Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.



1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

· Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

· В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

· отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

· быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

· Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

· Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

· При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

 

 

Различают три типа ударений: фразовое, тактовое и словесное.

 

Слове´сное ударе´ние – выделение одного из слогов в неодносложном слове.

Словесное ударение является отличительной чертой самостоятельного слова. Служебное слово при произнесении примыкает к знаменательному, образуя с ним одно фонети´ческое сло´во. Например: под горо´й [пъдг/ро´й’], у до´ма [удо´мъ], за столо´м [зъст/ло´м].

 

Русский язык характеризуется силовы´м (динами´ческим) слове´сным ударе´нием, при котором ударный слог выделяется по сравнению с безударными большей напряжённостью артикуляции, в особенности гласного звука.

Русское словесное ударение является разноме´стным. Разноместность проявляется в том, что ударение может находиться на любом слоге (и на любой морфеме) внутри слова: мо´ре, вы´ход, я´блоко; кора´, бере´т, ночни´к; простота´, улыба´ться, напева´ть и т.п.

 

Русское словесное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подви´жное ударе´ние в разных словоформах одного и того же слова может не сохраняться на одном и том же слоге. Например: доск-а´, до´ск-и; ве´сел, весел-а´; догна´л, догнала´ и т.п. Неподви´жное ударе´ние сохраняется при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге: те-тра´дь, те-тра´-ди, те-тра´-дью, те-тра´-дях и т.п.

 

Некоторые категории слов имеют не только основное, но и добавочное (побочное) ударение. К таким словам относятся слова:

1) сложные (бле`дно-ро´зовый, желе´знодоро´жный),

2) сложносокращённые (го`сстанда´рт),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти - и др. (све`рхинтере´сный, а`нтиобще´ственный).

 

Та´ктовое (синтагмати´ческое) ударе´ние – выделение в произношении более важного по смыслу слова в пределах речево´го та´кта (синта´гмы). Например: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

 

Фра´зовое ударе´ние – выделение в произношении наиболее важного по смыслу слова в пределах высказывания (фра´зы). Таким ударением будет являться одно из тактовых. В приведённом выше примере фразовое ударение падает на слово верить.

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

 

 

Лекция № 9. Ударение

Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называетсяударением в широком смысле. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое(от греч. emphasis – выразительность). Словесное ударение –это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением. Служебные слова выступают по отношению к знаменательным в качестве проклитик либо энклитик. Служебные слова, примыкающие к последующему ударяемому слову, называются проклитиками (от греч.proklino – наклоняю вперед): [пъд кно ́ м / ис пъд вро ́ т]. Слова, примыкающие к предшествующему ударяемому слову называются энкли ́ тиками (от греч. enkli ́ no – наклоняюсь): [скза ́ л бы / иди ́ къ]. Кроме ударных и безударных слов, наблюдаются также слова слабоударяемые. С грамматической точки зрения это местоимения, местоименные наречия, некоторые предлоги и союзы. Ударение в них ослаблено, но тем не менее имеется, о чем свидетельствует сохранения качества гласного [о]: [зна ́ лно ́ млч'ал // вотпшо ́ ло ́ н / кс'и ́ н'ьму мо ́ р'у //]. С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками: 1) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным; 2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим; 3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику. Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д. Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да …), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…). Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение. Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное – слабее главного и обычно ставится впереди основного. Побочное ударение встречается: а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка; б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный; в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь; г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах:о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно. Словесное ударение в русском языке может различать: а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́; б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́; в ) варианты слов: добы́ча ( общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.) Существуют и дублеты (франц. doublet из double – двойной), когда разница в месте ударения не значима: ка́мбала – камбала́, тво́рог – творо́г, ржа́веть – ржаве́ть и др. В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наряду с этим наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы. Причинами колебаний и отклонений от нормы в отношении ударения являются: а) влияние местных диалектов: до́быча (сев.) – добы́ча, при́говор (сев.) – пригово́р, нена́висть (юж.) – не́нависть, правну́к (юж .)- пра́внук; б) заимствованные слова с колебающимся ударением. Одно и то же слово может заимствоваться из разных иностранных языков, различающихся системами ударения: а́лкоголь (из нем.) – алкого́ль (влияние франц.), пи́кник (из англ.)- пикни́к (из франц.), импо́рт (из франц.) – и́мпорт (из. англ.); в) изменение самой нормы: паспо́рт (уст. В первой половине XIX в. общепринятым было ударение на втором слоге) – па́спорт (единственно правильное является на 1-м слоге). Логическое ударение. В отличие от словесного оно выделяет не слоги, а целые слова в предложении. Логическое ударение может падать на любое слово речевого такта: Я хочу учиться. – Я хочу учиться. – Я хочуучиться. Эмфатическое ударениеслужит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем, замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась …), отрицательные эмоции – продлением согласных (А ну, гляди сюда, каш –шеваррр!)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.007 с.)