Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики. Проблема идеального. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики. Проблема идеального.



Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из

8 Софисты и Сократ как представители гуманистического этапа древнегреческой философии. Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с физиса на человека. Софистика- сознательное применение в споре или в док-вах неправильных доводов. Софисты впервые сделали ф-ю своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самых известныз представ-ей софистов был Протагор. Его основ положение заключ-сь в том, что он полагал человека как меру всех вещей. Поэтому невозможна абсолют истина, истина относительна. Для одного и того же Ч никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различ время, ибо тот же ч-к становится другим ч-ком. В этом смысле все относительно. СОКРАТ. В центр своих фил интересов он ставит проблему субъекта - ч. Его ф-я основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соотв-вии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практич приспособленности явл. самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание явл определяющим критерием для нормы повед-я. Знание у него отождеств-сь с добродетелью, а невежество- со злом. Осн. доброд-ями Сократ счит сдержанность, мужество и справедл-ть. 9 Основные положения философии Платона и энциклопедический характер философии Аристотеля. Платон – основ-ль объективного идеализма. Согласно учению П лишь мир идей предст-ет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее м/д быт-м и небытием, они только тени идей. П объявил мир идей божест-ым царством, в к-ром до рожд-я ч пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешн землю, где временно находясь в ч теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по П есть воспомин-ие душой своего доземного сущес-ия. Считал, что чувства обманывают ч, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довер-ся своей вспоминающей о своем божест-м прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником П, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению А Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироз-я находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действит-ти она опр-ся активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действ-сть. Возможность переходит в действ-сть благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.Т.о. «1-я ф-я» Аристотеля (назв-я позднее метафиз) сливается с теологией поэтому в ср века (13) христ цер-вь полож его уч-е в основе собств ф-кой системы. Учение А энцик-но т.к. оно не только охват-ло все области соврем ему знания но и производило его классиф-цию благодаря чему из ф-ии были выдвинуты спец науки. А соз-л логику напис основополаг-е труды по метафиз этике политике механ-е биолог психол.В ф-ии А различал: теорет-ую часть – уч-е о бытии, его частях причинах и началах, практич-у –о ч деятель-ти, поэтич-ую–о творчесве. 10 Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и скептики). Эллинистическая ф-я - греко-римская ф-я в период от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эпоху - до конца Др мира (сер.6 в). Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (ф-я Аристотеля), актив участие в полит жизни, кот-е проявилось у греч ф-ов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к ф-му мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-фил-ого синкретизма, христианской философии. (еще Перипатетики. Академическая ф-ия. Эклектицизм. Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)). Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперемен проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом общ-ве не по его з-нам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, соц связи и культурные навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник стоицизма. Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл.произ: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит х-зует атомы по величине, форме и положению в простр-ве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и опред отклонение от прямолинейного, движ-я. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У ч есть свобода выбора, а не все предопределено. В у-ии о душе Эпикур отстаивает материалистич взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является сущ-е объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял Э и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и ф-ие воззрения Э теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возник-ия и сущ-ния религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греч ф-ии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистич направ-е Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных ф-х течений. Его основ-м был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали ф-ю с чел организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую ф-ю в обширную систему. Стоики хар-вали ф-ю как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической ф-ии. В онтологии стоики признают два осн принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает ч/з всю материю и образует конкрет единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической ф-ии можно охарак-вать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он явл законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, х-р, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается дейст-сть.Центром и носителем познания явл душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее централь часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум явл частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Стоическая этика выдвигает на вершину ч усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. М/д добром и злом, м/д добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает "свое время". Это этика "сознательного отказа", сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внеш мира, от общ-ва к внутреннему миру ч. Лишь внутри себя ч может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской респуб и затем в период начинающ-ся распада Рим империи. Скептицизм. (ко 4 в. до н)Осн-ль - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Скепсис имел место в греч ф-ии и раньше. В эллен эпоху складываются его принципы, ибо скепсис опред-ся не методич установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: 1 подвергает сомнению положения о действтель-ности разв-я физиолог структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуал различия людей с точки зрения физиолог и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания ч. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания мир в котором всё взаимос-но и подчин-ся единым законам. 2)впервые разраб-л материал-й подход к истории: двигателем истории явл удовлетворение матер потребностей. История членится М на 5 периодов (общественно-эконом формаций) фундаментом котор выступает экономика определяющая все сферы об-ва Переход от одной формац к др проис-т революционно в следствии несоотв-я производств-х отношений произ-м силам 3)М опр-л предмет ф-ии (всеобщие з-ны природы чел-а и общ-ва) и выявил 2 функции: мировоз и методолог-ую 4) М впервые построил принципиально незавершённую матер ф-кую систему 5)М преодолел созерцательный х-р ф-ии своего времени: раньше ф-фы объясняли мир наша задача его преобразовать. Судьба м-ма: М был прав: 1)в материал подходе к общ-ву 2)отметив классов антагонизм в об-ве 3)в делении истории на формации. Неправ: 1)считая что рев-ция будет носить мировой х-р 2)что капит-м к концу 19в изживёт себя 3)что раб-й класс самый прогресс и самодостаточный. В центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему капиталстич. отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась ф-я. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-ва. В дальнейшем в своих классич. произведениях Маркс вычленяет различные аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма. Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что ч не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии. 22 Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ). Иррацоин-м –это опроверж-е тезиса Гегеля о разумности всего действ-ого и выдвижение на 1 план не разума а: воли, бессознательного, экзистенции. Ф-я жизни: 1) противопост понятия жизнь Гегел-му Абс духу: Шопенгауэр: жизнь-это воля, Ницше:ж- это воля к власти, Бергсон: ж-это поток переживаний, Гельтей: ж-это эмоции. Выбор жизни в кач-ве субст-ии связан с тем что она первицнее субъекта, Абс духа и т.д.2)Интуитивизм: ж познается не логич-ми категориями а интуицией как непосредств-й формой воспият-я 3)Эстетизм т.е. требование воплощать рез-ты интуитивного познания в худож образах. Шопенгауер1788-1860 Предпосылки: 1)мир есть моё представ-е а не разворач-е Абс духа 2)Восприят-м руководит воля => она субс-ия мира 3)Пессимизм. Отрицает законы и познаваемость мира, который принципиально непознаваем. Существует понятие - вещь в себе (это воля - объективное в конкретных объектах). Воля неразумна, слепа, бессознательна находится в разладе сама с собой, неистовствует против себя. Волящий субъект бесконечно несчастен. Последователь Буддизма, на путь в нирвану - отказ от воли. Работа: "Мир как воля и представления". Кьеркегор1813-1855 Предметом ф-ии считал не общее а личное Положен-я: 1)отриц ниуч х-р ф-ии 2)Считал её подленным предметом проблемы индивид жизни: проб смерти, тяжкой необход-ти выбора, отношение ч к себе это отчаяни 3)Разраб-л кач-ную диалек-у показывающ-ю пути перехода ч к богу: тезис-эстетик он живёт сегодн днём впадает в отчаяние от мельчай-х неудач и ждет помощи от бога как чуда. Антитезис- это этик он полагается только на себя и считает что заслужит своими добродетелями божью помощь Синтез-это абсолют отчаявшийся чел. К Вводит понятие экзистенции существования человека, как внешнее, и как внутреннее. Экзистенция проявляется как порыв. Разум не нужен человеку. Экзистенция х-тся цинизмом и эротизмом. Жизнь под действием порыва, в результате скука и разочарование. Этическая жизнь человека имеет чувство долга, подчиняется нравственному закону. Результат - сухой формализм. Религиозная жизнь - человек делает выбор в пользу вечности. Выбор в пользу веры а не разума. Вера должна быть абсурдна. Спасение - нужно принять абсурд мира и погрузиться в веру. Работы: "Или-или", "Философские крохи". Фридрих Ницше 1844-1900 Основ х-ка личности - воля к власти (якро выражена у полководцев и у правителей). Глваный критерий в умении владеть собой. Весь мир - неприрывная борьба квантов власти (каждый стремится занять главенствующее положение). Ницше поднимает проблему страдания и сострадания. Страдание возвышает человека. Высший способ преодолеть боль и болезни. Сострадание унижает человека. Отношение к слабым - презрение. Мораль - выдумка слабых. Сильные не должны ей руководствоваться. Они стоят по ту сторону добра и зла. Христианство сформирует слабую личность. Работы: "По ту сторону добра и зла", "Генеология морали". Положения: 1) воля к влас как исход категор жизни 2)христ мораль-система огранич волю к влас она: принижает ч (ч –тварь Б), стадная и отчуждающая мораль 3)«Бог умир и это вы его убили» 4)Место Бога должен занять сверхчел-к. Психоанализ это клинич-ая практика и ф-кая концепция ч считающ бессознат-е доменантой чел сущ-я и состав-ая в его анализе. Бессоз- это проц-сы осознания кот оваз-ют огром влияние на повед-е ч но не контролир-ся им. Фрейд Зигмунд 1856-1939 Выделил 2 компонента бессоз: эрос, тонатос. Структура личности: ОНО - сфера бессознательного, руководствуется принци-пами удовольствия. Я - сознательное начало лич-ности(контролер позволяющ-й выпускать парОНО). СВЕРХ Я - моральный цензор человека (совесть). Если господствует ОНО, то человек - преступник; если господствует Сверх Я, то человек - невротик: вытеснение; образование противоположной позиции; проекция; рационализация; сублимация. Метод лечения неврозов - психоонализ (где было ОНО должно стать Я), человек должен осознать свои импульсы. Эмоция высказанная вслух, гаснет. Работы: "Я и ОНО", "Психология маски", "Анализ человеческого Я". Экзистенциализм это направ формир-ся м/д 1 и 2 миров войнами иотраж-т трагичес мироощущение ч. Положения: 1)деление мира на объек-й и субъек-й подлиный презнаётся субъек-й в котором чел свободен 2)для чел существование предшествует сущности 3)Индетерменизм- представ-я об абсол свободе чел 4)Заброшенность чел в мире 5)абсурдность мира и необход-ть наполнения его лич смыслами. Представ-ли: Хайдеггер, Сартр, Камю. Глав внимание уделяется ими дух-й активности и выдержке чел заброшенного в иррацион-й поток событий и радикально разочар-ого в истории. Новейш история Европы обнажила неустойч-ть, хрупкость, неустранимую конечность всякого чел сущ-я. Глав пробл: онталогия (уч о быт) Карл Ясперс1883-1969 "Жить одним днем"- расплата за необоснованное доверие к истории. Это не сказка, а дорога, вымощенная разбитыми ценностями. Люди превратятся в выродков или станут конформистами. Установитель тоталитарный режим. Человеку присущи страхи: бытовой, онкологический, страх не понять, не найти идеала, ради которого можно пожертвовать жизнью. Идеалы надо искать в своей иррациональной экзистенции. Пограничная ситуация в которой проявляются все установки личности. Вводятся понятия: судьба - ситуация и судьба - экзистенция. Работы: "Духовная ситуация эпохи". Альберт Камю 1913-1960 Человек должен жить в согласии с судьбой - призванием действовать без надежды на успех. Ставит ребром вопрос о самоубийстве. Жан Поль Сартр 1905-1980 Существует противопоставление молчаливого, стерильного мира и активного порыва человека. Существует два вида восприятия: бытие в себе и бытие вне себя. Доктрина экзистенционализма - неучастие истории. Она объединяет людей диаметрально противоположных взглядов. Имеет место нравственный моральный релятивизм. 23 Основные представители и идеи герменевтики, феноменологии, структурализма и постмодернизма. Наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона. В 20в Г. постепено оформляется в одну из основных методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”, социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности. 24 Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм).П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Определение роли и места Ч в жизни - мировоззр. проблемы. Вопрос отношения сознания к бытию - один из основных вопросов Ф. Для материалистич. подхода также необходима чтобы Ч сознавал что он делает => сознание - свойство высокоорганизованной материи.Сознание - общественный продукт. Самосознание.Посредством отражения живое существо получает образ, являющийся отражением свойств, связей и отношений внешнего мира. Образ фактически является знанием. Идеальное знание - субъективное, отражающее объективную реальность с наибольшей степенью достоверности.Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи. Ч отличается от животного тем, что обладает опытом практическо преобразовательной деятельности. Образы О. взаимодействия - отображение действительности в прцессе общения людей. Сознание предыд. веков передается посредством образов культуры. Формирование и закрепление программы совместных действий в Ч - двигатель прогресса (только делая единое целое можно развиваться).Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к действительности. Отражение возникло при попытке объяснить суть сознания и его отношения к бытию, материи. Энгель акцентировал внимание на их тесной взаимосвязи. Ленин - "вся материя обладает свойством, родственным ощущению - свойством отражения". Любой объект, процесс при взаимодействии отражает часть себя на др. объекте. Непонятно как может один матер. объект отражаться на другом в то время когда второй на первый взгляд не может ощущать - научная проблема.Объективное отображение действительности - наиболее сложный прцесс. Информационное отражение - такое отражение при котором активно используются результаты внешнего воздействия. Такое отображение возможно только если система способна регулировать сама себя. (камень и цветок по разному реагируют на солнчный свет). Отражение для живой природы - раздражимость. Для животного мира - чуствительность. Психическое отражение возникает при недостатке информации для однозначной реакции (решение может быть запомнено на будущее).Диалектический отношения между внешним миром и внутренними установками.Субъективная реальность - идеальна. Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи. 42 Концепция бессознательного. Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин “Б” используется также для хар-ки индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б (гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества. Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефликсивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях Б, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер Б – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Б находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные подсознат явления – усвоенные субъектом как членом той или иной соц группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание). 2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности. По Фрейду – это “динамическое вытесненное Б”, охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и прявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собст свойствами) и т.д. 3) Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт. 4)Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета. 43 Познание как предмет философского анализа. Сущность и виды познания. Адекватное отображение действительности - суть познавательного процесса. Материалест. подход говорит, что такое познание возможно.Знание познающего субъекта - идеально. Знание постепенно переходит в духовную сферу (научно - теоретич. деятельность). Субъект познания - Ч. Объект познания - все формы материи и формы ее взаимодействия. На начальных этапах развития Ч познание связано с практической деятельностью. Постепенно появились знания связанные с предсказаними, теоретические,.... Знание - высшая форма отображения действительности. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 1) Знания как система (Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность называются правилами. Знания, таким образом, включены в систему деятельности) 2) знание как отражение действительности 3) Чувственное познание (для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувст, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов - такая форма деят-ти - чувств позн-е по маркс-ленинск гносеологии). 44 Проблема структуры познания. Рациональное и чувственное познание. 45 Проблема истины. Критерий истины. Истинность - соответствие знания объективной реальности. Объективная истина не зависит ни от Ч ни от человечества (Ленин), но может меняться во времени. Необходим эталон. Объективное и субъективное знание = Ю такие же истины. Платон (в идеях), Декарт (в вещах), Гобс (истина дочь разума), Кант (основа его Ф). Диалетич. подход - "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике..." (Ленин). Истина должна быть проверена практикой.Геоцентрическая система -> гелио центрическая -> галактическая. Каждая относит. истина приближает нас к абсолютной. Абсолютная истана - предел, к которому необходимо стремиться. Относит. и абсолютн. истины - разные формы объетивной истины. Догмы и др. историч. - соц. условия могут искажать истину (язык, небрежность в определениях). Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне познания. Абсолютная истина - совершенно полное, точное, всесторонне, исчерпывающее знание о каком-либо явлении. Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь -. причин и отбрасывали любые док-ва. В отличие от ЭП. и СТ. где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф-я отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности разв-я познания, его основной чертой были безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму. 11 Теоцентризм, основные источники и проблемы средневековой философии. Философские идеи библии.(в-12) Теоцентризм-религ-ое учение о Боге- центре мира определяющем всё сущее 12 Патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии: основные проблемы и представители. Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христ-ва.. Патристика.- совокуп-ть теологич-х учений христ мыслителей (отцов церкви) кот в борьбе с языч-м стрем-сь создать целостную религ-ю доктрину, опираясь на логико-фил-ии традиции.Осн задача:философским образом истолковать положения Библии. Осн идеи: 1.Бог един и всемогущ; 2.идея откровения; 3.чтобы познать Бога в него надо верить. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ Без веры нет знаний нет истины следовательно Бог является высшей сущностью. Бог сотворил мир по воле а не по необходимости. Мир неоднороден.Чел-это малый мир.У него есть душа и воля.Всё что чел делает-делает через него Бог. Мистика. Вера в возможность человека вступать в непосредственное общение с Богом. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ Наилучшее средство ф-ии-непосредственное общение с Богом.Не разум нас ведёт к Богу а любовь и привязанность человеческой души к Богу.Для познания нужно пройти три ступени:покорность сочувствие созерцние. После чел дойдет до вершины познания и там забудет о себе и начнёт общаться с Богом. Схоластика. -тип христ ф-ии кот стремится док-ть догматичные предпосылки религии с помощью рацион-понятий-х рассуждений.Гл вопрос отношение знания к вере.ФОМА АКВИНСКИЙ Цель учения-показать что вера и разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой.Бог-духовен.Док-во его сущ-ния-каждое явление имеет свою причину.Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней.Высшая ступень-мир людей.Высшая власть на земле-Папа Римский.Сословные различия вечны. 13 Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – отличительные характеристики философии Возрождения. Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Офиц ф-ей в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее разв-я приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христ морали. Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.)