Билет 2. Новаторство поэтики Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 2. Новаторство поэтики Пушкина



 

А. С. ПУШКИН (1799—1837)

Каждая национальная культура "имеет своего главного представителя, от которого, как от исходного пункта, ведет она свое начало. В нем, как в фокусе, совмещаются ее художественные и моральные задачи", — писал Ап. Григорьев. Пушкин — центральная фигура в истории отечественного искусства. Он приходит в начале нашего пути, в начале самопознания русского общества и определяет его дальнейшее движение. Пушкин "явление чрезвычайное", "явление пророческое". Вся отечественная словесность может рассматриваться и осознаваться как "Пушкинский дом".

Наверное, нет в русской культуре имени, которое так целостно и так исчерпывающе выразило бы судьбу нашего просвещения.

На реформы Петра Россия ответила гением Пушкина: эта мысль Герцена точно выражает исторически сложившуюся ситуацию отечественного искусства. Россия, став частью общеевропейского пространства в начале XVIII века, по-своему осмысляет европейскую систему ценностей. Обретение опыта многовековой западной гуманистической цивилизации, создание светской культуры, пронизанной "вечной стихией мистицизма", стремление вырваться за пределы ученичества — все, что искало своего русла, самобытного пути на отечественной почве, пришло к совершенству, к гармонии и к завершенности в творчестве Пушкина. Накопление сил, которое происходило в эпоху "юности" нашего искусства, разрешается с его приходом. Крупнейшие художники допушкинской поры — Сумароков, Фонвизин, Карамзин, Державин или Жуковский интересны для нас как явления самостоятельные, но одновременно — это те "шаги", которые совершала русская культура на пути к воплощению идеала. Пушкин — это мощный взлет, вершина в национальном самоопределении. Начиная с Пушкина история отечественного искусства становится фактом европейской цивилизации. Русская культура включена теперь не только Петром в географические, экономические, политические и т.д. связи, но она включена Пушкиным в общеевропейский духовный концерт. Творчество Пушкина распахнуло эстетическое пространство и время, безгранично расширяя его горизонт. Достоевский назовет основополагающей чертой нашей культуры "всемирность", отзывчивость, способность "перевоплощаться" в дух "чужих народов". И одновременно с Пушкина начинается истинно самостоятельная биография русской словесности. Достоевский и Толстой, Гоголь и Островский, Некрасов и Фет, Чехов и Бунин, Ахматова и Блок — эти не схожие между собой художники черпали силы, вдохновение, темы (иногда бессознательно) в гении Пушкина, вышли из этого корня. Пушкин — это исток и вместе с тем — вершина, кульминация, определяющая дальнейшее движение, будущее русского искусства. И всякий раз, возвращаясь к истоку, возникает необходимость сделать попытку проникнуть в "тайну, которую нам суждено разгадывать", осмыслить свое прошлое и увидеть перспективы пути. И каждый раз общество, его культурная часть просыпается от спячки, чтобы проговорить важные, "проклятые" вопросы, которые переходят из поколения в поколение. Это требует духовного подъема и глубины, не формального, а сущностного постижения жизни. Серьезное, вдумчивое чтение или театральная интерпретация пушкинского наследия является попыткой разгадать тайну Истины и Красоты.

Ап. Григорьев говорил, что "Пушкин — это наше все", что это "полный очерк нашей народной физиономии". "Наше все" — не только в искусстве, в разнообразной великой русской культуре. Но и с точки зрения отдельной личности: подлинное изучение Пушкина — очень интимный, глубоко душевный процесс "строительства себя", установления в себе духовного центра, идеального миросозерцания. Это то, к чему можно идти и без чего невозможно существовать. Поэт предлагает узнать и поверить, что счастье есть жизнь, научиться ценить каждый ее миг; испытывая стыд за искажение одухотворенного образа, все равно любить жизнь, не поддаваться уничтожающему безверию. Пушкин обладает этим уникальным даром.

Пушкин воплощает в себе ту высоту в искусстве, которая до сегодняшнего дня еще не была достигнута. Пушкин — это грандиозный масштаб, духовный объем, он поэт целостной картины бытия. Его творчество есть выражение светлого, здорового, гармонического миросозерцания. Пушкин — художник, который философски, этически умеет примирить все стихии жизни, соединить в едином образе мира, в художественной модели действительности абсолютно разнонаправленные силы, полярные свойства характера, пласты жизни, мышления, культуры. "Внутренний объем" личности Пушкина настолько велик, он видит жизнь в таком разнообразии и богатстве красок, конфликтов, ощущений, что его мир есть своеобразный космос, "вселенная". Его сила — в полноте бытия. Поэт изначально знает, что в мире есть красота и уродство, трагедия и счастье, порядок и хаос, протест и покорность... Он умеет угадать в одном явлении истинную духовность и жуткое падение, абсолютный "низ", но и порыв "вверх"; одновременно умеет подняться до пафоса бесконечности и снизить его насмешкой или иронией. Сам Пушкин мужественно и смиренно, как истинный христианин, принял смерть на взлете жизненного пути. Радость может быть познана через несчастье и горе, а красота через уродство и заурядность, но и то и другое есть жизнь, и то и другое есть существование человека на земле. Это и есть всепоглощающая целостность и объективность. Закономерно, что Пушкин не умещается ни в одну художественную или идеологическую доктрину. Правда лишена односторонности. И эта мудрость делает Пушкина "олимпийцем" в русской культуре, "солнцем русской поэзии".

Невозможно переоценить глобальность эстетической реформы Пушкина. Ее смысл заключается в коренном изменении типа, способа художественного мышления, отношения искусства к основным категориям бытия. Пушкин переходит от монологического к полифоническому мышлению, создает мир, в пространстве которого объединяются и примиряются различные голоса, позиции, точки зрения. Мир, в котором каждый голос важен и имеет самостоятельную ценность, где нет второстепенных героев и периферийных сюжетов. В основу пушкинского метода положен принцип объективности. Не случайно он приходит к драматургии — литературной форме, где минимально звучит монологический голос автора. И. Киреевский писал в 1828 году, что "Пушкин рожден для драматического рода. Он слишком многосторонен, слишком объективен, чтобы быть лириком; в каждой из его поэм заметно невольное стремление: дать особенную жизнь отдельным частям, стремление... <...>...необходимое, драгоценное для драматика". Поэт стремится исследовать действительность всесторонне; он делает понятия полноты, объема, целостности бытия предметом эстетического анализа. Это закономерно ведет Пушкина к отрицанию тенденциозности, крайнего субъективизма как в мысли, так и в творчестве. Поэтому он противостоит болезненности и догматизму, схематизму и идеализации в искусстве. Свобода мышления, по Пушкину, не есть вседозволенность, свобода адекватна объективности и всеохватности. Любые правила и нормы подчиняют художника, заковывают его в стилистический или идеологический "корсет". Для Пушкина первостепенно ощущение потока жизни. Способность слышать меняющееся время "в пении петухов или жаворонков" (М. М. Бахтин), в умирании или пробуждении природы, в народных традициях и исторических конфликтах — неотъемлемое свойство истинного художника. В статье 1830 года "О народной драме и драме “Марфа Посадница”" Пушкин формулирует свою позицию: "Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения,никакого предрассудка любимой мысли. Свобода".

Свобода как основополагающий принцип пушкинского метода категорически отрицает морализаторство и дидактику в творчестве. Пушкин никогда не видел в искусстве урок, на чем так настаивали классицисты и сентименталисты. Он, как и романтики в целом, отказывается от нравоучения в искусстве. Поэт моделирует новые отношения между автором и публикой. Пушкин не подавляет жесткостью концепции, не настаивает на "любимой мысли", не загоняет в коридор тенденциозности. Он выстраивает отношения уважения и доверия к читателю-зрителю. Пушкин верит, что читатель способен понять любую мысль самостоятельно, главное — задать вопрос и искать ответ. Он не ставит точку, а создает открытые финалы, дает возможность по-разному толковать события, свободно осмыслять поступки персонажей, повороты сюжета. И Пушкин не боится, что его неправильно поймут, что его исказят, — он вообще ничего не боится. Этот "олимпиец" никогда не ощущал себя воспитателем поколения, пророком и судьей. Он владел даром понимать полифонию жизни и существовать в диалоге.

Между тем необходимо говорить о театре Пушкина как целостном явлении, о его поэтике, о творческом методе драматурга

Конспект НС:

Пушкин совершенно отдеьное явление в Русской литературе.

«Наединицу слова множество смыслов» -О нем Гинсбург

Попытка расшифровать Пушкина выстраивает целостное миросозерцание. №Пушкин явление пророческое. Он приходит в начале пути и освещает наш путь» -Достоевский- «Умирая так рано, Пушкин оставил тайну, которую суждено разгадывать».

Пушкин – это средство задуматься над всем. «Пушкин это русский человек через 200 лет».

На гений Петра Россия ответила гением Пушкина.

У Пушкина были первые всенародные похороны. «Солце русской поэзии погасло» -Одоевский.

Всю русскую литературу можно рассматривать как «пушкинский дом» (роман Битова).

Новаторство и принципы творчества;

1.Свобода и 2.Обьективность (в желании и способности видеть мир в его полифонии и каждое отдельное евление в полифонии. Учитывать разнообразие каждого отдельного явления. 3. Полифония(грандиозный переворот Пушкина – от монофонического мышления к полифоническому. Все три пункта очень взаимосвязаны.

Пушкин понимает падение и низость человека и любит его. Жизнь страшна и так же ценна. Радость бытия и трагизм и закономерность жизни и смерти. Пушкин – это обсалютная гармония мушления, личность, способная полноту бытия воплотить в жизни. Здоровое и оптимистическое миросозерцание. Он выстраивает диапозон мысли и доверительные отношения со своим героем. Достигать Пушкина можно бесконечно. Осн. Закон творчества – условность (Из Марфы посадницы). Правда не в правдоподобии. Главное для него «Истина страстей, правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах» (это две важнейшие категории режиссуры 20го века Мейерхода и Станиславского).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.007 с.)