Э29. Сущность налогов и сборов. Налоговая политика в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э29. Сущность налогов и сборов. Налоговая политика в современной России



Налог – индивидуальный, обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу разрешений или лицензий).

Сущность налога – изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Налоги отличаются от других видов финансовых платежей. Они носят обязательный, безэквивалентный, целевой и законодательный характер.

Прежде всего все налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Функции: 1) фискальная – непосредственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Посредством данной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства. 2) распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан. Например, от состоятельных к неимущим. Социальную функцию выполняют акцизы: косвенные налоги, включенные в цену товара, и оплачиваемые покупателем. 3) регулирующая – направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. 3 подфункции: а) стимулирующая – направлена на развитие социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот; б) дестимулирующая – посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных налоговых ставок. Налоговое бремя – отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта; в) подфункция воспроизводственного назначения – это привлечение средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство эксплуатируемых ресурсов. 4) контрольная – государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. 5) поощрительная – предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники боевых действий, герои России и т.д.). Имеет социальную направленность.

Принципы налогообложения: 1) справедливости – утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распространения налогов между гражданами соразмерно с их доходами. 2) определенности – сумма, способ и время платежа должны быть заранее и совершенно точно известны налогоплательщику. 3) удобности: налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. 4) экономии – сокращение издержек взимания налогов, рационализация системы налогообложения. 5) обязательности, 6) индивидуальности, 7) безвозмездности.

Налоговая политика РФ. Законодательство о налогах и сборах РФ состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним Федеральных законов.

В зависимости от уровня управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы – устанавливаются налоговым кодексом, обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, ЕСН, НДФЛ, налог на прибыль организации и т.д.). Региональные налоги и сборы – устанавливаются НК, вводятся в действие законом субъекта РФ, который устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Могут устанавливаться налоговые льготы. Уплачиваются на территории соответствующего субъекта (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и т.д.). Местные налоги – устанавливаются НК, вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов МО. Обязательны к уплате на территории соответствующих МО (земельный налог).

Специальные налоговые режимы – предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (единый с/х налог, упрощенная система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности)

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размеров объекта налогообложения. 1) Метод равного налогообложения – все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налогов, независимо от имеющегося у них дохода или имущества. 2) Метод пропорционального налогообложения – величина налоговой ставки одинакова для всех налогоплательщиков, а величина объекта налогообложения различная. Более справедлив, чем первый метод, т.к. учитывает платежеспособность. 3) Метод прогрессивного налогообложения – налог платится по разным ставкам: при увеличении размера объекта налогообложения, ставка также растет и наоборот. 4) Метод регрессивного налогообложения – применяется в настоящее время для исчисления ЕСН – при росте объекта налогообложения налоговая ставка снижается. В РФ используется пропорциональный метод налогообложения, хотя во многих развитых странах давно практикуется прогрессивный. В нашей стране использование прогрессивного метода налогообложения невозможно, т.к. не исключено такое явление как з/п в конвертах, т.е уход от налогов, что приведет к уменьшению доходной части бюджета, негативно отразится на пенсиях и т.д.

Порядок установления налогов и сборов. Налог считается установленным в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения: 1) Объект налогообложения – реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, имущество, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности у налогоплательщика по уплате налогов. 2) Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. 3) Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 4) Налоговые период – как правило, календарный год. Может состоять из нескольких или одного отчетных периодов. По итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи. По итогам налогового периода определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате. 5) Порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, ставки и льгот. 6) Порядок и сроки уплаты налогов – устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Уплата налога производится разовой уплатой суммы налога или в ином порядке, предусмотренном НК РФ.

"Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 годы" предусматривают внесений изменений в налоговое законодательстве по следующим направлениям:

1.Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения.

2.Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.

3.Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.

4.Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.

5.Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.

6.Совершенствование налога на добавленную стоимость.

7.Индексация ставок акцизов.

8.Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами.

9.Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.

10.Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

11.Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.

12.Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.

13.Создание особых экономических зон портового типа.

14.Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15.Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков.

16.Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

17.Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы.

18.Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.

19.Реформирование налога на игорный бизнес.

20.Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

По указанным направлениям принимаются определенные решения, способствующие совершенствованию налоговой политики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.012 с.)