Движение за независимость в союзных республиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение за независимость в союзных республиках



Первым всплеском борьбы за независимость были волнения в Алма-Ате в декабре 1986 г.

16 декабря пленум ЦК Казахстана отправил на пенсию своего первого секретаря Д.А.Кунаева. На его место ЦК КПСС прислал своего ставленника Г.В.Колбина. На следующий день возникли стихийные волнения, в результате которых было повреждено более 150 автомобилей, 3 человека убито, более 120 попали в больницы, задержано более 400 участников, возбуждено 99 уголовных дел. Пропаганда представила это как хулиганские националистические действия, совершенные под воздействием алкоголя и наркотиков. Однако корни погрома были глубже. Как выяснилось, нетрезвых и наркоманов среди задержанных не оказалось. Протест вызвало продолжение застойной традиции посылать наместников из центра без ведома населения и рядовых коммунистов, тем более, что обычно русский становился вторым секретарем, а первого, как правило, выдвигала местная номенклатура из представителей национального большинства.

 

Несколько позднее развернулись осознанные движения за национальную независимость. Демократизация в СССР подготовила для них благоприятную почву. Первыми поставили вопрос об отделении от СССР прибалтийские республики.

В конце 1988 г. были созданы массовые националистические организации - Саюдис в Литве, Народные Фронты в Латвии и Эстонии. Обосновывая свое требование независимости, они указывали на незаконность пакта Молотова-Риббентропа, на основании которого была оккупирована Прибалтика. Признание комиссией ВС СССР незаконности пакта способствовало легализации национальных движений.

Вскоре требование независимости выдвинули на Украине, в Молдове и Грузии.

Вероятно, возможны были компромиссные варианты урегулирования отношений верховной и республиканской властей, однако центр проявил неуступчивость, что способствовало радикализации национальных движений. Выборы в демократические парламенты принесли победу кандидатам народных фронтов. В марте 1990 г. литовский парламент принял декларацию о независимости и немедленном выходе Литвы из СССР. В ответ советское руководство ввело дополнительные войска, которые заняли ряд стратегических объектов, а также здания, принадлежавшие компартии. Отказ руководства республики подчиниться ультиматумам привел к установлению экономической блокады Литвы, что серьезнейшим образом подорвало авторитет центра, не принеся ему победы. Вскоре Латвия, Эстония и Грузия также приняли аналогичные решения о независимости, правда, более мягкие по форме.

После осенних выборов 1990 г. в Азербайджане, на Украине и в Молдове о своем суверенитете объявили практически все союзные республики. Однако их отношение к Союзу ССР было различным.

Против Союза, за государственную независимость выступали Литва, Латвия, Эстония, Азербайджан, Грузия и Молдова. За сохранение Союза как федерации, основанной на новом Союзном договоре и на новых принципах делегирования полномочий, стояли Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Киргизия и Армения. В этих республиках национальное движение уравновешивалось прагматизмом традиционной партийно-хозяйственной элиты. Сохранившие свое влияние коммунистические вожди Узбекистана, Туркмении, Таджикистана были готовы поддержать любой вариант союза, предложенный центром.

 

В конце 1990 г. центр подготовил проект союзного договора. Он был рассчитан на 15 республик и сохранял за центром огромные полномочия. Все республики, за исключением трех среднеазиатских, выступили против. В декабре был проведен референдум о судьбе СССР с неоднозначной формулировкой вопроса. Итоги противоречивы. Тем не менее явное нежелание 2/5 проголосовавших сохранять Союз заставило Горбачева смягчить позицию.

В апреле 1991 г. Горбачев, представлявший союзный центр, и руководители девяти республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) подписали документ, известный как "Заявление 9+1", в котором декларировались принципы нового союзного договора. Появилась возможность нейтрализовать центробежные силы, урегулировать отношения центра и республик, сгладить конфликт Ельцина и Горбачева в ходе конструктивных переговоров.

Состоявшиеся в Ново-Огареве в мае-июле многочисленные встречи представителей девяти республик и союзного центра выявили, тем не менее, значительные противоречия в позициях сторон: если одни настаивали на конфедеративных принципах, то другие желали сохранить федерацию. Однако к середине августа проект договора был разработан. Горбачев вынужден был пойти на уступки республикам по ряду вопросов: русский язык перестал быть государственным, главы республиканского правительства участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение республик и Союза. Однако нечеткость многих принципиальных формулировок была чревата возможными разночтениями и конфликтами. Не было ясно, могут ли республики иметь свои посольства, полностью ли переходили в собственность республик природные ресурсы, не определен статус шести республик, не желавших подписывать договор.

 

Подписание Союзного договора было назначено на 20 августа. Попытка консерваторов заблокировать процесс установления новых связей республик и центра (августовский путч) уничтожила последнюю возможность сохранения единого государства. Ослабление центра, а также опасения новых попыток установления диктатуры подтолкнуло к провозглашению независимости даже республики, до путча не помышлявшие о выходе из СССР. Активность Горбачева по сохранению Союза на новой основе нашла поддержку руководителей большинства союзных республик (за исключением Прибалтики, Азербайджана и Грузии). В ноябре в качестве господствующей утвердилась идея о создании конфедеративного объединения - Союза Суверенных Государств. Решение украинского референдума 1 декабря 1991 г. о полной независимости республики практически срывало подписание союзного договора и во многом предопределяло распад СССР.

 

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии, собравшись в Беловежской пуще (недалеко от Минска), констатировали, что "Советский Союз более не существует". Ими было провозглашено образование "Содружества Независимых государств ", "открытого для всех государств бывшего СССР".

 

Точки зрения

- Беловежское соглашение было неконституционно. Президенты трех республик не имели права без согласия народа решать вопрос о судьбе Союза. На них лежит вина за распад единого государства. - Реалии сентября - декабря 1991 г. означали, что Конституция СССР исчерпала себя и нет сил, способных привести ее в действие. - Наряду с субъективными факторами, вызвавшими распад СССР, следует учитывать и объективные. Мировой опыт показывает, что империи могли сохраняться только при наличии деспотических режимов; курс на демократизацию не мог не привести к падению СССР. Крах КПСС, главного цементирующего элемента СССР, имел своим следствием развал Советского Союза.

 

21 декабря к СНГ, наделенному по преимуществу координационными функциями и не обладавшему какими-либо законодательными исполнительными и судебными полномочиями, присоединились еще восемь республик, подтвердив тем самым кончину СССР. В этих условиях Горбачеву не оставалось ничего иного, как объявить о своем уходе с поста Президента СССР в связи с исчезновением самого государства.

 

Таким образом, 1991 г. стал годом крушения перестройки, годом завершения социалистического эксперимента, годом распада "Империи Кремля", годом поражения консервативных антиреформистских сил в России. Перед Россией, равно как и перед бывшими республиками СССР, открывались перспективы свободного поиска новой сущности.

 

Внешняя политика. 1985-1991

 

К середине 80-х годов послевоенная система международных отношений, характеризовавшаяся противостоянием двух супердержав, конфронтацией Запада и Востока, изжила себя. Накопление вооружений уже не содействовало укреплению безопасности государств. Это становится одним из важнейших факторов, обусловивших переход от биполярного к многополюсному миру с усложнением системы международных отношений. Другая группа причин этого знаменательного процесса связана со сменой советского политического руководства, выдвинувшего новые внешнеполитические ориентиры. Перемены во внешнеполитическом курсе уже изначально были весьма существенны. Не случайно идеология этого курса была названа "новым политическим мышлением".

 

Основные черты нового политического мышления

- Приоритет общечеловеческих ценностей во внешней политике.

- Отказ от стремления к превосходству, подход к разоружению с позиции допущения равной опасности партнеров.

- Отказ от идеологизации международных отношений, подчинение идеологии реальностям, в которых существует международное сообщество.

 

От западных партнеров СССР не могла укрыться подоплека выдвинутой концепции нового политического мышления, прямо связанная с экономическими целями советской внешней политики. Речь идет, во-первых, о сокращении расходов на гонку вооружений, ставших непосильными для Советского Союза. Во-вторых, Горбачев стремился получить от Запада солидные кредиты, необходимые для обеспечения импорта зерна (40 млн. т в 1988 г. и 60 млн. т - в 1989) и поставок современной техники.

В результате реализации принципов нового политического мышления произошла смена курса по всем традиционным направлениям советской внешней политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.219.197 (0.014 с.)