Кандидатский минимум по философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидатский минимум по философии



Кандидатский минимум по философии


1. Философия и ее роль в жизни общества................... 2

2. Проблема происхождения философии...................... 3

3. Античная философия, основные этапы ее развития и особенности. 4

4. Ранняя греческая философия: милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит. 5

5. Учение Демокрита........................................................... 6

6. Жизнь и философствование Сократа....................... 7

7. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании. 8

8. Философская концепция Аристотеля. Роль Аристотеля в становлении науки и философии. 9

9. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 10

10. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 11

11. Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 12

12. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм). 13

13. Социальная философия Просвещения................... 14

14. Теория познания и этика Канта............................. 15

15. Философская концепция Гегеля............................... 16

16. Антропологический материализм Фейербаха.... 17

17. Философия классического марксизма................... 18

18. Позитивизм (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 19

19. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление. 20

20. Неокантианство XIX века (проблематика, школы, представители). 21

21. Философские взгляды Ф.Ницше............................... 22

22. Психоанализ и философия неофрейдизма............ 23

23. Э.Гуссерль и основные идеи феноменологической философии. 24

24. Экзистенциализм (основные положения, проблемы, понятия). 25

25. Философская герменевтика. Г. Гадамер............... 26

26. П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии. 27

27. Славянофилы, западники и евразийцы о путях развития России. 28

28. Материализм в России XIX века (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев). 29

29. Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека. 30

30. Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные понятия). 31

31. Русская религиозная философия начала XX века. 32

32. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество. 33

33. Марксистская философия в России...................... 34

34. Проблемы бытия. Основные формы бытия......... 35

35. (НЕТУ) Проблема единства мира и основные пути ее решения. 36

36. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. 37

37. Пространство и время. Эволюция представлений..... 38

38. (НЕТУ) Философское понимание системы. Самоорганизация и системность. 39

39. Движение и развитие. Основные формы движения и модели развития. 40

40. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель............................. 41

41. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятие ноосферы. 42

42. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 43

43. Происхождение человека. Труд, общение и речь как основные факторы антропосоциогенеза. 44

44. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 45

45. Сознание, его структура. Сознание и бессознательное. Проблема идеального. 46

46. Природа позновательного отношения. Субъект и объект познания. 47

47. Чувственное и рациональное познание. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности.................................................................................................. 48

48. Проблема истины в философии.............................. 49

49. Понятие общества. Общество как система....... 50

50. Философия истории. Специфика философского подхода к анализу исторического процесса. Проблемы философии истории.................................................................................................. 51

51. Понятие общеcтвенно-экономичеcкой формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.................................................... 52

52. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. 53

53. Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития. Многообразие форм цивилизации. Россия в мировом цивилизационном процессе............................................. 54

54. Особенности современной цивилизации и ее противоречия. 55

55. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе. 56

56. Характерные черты и многообразие научного знания. 57

57. Проблема идеала научности в философии науки. 58

58. Средства и методы эмпирического и теоретического познания. 59

59. Взаимосвязь научных и технических революций. 60

60. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки. 61

61. Этика наука и ответственность ученого............ 62

62. (НЕТУ) Эволюционизм в современно науке. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма. 63

63. Исторические типы научной рациональности... 64

64. (НЕТУ) Модель науки и научного процесса в логическом позитивизме. 65

65. Концепция развития научного знания в критическом рационализме. (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд). 66

66. (НЕТУ) Наука и религия, их взаимодействие...... 67

 



Философия и ее роль в жизни общества.

Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Большая многоплановая проблема “мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек». Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.


Учение Демокрита.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества, раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение А. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения: Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.


Кандидатский минимум по философии


1. Философия и ее роль в жизни общества................... 2

2. Проблема происхождения философии...................... 3

3. Античная философия, основные этапы ее развития и особенности. 4

4. Ранняя греческая философия: милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит. 5

5. Учение Демокрита........................................................... 6

6. Жизнь и философствование Сократа....................... 7

7. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании. 8

8. Философская концепция Аристотеля. Роль Аристотеля в становлении науки и философии. 9

9. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 10

10. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 11

11. Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 12

12. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм). 13

13. Социальная философия Просвещения................... 14

14. Теория познания и этика Канта............................. 15

15. Философская концепция Гегеля............................... 16

16. Антропологический материализм Фейербаха.... 17

17. Философия классического марксизма................... 18

18. Позитивизм (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 19

19. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление. 20

20. Неокантианство XIX века (проблематика, школы, представители). 21

21. Философские взгляды Ф.Ницше............................... 22

22. Психоанализ и философия неофрейдизма............ 23

23. Э.Гуссерль и основные идеи феноменологической философии. 24

24. Экзистенциализм (основные положения, проблемы, понятия). 25

25. Философская герменевтика. Г. Гадамер............... 26

26. П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии. 27

27. Славянофилы, западники и евразийцы о путях развития России. 28

28. Материализм в России XIX века (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев). 29

29. Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека. 30

30. Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные понятия). 31

31. Русская религиозная философия начала XX века. 32

32. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество. 33

33. Марксистская философия в России...................... 34

34. Проблемы бытия. Основные формы бытия......... 35

35. (НЕТУ) Проблема единства мира и основные пути ее решения. 36

36. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. 37

37. Пространство и время. Эволюция представлений..... 38

38. (НЕТУ) Философское понимание системы. Самоорганизация и системность. 39

39. Движение и развитие. Основные формы движения и модели развития. 40

40. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель............................. 41

41. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятие ноосферы. 42

42. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 43

43. Происхождение человека. Труд, общение и речь как основные факторы антропосоциогенеза. 44

44. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 45

45. Сознание, его структура. Сознание и бессознательное. Проблема идеального. 46

46. Природа позновательного отношения. Субъект и объект познания. 47

47. Чувственное и рациональное познание. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности.................................................................................................. 48

48. Проблема истины в философии.............................. 49

49. Понятие общества. Общество как система....... 50

50. Философия истории. Специфика философского подхода к анализу исторического процесса. Проблемы философии истории.................................................................................................. 51

51. Понятие общеcтвенно-экономичеcкой формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.................................................... 52

52. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. 53

53. Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития. Многообразие форм цивилизации. Россия в мировом цивилизационном процессе............................................. 54

54. Особенности современной цивилизации и ее противоречия. 55

55. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе. 56

56. Характерные черты и многообразие научного знания. 57

57. Проблема идеала научности в философии науки. 58

58. Средства и методы эмпирического и теоретического познания. 59

59. Взаимосвязь научных и технических революций. 60

60. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки. 61

61. Этика наука и ответственность ученого............ 62

62. (НЕТУ) Эволюционизм в современно науке. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма. 63

63. Исторические типы научной рациональности... 64

64. (НЕТУ) Модель науки и научного процесса в логическом позитивизме. 65

65. Концепция развития научного знания в критическом рационализме. (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд). 66

66. (НЕТУ) Наука и религия, их взаимодействие...... 67

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.053 с.)