Решения вашингтонской конференции и международные отношения в азиатско-тихоокеанском регионе в 20-е – 30-е гг. XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решения вашингтонской конференции и международные отношения в азиатско-тихоокеанском регионе в 20-е – 30-е гг. XX века



Вашингтонская конференция 1921—1922 — международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США — Британская Империя — Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Договор четырех держав от 13 декабря 1921 года между США, Великобританией, Францией и Японией, который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав, более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года. Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств—участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Еще раньше, 4 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение — китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао — Цзинань и территории Цзяочжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

Конфликт на КВЖД (Дальневосточный конфликт) — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

Дата 12 октября—22 декабря 1929

Место Китай

Итог Разгром китайских войск.

Хабаровский протокол.

Начиная с 1925 года Китай начинает противодействовать усилению японского влияния на континенте. Во время гражданской войны в бывшей империи Цин генерал Чжан Цзолинь захватил Внутреннюю Маньчжурию при помощи японцев, однако в 1928 году был ликвидирован. В 1931 году японцы вторглись в Маньчжурию и пригласили последнего цинского императора Пу И восстановить маньчжурское государство. 1 марта 1932 года, по решению Всеманьчжурской ассамблеи, было образовано Государство Маньчжурия, тогда же признанное Японией. Новое государство немедленно стало ареной битвы между японцами и китайскими вооружёнными формированиями, что продолжалось в течение нескольких последующих лет. Лига Наций отказалась признавать Маньчжоу-Го, что привело Японию к выходу из этой организации в 1934 году.

Оккупация Японией Маньчжурии и Северного Китая началась с 1931 года. 7 июля 1937 года Япония начинает наступление вглубь Китая.

Экспансия Японии встретила активное противодействие великих держав. Великобритания, США и Нидерланды ввели против Японии экономические санкции. СССР также не оставался безучастным к событиям на Дальнем Востоке, тем более что советско-японские пограничные конфликты 1938−1939 годов (из которых самыми известными стали бои у озера Хасан и необъявленная война у Халхин-Гол) грозили перерасти в полномасштабную войну.

Хасанские бои (1938)

Дата 29 июля 1938 - 11 августа 1938

Место Сопки Заозёрная и Безымянная (район озера Хасан)

Причина Территориальные споры между Маньчжоу-го и СССР

Итог Победа СССР

Бои на Халхин-Голе в 1939 году

Дата 11 мая – 16 сентября 1939 г.

Место Монгольско-маньчжурская граница

Причина Спор о делимитации границы между Монголией и Маньчжоу-го

Итог Победа СССР и Монголии

 

 

Итоги войны на Тихом океане. Оформление японо-американского военно-политического союза

Положение Японии к окончанию Второй мировой войны выглядело ка­тастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы соста­вили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.

Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было унич­тожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть про­изводственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.

К этому добавились прочие негативные последствия поражения: Япо­ния лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утра­тила Корею, которая вошла в состав Японии еще в 1910 г., Тайвань и Пескадорские острова, перешедшие к Японии после Японо-китай­ской войны 1894—1895 гг., Южный Сахалин и Курильские острова, при­надлежавшие Японии после Русско-японской войны 1904—1905 гг., а также острова Рюкю, оккупированные США.

Большая часть внутреннего рынка, связанная с военными заказами правительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы по­сле демобилизации армии и флота (10—15 млн. человек) усугубила массоваяэмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на ис­торической родине.

Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репара­ций, его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.

Но самое главное — морально-психологические последствия. Пора­жение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегося массой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связыва­лась вся японская история.

В чем заключались цели США в отношении Японии? Главный во­прос, который волновал американцев: что нужно сделать, чтобы ни­когда впредь не допустить превращения Японии во врага? Для этого, прежде всего, нужно способствовать созданию в Японии такой эконо­мической системы, которая позволила бы развиваться, не прибегая к внешней агрессии.

Этой системой могла быть только рыночная экономика. Но для это­го требовалось разорвать традиционные для Японии связи между эко­номикой и государством. Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опе­ки над гражданами, но иначе невозможно было стимулировать эконо­мическое развитие.Требовалось изменить и характер политической системы, привить Японии навыки парламентской демократии. Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, ис­коренение милитаризма в Японии.

США пошли на создание двух орга­нов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.

Первый — Союзный совет по делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Со­дружества Тихоокеанского региона — находился в Токио.

Второй — Дальневосточная комиссия — размещался в Вашингто­не и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала шта­бу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Ма-картуром.

Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии.

С лета 1950 г. конъюнктура резко улучшилась в связи с началом Ко­рейской войны. Япония стала выполнять заказы на обслуживание экс­педиционного корпуса ООН и американских войск, вовлеченных в этот конфликт. Уже в 1951 к это позволило превзойти уровень дово­енного промышленного производства.

США взяли курс на превращение своего побежденного противни­ка в будущего союзника: сняты ограничения на внешнюю торговлю, ускоренными темпами идет подготовка к ликвидации оккупационно­го режима.

С 1 мая 1951 г., после ухода с поста генерала Д. Макартура, главой оккупационных войск в Японии стал генерал Риджуэй. Он ускорил окончательное урегулирование. 8 сентября 1951 г. на Сан-Францис-ской мирной конференции с участием 52 государств состоялось под­писание Мирного договора с Японией. Не подписали договор СССР, КНР, Индия, Бирма, Польша, МНР, Чехословакия, Югославия. Согласно договору, Япония подтверждала свой отказ от Кореи, Тайваня, Пескадорских островов, Микронезии, от всех прав и претензий в Ки­тае и Антарктиде, а также от Южного Сахалина и Курил.

Мирный договор с Японией вступал в силу при условии подписания еще одного договора, а именно — двустороннего Договора безопасности между США и Японией. Он был подписан в феврале 1952 г. и предусма­тривал ответственность США за безопасность Японии. США получили право размещать в Японии свои войска, они также приняли обязатель­ство в случае нападения на Японию защищать ее всей своей мощью.

Это привело к прекращению режима американской оккупации на территории Японии в апреле 1952 г.

 

79. Китай после провозглашения КНР: социально-экономическая политика и усиление борьбы за власть в руководстве страны (50-е – середина 70-х гг. XX века)

В июне 1950 г. состоялся Пленум ЦК КПК, на котором было при­нято решение о контроле за частной промышленностью и об упрочении госсектора. Началась широкая национализация.Советские специалисты помогали создать в КНР и систему госу­дарственного планирования. В ноябре 1952 г. была образована Государ­ственная комиссия планирования под руководством Гао Гана, а в кон­це того же года составлен первый пятилетний план (на 1953—1957 гг.). Аграрная реформа стала проводиться КПК в освобожденных районах еще до октября 1949 г. С провозглашением КНР летом 1950 г. было объ­явлено о распространении реформы на всю страну. Происходили конфи­скации «излишков» земли, сдаваемой в аренду, владений монастырей. Все это перераспределялось между крестьянами поровну, «по едокам». К 1953 г. в КНР были заложены основы новой системы государст­венной экономики, созданы базовые институты регулирования и пла­нирования.

На волне энтузиазма в 1950 г. по всему Китаю развернулась кампа­ния по борьбе с контрреволюцией. Повсеместно проходили массовые митинги, где от имени народа выносили приговоры и казнили «сабо­тажников и контрреволюционеров». Это считалось проявлением на­родного правосудия.

В 1951 г. в Китае было объявлено о начале кампании борьбы против «трех зол»: коррупции, расточительства и бюрократизма. Мао пола­гал, что даже в обновленном государственном аппарате могут возник­нуть эти негативные явления.

С начала 1952 г. в стране развернулась кампания борьбы против «пя­ти зол». На сей раз она была направлена против частных предприни­мателей, которые обвинялись в неуплате налогов, взяточничестве, расхищении государственной собственности, плохом выполнении го­сударственных заказов, хищении и использовании в целях спекуля­ции Секретной экономической информации.

Мао Цзэдун занял пост председателя Китайской Народной Рес­публики — он олицетворял высшую власть. Вторым человеком в госу­дарстве был глава Госсовета — Чжоу Эньлай. Важную роль играл так­же председатель ВСНП — ЛюШаоци.

В декабре 1952 г. Политбюро ЦК КПК приняло решение «о генераль­ной линии в строительстве социализма», что предполагало решение следующих трех задач:

1) индустриализация — это имело экономическое и политическое значение, так как предусматривалось расширение политической опо­ры режима — «диктатуры пролетариата»;

2) преобразование производственных отношений — в промышленности это означало национализацию, в сельском хозяйстве — кооперирование;

3) развитие политической демократии — предполагалось превраще­ние Собраний народных представителей в реальные органы власти, чтобы противопоставить их негативным тенденциям в среде ганьбу.

Все эти задачи были рассчитаны на длительную перспективу. Как уточнялось впоследствии — на 15 лет (три пятилетки).

В целом, по официальным данным, план был успешно выполнен и к 1957 г. даже перевыполнен на 21%. Среднегодовые темпы промы­шленного роста составили 18%.

В ноябре 1955 г. на заседании Политбюро ЦК КПК принято ре­шение «О преобразовании частнокапиталистической промышленности и торговли».

20 сентября 1954 г. в КНР принята Конституция — Мао Цзэдун за­нял высший пост председателя КНР, ЛюШаоци возглавил Постоян­ный комитет ВСНП, Чжоу Эньлай — Госсовет.

27 февраля 1957 г. Мао Цзэдун выступил с известной речью «К во­просу о правильном разрешении противоречий внутри народа». Мао при­звал интеллигенцию, студенчество смелее вскрывать недостатки, критиковать руководителей всех уровней. «Пусть расцветают все цве­ты», — образно выразился он.Но довольно быстро была внесена поправка: «Пусть расцветают сто цветов», это, очевидно, означало, что критика должна быть «в рамках социализма».

В мае 1957 г. интеллигенция наконец откликнулась на призыв Мао Цзэдуна: началась острая критика КПК и ее руководителей в средствах массовой информации, на митингах. Кое-где в вузах звучали анти­коммунистические лозунги, студенты и преподаватели требовали рос­пуска партийных комитетов и т. п.

В июле 1957 г. был объявлен новый этап «кампании 100 цветов» — «прополка сорных трав».

Начались расправы с «критиками», интеллигенцией, студентами. Именно в это время были арестованы лидеры буржуазных партий, еще занимавшие посты в правительстве: ЧжанБоцзюнь — министр железнодорожного транспорта, Ло Лунцзы — министр лесного хозяй­ства, ЧжанНайцзы — министр продовольствия.

С 1 августа 1957 г. в КНР введены принудительные работы «для противников социализма».

Новая генеральная линия, ориентированная на «досрочное постро­ение социализма», была принята на 2-й сессии VIII съезда КПК, в мае 1958 г. Она содержала призыв пересмотреть в сторону увеличения планы в центре и на местах. Тогда же, в июне 1958 г., Госплан утвердил новый вариант пятилетнего плана. Он предусматривал рост промыш­ленного производства в 6,5 раза, сельскохозяйственного — в 2,5 раза.

Летом 1958 г. была проведена децентрализация промышленности: 80% предприятий передано в подчинение местным властям.

В августе 1958 г. состоялось совещание Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхэ, на котором приняты два важнейших решения: о народных ком­мунах и «битве за сталь».

Решение совещания в Бэйдайхэ — о «битве за сталь»: пред­лагалось повсеместно начать плавку стали, используя традиционные кустарные печи, тем более что уголь и железная руда есть везде. В промышленности пересматривались технические нормы, игнори­ровался опыт специалистов.

Это привело к: децентрализация промышленности привела к параличу крупных предприятий,«битва за сталь» дала много металла, но качество его оказалось настолько низким, что трудно было найти для него сферу использования и т.д.

В апреле 1959 г. Мао Цзэдун неожиданно подает в отставку с поста председателя КНР и его место занимает ЛюШаоци.

На протяжении всего 1960 г. в руководстве КПК происходила борьба. С одной стороны, сторонники прежнего курса призывали по­высить плановые задания на 1960 г., совершить скачок в производст­ве стали, пытались создавать коммуны в городах. Сдругой — появи­лась так называемая группа «прагматиков» во главе с Чжоу Эньлаем и его заместителем Дэн Сяопином.

В январе 1961 г. состоялся Пленум ЦК КПК, который и принял важные решения.

Прежде всего, были изменены приоритеты в экономике: во главу уг­ла ставилось развитие сельского хозяйства, затем — легкой промышленности и только потом — тяжелой. В соответствии с этим промыш­ленность переориентировалась на выпуск сельскохозяйственной тех­ники и товаров для населения. Были сокращены масштабы капиталь­ного строительства, многие предприятия тяжелой промышленности законсервированы. Далее покончено с децентрализацией — в КНР вновь стали восстанав­ливаться кооперационные связи между предприятиями и отдельными регионами.

В сентябре 1962 г. «прагматики» в КПК подверглись суровой крити­ке, прежде всего Дэн Сяопин. Они были обвинены в пособничестве «ревизионизму» — так в КНР стали называть СССР. На Пленуме про­звучали идеи «четырех чисток»: идеологической, экономической, ор­ганизационной и политической.

В мае 1963 г. Мао Цзэдун предложил начать чистку партийных ка­дров с сельской местности, опираясь на «организации бедняков»: чистке предполагалось подвергнуть 10% сельских коммунистов. С конца 1963 г. началось движение «за социалистическое перевоспи­тание» в городах.В июне 1964 г. Мао Цзэдун потребовал чистки в творческих сою­зах интеллигенции.

Основной задачей, по мнению Мао Цзэдуна, была чистка пар­тии. Этапы Культурной революции - Первым этапом принято считать период с мая 1966 по апрель 1969 г. Второй этап Культурной революции начался в мае 1969 года и завершился в сентябре 1971 г. Третий этап культурной революции продолжался с сентября 1971 года до октября 1976 года, до смерти Мао Цзэдуна. 16 мая 1966 г. была создана комиссия по делам «культурной ре­волюции»; возглавил ее Чень Бода, личный секретарь Мао Цзэдуна, очень преданный ему человек. Его заместителями в комиссии были Цзян Цин, ЯоВэньюань, Ван Хунвэнь и ЧжанЧуньцяо. В октябре 1968 г. XII Пленум ЦК КПК исключил ЛюШаоци из партии, одобрил отстранение от занимаемой должности Дэн Сяопи­на и других видных деятелей, принял решение о создании «школ 7-го мая» для перевоспитания партийных кадров. 9 сентября 1976 г. умер Мао Цзэдун. Его преемником стал ХуаГофэн. «Культурная революция» официально завершилась.Сразу после смерти Мао Цзэдуна в стране произошли неожидан­ные события. 6 октября 1976 г. ХуаГофэн арестовал лидеров левацкой группировки, так называемую «банду четырех»: Цзян Цин, Ван Хунвэ-ня, ЯоВэньюаня, ЧжанЧунцяо. Началась реабилитация репрессированных.

1. «Культурная революция» преследовала две главные цели: устранить бюрокра­тизм и осуществить массовое перевоспитание населения.

2. Преодолевать серьезное сопротивление предстоящей кампании не пришлось; в среде ганьбу уже привыкли к периодическим чисткам и надеялись извлечь из этого для себя пользу. Проводить основные акции решено было руками моло­дежи («хунвейбины» — «красные охран­ники» из учащейся молодежи, «цзаофани» — группы из рабочей молодежи).

3. За время «культурной революции» ликвидированы основные государственные структуры и подвергнуты «перевоспитанию» десятки миллионов людей. Но страна оказалась на грани анархии; с февраля 1967г. армия вынуждена взять на себя функции управления.

4. Несмотря на победные реляции IX съезда КПК, «культурная революция» вы­звала глубокое разочарование у населения Китая. После 1970 г. позиции ради­калов в руководстве государства стали слабеть; последняя их попытка пе­рейти в наступление на «прагматиков» была предпринята уже в 1976 г., незадолго до смерти Мао Цзэдуна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.029 с.)