они происходят в едином времени, предшествующие обусловливают последующие, а итогом их являются опреде­ленные устойчивые состояния.

С точки зрения содержания деятельности, социальная работа может быть представлена в качестве процесса взаимодействия субъектов и объектов социальной работы. Российский ученый В.А.Никитин характеризует социаль­ную работу следующим образом - это многофакторный и многоуровневый процесс взаимодействия людей, со своими этапами, скоростью и ритмом (45. С.28). Этот процесс разворачивается между элементами систем «человек-человек», «человек-группа», «группа-общество» и т.д. Взаимодействия здесь выступают как средства социального конструирования общества, обеспечи­вающие позитивные социальные изменения, и необходимую помощь в социа­лизации и ресоциализации его членов. Признаком оптимального протекания процессов в социальной работе следует считать эволюцию социальных отно­шений ее участников. Следовательно, социальная работа имеет процессное, диалогическое, субъект-субъектное начало, объединяющее людей в процессе деятельности прямыми и обратными социальными связями и наделяющее кли­ента правом участия в решении своих проблем.

Взаимодействия в системе социальной работы носят универсальный ха­рактер. Их специфика заключается в том, что при решении социальных про-


блем прямо или косвенно затрагиваются все виды общественных отношений и деятельности людей. Этот интегрированный и многофункциональный вид дея­тельности включает в себя множество форм и направлений, использует различ­ные технологии и методы, отвечая на разнообразные запросы ее объектов. Со­ответственно, от социального работника требуются знания и умения по широ­кому кругу вопросов в области социальной защиты, помощи и социальной по­литики.

Специалисты решают проблемы регуляции межличностных и межгруп­повых отношений в семье, организации, микрорайоне; коррекции девиантного поведения; предупреждения и локализации конфликтов; социального консуль­тирования; организации социального обслуживания; социального проектирова­ния и пр. В процессе изменения в среде деятельности появляются новые требо­вания, поэтому функции, технологии, формы социальной работы постоянно об­новляются. При этом универсализм конкретного вида помощи и поддержки имеет четкие предметные и пространственно-временные границы, связанные с содержанием проблем клиентов и социальными условиями их решения в обще­стве.

Интенсивность изменений современного социума обусловливает иннова­ционный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современ­ный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуж­дается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества.

Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятель­ности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.


Поскольку процесс развития социальной работы в России является инно­вационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способст­вующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повы­шению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления ново­введения; инновационные установки непосредственных участников социаль­ных взаимодействий и др. (95).

При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.

Задание

На основе знаний, полученных во время прохождения ознакомительной и учебной практик, приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы.

Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их по­среднический характер. Он выступает следствием интегральности, погранич-ности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, на­правленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, соци­альный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индиви­да от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой - он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социаль­ной политике.


Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждения­ми, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только ин­тересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как по­средник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содейству­ет эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем.

В результате установления и поддержания необходимых контактов с дру­гими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инст­рументарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посредни­ческой деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента (46. С.11, 74. С.55-57).

Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуаль­ного начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм сис­тем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.063 с.)