Опыт институционализации ювенологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт институционализации ювенологии



 

Многоаспектное рассмотрение проблем жизнедеятельности и характеристик молодого поколения современной России подтверждает необходимость объединения усилий ученых различных научных направлений, специалистов и практиков по формированию и реализации ювенальной политики, базирующейся на строгом научном знании о ювенальных процессах. Важным средством развития ювенологического знания является его социальная институционализация – проведение конференций и симпозиумов, публикация книг, учебных пособий и отдельных статей, формирование научных сообществ и общественных организаций (академий), а также создание специализированных научно-исследовательских подразделений, например, в структуре Российской Академии наук.

Национальная Академия ювенологии. Идея создания научного общественного сообщества «Национальная Академия ювенологии» родилась в 1997 г. По разным причинам реализовать тогда замысел и зарегистрировать общественную организацию не удалось, хотя соответствующие документы были подготовлены.

В последнее время социальная ситуация изменилась, точнее – резко обострилась. Россия стала «обществом риска», где проблемы подрастающего поколения определяют «быть или не быть» российскому государству. Многочисленные исследования, проведенные Институтом социально-экономических проблем (ныне – ИРЭ) РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом молодежи (Москва), НИИКСИ при Санкт-Петербургском государственном университете с 1980 по 1996 годы, обширные данные государственной статистики указывали на глубокие деформации в качестве жизни и резкое ухудшение положения подрастающего поколения, обострение старых и появление новых проблем в среде детей, подростков и молодежи. Уже с 1984 г. прогнозы в отношении экономически активного населения (трудового потенциала страны) обозначились пессимистические. Медлить было нельзя. Объективные условия российской действительности продиктовали наши субъективные установки и действия.

В ноябре 1996 г. впервые в России регистрируется Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Академия ювенологии». Учредителями сообщества стали видные ученые Российской Академии наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, а также специалисты-практики, чья профессиональная деятельность долгие годы была связана с решением проблем подрастающего поколения (например, учителя школ, подростковые врачи, сотрудники МВД РФ).

В апреле 1997 г. после закрытия Санкт-Петербургской организации была зарегистрирована уже Национальная Академия ювенологии (НАЮ). На сегодняшний день в ней представлены ученые и практики из 30 городов страны, более двухсот человек. Создаются филиалы в других регионах (например, Москве, Чувашии, Татарстане, Новосибирске, Новгороде и др.).

В современной России новыми общественными академиями никого не удивишь. Поэтому следует сказать о специфике нового научного сообщества. Во-первых, Академия объединяет в своих рядах людей разных специальностей и отраслей знания – социологов, экономистов, юристов, политологов, медиков, демографов, политиков, педагогов, психологов. Это позволяет комплексно, на междисциплинарном уровне изучать проблемы молодого поколения, предлагать нестандартные пути их разрешения на «стыке» различных наук, различных сфер общественной жизни. Во-вторых, в Академию входят и ученые, и специалисты-практики, что дает реальную возможность уже на стадии исследования (реализации проекта) отрабатывать комплекс мероприятий по практическому решению проблем подрастающего поколения, определять стратегию и тактику политики в отношении детей и молодежи. Так, впервые в рамках одного сообщества стираются грани между «сухими» теоретическими построениями, «голым эмпиризмом» и практическим внедрением результатов фундаментальных и прикладных разработок.

Идея создания академий ювенологии возникла в Санкт-Петербурге, где накоплен огромный научный и научно-практический потенциал по изучению проблем детей и молодежи, решению сложных вопросов воспитания, образования и социализации подрастающего поколения россиян. В Ленинграде – Санкт-Петербурге уже не впервые возникают и развиваются новые научные дисциплины: генетика, информатика, космонавтика, социальная психология, биохимия и ряд других.

Национальная Академия ювенологии является добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и задач.

В своей деятельности Академия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «Об общественных объединениях». Академия является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет печать и бланк, свою эмблему (значок нагрудный). Местонахождение президиума Академии: Санкт-Петербург, 198013, Серпуховская улица, дом 38 (в помещении ИРЭ РАН), комната 46.

Целью и основными задачами создания и деятельности Академии стали:

· концентрация усилий ученых и практиков на решении первоочередных проблем биосоциального становления поколения молодых россиян;

· содействие формированию и реализации детской и молодежной политик на разных уровнях от общенационального до муниципального (местного);

· обобщение и развитие прогрессивных форм работы с молодежью (Академия организует обмен опытом работы с детьми и молодежью, проводит конференции и симпозиумы, независимые общественные экспертизы проектов и программ, развивает международное сотрудничество в области ювенологии и издает научные труды);

· содействие формированию нового поколения ученых и практиков-ювенологов.

Задачами деятельности Академии являются:

- выявление и анализ значимых тенденций в качестве молодого поколения и социальных последствий принимаемых решений (для своевременной корректировки политики в отношении молодежи и детей);

- разработка прогнозов в отношении качества молодого поколения, выработка управленческих условий для решения острых проблем в среде молодежи;

- разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в среде молодого поколения на разных уровнях;

- общественная экспертиза, осуществление и содействие в реализации проектов и программ в области работы с детьми и молодежью;

- содействие в создании благоприятных условий для научной и общественной деятельности ученых и практиков – ювенологов, защита прав и интересов членов Академии;

- содействие в повышении квалификации и обучении специалистов в области ювенологии;

- осуществление обмена информацией о результатах исследований и практическом опыте в сфере работы с молодежью;

- развитие международных связей и международного сотрудничества в области ювенологии.

Для решения своих задач Академия:

- проводит научные конференции, симпозиумы, «круглые столы», семинары, встречи и другие мероприятия;

- организует проведение научных исследований;

- участвует в составлении экспертных заключений для предоставления их в органы власти;

- способствует установлению связей своих членов с зарубежными партнерами – ювенологами, участвует в работе международных организаций по своему профилю;

- учреждает средства массовой информации и осуществляет издательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством;

- содействует изданию научных трудов, монографий, книг, журналов, альбомов, аудио- и видео продукции, направленных на реализацию уставных целей и задач;

- представляет законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных организациях.

Для осуществления уставных целей и задач Академия имеет право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном действующим в РФ законодательством;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях.

Членами Академии могут быть ученые и практики, внесшие значительный вклад в развитие ювенологии, возглавляющие работу научных и творческих коллективов в области ювенологии, либо организации, учреждения, осуществляющие работу с детьми и молодежью, добившиеся серьезных научно-практических результатов, получивших широкое признание и имеющих общественную пользу.

В настоящее время идет регистрация Международной Академии ювенологии. Академии будут работать вместе, дополняя друг друга. По мере развертывания деятельности академий определятся и укрепятся их организационные, управленческие и кадровые структуры. В Национальной Академии ювенологии уже сформированы гуманитарное, военное, медицинское, культурно-просветительское, издательское отделения, а также отделения социальной педиатрии, помощи семье, подростковой медицины, по работе с несовершеннолетними правонарушителями, инвестиционной политики, медико-социальной защиты детей и молодежи.

Важным направлением деятельности Национальной Академии ювенологии является издательская деятельность.По инициативе Национальной Академии ювенологии (и с ее участием), совместно с Санкт-Петербургским институтом экономики и управления, Международной академией инвестиций и управления экономикой строительства с 1998 г. выходит в свет журнал «Регион: политика, экономика, социология», где есть специальный раздел, посвященный ювенологии, молодежным исследованиям, политике в области семьи, детства и молодежи. Статьи по ювенальной политике печатаются также в журнале «Региональная экономика России», который начал выходить с 2003 г. на базе МООО «Знание» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Академия издает собственную научную библиотечку. С 1997 г. по 2002 г. вышли в свет учебные пособия: «Основы валеологии» (Г. Билич, Л. Назарова; книга переиздана в 2000 г.); «Социальная медицина и организация здравоохранения» в двух томах (В. Миняев, Н. Вишняков, В. Юрьев, С. Лучкевич); «Любовь и секс» (Г. Билич); «Основы конфликтологии» (Люис Коузер); «Молодежная политика: История. Проблемы. Перспективы» и «Молодежная политика на рубеже веков» (Е. Слуцкий), «Основы ювенологии: методологические вопросы «науки о молодежи» (Е. Слуцкий, И. Скомарцева); «Основы ювенологии и ювенальной политики» (Е. Слуцкий); «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. Издание второе, исправленное и дополненное». Колл. монография под научн. ред. Е.Слуцкого. Все издания выходят в свет с логотипом Национальной Академии ювенологии, что пропагандирует среди широких слоев населения деятельность нового сообщества.

Премия имени Сократа. Президиум Национальной Академии ювенологии учредил в 1997 г. премию имени Сократа. Имя известного философа символизирует органическую связь науки и практики в воспитании и образовании подрастающего поколения, что отвечает основным принципам деятельности академии. Премия присуждается президиумом НАЮ по представлению наиболее значительных работ (индивидуальных и коллективных) в области фундаментальных и прикладных исследований проблем детства, семьи и молодежи; формирования и реализации детской, молодежной и семейной политик; обобщения опыта организации взаимодействия наук, искусств и философии с целью эффективного воспитания и образования подрастающего поколения россиян. Авторами работ могут быть российские и иностранные члены Академии, а также другие ученые и специалисты, продуктивно работающие в области ювенологии и ювенальной политики. Представляемые к награждению труды проходят квалифицированную экспертизу в комиссии, формируемой президиумом НАЮ из числа наиболее авторитетных специалистов России. Лауреаты получают диплом-сертификат премии имени Сократа, а их работы реализуются на практике за счет средств Академии. О лауреатах премии ежегодно сообщается в ведущих средствах массовой информации, что имеет большое общественное значение и признание.

С 1997 по 2000 г. включительно за достижения в деле воспитания и образования молодого поколения россиян первый диплом-сертификат премии имени Сократа был вручен: Г. Биличу и Н. Назаровой за рукопись учебника «Основы валеологии». Дипломов-сертификатов удостоены: двухтомное учебное руководство для подростковых врачей и педиатров «Социальная медицина» (под общей редакцией В. Юрьева, Н. Вишнякова, В. Миняева, В. Лучкевича); учебник «Западная социология» (авторы И. Громов, В. Семенов, А. Мацкевич); учебное пособие Н. Голованова и Р. Сафарова «Воспитание налоговых полицейских: опыт и проблемы»; цикл международных спектаклей для детей и юношества в петербургском театре «Балтийский дом» (директор театра С. Шуб); молодежная биржа труда в Санкт-Петербурге (ген. директор О. Контонистов); депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н. Евдокимова за юридическое и политическое сопровождение Закона «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга»; декан социологического факультета СПбГУ А. Бороноев — за подготовку в течении 10 лет молодых социологов в Санкт-Петербургском госуниверситете; Б. Фирсов — ректор Евроуниверситета в Санкт-Петербурге; В. Чупров — директор научного центра социологии молодежи ИСПИ РАН (Москва); В. Лисовский — профессор СПбГУ; Институт ФСБ России (начальник А. Фефелин); общественная организация инвалидов спорта «Фонд «Эдельвейс» (исп. директор А. Юшин); отдел социальной политики газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (журналисты Г. Грачев и Е. Данилевич); Санкт-Петербургский Государственный университет технологии и дизайна (ректор В. Романов); Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга (председатель А. Хазов); Городской военный комиссариат Санкт-Петербурга (военный комиссар А. Обухов); Межшкольный учебный комбинат №2 Центрального района Санкт-Петербурга (директор Г. Маяцкий); Всероссийская гимназия при Русском государственном музее (Б. Рыпин); специальное предприятие «Новое поколение» (директор М. Дмитриев); редакции петербургских еженедельных молодежных газет «Пять углов», «Профессия», «Спорт XXI»; монография В. Федорова «Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике» (НИИКСИ СПбГУ).

За 2000 г. дипломами удостоены: кафедра подростковой медицины и валеологии СПбМАПО (зав. кафедрой А.А. Куликов), учебное пособие для студентов вузов РФ «Очерки философии техники» под ред. Ю.В. Манько, монография Е.Г. Слуцкого «Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы, перспективы», Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ректор С.М. Климов), серия фундаментальных работ по социальной психологии Б.Д. Парыгина.

За 2001 г. дипломами удостоены: Санкт-Петербургский университет МВД РФ (В.П. Сальников), Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» (Л.П. Рубина), Казанский государственный университет (Н.К. Замов), Институт управления и экономики (В.А. Гневко), Институт системных проектов (Ю.Н. Солодухин), Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики (В.Н. Соловьев), коллективная монография «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования» под редакцией Е.Г. Слуцкого (СПб., 2001), Московский научно-исследовательский центр проблем молодежи (В.А. Родионов), а также монографии В.К. Криворученко «Диссертационное исследование: методика, практика, рекомендации» (М., 2001) и А.А. Щегорцова «Молодежь и общество: опыт социологического анализа» (М., 1997).

За 2002 г. дипломы-сертификаты были вручены: И.Н. Гаврильчаку, М.Н. Григорьеву, О.С. Кузьмину, В.Ф. Янченко.

За 2003 г. дипломами-сертификатами премии имени Сократа были награждены: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Совершаева Л.П., ответственный секретарь экспертного совета при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Хазова Е.В.

В 2004 г. президиум Академии объявил очередной конкурс на текущий год.

Конференции и дискуссионные столы. Академия активно организует и проводит ювенологические конференции, семинары и «круглые столы» в рамках международных форумов.Академия стала инициатором и соучредителем первой в стране ювенологической научно-практической конференции «Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века», которая собрала в Петербурге 27-28 марта 1998 г. более 400 ученых и практиков разных специальностей из 30 городов России. Обсуждено порядка 300 докладов и выступлений.

Впервые за «одним» столом сидели главный детский гинеколог России и начальник военного округа, сексолог и демограф, экономист и медик, представитель военкомата и юрист, работники вузов, школ, дошкольных учреждений, социальные работники, студенты и политики. В дискуссиях был общий объект исследования – дети, подростки, молодежь, семья. Иногда было непонимание, но в итоге ученые и практики осознали взаимосвязь самых разных явлений и процессов, влияющих на качество молодого поколения россиян на пороге XXI века, и необходимость работать сообща. К началу конференции вышел в свет двухтомник докладов и тезисов объемом свыше 600 страниц. Собравшиеся приняли практические рекомендации для комитетов по делам детей, молодежи и семьи субъектов Российской Федерации. Было принято решение регулярно проводить ювенологические конференции.

Вторая Всероссийская ювенологическая научно-практическая конференция «Молодежная политика XXI века: стратегия выбора» прошла с 1 по 3 ноября 1999 г. в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна. Конференция проводилась по инициативе и при поддержке Национальной Академии ювенологии и информационно-аналитического управления Совета Федерации, а также администрации Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов Петербурга. Среди главных целей встречи – определение стратегии и тактики, законодательной базы, принципов и механизмов формирования и осуществления государственной молодежной, детской и семейной политик на федеральном и региональном уровнях.

На обсуждение выносились вопросы:

- о новой парадигме государственной молодежной политики;

- правовой и экономический механизм реализации ГМП;

- социальная защита и «самозащита» молодых: два взаимосвязанных принципа молодежной политики;

- политика в сфере образования и воспитания молодежи в XXI веке;

- опыт реализации молодежной политики за рубежом и в субъектах Российской Федерации.

В работе конференции приняли участие представители Аппарата Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, сотрудники министерств РФ, администраций субъектов Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители комитетов по делам молодежи, детских, студенческих и молодежных организаций, а также социальные работники, ученые и практики, педагоги высших и средних учебных заведений различных регионов России. В рамках конференции прошел семинар по методике разработки программ и законодательных актов в сферах молодежной, детской и семейной политик. Сформулированы рекомендации органам государственной и законодательной власти по реализации эффективной молодежной политики, которые по окончании конференции направлены в субъекты Федерации.

В г. Тбилиси (Грузия) с 15 по 18 июня 1999 г. проходила Международная конференция ювенологов, социальных работников и лидеров детских движений стран-членов Содружества Независимых Государств (СНГ) на тему: "Детское общественное объединение как фактор развития личности и реализатор Конвенции ООН о правах ребенка". Встреча ученых и практиков организована при поддержке Национальной Академии ювенологии. Участники конференции приняли коммюнике и обращение к парламентам и правительствам стран-участниц Содружества Независимых Государств. Обращение подписали представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Российской Федерации, Украины.

21 октября 1999 г. в г. Казань (Республика Татарстан) состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Ювенология как наука: проблемы и перспективы». Среди основных целей и задач конференции:

· формирование и развитие ювенологии как науки, интегрирующей комплекс знаний о молодежи в структуре гуманитарных наук и естественнонаучных дисциплин;

· развитие ювенологических знаний, дающих возможность влиять на формирование личности, особенности поведения молодого поколения в XXI веке;

· объединение специалистов разных отраслей знания (социологов, экономистов, демографов, юристов, сотрудников МВД, медиков, психологов и т.д.) для комплексного изучения проблем молодого поколения;

· выработка нестандартных решений молодежных проблем на стыке различных наук, во взаимосвязи со стратегией и тактикой государственной молодежной политики;

· выработка предложений по ювенальной юстиции, в том числе для законодательных органов федерального и республиканского уровней;

· развитие межрегионального и международного сотрудничества в области ювенологии.

Учредителями конференции выступили: Национальная Академия ювенологии (Санкт-Петербург), Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, Научно-исследовательский центр Института молодежи (Москва).

В 2000 г. с 7 по 8 декабря Национальная Академия ювенологии организовала и провела в Санкт-Петербурге совместно с рядом общественных организаций Петербурга и Москвы дискуссионный стол «Роль молодежи и молодежной политики в становлении и развитии Союзного государства» в рамках международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

Значительным общественным событием стали работы секций «Молодежь и процесс социально-экономической трансформации в России и странах СНГ» в рамках ежегодного III Петербургского экономического форума (14-15 июня 1999 г.) и дискуссионного стола на IV Петербургском экономическом форуме (14-15 июня 2000 г.). Петербургский экономический форум ежегодно проводится под эгидой верхней палаты Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В заседании «круглого стола» на тему «Проблемы участия молодежи в социально-экономическом развитии государств – участников Содружества Независимых Государств», который проходил 15 июня 2000 г., приняли участие представители четырех государств, 16 субъектов Российской Федерации, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти, а также представители научных и общественных организаций, в том числе и Национальной Академии ювенологии, всего более 80 человек. В ходе дискуссии заслушано 26 докладов и сообщений. Всесторонне обсуждены роль и положение молодежи в современном обществе, перспективы и пути реализации потенциала молодых граждан в созидательных процессах СНГ. Участники были солидарны в оценках нынешней неблагополучной ситуации в молодежной среде, в частности отмечалось: «все острее ощущается, что государство и общество устраняются от проведения эффективной молодежной политики». Последствия такой позиции негативно влияют на положение молодежи в обществе. С большой обеспокоенностью говорилось об увеличивающемся противоречии между желанием молодых граждан и их возможностями реализовать свой потенциал на благо социально-экономического развития общества. Отмечался рост негативных явлений в среде молодежи: рост наркомании и преступности, социальная апатия и неуверенность молодежи в будущем.

Участники дискуссионного стола «Проблемы участия молодежи в социально-экономическом развитии государств-участников СНГ» IV Петербургского экономического форума отметили необходимость в сжатые сроки создать комплексную государственную систему формирования условий для полноценной жизни молодежи, активного привлечения молодых граждан в качестве партнеров к решению социально-экономических и политических проблем. Государство должно рассматривать работу с молодежью как свою стратегическую и приоритетную задачу. Участники дискуссии приняли рекомендации, в которых в концентрированном виде была дана оценка положения в молодежной среде, предлагались механизмы, направленные на обеспечение активного участия молодых граждан в созидательных процессах общества. В частности предлагалось:

· усилить роль государственных органов в обеспечении условий для развития деловой активности молодых граждан, привлечения их потенциала в экономику, в том числе для разрешения социально-экономических проблем самих юношей и девушек;

· повысить статус и координирующую роль государственных органов исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы решения социально-экономических проблем молодежи, реализации молодежной политики на местах;

· создать условия, обеспечивающие получение молодыми гражданами необходимого профессионального образования независимо от их имущественного или социального положения;

· способствовать выработке единых подходов к решению социально-экономических проблем молодежи, консолидации возможностей государственных органов власти различного уровня в работе с молодежью;

· интенсифицировать деятельность по разработке модельных законодательных актов в области государственной молодежной политики, стремиться к обеспечению единых принципов и подходов при формировании правовой базы;

· приступить к формированию ювенального права и системы ювенальной юстиции;

· осуществлять целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения, привитию молодым людям уважения к общечеловеческим ценностям, труду, опыту старших поколений, обычаям и традициям своих народов;

· активнее совершенствовать законодательную базу в области государственной молодежной политики, в том числе направленную на решение социально-экономических проблем молодежи, получение образования, переподготовку и повышение квалификации, содействие трудоустройству, предпринимательской деятельности молодежи, обеспечение жильем молодых семей;

· считать одной из важнейших задач государства борьбу с преступностью и наркоманией среди молодежи, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде;

· активнее развивать ювенологию как комплексное междисциплинарное научное знание о становлении подрастающего поколения;

· политика в отношении семьи, детства и молодежи, с точки зрения государственного управления, должна являться фактором, средством и условием воспитания, образования и социализации подрастающего поколения, эффективной подготовки его к самостоятельной жизни.

В октябре 2003 г. на базе Санкт-Петербургского государственного Университета технологии и дизайна прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России», на которой были рассмотрены теоретические и практические вопросы развития ювенологии и ювенальной политики в нашей стране.

С учетом новых реалий остро назрела необходимость ориентации социальных институтов, органов власти на активный диалог с подрастающим поколением, привлечения семьи и молодежи как полноправных партнеров в постановке и решении актуальных социально-экономических и политических проблем. Патернализм общества следовало давно заменить на активное сотрудничество с молодежью во всех сферах жизни, в результате чего юноши и девушки смогут на практике выступить активным субъектом общественного воспроизводства, гарантом развития российского общества.

В декабре 2003 г. на базе Института проблем региональной экономики РАН состоялось выездное заседание Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту «Ювенальная политика и ювенология в России в XXI веке», посвященное обсуждению вопросов становления и развития в России ювенологии как нового комплексного междисциплинарного знания. Участниками были рассмотрены актуальные вопросы формирования и реализации единой ювенальной политики в области семьи, детства и молодежи как фактора, условия и средства воспроизводства человеческого потенциала (его ювенальной составляющей) в соответствии с перспективными ориентирами социального и экономического развития регионов. Были подняты проблемы формирования в России ювенального права (подготовки проектов модельных законов о единой политики в области семьи, детства и молодежи), ювенальной юриспруденции, ювенальной медицины, создании «ювенального поля», ювенальной статистики. Рассмотрены вопросы социальной защиты и поддержки неполной, многодетной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, а также молодой семьи как основополагающего института российского общества. Обсуждены различные аспекты создания в Российской Федерации ювенальных многопрофильных центров в регионах различного типа. Затронуты актуальные вопросы установления роли и места российской молодежи в геоэкономическом новом мировом порядке, в том числе в формировании «четвертой евразийской геоэкономической зоны» на территории России – как одного из будущих центров мировой экономики XXI века.

В работе выездного заседания участвовали представители Совета Федерации, полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, федеральных и региональных органов государственной власти, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ученые, специалисты-практики, представители общественных организаций и объединений, средств массовой информации.

 

Резюме

 

(1) Формирование интегративного знания – ювенологии, - отражает общие закономерности развития современного научного познания, включающие и углубление узкоспециализированного знания, и признание значимости изучения взаимовлияния процессов и явлений макро- и микрокосмоса. Концептуализация ювенологии включает не только формирование систематического и единого для всех дисциплинарных научных направлений описания и представления об объекте, но и теоретическое обоснование знания, происходящее путем его обобщения внутри научного сообщества. Поэтому предметная область познания ювенологии, как науки гуманитарной, шире предметной области любого дисциплинарного общественно-научного знания о молодежи.

(2) Междисциплинарная структура ювенологического знания представляет собой подчиненную общей концепции систему теорий отдельных научных дисциплин и направлений, входящих в ювенологию. Концептуализация ювенологии определяет широкий спектр общественных и естественных наук, привлекаемых к исследованию проблем становления молодого поколения в единстве социального, духовного и биологического начал.

(3) С методологических позиций ювенология имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующий ей категориальный аппарат. Возрастные характеристики молодого поколения (детей, подростков, молодежи) исторически и социально обусловлены. Установление границ периодов на шкале возраста индивидов всегда условно: оно индивидуально, а также зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Минимальный порог подросткового и детского возраста еще более размыт. В ювенологии представляется целесообразным принять следующую периодизацию взросления: дети раннего возраста (до 12 лет включительно), дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет), юношеский возраст (от 18 до 21 года), соответственно молодежь (от 22 до 29 лет). В настоящее время верхняя граница возраста равна 29 годам (в соответствии с законом о статистике).

(4) Ювенология – новое комплексное междисциплинарное знание о становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, что соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодежи, а также учитывает цели и задачи стратегического развития России на долгосрочную перспективу.

(5) Ювенология представляет собой системное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» - живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как члена общества посредством социализации (социальный аспект). Ювенология изучает молодое поколение, как в онтогенезе, так и филогенезе, то есть исследует механизмы взросления, биосоциального становления и духовного развития и личности молодого человека, и изменения – детей и молодежи как демографической группы.

(6) Объектом исследования ювенологии является социальная общность – молодежная популяция (молодежь, подростки, дети). Предметная область ювенологии включает процессы и механизмы формирования социально-демографической группы, которая находится в состоянии становления социальной, экономической и гражданской зрелости.

(7) Ювенология характеризуется определенной структурой составляющих ее элементов, органически связанных между собой в стройную логическую систему. Структура ювенологии включает: (1) методологию, (2) феноменологию и (3) праксиологию. Каждый из предложенных элементов рассматривается в двух плоскостях: в теории и практике.

(8) Ювенология осуществляет исследования комплексных проблем онтогенеза и филогенеза молодого поколения, изучает законы и закономерности взросления, достижения физической, психической, духовной, социально-психологической и социально-экономической зрелости. Важнейшие проблемы объединены в следующие научные сферы: (а) взаимодействие общества и молодежи; (б) характер отношений молодежи и государства; (в) качество молодежи как критерий качества будущего человеческого потенциала, состояния и реформирования общества; (д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия.

(9) Молодое поколение и проблемы его жизнедеятельности обладают спецификой и отличаются от подобных проблем старшего поколения. В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в мир взрослых отношений. Подрастающее поколение обладает неявным, нечетким социальным статусом, что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации и конфликты при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни.

(10) Комплексные ювенологические исследования должны опираться на систему принципов комплексного подхода как особой стратегии исследовательской деятельности. Важнейшими принципами комплексного подхода являются: единство исходных представлений об объекте изучения; системной организации междисциплинарного предмета исследования; конгруэнтности вовлекаемых в исследования знаний и методов; единого идейно-теоретического замысла исследования, который совместно развивают и реализуют все участники научного поиска; интеграции частных научных результатов в единый синтетический научный результат и принцип базовой дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.063 с.)