Федеральный реестр туроператоров: ответственность туроператоров при наступлении гражданско-правовых отношений с туристом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный реестр туроператоров: ответственность туроператоров при наступлении гражданско-правовых отношений с туристом.



Туроператор — организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта. В настоящее время в Российской Федерации туроператорскую деятельность могут вести только юридические лица, внесенные в единый федеральный реестр туроператоров при наличии у них договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Единый федеральный реестр туроператоров — официальный список юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации, имеющих право на совершение туроператорской деятельности. Необходимым документом для включения в реестр является договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. В реестре содержатся название компании-туроператора, ее адрес, сведения об учредителях, документ о внесении в ЕГРЮЛ, документ о простановке на учет в налоговом органе, ИНН, руководитель, размер финансового обеспечения, номер договора ответственности или банковской гарантии, сфера деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм), адреса структурных подразделений. Осуществление туроператорской деятельности лицами и организациями, не внесенными в федеральный реестр не допускается.

В связи с законодательным разделением понятия «туристская фирма» на «туроператоров» и «турагентов» возникают вопросы по возложению на них гражданско-правовой ответственности. В туристском законе определено, что туроператор обеспечивает формирование, продвижение и реализацию туристских услуг, а турагент – только продвижение и реализацию. Соответственно турагент не принимает участия в организации тура, в отличие от туроператора. Однако, выступая посредником, между туристом и туроператором, при реализации туристских услуг сформированных последним, турагент при заключении туристского договора с туристами может выступать от своего имени и за свой счет (например, при закреплении отношений между турагентом и туроператором на основе договора комиссии). В этом случае он предстает перед туристом в качестве стороны сделки и несет бремя обязательств и ответственности. Несмотря на то, что непосредственная организация тура (формирование услуг размещения, питания и развлечения в единый тур) принадлежит туроператору, вопросы к качеству и срокам предоставления тура должны предъявляться к турагенту, если он выступает стороной туристского договора. Однако, если турагент осуществляет только деятельность по подысканию клиентов для туроператора, без последующего оформления тура от своего имени (например, при закреплении отношений между турагентом и туроператором на основе договора поручения), то претензии по договору должны предъявляться к туроператору, который выступает стороной туристского договора.

Судебная практика подтверждает право туриста обращаться с претензиями и привлекать к гражданско-правовой ответственности турагента фактически не осуществляющего формирование и организацию тура, но выступающего в качестве стороны договора об оказании туристских услуг.

Представляется, что подобное положение ограничивает права турагента и завышает уровень его гражданско-правовой ответственности перед туристом. Фактически, не принимая участие в формировании и организации туристского путешествия, не оказывая непосредственного влияния на качество туристских услуг и своевременность оказания, на турагента возлагается безвиновная ответственность. Для установления равенства сторон (туроператора и турагента) гражданско-правовых отношений турагенту предоставлено право регрессного требования к туроператору.

Думается, что турагент, выступающий стороной туристского договора, но фактически не имеющий возможности повлиять на исполнение туристского договора, в случае предъявления к нему претензий и исковых требований со стороны туриста, должен привлечь к участию в деле туроператора и предъявить к нему регрессные требования.

В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей потребители - туристы находятся в более выгодном процессуальном положении, чем туристические фирмы, что обусловлено самой сутью туристской деятельности: туристские фирмы формируют и реализуют – туристы оплачивают и потребляют.

В п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» прямо указывается: потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителя, и иные группы потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины. А значит, турист может без ущерба для себя подать любое количество исков. И если суд установит, что предъявленные требования необоснованны, - потребитель - турист - ничем не рискует.

Вторым положительным процессуальным моментом для туриста является закрепление в Законе «О защите прав потребителей» так называемой альтернативной подсудности (подсудности по выбору истца). Это значит, что иски к турфирмам предъявляются в суд по истца по месту жительства истца, или по местонахождению ответчика, или по месту причинения вреда.

Менее значимым для туриста, но неблагоприятным моментом для турфирм является то, что суд, удовлетворяя законные требования истца, может взыскать с турфирмы штраф в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»). Указанный штраф зачисляется в федеральный бюджет. В том случае, если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, 50 процентов суммы взысканного штрафа перечисляется указанным объединениям.

Тем немее, в настоящее время появился механизм гражданско-правовой защиты туристских фирм - страхование гражданско-правовой ответственности. Страхование гражданско-правовой ответственности туроператоров/турагентов имеет целью защиту имущественных интересов туристических фирм от претензий со стороны туристов за некачественное предоставление туристических услуг. Объектом страхования является гражданско-правовая ответственность туристской фирмы по договору на оказание туристских услуг. В качестве страхового случая выступает факт возникновения у туристской фирмы обязанности возмещения ущерба, причиненного им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора на оказание туристских услуг.

Несмотря на то, что страхование гражданско-правовой ответственности может защитить туристскую фирму от притязаний туристов, турфирма не сможет полностью ограничить свои потери. Страховая выплата осуществляется только относительно реального ущерба, понесенного туристом в результате наступления страхового случая, и не подлежит компенсации моральный вред. Соответственно, полностью защитить турфирму может только сама турфирма при помощи осуществления качественной и законной деятельности.

 

90. Ценовая политика в туризме. Структура цены туристского продукта.

Ценовая политика - это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

На сегодняшний день нет единого определения сущности цены. Каждая экономическая теория дает свое определение.

Сущность цены проявляется в следующих функциях: 1.Распределительной, выражается в том, что с помощью цен, созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса. 2. Стимулирующей, цены экономически развивают производство и потребление одних услуг и сдерживают производство и потребление других, а также стимулируют повышение качества обслуживания, освоение новых видов туристских услуг, обеспечивают повышенную рентабельность новых услуг по сравнению с ранее оказываемыми. 3. функции ориентации, проявляется в том, что цена дает необходимую информацию как для покупателя услуги, так и для ее продавца.

Политика цен – она представляет собой общее руководство по установлению цен и включает в себя основные принципы и правила, используемые для установления цен. Политика цен может разрабатываться как на длительный срок, так и приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Разработка политики цен на турпродукт, осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития туристской фирмы.

К внешним факторам относятся: состояние покупательского спроса; платежеспособность покупателей, их интересы, привычки, вкусы, поведение конкурентов; экономическая политика государства; политическая ситуация и др.

Внутренние факторы включают: увеличение прибыли от производства и реализации турпродукта; желание туроператора уклоняться от обвинения в монополизации; заинтересованность туроператора и турагента в увеличении своей доли на рынке или темпов роста производства и реализации туристского продукта, даже за счет снижения доходов; стремление избежать банкротства; желание поднять свой имидж (престиж), а не увеличить доход и др.

Приступая к ценообразованию, туроператор должен, прежде всего определить, каких целей он хочет достичь посредством продажи данного продукта. Часто оказывается, что этих целей несколько, причем их выполнение возможно в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе. Цели ценовой политики соотносятся между собой, но далеко не всегда совпадают. Более того, их достижение происходит в разное время и при различной цене. В неустойчивых условиях переходной экономики чаще всего преобладает цель краткосрочной максимизации прибыли. Однако все названные цели должны, в принципе, служить достижению более общей доминирующей цели – долгосрочной максимизации прибыли.

Цена – это мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж. Однако это влияние имеет свою специфику, которая обусловлена следующими моментами: потребление туристского продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта) самостоятельную ценность и которого у него не так уж много. Отсюда особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене туристского продукта.

На туристском рынке возникают ситуации, когда турист в отдельные места туристского отдыха не поедет из-за низкого качества услуг и высокой цены на туристский продукт; между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха. Это находит свое отражение в политике цен на туристский продукт. Например, вводится специальное дополнительное страхование туристов, купивших турпакет, от инфляции, плохой погоды и др. Эта система применяется только до определенного времени; цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Цена тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туроператора.

Методы ценообразования в туризме.В настоящее время экономисты используют три метода ценообразования:1) на основе издержек, или затратный метод. Он построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. 2) с ориентацией на спрос – метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. Обычно цена и спрос находятся в обратной зависимости друг от друга, но по особо престижным товарам картина может быть противоположной. В данном случае цена служит для потребителя признаком эксклюзивного качества. Но и в этом случае есть верхний предел повышения цены, после которого начинается снижение спроса, так называемый потолок цен (максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную туристскую услугу). 3) с ориентацией на уровень конкурентов – метод, достаточно характерный для туристских организаций. Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками, – это и есть «поле игры» предпринимателя по установлению цен. Внутри такого пространства на передний план выдвигается новый фактор – позиции и поведение конкурентов, цена и качество их аналогичных товаров.

Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприниматель должен по возможности объективно определить позиции своего товара по отношению к товарам конкурентов. От результатов этого анализа зависит решение вопроса, можно ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или, напротив, преимуществом данного товара будет его более низкая цена, а может и равноценная. Кроме того, здесь важно предусмотреть ценовые реакции или ответ конкурентов на появление нового товара на рынке. Его отличительная особенность – отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами. Существуют материальные затраты, которые включают: 1) расходы на организацию новых туристских продуктов, маршрутов, услуг в период их освоения. 2) затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, производством работ, продукции, обусловленные технологией и организацией процессов обслуживания туристов и экскурсантов (расходы на организацию набора группы, аренда помещения); 3) затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии обслуживания туристов и организацией производства, а также с улучшением качества туристского продукта (содержание офиса, расходы на оплату IT-систем, расходы по повышению квалификации персонала, стажировки, рекламные туры); 4) расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований в помещениях по обслуживанию туристов; 5) расходы на проведение рекреационных работ, направленных на поддержание территории туроператора в надлежащем экологическом и санитарном состоянии. 6) Затраты на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала туристского предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в св2язи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. 7) Прочие затраты.

К прочим затратам относятся: налоги, сборы и другие платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; расходы на содержание работников и других структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности; оформление документов для выезда за границу; расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала.

Ценовая политика – это искусство управления ценами и ценообразованием, искусство устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения товара и фирмы на рынке, чтобы поставленные цели были достигнуты. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии и должна рассматриваться только в контексте общей политики фирмы.

Ценовые стратегии фирмы – это определение (выбор) фирмой из всех возможных направлений действий в области ценообразования главного, обеспечивающего достижение поставленной цели в каждом конкретном месте и в конкретный временной отрезок. Ценовые стратегии не являются одноразовым действием, надо постоянно проверять их эффективность и при необходимости пересматривать их. Ценовые стратегии являются неотъемлемой частью стратегий в области разработки товара, его качества, распространения и продвижения.

Цена является постоянным и важным элементом комплекса маркетинга. Роль цены в достижении фирмой поставленных целей зависит от ряда факторов: структуры рынка, типа товара, эластичности спроса, размера фирмы, конкретной рыночной ситуации.

 


[1] В 1708 г. после разделения России на 7 губерний Тобольск становится губернским городом, а с 1782 г. центром Западно-Сибирского наместничества, состоявшего из двух областей – Тобольской и Томской. В XVIII в. Тобольску подчинялась территория Российской империи от Уральских гор до Америки, включая Аляску. В 1621 г. в Тобольске была основана епархия, превратившая Тобольск в духовную столицу региона. В конце XVII в. началось строительство Кремля, единственного на всей территории Зауралья. XVIII век – самый блестящий период в истории Тобольска. В городе бурно развивается торговля, промыслы и ремесла (начинает работать оружейный завод, начинается первое в Сибири производство бумаги и стекольное производство).

[2] В 1807 г. из Тобольской губернии выделилась Тюменская. В 1838 г. Главное управление Западной Сибири переместилось в Томск.

[3] Наиболее характерной особенностью ландшафтов юга Тюменской обла­сти является обилие озер и болот, занимающих западины, котловины, плоские участки водораздельных пространств, межгривные понижения и ложбины.

[4] Среди наиболее известных памятников природы: левобережная пойма Иртыша в районе Тобольска, роща Декабристов в Ялуторовске, загородная роща в Тюмени, озера Боль­шой и Малый Тараскуль. Более половины памятников природы на территории юга Тюменской области — лесные массивы: кедровый бор у деревень Ломашево и Винокурово, кедровая роща Журавских, Полуяновский кедровый бор и др. По экспертному мнению, соседний регион- крайний восток Челябинской области, со множеством озёр, менее популярен у отдыхающих по причине однообразия рельефа Западно-Сибирской равнины. Здесь основные виды рекреационной деятельности — рыболовство и сезонная охота на водоплавающую дичь.

[5] По данным Статистического сборника ФСТС «Туризм Тюменской области», 2005 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.015 с.)