Национально-государственное строительство в первые годы советской власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-государственное строительство в первые годы советской власти



Революция вызвала настоящий распад старой России. Центробежные процессы были вызваны:

 

- этническим и экономическим разнообразием;

- болезненной реакцией националов на угнетение при царском режиме;

- крайней слабостью центральной власти.

Однако существовали и факторы, благоприятствующие воссоединению разделившихся территорий.

- Наличие значительного великорусского ядра.

После революции из оставшихся 140 млн. чел. 75 млн.(52%) были великороссами. К великороссам примыкали близкие в этническом отношении украинцы (30 млн.чел.) и белорусы (4,5 млн.). Три славянские народности составляли мощную и достаточно сплоченную общность, включавшую около 4/5 всего населения, вокруг которой объединились и неславянские народы.

 

- Сосредоточение промышленной и торговой мощи в руках великороссов.

- Необходимость защитить себя от нерусских колонизаторов и интервентов подталкивала народы России к сотрудничеству в форме военного союза.

- Возрождение русского патриотизма.

Значимость этого фактора повышалась по мере возрастания внешней опасности.

 

- Большевистские лозунги по национальному вопросу оказались привлекательными для националов:

- решение национального вопроса в большевистской программе было увязано с социальной реформой, означавшей для большей части населения перераспределение земли;

- противодействие контрреволюционным попыткам вернуть землю прежним хозяевам приводило крестьян в стан большевиков;

- в условиях отсутствия возможности силой воссоединить распавшиеся части Российской империи полное признание права на самоопределение оказалось для большевиком эффективным способом завоевать доверие среди нерусских народов и поддержать своих сторонников в инонациональной среде, что помогло в дальнейшем объединить разрозненные территории.

 

Декларировав новый подход к решению национального вопроса, большевики в первые же дни существования новой власти создали специальный орган, призванный на государственном уровне обеспечить решение национального вопроса - Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац).

Первым актом большевиков в области национального вопроса стало назначение И.В.Сталина народным комиссаром по делам национальностей.

Наркомнац, созданный для осуществления новой национальной политики, первоначально имел чрезвычайно простую организацию. В случае возникновения каких-либо затруднений в делах какой-либо народности комиссариат учреждал специальный отдел под руководством представителя данной национальности для разрешения возникших проблем.

Первым таким отделом стал Комиссариат по польским национальным делам, организованный в ноябре 1917 г. В январе 1918 г. возникли временный Комиссариат по еврейским национальным делам и Комиссариат по делам мусульман внутренней России. Созданием данных комиссариатов был опробован нетерриториальный подход к национальному вопросу, с трудом стыкующийся с большевистскими программными установками. В дальнейшем национальные отделы организовывались только на территориальной основе. В марте 1918 г. были созданы белорусский и латышский комиссариаты, в мае 1918 г. - украинский и эстонский. Позднее Наркомнац включил в себя комиссариаты или отделы по делам казахов, чувашей, кавказских горцев, немцев Поволжья и других национальных групп.

Руководителями национальных комиссариатов и отделов назначались стойкие большевики, которые больше заботились о проведении политики центра в национальных областях, чем о том, чтобы отстаивать в центре национальные интересы. В сущности в годы гражданской войны политика Наркомнаца поддерживала старую традицию русификации, однако она была удачно закамуфлирована интернационалистскими лозунгами, а возможности применения силы в то время были ограниченны, вследствие чего пропаганда сепаратизма теряла изрядную долю убедительности.

В мае 1920 г. Наркомнац был реорганизован. Главным органом Наркомнаца стал Совет национальностей, куда каждая нация через национальный съезд Советов делегировала своих представителей.

В мае 1921 г. ВЦИК и Совнарком приняли первое официальное Положение о Наркомнаце, определявшее его функции:

"а) обеспечение мирного сожительства и братского сотрудничества всех национальностей и племен РСФСР, а также и договорных дружественных советских республик;

б) содействие их материальному и духовному развитию применительно к особенностям их быта, культуры и экономического состояния;

в) наблюдение за проведением в жизнь национальной политики советской власти".

Наркомнац действовал не только в сфере культуры. В начале 20-х гг. в его структуру входили уже функциональные управления - сельского хозяйства, труда, образования, армии, прессы, социального обеспечения и т.д. Наркомнац вторгался в функции многих комиссариатов, что вызывало справедливое недовольство управленческих работников.

Политическая стабилизация, воссоединение большинства старых российских территорий сняли остроту национального вопроса. Существование специального органа по делам национальностей имело больше отрицательных сторон, чем преимуществ в управлении многонациональным государством. В первой половине 1923 г., после создания Советского Союза, Совет Национальностей в соответствии с новой Конституцией стал второй палатой ВЦИКа, а Наркомнац был упразднен на следующий день после вступления в силу новой Конституции.

В целом Наркомнац выполнил свою централизаторскую роль, обеспечив присоединение нерусских наций к Москве. После создания СССР политическое руководство уже не видело необходимости существования такого органа.

 

После Октябрьского переворота ситуация для различных территорий бывшей Российской империи складывалась по-разному, что обуславливалось спецификой географического положения, социально-экономического развития, осложнениями, связанными с гражданской войной и интервенцией и т.д.

 

Западные окраины

После Февральской революции только Польша и Финляндия потребовали полной национальной независимости. Польша в это время была полностью оккупирована, поэтому Временное правительство, бессильное что-либо предпринять, заявило о готовности признать независимость Польши. После Октября советское правительство признало независимость Польши.

С признанием независимости Финляндии Временное правительство медлило, эту проблему пришлось решать большевикам. Наличие в Финляндии русских войск и сильной социал-демократии порождало определенные иллюзии о возможности здесь пролетарской революции. Однако настойчивые требования финского правительства вынудили советское правительство признать независимость Финляндии 18(31) декабря 1917 г. В январе 1918 г. финские социал-демократы предприняли попытку революционного переворота, которая привела к гражданской войне. Советское правительство заняло в это время двойственную позицию: с одной стороны, оно признавало буржуазное правительство, с другой стороны, признавало и рабочее правительство, поддерживаемое советскими войсками. Закончилась гражданская война в Финляндии прибытием германских войск, призванных финским правительством для урегулирования вопроса.

В числе факторов, определявших ситуацию на Украине, следует выделить сложный этносоциальный состав населения. Крестьянское население не смешивало себя с великороссами, хотя ненависти к русским не испытывало. Крупные индустриальные центры были, в основном, заселены пришлыми великороссами. Таким образом, большевики могли опереться только на пришлое городское население. Существенным фактором, который нельзя было упускать из виду при решении украинского вопроса, была экономическая взаимозависимость промышленной России и Украины.

Февральская революция придала украинскому национальному движению сильный импульс. Сформировалась украинская Центральная Рада (лидеры Грушевский, Винниченко, Петлюра), которая первоначально выступала только за автономию Украины. После Октябрьского переворота начинается борьба за независимость. В ноябре 1917 г. Рада провозгласила образование Украинской Народной Республики, хотя особо говорилось о намерении "не отделяться от Российской Республики". Некоторое время Петроград и Киев поддерживали нормальные отношения, но возникший вскоре конфликт закончился вступлением советских войск в Киев 26 января 1918 г., свержением Центральной Рады и установлением нового Украинского Советского правительства. В это время делегаты Рады подписали мирный договор с Германией в Брест-Литовске и обратились за помощью к Германии. Немецкие армии быстро оккупировали Украину, и 2 марта большевики уступили Киев силам Центральной Рады во главе с Петлюрой. Вскоре Рада была изгнана; ее сменило более удобное для немцев правительство гетмана Скоропадского, продержавшееся до крушения Германии в ноябре 1918 г. Верховной властью была объявлена Украинская директория (председатель - Винниченко, главнокомандующий - Петлюра). В то же время большевики сформировали в Курске "Временное Рабоче-Крестьянское правительство Украины" под руководством Пятакова. В начале 1919 г. советские войска заняли Харьков, а затем Киев; директория была упразднена. 10 марта 1919 г. на III Всеукраинском съезде Советов была принята Конституция Украинской Советской Социалистической Республики, созданная по образу и подобию Конституции РСФСР.

Летом-осенью 1919 г. дезорганизация власти на Украине достигла своего пика. На западе шли бои с войсками Петлюры. На востоке значительные пространства контролировала армия Н.И.Махно. На Черноморском побережье и в Крыму высадились французские войска. Были и районы сосредоточения германских войск. В июле Деникин при поддержке союзников начал наступление на север. В сентябре Киев был занят сначала силами Петлюры, а затем - Деникина. В декабре 1919 г. Красная Армия вновь взяла Киев. К февралю 1920 г. в главных украинских центрах была восстановлена советская власть.

В декабре 1919 г. Петлюра обратился за помощью к Польше, что открыло путь для польского вторжения на Украину. В результате польские армии в мае-июне 1920 г. оккупировали Киев на шесть недель. После изгнания поляков большевикам понадобилось еще более года, чтобы стабилизировать ситуацию на Украине.

В феврале 1919 г. была создана Белорусская ССР. Национальное движение здесь было весьма слабым, что облегчило укрепление советской власти, хотя трудности военного времени не обошли Белоруссию стороной. В результате польско-советской войны западная часть белорусских территорий перешла к Польше, остальные земли попали под влияние Кремля.

Эстония и Латвия занимали незначительные территории, однако население этих стран этнически существенно отличалось от славянского. Кроме того, здесь сформировалось сильное буржуазно-националистическое движение, направленное прежде всего против немецкого засилья. Вскоре после Октябрьского переворота в обеих странах была провозглашена советская власть, которая вскоре пала в результате германской оккупации. Вслед за крахом Германии в ноябре 1918 г. в Риге и Таллине были созданы буржуазные национальные правительства. Однако просуществовали они недолго. 29 ноября 1918 г. было сформировано Эстонское советское правительство, а в декабре - Латвийское советское правительство. В начале 1919 г. при поддержке британских военно-морских сил буржуазные правительства в Эстонии и Латвии были восстановлены.

Литва в 1917-1920 гг. прошла путь, похожий на путь своих прибалтийских соседей: создание буржуазных органов власти, немецкая оккупация, создание рабоче-крестьянского правительства и установление советской власти, польская оккупация. После окончания советско-польской войны Советская Россия выступила за предоставление независимости Литве, лишь бы она не попала в сферу влияния Польши.

Следует отметить, что стремление к независимости Польши, Финляндии и прибалтийских республик было поддержано западными державами, стремившимися к установлению "санитарного кордона" на западных границах России.

 

Восточные окраины

На восточных окраинах национальное движение, активизировавшееся после февральской революции, носило ярко выраженную религиозную окраску. Поэтому первым шагом советского правительства в отношении к ним был выпуск обращения "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". В нем объявлялись неприкосновенными мусульманские верования и обычаи и содержался призыв к поддержке социалистической революции.

В начале 1918 г. началась борьба с мусульманскими "буржуазными" правительствами. В марте 1918 г. были ликвидированы автономные правительства татар и башкир путем провозглашения единой Татаро-Башкирской Советской Республики Российской Советской Федерации, в которую должны были также войти чуваши и марийцы. 13 апреля 1918 г. вышел указ о роспуске бывшего татарского Национального совета и об аресте руководителей татар. Однако поскольку поддержки автономии со стороны татар, башкир, чувашей и марийцев не было, республика так и не была создана.

Единственное достижение в решении национального вопроса в этом регионе было связано с предоставлением автономии крупной немусульманской общине. В октябре 1918 г. 400 тыс. немцев Поволжья получили разрешение на создание автономной "трудовой коммуны" со своим съездом Советов и исполнительным комитетом.

В годы гражданской войны отношения большевиков с различными мусульманскими движениями и государственными структурами носили изменчивый характер. До конца 1919 г. большевики встречали сопротивление со стороны местного населения прежде всего в результате непримиримого отношения советских эмиссаров к мусульманской религии. Однако испытав жестокость белых армий, почувствовав решимость "белых" восстановить Российскую империю, мусульманские народы с 1920 г. стали более лояльными по отношению к советской власти. В мае 1920 г. были образованы Башкирская и Татарская Автономные ССР, Чувашская Автономная область, немного позднее - Казахская Автономная ССР (до 1925 г. она называлась Автономная Киргизская Социалистическая республика) и Автономная Область Калмыцкого народа.

В начале 1921 г. была создана автономная социалистическая республика Дагестан и Горская республика, в дальнейшем разделенная на несколько автономных областей.

Непокорное татарское население Крыма в течение года после изгнания Врангеля оказывало упорное сопротивление советской власти. Только 18 октября 1921 г. был издан декрет о создании Крымской Автономной ССР в составе РСФСР.

 

Средняя Азия

После революций 1917 г. центр, в силу своей слабости, не был в состоянии утвердить свое влияние в Средней Азии. Поэтому в различных среднеазиатских регионах в течение некоторого времени существовали разнородные социально-политические системы. Эмирам Хивы и Бухары в годы гражданской войны удавалось сохранить свою номинальную независимость. Русская колония в Ташкенте установила советскую власть. В Коканде мусульманским съездом была провозглашена автономия. Однако правительство Ташкента послало в Фергану свои войска и овладело Кокандом. Впоследствии в течение пяти лет здесь царила настоящая анархия, главным образом из-за террора басмачей. На территории Туркмении, в Мерве, в июне 1918 г. при поддержке небольшого количества британских вооруженных сил было создано антибольшевистское русское правительство (составленное главным образом из эсеров), которое продержалось недолго.

Национальная проблема в Средней Азии была еще далека от разрешения, когда 11 апреля 1921 г. была создана автономная Туркестанская ССР в составе РСФСР.

Осенью 1921 г. в Восточной Бухаре вспыхнуло крупное восстание Энвер-паши, поддержанное басмачами и мусульманскими общинами. Только через несколько месяцев ожесточенной борьбы советская власть в этом районе была номинально восстановлена.

В Средней Азии большевикам было непросто получить опору. Как писал видный большевик Г.И.Сафаров в 1920 г., "С первых же дней революции Советская власть утвердилась в Туркестане как власть тонкого слоя русских рабочих по линии железной дороги. Еще до сих пор здесь широко распространен тот взгляд, что единственным носителем пролетарской диктатуры в Туркестане может быть только русский". Вплоть до 1922 г. ЦК РКП(б) призывал коммунистов Туркестана избавиться от колонизаторского уклона. При этом надо учитывать, что царизм осуществлял управление через губернаторов и наместников, сохраняя достаточный простор для действия традиционных на Востоке регуляторов. Большевики стали "по-революционному" ломать традиционные структуры (религия, обычаи и т.п.), что вызывало возмущение населения. Многие большевистские эмиссары свою миссию видели в экспорте революции с опорой на силу оружия, что вызывало протесты и в самом большевистском лагере. Видный большевик П.Н.Лепешинс-кий ставил перед центром вопрос о деятельности известного чекиста Г.Бокия, политика которого состояла в том, чтобы "делать чик-чик" местному населению. Некоторые сотрудники Наркомата иностранных дел высказывали недовольство тем, что революции в Бухаре и Хорезме превратились в военное вторжение Красной Армии. В частности, Г.В.Чичерин прямо писал К.Б.Радеку 9 июня 1921 г., что в Хиве и Бухаре штыками Крас-ной Армии поддержан переворот, последствия которого таковы, что многие туркестан-ские товарищи считали более целесообразным прежний порядок. На насильственную колонизацию народы Средней Азии ответили сопротивлением. Одним из крайних проявлений реакции на действия революционеров-интернационалистов стало басма-ческое движение, с которым советская власть смогла покончить только к концу 20-х гг.

 

Закавказье

После Октября у лидеров закавказского самоуправления не было намерений требовать независимости. Однако оказавшись перед необходимостью противодействовать Турции, лишенный надежд на поддержку России, согласившейся на передачу Турции Карса, Батума и Ардагана по Брестскому договору, Закавказский сейм 22 апреля 1918 г. провозгласил независимую Федеративную Закавказскую Республику. Единение Закавказья было недолговечным. Вследствие традиционной вражды между тремя составляющими Закавказской республики уже в мае 1918 г. Федерация была объявлена не существующей. Вместо нее были провозглашены независимые Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики. К власти в закавказских республиках пришли умеренные революционные партии: в Азербайджане - Мусават, в Армении - Дашнакцутюн, в Грузии - социал-демократы. Через несколько недель Армения и Азербайджан, оккупированные турецкими войсками, потеряли независимость. Грузия избежала этой участи, обратившись за помощью к Германии. Заинтересованность Германии в грузинском марганце и в сохранении своих позиций на Кавказе помогли Грузии сохранить независимость. В июне 1918 г. было сформировано правительство во главе с лидером грузинских социал-демократов Н.Жордания, что утвердило власть меньшевиков в Грузии.

Баку не присоединился к Закавказской республике. Там в апреле 1918 г. было сформировано советское правительство, просуществовавшее четыре месяца благодаря поддержке большого количества рабочих-нефтяников.

Определенное влияние на развитие событий в Закавказье оказали британские войска. В августе 1918 г. англичане заняли Баку, но уже в сентябре вынуждены были оставить его под давлением турецких сил. В ноябре 1918 г. Баку и главные города Закавказья снова перешли в руки британских войск. Британское правительство взяло курс на признание независимости закавказских республик и еще до конца 1919 г. вывело свои войска (кроме Батума, где они находились до июля 1920 г.).

Однако оказалось, что при отсутствии иностранной поддержки республики Закавказья не могли выжить. В апреле 1920 г. азербайджанское правительство пало в результате коммунистического восстания в Баку. Военно-революционный комитет, организовавший восстание, обратился за помощью к Москве, которая быстро прислала войска. В результате была провозглашена Азербайджанская Социалистическая Советская Республика.

В Армении традиционно существовали сильные пророссийские настроения как следствие ненависти к туркам. Некоторое время армянское правительство еще жило иллюзиями возможной поддержки со стороны Антанты и США. После ухода англичан летом 1920 г. эти надежды угасли. Турецкое наступление, начавшееся в октябре 1920 г., к концу ноября почти увенчалось полной победой Турции. В этот момент начали наступление советские войска, вместе с которыми прибыл революционный комитет, провозгласивший себя правительством Армянской социалистической республики. При поддержке Москвы это правительство смогло заключить мирный договор с Турцией 2 декабря 1920 г.

В мае 1920 г. советское правительство признало независимость Грузии, заключив договор с грузинским правительством. Независимое положение Грузии было весьма зыбким, она вряд ли могла долгое время оставаться яблоком раздора между Советской Россией и Турцией. С осени 1920 г. в советской прессе и в речах большевистских лидеров появляются зловещие упреки в адрес Грузии по поводу притеснений абхазов и осетин, преследований коммунистов, пособничеству немецкой оккупации и т.д. В прилегающих к Грузии районах концентрируются советские войска. 21 февраля 1921 г. Красная Армия, совместно с грузинскими большевиками, пересекла границу. 23 февраля Турция потребовала передать ей районы Ардагана и Артвина, что было исполнено. 25 февраля Красная Армия взяла Тифлис. Вскоре была провозглашена Грузинская ССР.

 

В ходе борьбы за воссоединение территорий бывшей Российской империи про-изошла трансформация большевистских установок по национальному вопросу:

- Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право на игнорирование национальной независимости.

Лозунги "Декларации прав народов России" стали трактоваться как право и обязанность народов служить делу мировой коммунистической революции.

- Главной мыслью в большевистской теории самоопределения стала не идея свободы, а идея равенства.

Любая дискриминация на основе расы или национальности беспощадно осуждалась в партийной теории и на практике. С другой стороны, всякое стремление к национальной свободе третировалось как проявление буржуазной идеологии.

- "Право на отделение" трансформировалось в "право на объединение".

В целом новая власть подчинила право народов на самоопределение интересам социалистического государства.

 

С точки зрения исторической, советские руководители в осуществлении национальной политики в годы гражданской войны добились потрясающих результатов - почти все осколки бывшей Российской империи были воссоединены после ее распада в ходе войн и революций. Однако вряд ли это соответствовало национальным интересам России. Российская империя строила вокруг себя систему протекторатов в соответствии со своими геополитическими интересами. Фактическое завоевание Средней Азии и Закавказья порождало очаги нестабильности на южных границах, вынуждало вкладывать колоссальные средства в обустройство границ и экономическое освоение вновь обретенных территорий, толкало страну на экстенсивный путь развития, затрудняя процесс экономической и политической модернизации России.

 

Победа большевиков в гражданской войне означала не только их закрепление у власти. Утвердился режим большевистской диктатуры; укрепилась новая политическая система, в которой государственная власть соединялась с партийной. Были подорваны основы рыночного хозяйства, ликвидирована частная собственность и предпринята попытка перехода к бестоварному хозяйству. Вводится политический контроль карательных органов над духовной жизнью общества с целью пресечения инакомыслия и возможных оппозиционных выступлений. Происходит милитаризация коммунистической партии, которая становится привилегированной элитой. Закладывается фундамент советской тоталитарной политической культуры. Разрушения и кровопролитие в ходе войн 1914-1921 гг., некомпетентность новых управляющих и стремление новых привилегированных слоев извлечь выгоду из своего положения ведут страну к обнищанию, к деспотическому правлению и к духовной деградации общества.

 


ЛЕКЦИЯ 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.035 с.)