Каковы должны быть действия прокурора после получения заявления Рюмина? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы должны быть действия прокурора после получения заявления Рюмина?



На основании главы 19 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации поводами к возбуждению уголовного дела служат:

- Заявление о преступлении.

Заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме (которое должно быть подписано заявителем). Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. В протоколе указываются данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление составляется в форме рапорта лицом, принявшим сообщение об обнаружении преступления.

- Явка с повинной.

Заявление о явке с повинной – это добровольное сообщение о самообвинении, признании в совершении преступления, исходящее от лица, не привлеченного к участию в деле по обвинению или по подозрению в данном преступлении. Явка с повинной возможна как в форме непосредственного устного обращения к должностному лицу или орган, управомоченный возбудить уголовное дело и произвести расследование, так и в форме письменного сообщения. Уголовное законодательство расценивает явку с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание, а при определенных условиях также как основание освобождение от уголовной ответственности.

- Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (кроме явки с повинной и заявлении о преступлении) принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Следовательно, в случае, рассматриваемом в заданной задаче, поводом для возбуждения уголовного дела является заявление владельца магазина Рюмина.

Типичных версий две: преступление действительно имело место; налицо оговор или инсценировка.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Обращаясь к статье 144 УПК РФ можно сказать следующее:

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3-х суток (может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя, дознавателя, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий срок до 30 суток) со дня поступления указанного сообщения. Если сообщение о преступлении распространилось средствами массовой информации, то проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь, при этом главный редактор или редакция данного средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя, органа дознания имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также о лице, предоставившему указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме заявления о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.

 

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

 

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении, согласно, статьи 145 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

1. о возбуждении уголовного дела

2. об отказе в возбуждении уголовного дела

3. о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд, при этом орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимают меры по сохранению следов преступления.

О принятом решении сообщается заявителю, разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

 

2. Указать возможные в данной ситуации мероприятия, которые должны быть реализованы в подобных случаях до возбуждения уголовного дела, определить их задачи.

Своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела в значительной мере предопределяет успех раскрытия преступления. Но и продолжительное ведение проверки лишает следователя возможности получить необходимые доказательства.

Получив материалы проверки, следователь обязан изучить и оценить информацию по следующим вопросам.

1. Имел ли место факт вымогательства и соответствуют ли обстоятельства его совершения заявлению потерпевшего.

2. Своевременно ли обратился потерпевший в правоохранительные органы, если нет – по какой причине.

3. Имеются ли признаки совершенного преступления, в частности, уничтожение или повреждение имущества. Своевременно ли и в установленном ли порядке они зафиксированы.

4. Личностные данные заявителя и заподозренного в вымогательстве, их отношения, не являются ли они заинтересованными сторонами совместной коммерческой деятельности.

5. Соблюдались ли при проведении оперативно-розыскных мероприятиях требования ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

6. Обоснованно ли и с соблюдением ли требований закона применялись оперативными работниками специальные технические средства; правильно ли документально оформлено их применение.

7. Не являются ли указанные в заявлении очевидцы и другие свидетели подставными лицами.

8. Содержатся ли в действиях задержанных признаки преступления, предусмотренного ст.163 УК РФ, или иного состава преступления.

Только после этого следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела.

В данной ситуации до возбуждения уголовного дела могут быть реализованы следующие мероприятия:

1. Опрос - специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. В теории и практике оперативно-розыскной деятельности это мероприятие носит традиционное название - разведывательный опрос, что указывает на его исследовательский, поисковый характер, направленность на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Опрос может осуществляться самим оперативным работником либо другим должностным лицом, действующим по его поручению.

В соответствии со ст. 15 Закона об ОРД сотрудники оперативных аппаратов, проводя опрос, из тактических соображений имеют право скрывать истинные цели беседы либо свою профессиональную принадлежность.

Результаты опроса при согласии опрашиваемого могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной) либо рапортом (справкой) должностного лица. Если информация получена при условии конфиденциальности, то рапорт (справка) хранится и используется по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела приобщен быть не может. При проведении опросов могут использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего.

При проведении опроса с согласия его участников может использоваться полиграф - специальное устройство, регистрирующее психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющее выявить тщательно скрываемые им факты. Процедура полиграфного опроса предусмотрена Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 28 декабря 1994 г. Результаты такого опроса оформляются заключением оператора, которое может передаваться следователю для учета в процессе доказывания.

2. Наведение справок - это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности.

В Законе об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы ограничения доступа к достаточно большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну.

Информация, полученная путем проверки лица по информационным системам, имеющая значение для всестороннего и полного расследования и рассмотрения дела в суде, может приобщаться к материалам уголовного дела, если она не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Наведение справок путем изучения документов может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 15 Закона могут зашифровываться. Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, бухгалтерские, кадровые и т.п.), а также места их получения (предприятия, учреждения, учебные заведения и др.) определяются должностным лицом оперативного аппарата.

Результаты изучения документов оформляются рапортом или справкой должностного лица. При получении сведений, имеющих значение для предварительного и судебного расследования, рапорт (справка) передается лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности.

Закон не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут включать в себя любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (отпечатки пальцев, голос, и т.п.),

Данное мероприятие проводится сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другими лицами (в том числе оказывающими конфиденциальное содействие). При необходимости к сбору образцов могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познаниями, однако обеспечение точности выбора образцов, их достоверности и сохранности возлагается на оперативного работника.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При сборе образцов отпечатков пальцев могут использоваться возможности, предоставленные Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" от 25 июля 1998 г., который предусматривает обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию ряда категорий граждан, в число которых включены лица, подозреваемые, обвиняемые и осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно. В соответствии со ст. 14 этого Закона органы, осуществляющие ОРД, наделены правом на использование и получение дактилоскопической информации.

Результаты негласного сбора образцов для сравнительного исследования оформляются рапортом или справкой, составляемыми исполнителем мероприятия, к которым прилагаются в упакованном виде полученные образцы.

4. Наблюдение - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающем в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно - технических подразделений правоохранительных органов. Оно может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок либо видеокассет

5. Отождествление личности - это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, другим данным.

Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно - тактических формах, с использованием различных средств оперативно - розыскной деятельности, а факт его проведения - сохраняться в тайне от разыскиваемого.

Одной из распространенных разновидностей данного мероприятия является отождествление личности подозреваемого потерпевшими, очевидцами либо иными лицами по имеющимся в органах внутренних дел фото- и видеоучетам. Условия проведения такого отождествления должны быть максимально приближены к условиям проведения процессуального опознания по фотографии. Это мероприятие осуществляется также в процессе поиска подозреваемого с участием потерпевших и очевидцев в местах его вероятного появления. Результаты такого отождествления оформляются рапортом (справкой) оперативного работника, а также объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемое лицо.

Отождествление личности может проводиться как в естественных условиях (например, в местах вероятного появления преступника), так и в искусственно создаваемых (например, вызов подозреваемого в числе других лиц в орган внутренних дел).

Нормативный акт, регулирующий ОРД органов внутренних дел при отождествлении личности, запрещает:

- оказывать воздействие на участников данного мероприятия и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка;

- совершать действия, исключающие в дальнейшем процессуальное оформление опознания;

- привлекать к мероприятию граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение его результаты.

6. Оперативный эксперимент - это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Оперативный эксперимент в соответствии с ч. 5 ст. 8 комментируемого Закона проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Согласно ч. 6 этой же статьи его производство допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, признаки которых определены в ст. 15 УК РФ.

Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами. Производство оперативного эксперимента допускается, если не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих, не создается опасности для их здоровья. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, путем применения различных "ловушек" и "приманок".

Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству.

При проведении оперативного эксперимента на основании ч. 4 ст. 16 настоящего Закона допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам личности и государства, совершаемое при правомерном выполнении лицом своего служебного или общественного долга.

Организация и тактика оперативного эксперимента регламентируются ведомственными нормативными актами.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, - актом оперативного эксперимента, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту приобщаются физические носители информации, полученные в результате использования в процессе проведения оперативного эксперимента специальных технических и иных средств, которые могут использоваться в процессе доказывания.

В ходе осуществления оперативно - розыскных мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов.

Технические средства, применяемые в ходе осуществления ОРМ, могут быть как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры и др.), так и специально изготовленными для негласного получения информации.

Организация и тактика применения специальных технических средств (СТС) регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

Специальные технические средства, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.

В случае применения СТС в соответствующих оперативно - служебных документах, составленных по результатам ОРМ, должны быть отражены данные о технических характеристиках этих средств, условиях и порядке их использования. Это является одной из важных гарантий установления объективной связи полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию.

 

3. Перечислить круг обстоятельств, которые должны быть установлены в процессе доказывания при расследовании данной категории уголовных дел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.025 с.)