Факторы, которые влияют на эффективность использования торговых площадей магазинов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, которые влияют на эффективность использования торговых площадей магазинов



Под эффективностью понимается соотношение эффекта (результата), что достигается за счет выполнения отдельных технологических или технических мероприятий по расходами материальных, трудовых и финансовых ресурсов на его достижение. Эффективность может выражаться в дополнительной сумме товарооборота, валового дохода и прибыли снижения суммы расходов обращения, улучшение условий работы, повышение уровня культуры обслуживания.

Для анализа эффективности используют материально-техническую базу и торговые площади в частности разные показатели, основными из которых есть: товарооборот, валовой доход, прибыль, количество обслуженных покупателей на протяжении рабочего дня, количество произведенных покупок, товарооборот на 1 м2 торговой площади, товарооборот на одного работника (производительность работы) прибыль на одного работника, а также уровень культуры (качества) торгового обслуживания потребителей розничного торгового предприятия.

На эффективность использования розничной торговой сети в первую очередь влияют следующие факторы:

1. Использование в практике торгового обслуживания прогрессивных форм (методов) продажи товаров - самообслуживание, торговли по образцам, торговле по заказам. Эти формы в сравнении с индивидуальной формой обслуживания (через продавца) разрешают разместить в торговом зале значительно больше товарного ассортимента, увеличить пропускную способность торгового предприятия, сократить расхода времени покупателей на приобретение товаров повседневного спроса и улучшить качество торгового обслуживания. Анализ работы розничной торговой сети магазинов «Обжора» города Донецка, переведенных на использование розничной продажи товаров методом самообслуживания показывает на значительные повышения товарооборота отдельных товарных групп (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, бакалейные товары). При этом расхода времени покупателей на приобретение комплексных покупок сократилось на 10 %, а пропускная способность предприятия увеличилась на 20 %. Значительный эффект в виде увеличения товарооборота на 1 м2 и на одного работника обеспечивается при использовании метода розничной продажи по заказам-каталогам
Использование данной формы розничной продажи в магазинах по реализации мебели, синтетических изделий, строительных материалов и др. обеспечивает полнее удовлетворение спроса и при постоянных торговых площадях и численности работников оказывает содействие росту товарооборота и доходов розничного торгового предприятия.

2. Эффективность использования торговых площадей во многом зависит от рационального размещения предприятий торговли на территории города. Выбор месторасположения магазина с учетом его торговой площади и ассортиментного профиля в значительной мере влияет на эффективность работы розничного торгового предприятия. Важным фактором при построении торговой сети, которая реализует товары повседневного спроса, есть максимальное приближение магазинов к потребителям и равномерное размещение в жилых зонах города. При этом размер торговой площади магазинов увеличивается в меру роста контингента обслуженного населения. Однотипные по ассортиментному профилю магазины, расположенные в разных зонах города (жилой массив, транспортная магистраль, центральная часть) будут иметь значительные отклонения основных показателей эффективности работы. Имеющиеся данные исследования показателей работы магазинов типа «Гастроном» показывают, что товарооборот на 1 м2 и на 1 работника в магазинах центрально-городской зоны на 30-50 % выше, чем в розничных торговых предприятиях жилой зоны.

3. Повышение эффективности использования торговых площадей может быть обеспечено за счет увеличения площади торгового зала в общей площади магазина. Действующая практика массовой реконструкции перепроектировки городской торговой сети в рыночных условиях показала на значительные резервы увеличения торговых площадей за счет сокращения других функциональных помещений магазинов (помещений для хранения, административных и подсобных). Это особенно актуально для встроенных в жилые дома магазинов, где торговые площади имеют ограниченный удельный вес (до 40 %) в общей площади магазинов. Увеличение площади торгового зала обеспечивает расширение товарного ассортимента, увеличение количества услуг, которые предоставляются потребителям (кафетерии, предыдущие заказы зоны отдыха и др.), что оказывает содействие формированию привлекательности торгового предприятия и росту основных показателей его торгово-оперативной деятельности.

4. На эффективность использования торговой площади магазинов значительное влияние придает значение установочной и демонстрационной площади, которое определяется величиной соответствующих коэффициентов. Оптимальное значение этих показателей зависит от используемых форм продажи товаров и интенсивности покупательных потоков. При использовании самообслуживания эти показатели должны иметь следующие величину: коэффициент установочной площади (Куст) должен быть равный 0,30-0,32, коэффициент демонстрационной площади (Кдем) должен составлять 0,72-0,75.Для крупных универмагов и супермаркетов где наблюдается высокая интенсивность покупательских потоков, необходимо иметь большие основные проходы в торговом зале, а также для магазинов используемых индивидуальную форму продажи товаров коэффициент установочной площади может быть уменьшен к значению 0,27-0,30. При этом демонстрационная площадь может быть увеличена за счет использования более ёмкого торгово-выставочного оборудования и высоты стеллажей в супермаркетах. Кроме того, в этих магазинах демонстрационная площадь может быть увеличена за счет более широких полок (до 0,6 м) этих стеллажей.

5. К числу важных факторов повышения эффективности использования торговых площадей относится разработка оптимального режима роботы магазина, с учетом его ассортиментного профиля и месторасположения на территории города (жилая зона, центральная часть города, автотранспортная магистраль). Установленный режим работы должен обеспечить улучшение использования календарного рабочего времени, которое измеряется коэффициентами изменяемости и непрерывности. Этот фактор должен быть максимально использован, поскольку анализ работы отдельных магазинов, расположенных за пределами центральной зоны города, не обеспечивает максимальное использование пропускной способности торговой сети. Продолжительность рабочего дня этих магазинов должна корректироваться с учетом поры года, путем сокращения рабочего дня (до 19.00) - в зимний период года и увеличение (до 20.00-21.00) в летний период. В первую очередь это должно распространиться на розничную торговую сеть по реализации товаров повседневного спроса. Кроме того, несмотря на то, что большинство магазинов перешло на режим работы без перерыва, отдельные торговые предприятия, особенно в городах областного подчинения, работают с перерывом, который создает относительные неудобства для отдельных категорий покупателей.

6. Правильный выбор форм специализации розничной торговой сети, в значительной мере влияет на эффективность использования торговых площадей. Изучая этот фактор, необходимо иметь ввиду особенности спроса на продовольственные и непродовольственные товары.

В продовольственной торговле, для которой основным условием осуществления покупок потребителем является комплексность ассортимента товаров повседневного спроса, покупателям удобнее приобретать товары в магазинах с универсальнымассортиментом товаров (хлебобулочные изделия, молоко, мясопродукты и др.) Это в значительной мере сокращает расход времени на оформление комплексной покупки. Поэтому, такие магазины как супермаркет, универсам, гастроном е наиболее привлекательны для основной массы потребителей. Данные выборочных обсследований торговой сети специализированных и универсальных магазинов по реализации продовольственных товаров, свидетельствуют, что товарооборот на 1 м2 торговой площади универсальных магазинов на 10-15 % выше, чем в специализированных по аналогичным товарным группам. Поэтому специализация в продовольственной торговле должна быть ограничена и использоваться при реализации отдельного ассортимента товаров: рыба, табака и кондитерские изделия. Совсем другой подход необходимый к специализации непродовольственных магазинов где основными условиями осуществления покупок для потребителя есть широта внутригруппового ассортимента, количество разновидностей отдельных товарных групп. Практика торговли и анализа работы непродовольственных магазинов свидетельствует о большой эффективности использования торговой площади в магазинах с товарно-отраслевой и комплексной специализацией. Товарооборот из расчета на 1 кв.м. торговой площади в этих магазинах на 25-40 % больше, чем неспециализированной торговой сети.

7. К числу перспективных факторов, содействующих повышению эффективности использования торговой площади магазинов, которые реализуют товары повседневного спроса есть выпуск собственной продукции. Эта деятельность дает значительный эффект в крупных торговых предприятиях типа супермаркет, торговый центр и торговый комплекс, при больших объемах производства хлебобулочных изделий, мясных, рыбных, овощных полуфабрикатов, мучних изделий, салатов, солений и др. Выпуск собственной продукции обеспечивает расширение ассортимента товаров в торговом предприятии, оказывает содействие росту товарооборота и доходов, сокращает потребность предприятия в собственных оборотных средствах при расчетах с поставщиками. Анализ работы отделов кулинарии и полуфабрикатов крупных супермаркетов показывает, что данный ассортимент обеспечивает прирост товарооборота в размере от 8 до 10 %. Особенно большой спрос данный ассортимент имеет у потребителей в предпраздничные и выходные дни, при проведении разного рода мероприятий и отдыхе. Кроме, того, по данному ассортименту может эффективно использоваться отдел заказов для населения и мелкооптовая торговля другим розничным торговым предприятиям. Все это, безусловно, оказывает содействие повышению эффективности использования торговых площадей супермаркетов и торговых комплексов.

8. Дополнительным товарооборотом что также отображается на повышение эффективности торговых площадей есть организация работы кафетериев в магазинах разной специализации, расположенных в местах формирования миграционных потоков потребителей, в зонах концентрации учебных заведений, разного рода учреждений, на остановках общественного транспорта. Особенно эффективная работа кафетериев в продовольственных магазинах, поскольку в его ассортимент в основном включается молочные товары, кондитерские изделия, напитки, куры гриль и др., которые есть в наличии в магазине и не требуют дополнительных расходов по их поступлению.

Указанный перечень факторов, которые влияет на повышение эффективности торговых площадей может быть дополнен с учетом типа магазина, его ассортиментного профиля, месторасположения и масштабов деятельности. Сюда могут быть отнесены и удобства парковки автотранспорта, наличие рекламы и информации о товарах их услугах, наличие зон отдыха и детских развлечений, высокий уровень культуры обслуживания и др.

 

РАЗДЕЛ 4

ОБУСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВАНИЙ МАГАЗИНОВ

4.1. Ключевые термины

Материально-техническая база - здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция)

Технологическое и торговое оборудование, инструменты и другой инвентарь.

3.Торгово-технологический процесс - совокупность взаимосвязанных и последовательно выполняемых операций, целью которых являются доведение товаров надлежащего качества к покупателям с наименьшими расходами работы при высоком уровне торгового обслуживания.

4.Под операцией понимают часть торгово-технологического процесса, выполняемого на одном рабочем месте одним или несколькими работниками.

5.Под товарным потоком на розничном торговом предприятии понимается движение товаров от момента поступления во вручение проданного товара покупателю. Товарный поток включает систему взаимосвязанных, последовательно выполняемых операций с товаром.

6.Реконструкция действующих торговых предприятий - переустройство существующих объектов без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с усовершенствованием технологий и повышением технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса.

7.Полная реконструкция - перепланирование большей части основных и вспомогательных помещений с изменением внутренних капитальных стен, в обновлении торгово-технологического оборудования и т.п..

8.Частичная реконструкция - замена лишь некоторых конструктивных элементов, несущих конструкций отдельных помещений и т.п..

9.Устройство магазина - конструктивные особенности здания, наличие, соотношение и планирование помещений, а также их технологическое оборудование.

9.Планировка магазина - размещение и взаимосвязь торговых, для хранения и для подготовки товаров к продаже, подсобным, служебных и бытовых.

10.Технологическое планирование магазина - планирование магазина и размещение торговых помещений, технологического оборудования в зависимости от организации торгово-технологического процесса магазина.

11.Типичный проект - проектно-сметная документация для многократного употребления при строительстве одинаковых по своему назначению торговых зданий.

12.Индивидуальний проект - проектно-сметная документация, предназначенная для единичного использования.

13. Проект, который повторно применяется, - это индивидуальный проект, который использовался в строительстве двух или более зданий.

14.Торговая площадь магазина - площадь торгового зала и площадь для предоставления дополнительных услуг покупателям.

15.Площадь торгового зала - площадь, занятая торговым оборудованием, площадь для покупателей, площадь для продавцов и кассиров.

16. Рабочая площадь магазина - совокупность торговых помещений, помещений для приема, хранения и подготовки товаров к продаже; служебных и бытовых, технических помещений.

17..Полезная площадь магазина - совокупность рабочей площади и площади связи. (производственные коридоры, лестничные клетки, шахты лифтов).

18.Строительная площадь - полезная площадь и площадь, занятая строительными конструкциями.

19.Рабочее место в магазине - это зона работы одного человека или группы людей определенной площади, которая оснащена оборудованием, предназначенным для разных операций по обслуживанию покупателей (рабочие места продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и т.

20. Учредительная площадь - площадь, тронутая основой оборудования или его проекцией на площадь пола.

21.Демонстрационная площадь - суммарная площадь всех полок островных и околостенных горок, предназначенную для демонстрации товаров.

22. Коэффициент учредительной площади - отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала (0,27-0,32).

23.Коэффициент демонстрационной площади - отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала (0,70-0,75).

24.Продуктивнність работы в торговле - объем товарооборота, который приходится на 1 работника магазина.

25.Пропускная способность магазина - количество покупателей, которые обслуживаются на протяжении рабочего дня.

Общие положения, которые устанавливают порядок проектирования магазинов

Основная роль в составе розничной торговой сети по торговому обслуживанию населения отводится магазинам.

Современный период характеризуется массовой реконструкцией и переспециализацией магазинов, которые связано с переоборудованием и перепланированием отдельных помещений магазинов, обновлением фасадов, интерьеров торговых залов, оборудованием пожилых площадок и стоянок для автомобилей. В связи с этим, руководителям торговых предприятий необходимо знать общие принципы и порядок проектирования, строительства, реконструкции магазинов.

Строительство или реконструкция магазина ведется на основе разработанных проектов. От качества проекта в значительной мере зависит эффективность расходов на его разработку, время на согласование, привязку и выполнение строительно-монтажных работ, а также качество и культуру обслуживания в проектированном торговом предприятии.

В практике строительства магазинов используются типовые, индивидуальные и повторные проекты.

Типовое проектирование обходится на 10-15% дешевле индивидуального. Строительство по типичному проекту также обходится дешевле, чем по индивидуальному, поскольку серийный выпуск строительных элементов здания снижает их себестоимость

Типичный проект был предназначен для многоразового повторения в строительстве магазинов как на территории отдельных городов, так и по стране в целом.

Индивидуальный проект был предназначен для единичного выполнения и в данное время нашел широчайшее использование при реконструкции торговой сети и переоборудовании бытовых и производственных помещений под магазины.

Проект, который повторно применяется, - это индивидуальный, который использовался в строительстве два и более раза.

В настоящий период непосредственно на местах, в областных центрах и в отдельных городах областного покорения проектированием предприятий торговли занимаются проектные институты министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабинета Министров Украины. Например, «Київгромадпроект», «Донбасгромадпроект», «Донбаскомунпроект», «Громадбуд» и другие. Кроме того, разработкой проектов магазинов занимаются проектные институты и проектно-конструкторские бюро разных ведомств. Например, в городе Донецке проектный институт «Донецкметалургбуд», «Донбасреконструкция», «Промстройндипроект». В их функции входят: составление проектов нового строительства и реконструкции магазинов, привязка типичных проектов к местным условиям, разработка индивидуальных проектов магазинов при жилых домах в связи с индивидуальным проектированием этих домов.

Взаимоотношения между проектной организацией и заказчиком регулируются с помощью договора (контракта) на проектирование. Заказчик с проектной организацией определяет в договоре стадионность проектирования, сроки ее разработки.

Вместе с договором заказчик должен предложить проектной организации акт о выборе площадки для строительства с материалами согласования местоположения торгового объекта, а также строительный паспорт участка, технические условия на подсоединение проектированного предприятия к источникам снабжения, ведомости о подземных коммуникациях и сооружениях.

В зависимости от сложности торгового объекта, его проектирование может осуществляться в одну или две стадии, что должно оговариваться в договоре на проектирование. В настоящий период в основном используется одностадийное проектирование, поскольку развитие торговой сети в основном предусматривает строительство магазинов небольшой мощности.

Одностадийное проектирование предусматривает разработку техноробочого проекта, который является техническим проектом, совмещенным с рабочими черчениями.

При двухстадийном проектировании, которое используется для крупных торговых объектов типа супермаркет, торговый центр сначала разрабатывается технический проект, а потом - рабочие черчения.

Технический проект включает:

— записку объяснения, в которой дается технико-экономическое обоснование вида здания, типа магазина, необходимости технологического варианта;

— генеральный план с транспортными связями; черчение фасада здания;

— эскизные черчения объемно-планировочного и технологического решения здания;

— обеспеченность энергоресурсами (электроснабжение, теплоснабжение,
система связи);

— технологию торгового процесса;

— спецификацию основного оборудования;

— водопровод и канализацию.

На стадии рабочих черчений разрабатываются детальные черчения конструкций всех видов инженерных сетей и коммуникаций, поверхностные планы торговых и неторговых помещений магазина. Рабочие черчения сопровождаются сметно-финансовым расчетом, где на основе прейскуранта цен и расценок подсчитывается стоимость объекта по видам расходов и по видам работ. Например, смета общестроительных работ, в том числе по нулевому циклу, по первому этажу и т.д., то же по сметам: центральное отопление, вентиляция; канализация; холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; электротехнические работы; торгово-технологическое оборудование; подъемно-транспортное оборудование и т.д.

Согласно видам проектирования проект магазина состоит из следующих основных частей: архитектурно-строительной, технологической и конструктивной части.

К архитектурно-строительной части относятся: черчение генплана участка, разрезы фасада здания, эскиз фасада, схемы инженерных сетей и коммуникаций.

К технологической части относятся поверхностные планы здания, отдельные элементы и детали.

Ведущая роль во всем комплексе проектных работ принадлежит технологической части, которая должна определить архитектурно-строительное и конструктивное решения здания магазина.

Проектные институты приступают к проектированию, т.е. к разработке технического проекта (первой стадии проектирования) только при получении от заказчика плановой задачи на проектирование. Таким образом, разработка плановых задача на проектирование есть передпроектной стадией. Его составление имеет цель выдать начальную информацию о будущем магазине.

Задача на проектирование обычно содержит следующие основные данные:

-наименование и мощность объекта;

-местоположение, район строительства;

-режим работы магазина;

-требования к составу помещений и оборудование; состав торгово-технологического процесса; механизация загрузочных и разгрузочных работ;

• устройство и оборудования витрин;

• виды энергии и источника коммуникаций;

• основание для проектирования;

- сроки истечения разработки проекта магазина.

Имея разработанный проект, заказчик осуществляет по нему строительство или реконструкцию торгового предприятия.

4.3. Виды торговых зданий, основные требования к обустройству магазинов

Техническое обустройство розничного торгового предприятия, которое отвечает современным требованиям организации торгово-технологического процесса и повышению уровня обслуживания, должно будет подчиняться со второй стороны экономическим требованиям:

- экономии капвложений на его эксплуатацию;

- повышению эффективности расходов и наименьших сроков окупаемости объекта.
Максимум удобств при наименьших расходах - таким должно быть общее

правило при строительстве или реконструкции материально-технической базы торговли.

Одним из направлений в работе градостроителей, проектировщиков и экономистов есть поиск оптимальных видов торговых зданий и помещений, их размеров и форм с учетом особенностей архитектурно-планировочного района, местоположения торговых объектов, которые строятся.

Интересы развития торговой сети в городах, исходя из конкретных градостроительных условий, обуславливают необходимость использования разных видов зданий предприятий розничной торговли.

Действующая практика размещения магазинов в городах предусматривает использование следующих видов зданий:

встроенные магазины в первые и подвальные этажи жилых или общественных зданий;

-встроенно - пристроенные магазины, в которых торговые помещения были вынесены за габариты жилого здания, а остальная группа помещений была размещена в пределах контура этого здания;

- отдельно магазины, расположенные в обособленных, специально построенных зданиях, которые стоят.

Отдельно здания, которые стоят, могут быть занятые только одним магазином или кооперированные с магазинами другого ассортиментного профиля, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания.

В кооперированных зданиях, которые отдельно стоят, обычно размещается продовольственный магазин типа «гастроном-универсам» непродовольственные магазины с ассортиментами товаров частого спроса, кафе, кулинария, аптека, отделение связи, мастерская по ремонту одежды, обуви и др.

Перечисленные виды торговых зданий и помещений имеют свои преимущества и недостатки.

Встроенные магазины максимально приближены к населению, которое создает определенные удобства, поскольку значительно сокращаются расхода времени покупателей на приобретение товаров. Это особенно актуально для товаров повседневного спроса.

Архитекторы-градостроители считают встроенные магазины необходимым элементом главных улиц и магистралей, поскольку они формируют своеобразный вид городской территории, вводя в архитектурную монотонность разнообразие форм и цвета фасадов, витрин и реклам торговых предприятий. Кроме того, встроенные магазины обеспечивают экономное использование территории города. Более низкие расходы с подведением транспортных, сантехнических и энергетических коммуникаций, меньшие сроки введения в эксплуатацию сравнительно со зданиями, которые отдельно стоят.

Тем не менее встроенные магазины имеют целый ряд важных недостатков, которые ограничивают рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине. В первую очередь, к ним относятся: ограниченные торговые площади; узкие, извлеченные вдоль фасада дома торговые залы; размещение помещений для хранения в подвальных этажах здания; необходимость дополнительного дорогого подъемно-транспортного оборудования; в большинстве случаев боксовая система построения торгового зала.

Кроме недостатков технологической направленности, встроенные магазины создают комплекс неудобств для проживания жителям дома, особенно, если магазин крупный. Заезд, погрузка и разгрузку автотранспорта, загромождение проездов, ограничение пешеходных проходов, шум вентиляционных и компрессорных холодильных установок, использование двора жилого дома под состав тары, мусоросборщики и др.

В связи с этим не рекомендуется в жилых домах размещать встроенные магазины большой мощности.

Преимущества торговых зданий, которые стоят отдельно, заключаются в том, что они дают проектировщикам свободу выбора объемно-планировочного решения магазина, который обеспечивает построение рационального торгово-технологического процесса. Если в встроенных магазинах размеры в плане были ограничены параметрами жилого дома, а технологическое планирование сходинами и клетками на них, опорными колонами и коммуникациями, то в зданиях, которые отдельно стоят, можно иметь; достаточно глубокий торговый зал (18-24 м); укрупненную сетку опорных колонн (6*9,9*12,12*12); оптимальное соотношение сторон торгового зала и магазина в целом (1:1;1:1,5;1:2), оптимальный план организации рабочих мест в торговом зале и более рациональную организацию покупательских и товарных потоков, а также персонала магазина.

Не смотря на указанные преимущества, строительство их не всегда возможно по архитектурно-планировочным требованиям градостроительства данной зоны, поскольку они создают специфический архитектурный вид улицы и занимают значительную территорию.

Анализ практики действующей торговой сети в городах Украины показывает, что среди торговых зданий, которые стоят отдельно, наиболее экономическими есть кооперированы здания, здания торговых комплексов и торговых центров. Экономичность такого размещения объясняется относительно (из расчета на единицу мощности) меньшими расходами на площадочные работы, транспортные, энергетические и сантехнические коммуникации, стоимости 1 г строительного объема здания. К преимуществам следует прибавить и удобство комплексного обслуживания населения в этих предприятиях.

Перечисленные преимущества и недостатки отдельных видов зданий торговых предприятий наглядно показывают, что вопрос об их использовании должно решаться относительно конкретного района и даже участка города.

В наших городах встроенные магазины любой мощности являются доминирующими. Это особенно затрагивает старую застройку центрально-городской территории административных центров.

В новых жилых массивах количество встроенных магазинов было ограниченная и в этих зонах целиком обоснованно строительство отдельно кооперированных зданий, которые стоят, в виде торговых комплексов и торговых центров.

Компромиссным направлением в объемно-планировочных решениях магазинов, которые обеспечивают оптимальное объединение преимуществ перечисленных видов зданий есть строительство встроено – пристроенных магазинов. Начиная с конца шестидесятых лет, разработаны и были введены в действие типичные проекты таких зданий магазинов. Полезные площади этих магазинов распределяются таким образом, от 20% до 40% их размещается в габаритах жилого дома, а 60%-80% - выносится за его границы, для расположения в этой части магазина помещений, наиболее значащих в организации торгово-технологического процесса. Типичные блоки могут проектироваться или к торцу, или к фасадной стороне жилых домов. Разработанные проекты типичных блоков были рассчитаны на одноэтажные и двухэтажные магазины разных типов мощностью от 200 до 600м2.

Технологические преимущества встроенно-пристроенных магазинов выражаются в том, что основные торговые помещения жестко не привязаны к строительно-конструктивным параметрам жилого дома. Технологические преимущества этих магазинов равнозначные преимуществам отдельно магазинов, которые стоят.

Кроме технологических преимуществ, которые должны быть решающим аргументом при выборе вида здания для магазина, проекты необходимо рассматривать на предмет их экономичности в строительстве и эксплуатации.
стоимости из расчета на единицу мощности;

Анализ большой совокупности действующих типов магазинов разрешает сделать следующие выводы:

■ укрупнение мощности магазина обеспечивает снижение сметной документации

■ кооперированные здания нерационально строить для предприятий малой мощности, поскольку потери полезной площади составляют здесь от 15% до 20% на лестничные клетки и шахты лифтов;

■ крупные магазины торговой площадью 1000 м2 и более строить отдельно ч

■ магазины средней мощности с торговой площадью от 400 м2 до 1000 м2 располагать во встроенно-пристроенных зданиях;

■ в первых этажах жилых домов размещать магазины малой и средней мощности с низкой частотой и малыми объемами завозки товаров.

Современные направления развития розничной торговой сети градостроительных зон, которые сформировались, не предусматривают нового строительства крупных магазинов. В данное время интенсивно идет процесс реконструкции и перепрофилирование убыточных торговых предприятий, использование производственных и бытовых помещений разного назначения и учреждений под специализированную торговую сеть. Например, фирменные салоны-магазины по реализации товаров спортивного назначения «Асша$», «Кееьок», «№ке»; фирменные салоны-магазины по реализации итальянского трикотажа; салоны-магазины по реализации товаров для оборудования и ремонта квартир, офисов «Диалог», «Стройцентр», «Континент» и др. Эти магазины являются образцовыми по реализации товаров высокого качества и предоставлению широкого перечня услуг покупателям. Такая узкая специализация будет характерна для дальнейшего построения торговой сети магазинов центрально-городской зоны областных центров и крупных городов областного подчинения.

Основные требования к устройству магазинов. Здания и помещения магазинов должны отвечать ряду требований, основными из которых являются: технологические строительные, архитектурно-строительные и экономические.

В современных условиях строительства новых и реконструкция действующих магазинов осуществляется на основе прогрессивных технологий торговых процессов.

По причине существенного отличия в технологии торговых процессов разных типов магазинов, которые используют разные формы торгового обслуживания покупателей, обустройство и оснащение магазинов не одинаковые. Обустройство и состав помещений магазинов должен в полном объёме отвечать характеру торгово-технологического процесса, обеспечить последовательность всех операций, предусмотренных технологической схемой.

Содержание и характер технологического процесса магазина заключается в направленном движении покупателей и товарного потока, при котором обеспечивается эффективная экспозиция всего ассортимента товаров, отбор товаров и расчеты за них.

К числу конкретных технологических требований к обустройству магазина из позиций функциональных удобств для покупателей является обеспечение высокой степени свободы перемещения и доступа к товарам, расчетным узлам, входу и выходу из магазина. Планирование и размещение оборудования в магазине должно оказывать содействие равномерности распределения покупательных потоков, устранению перекрестных потоков товаров и покупателей, обеспечение кратчайших путей движения. Исходя из этого требования выделяется главная зона в любом магазине, которая должна занимать от 50 до 80 % всей полезной площади магазина.

Магазин должен отвечать важным требованиям эргономичного характера: оказывать содействие сокращению расходов ручной работы, повышению его производительности, созданию определенных комфортных условий для работников магазина и покупателей:освещенности, акустики, температурного режима и режима влажности. Выполнение этих требований было связано с наличием специальных помещений бытового назначения и отдыха, общетехнических условий: отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха.

Строительнщ-архитектурные требования: прочность здания, поверхностности и оформления фасада. Который должен гармонично объединяться с архитектурным ансамблем городской территории месторасположения магазина.

Экономические требования предусматривают оптимизацию всех видов расходов как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации магазина. Для этих целей необходимо более широко использовать и типичное строительство, с использованием унифицированных строительных деталей (блоков, панелей, плит, перекрытие и т.д.)

Отдельные требования к функциональной зоне крупных и средних по размером торговой площади магазинов необходимо отнести удобство непосредственного подъезда к магазину и наличие стоянки для автомашин. Учитывая высокие темпы автомобилизации населения, наличие стоянок для автомашин должны рассматриваться не как необходимая услуга покупателей и как одно из требований и условий нормального функционирования торгового объекта. Зарубежные торговые фирмы площадь стоянки автомашин приравнивают к торговой площади магазина. В развитых Европейских странах при определении площади застройки участка магазина - зона для стоянки автомашин принимается равной торговой площади магазина.

Для подъезда автотранспорта с товаром, его маневрирование и разгрузка используются специальные платформы, эстакады, дебаркадеры, которые по высоте должны совпадать с полом кузова автомобиля и размещаются с тыльной части торца здания магазина.

Особое место в устройстве магазинов отводится противопожарным требованиям, которые предполагаются в проектах торговых зданий. К ним относятся использование в большинстве своём при строительстве отечественных материалов, требования к ширине и длине путей эвакуации посетителей и служебного персонала, наличие необходимых средств пожаротушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.096 с.)