Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.



Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъктивно-органическую природу, с объективным порядком вещей. В решении этой проблемы выделяют три основные стратегии:

1. Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Большинство концепций от Платона, Аристотеля и до Маркса, что связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть. Возможность временных ошибок или заблуждений не умаляет безграничных способностей разума в познании, ориентированного на постоянный прирост знаний и их прогресс.

2. Агностицизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание) говорит о непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а следовательно, не может судить об объективном положении дел. Д. Юм, абсолютизируя чувственный опыт как источник познания, рассматривает истину лишь как привычный ряд ассоциаций, легко опровергаемый первым же исключением из общего правила. Согласно И.Канту, объективный мир существует как мир «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями разума. В обоих случаях истина никоим образом н выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, но не в мире, существующем вне и независимости от нас.

3. Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Кредо античного скепицизма (Пиррон, С.Эмпирик) состояло в «воздержании от суждения», поскольку любому аргументу можно поставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов. Вследствие скептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины. Современный скептицизм (Р.Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную.


Проблема субъекта и объекта познания.

«Все люди от природы стремятся к знанию» - так начинает Аристотель «Метафизику».

Познание – как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе развития истории человечества (наука, религия, философия и т.д.).

Область философии, изучающая сущность процесса познания, закономерности возникновения и развития знания - называется теорией познания или гносеологией.

Познание – это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Следовательно, результат познания – есть знания.

В гносеологии исходными понятиями являются – Субъект познания, Объект познания, предмет познания, Истина.

Субъект познания – это человек, наделенный сознанием, ценностями, идеалами; для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др).

Реализация этих способностей, собственно и обеспечивает человеку возможность познавать мир.

В роли субъекта познания могут выступать индивид (отдельный человек); социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательский институт, академия наук, научное сообщество и т.д.), общество (совокупность ныне живущих людей, осуществляющих познавательные процессы).

Объект познания – это фрагмент реальности, определенная часть мира, на которую направлена познавательная активность человека (например, у естествознания Объект – это природа, в обществознании – общество).

Предмет познания – это конкретные аспекты в объекте позанния, на которые направлено исследование (например, человек является объектом изучения и для психологии, и для медицины, социологии, но психология исследует психику, медицина – его недуги и способы их лечения, в социальном познании: объектом исследования становится сам субъект (S-S отношения), т.е. объектом выступают сами люди и результаты их деятельности, субъектом познания являются тоже люди).

 


Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Анализ структуры процесса познания в истории философии обусловил возникновение диллемы эмпиризма и рационализма Новоевропейской философии 17 века.

И тот и другой подход показали свою ограниченность. В действительности, реальный процесс познания представляет собой единство двух сторон: чувственной и рациональной.

Итак, процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах.

Кроме того, можно выделить еще одну форму познания – иррациональную (интуиция, озарение и т.д.).

Чувственные формы познания:

1. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, явлений, процессов при их непосредственном воздействии на органы чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, температурные, вкусовые, болевые и др. Например, ощущение вкуса яблока, его твердсти.

Ощущения – это исходный пункт познавательного процесса.

2. Восприятие – это отражение целостного образа предмета, непосредственно данного в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений.Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, глаз и т.д.

3. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств раньше, но не воспринимаемого в данный момент.

Сюда относят образы памяти (то, что мы наблюдали ранее), образы воображения (русалка, Кентавр, атом) и др. Здесь уже нет непосредственной связи с реальным объектом.

Рациональные формы познания

Процесс отражения в рациональных формах по другому называется мышлением.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей действительности и их выражение в системе абстракций (понятий).

Формы мышления (или логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения.

1. Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (диффинициях).

Понятие выражаются в языковой форме – 1) в виде отдельных слов, терминов (атом, водород) или 2) в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов.

В отличие от ощущений, восприятий, представлений, понятие глубже отражает мир. Понятие как и сам мир изменчивы, они обогащаются и преобразуются в ходе исторической практики человека.

2. Суждение – есть мысль, в которой о каком - нибудь предмете или явлении что-либо утверждается или отрицается.

Суждения могут быть истинными или ложными.

Понятия являются исходным материалом для формирования новых суждений.

3. Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое - третье суждение (вывод).

Действительный (реальный) процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное является сторонами единого процесса. Рациональное проникает в чувственность, т.е. у человека есть осознание ощущений (это отличие от животного). Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.89 (0.008 с.)