Областных экономических олимпиад 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Областных экономических олимпиад



ОЛИМПИАДА

ПО ЭКОНОМИКЕ

Методические рекомендации и задания

Областных экономических олимпиад

 

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

2004


УДК 33 (07)

ББК 65 я 7

О – 54

 

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

 

Авторы-составители: заведующий кафедрой экономической теории УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат экономических наук, доцент С.В. Шахнович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории УО «ВГУ им. П.М. Машерова» В.А. Янчук, старший преподаватель кафедры экономической теории УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Т.М. Гращенкова

 

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и маркетинга УО «ВГТУ» И. Ю. Семенчукова

 

О-75 ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ. Методические рекомендации и задания областных экономических олимпиад / Авт.-сост.: С.В. Шахнович, В.А. Янчук, Т.М. Гращенкова – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2004. – 114 с.

 

ISBN 985-425-313-9

 

Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации по подготовке к олимпиаде и задания шести областных экономических олимпиад с ответами и решениями.

Адресованы слушателям курсов повышения квалификации, учителям экономических дисциплин, студентам и всем интересующимся вопросами экономической теории.

 

 

УДК 33 (07)

ББК 65 я 7

 

ISBN 985-425-313-9 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004

В В Е Д Е Н И Е

В современной системе образования Республики Беларусь экономическое образование занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено всем ходом общественного развития, становлением современной рыночной экономики и формирующимся социальным заказом на оказание помощи учащейся молодежи в нравственном и профессиональном самоопределении в формирующейся рыночной системе отношений. Задача экономического образования школьников в этих условиях состоит в том, чтобы дать им знания основ экономической теории и организационно-экономических механизмов современного производства, сориентировать в ведущих направлениях его интенсификации, ознакомить с экологическими, правовыми, экономическими аспектами трудовой деятельности.

Олимпиады по экономике содействуют повышению уровня знаний, экономической культуры школьников, способствуют формированию у них умений и навыков проведения экономических расчётов и анализа производственной деятельности. Творческая и соревновательная атмосфера экономических олимпиад предоставляет каждому участнику возможность сопоставить уровень своей подготовки со знаниями других, выявить свой потенциал и сформировать потребность в дальнейшем совершенствовании экономических знаний.

Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации по подготовке к экономической олимпиаде и примерные задания с ответами и решениями. Включенные в него тесты, смысловые задания, задачи и др. помогут преподавателям грамотно организовать работу с одаренными учащимися, нацелить их на глубокое усвоение основ экономической теории, а учащиеся смогут подготовиться к тестовым опросам, попрактиковаться в решении задач и выполнении смысловых заданий, что будет способствовать расширению и углублению полученных знаний.

Рекомендации к проведению экономических олимпиад адресованы также слушателям курсов повышения квалификации, студентам и всем, кто желает совершенствовать свои знания в области экономической теории.

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Цели конкурса «Основы экономической теории»:

1. Проанализировать уровень подготовки обучающихся по основам экономической теории.

2. Оценить умения работы с учебным тестом.

3. Выявить навыки анализа и синтеза сложных экономических процессов и явлений.

4. Способствовать формированию экономического мышления учащихся.

 

Организация конкурса

По основам экономической теории предусмотрены три вида заданий: тесты, задачи и смысловые задания. Все участники конкурса проходят индивидуальное тестирование. Тест включает от 40 до 60 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Предлагаемые олимпиадные задачи обладают разной степенью сложности и оцениваются от 3 до 10 баллов. Задачи нацелены выявить не только и не столько математические способности, сколько знания категорий и понятий современной экономической науки, понимания механизма действия основных экономических законов в рыночной экономике.

Большинство олимпиадных тестов по основам экономической теории относятся к типу «4: 1» - из четырех ответов один правильный. В тестах поставлен вопрос, к которому предлагается четыре альтернативных ответа. Поэтому такой тест обозначается «4: 1». На каждый вопрос участник олимпиады должен выбрать один ответ – «наиболее правильный», а ответов, которые в той или иной степени, при тех или иных условиях подходят, может быть несколько. Например:

 

1. Что из нижеследующего лучше всего иллюстрирует принцип убывающей отдачи:

а) рост уровня безработицы;

б) любое падение производства;

в) вытеснение мелких фирм крупными;

г) замедление темпов прироста выпуска продукции по мере того, как фермеры увеличивают количество вносимых ими удобрений.

 

2. Выберите наилучший показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

 

3. Что больше всего влияет на количество производимых продуктов и их цену:

а) государственное регулирование;

б) конкуренция между производителями;

в) стабильность цен;

г) общественная потребность в товарах.

 

В тесте возможны “ответы - подставки”, являющиеся по существу верными, но выполняющиеся не всегда, с меньшей вероятностью по сравнению с “более правильным ответом”. В таких случаях в тест включены слова: “в наибольшей степени”, “скорее всего” и т.п. Например:

1. Увеличение таможенных пошлин на ввозимые в Беларусь люстры, вероятнее всего:

а) увеличило бы цены на люстры отечественного производства;

б) уменьшило бы цены на люстры отечественного производства:

в) уменьшило бы спрос на люстры, ввозимые из других стран;

г) увеличило бы экспорт люстр из России.

 

2. Спрос на товар, скорее всего, повысится, если:

а) уменьшится предложение этого товара;

б) у этого товара появятся новые заменители;

в) покупатели будут ожидать увеличения цены именно этого товара;

г) увеличится стоимость рекламного времени на телевидении.

 

3. Какие меры монетарной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени могут способствовать снижению темпа инфляции в стране?

а) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей;

б) снижение учетной ставки (ставки рефинансирования) и нормы обязательных резервов;

в) повышение учётной ставки (ставки рефинансирования) и нормы обязательных резервов;

г) погашение государственных долговых обязательств.

 

В некоторых вопросах предполагается допущение “при прочих равных условиях”. Поэтому необходимо выбирать ответ с позиций экономической теории и относиться к вопросу не как к описанию реальной экономической ситуации, когда все факторы действуют одновременно. Например:

1. Рост доходов населения при прочих равных условиях должен привести:

а) к смещению кривой спроса на сыр вправо;

б) к смещению кривой спроса на сыр влево;

в) к смещению кривой предложения влево;

г) к смещению кривой предложения вправо.

 

2. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях:

а) чем выше цена товара, тем меньшее количество товара готовы купить покупатели;

б) чем выше цена товара, тем большее количество товара готовы продать продавцы;

в) чем выше цена товара, тем выше прибыль производителей этого товара;

г) чем ниже себестоимость производства единицы товара, тем ниже цена этого товара.

 

3. Если общий уровень цен в стране в течение 2001 года существенно вырастет и при этом в 2001 году производство всех товаров и услуг увеличится по сравнению с 2000 годом, то при прочих равных условиях в 2001 году:

а) увеличится только реальный ВВП страны;

б) увеличится только номинальный ВВП страны;

в) увеличатся и реальный, и номинальный ВВП страны;

г) реальный уровень жизни в стране не изменится.

 

При составлении тестов использованы различные методические приемы. Вопрос может быть сформулирован так, что требуется выбрать не положительный ответ, который “напрашивается” в рассматриваемой в вопросе ситуации, а его отрицание. Например:

 

1. Что не показывает цена товара:

а) общественную заинтересованность;

б) степень конкуренции;

в) величину затрат;

г) величину спроса на продукцию.

 

2. Какое из перечисленных ниже понятий не применимо к рыночной экономике:

а) полный административный контроль над производством и потреблением товаров и услуг;

б) ограниченность ресурсов;

в) частная собственность;

г) конкуренция.

 

В тесте может приводиться экономический термин и из предложенных вариантов ему необходимо подобрать определение. Например:

 

1. Фермер платит землевладельцу за право обрабатывать поле и продавать собранный с него урожай. Деньги, получаемые землевладельцем, являются:

а) рентой;

б) арендой;

в) процентом;

г) долей прибыли, полученной фермером.

 

2. Выручка - это:

а) сумма поступлений из всех источников, полученная физическим лицом;

б) разность между доходами, полученными фирмой и понесенными ею затратами;

в) сумма поступлений, полученных фирмой от продажи товаров и (или) услуг;

г) то же самое, что и прибыль фирмы.

3. Внешний долг - это:

а) дефицит торгового баланса:

б) дефицит платежного баланса;

в) долг правительства фирмам и другим организациям;

г) долг правительства зарубежным контрагентам.

 

Тест может представлять собой расчетное задание, решение которого требует и математических навыков и знания современной экономической теории. Например:

 

1. Вы берете в банке кредит в размере 100 тысяч рублей под 100% годовых сроком на 2 года. Сколько всего вы заплатите банку по истечении указанного срока?

а) 100 тысяч рублей;

б) 200 тысяч рублей;

в) 300 тысяч рублей;

г) 400 тысяч рублей.

2. Если увеличение выпуска тортов “Завея” с 2000 до 2400 штук в день сопровождалось ростом численности занятых на 20% и увеличением цены на 40%, то производительность труда:

а) не изменилась;

б) выросла на 40%;

в) выросла на 60%;

г) выросла на 20%.

 

3. Если фирма может нанять 100 рабочих за 100 тысяч рублей каждого и 101 рабочего за 101 тысячу рублей, определите, каковы будут издержки фирмы по найму 101-го рабочего?

а) 101 тысяча рублей;

б) 100,5 тысячи рублей;

в) 201 тысяча рублей;

г) 150 тысяч рублей.

 

Тест может и не содержать вопроса как такового. А в задании будут предложены утверждения и необходимо определить верное (неверное). Например:

 

1. Какое утверждение является неверным?

а) основной мерой, осуществляемой государством для стабилизации экономического развития, является перераспределение доходов;

б) основной функцией центрального банка любой страны является осуществление монетарной политики;

в) стабилизация экономического развития страны может являться целью и исполнительных и законодательных, и судебных органов государственного управления;

г) некоторые функции государства являются следствием несостоятельности рынка.

 

2. Какое утверждение о таможенных тарифах верно?

а) тарифы расширяют рынок для экспорта;

б) тарифы сокращают занятость в защищаемых отраслях;

в) тарифы выгодны некоторым группам за счет других;

г) тарифы способствуют росту наиболее эффективных отраслей.

 

В вопросе несколько ответов могут быть абсолютно верными (или неверными), но есть еще один ответ, который именно это, т.е. правильность (или неправильность) всех других вариантов, и подтверждает. Именно этот ответ и нужно выбрать. Например: “все перечисленные выше ответы верны, “ответ А и В верны”. Например:

 

1. Ценность денег - это:

а) цена труда для производства товаров и услуг, которые можно обычно получить за денежную единицу;

б) цена золота, которое обеспечивает соответствующую банкноту;

в) стоимость товаров и услуг, которые можно обычно приобрести за денежную единицу;

г) все вышеперечисленное.

 

2. Переменными издержками фирмы являются:

а) стоимость сырья;

б) стоимость рабочей силы, занятой в производстве;

в) оплата коммунальных услуг;

г) верны варианты а) и б).

 

Вопрос любого типа может строиться на основе использования графиков схем, таблиц и т.д. Например:

 

1. Смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз, от Д к Д , скорее всего, может быть вызвано:

Р

Д

Д

 

 
 


Q

а) наступлением зимы;

б) ростом доходов населения;

в) уменьшением предложения мороженого;

г) повышением цены мороженого.

 

2. Аналитики-экономисты предполагают, что с изменением цены эластичность спроса на товар будет меняться так:

 

Цена, руб.            
Эластичность   1,8 1,3 1,0 0,9 0,8

 

Какую цену они рекомендуют установить?

а) 250 руб.;

б) 260 руб.;

в) 270 руб.;

г) 280 руб.

 

3. Площадь, какой фигуры на рисунке соответствует излишку потребителя?

Р

D S

 

Р - - - - - - - - - Е

A

0 Q Q

а) треугольника DЕO;

б) треугольника АР Е;

в) треугольника Р ЕO;

г) прямоугольника Р ЕQ О

 

4. Перед вами фрагмент шкалы индивидуального подоходного налога:

 

Сумма налога Доход
   
   
   
   

Такой налог является: 1 Прогрессивным. 2 Прямым. 3 Пропорциональным.

а) правильно 2 и 3;

б) правильно только 1;

в) правильно только 1 и 2;

г) правильно только 1 и 3.

 

 

ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

№ 1. Нормативный износ копировального аппарата достигается при 40 тыс. копий. Первоначальная цена аппарата 2,5 тыс. долл., а ликвидационная стоимость 300 долл. За 1,5 года было сделано 8 тыс. копий.

Определите остаточную стоимость, если амортизация начисляется методом единицы услуг или продукции. (4 балла)

Решение:

1. Амортизационные начисления равны:

 

2. Остаточная стоимость равна:

2500 – 440 = 2060 долл.

Ответ: 2060 долл.

№ 2. Первая бригада из пяти человек произвела за смену 800 единиц продукции, а вторая - из семи человек за смену произвела 840 единиц продукции.

В какой бригаде часовая производительность труда была выше? И на сколько? (3 балла)

Решение:

1. 800 ед.: (5 * 8 ч.) = 20 ед.

2. 840 ед.: (7 * 8 ч.) = 15 ед.

(20 ед.: 15 ед.) * 100% = 133%

Ответ: в первой бригаде производительность труда на 33% выше.

 

№ 3. АО “Милавица” выпустило 100 тыс. обыкновенных и 20 тыс. привилегированных акций с условием ежегодной выплаты по 5 долларов на одну привилегированную акцию За отчетный год прибыль, распределяемая акционерами на дивиденды, составила 350 тыс.долл.

Определите величину дивиденда на обыкновенную акцию. (4 балла)

Решение:

1. 20 тыс. х 5 долл. = 100 тыс.долл.

2. 350 - 100 = 250 тыс.долл.

3. 250: 100 = 2,5 долл.

Ответ: 2,5 доллара.

 

№ 4. Определите величину ВНП по следующим данным (в трлн.руб.): (7 баллов)

 

импорт  
амортизация  
экспорт  
зарплата  
процент  
рента  
валовые внутренние инвестиции  
косвенные налоги на бизнес  
прибыль  
личные потребительские расходы  
закупки правительства  

 

Решение:

Существует два метода вычисления валового национального продукта.

Метод потока доходов:

ВНП = Амортизация + Зарплата + Прибыль + Косвенные налоги на бизнес + Рентные платежи + Процент

Метод потока расходов:

ВНП = Личные потребительские расходы + Валовые внутренние инвестиции + Закупки правительства + Чистый экспорт (экспорт-импорт).

В данном случае можно применить оба метода.

1. По доходам:

ВНП = 30 + 200 + 150 + 100 + 10 + 10 = 500

2. По расходам:

ВНП = 300 + 100 + 150 + (250 - 300) = 500

Ответ: 500 трлн. рублей.

 

№ 5. Допустим, население одного из регионов России составляет 15 млн. человек, из них:

- детей до 16 лет - 4,5 млн. чел.;

- лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях - 0,3 млн. чел.;

- пенсионеров - 3,2 млн. чел.;

- безработных - 0,7 млн. чел.;

- занятых неполный рабочий день - 0,3 млн. чел.

Определите уровень безработицы. (5 баллов)

Решение:

1. Нетрудоспособных: 4,5 + 0,3 + 3,2 = 8 млн. чел.

2. Трудоспособных: 15 - 9 = 7 млн. чел.

3. Уровень безработицы: (0,7: 7) * 100% = 10%

Ответ: более 10%

 

№ 6. Фирма в конце года имела следующие результаты деятельности, млн. руб.:

- денежные средства – 50;

- расчеты с кредиторами за товары и услуги – 50% производственные запасы - 50;

- остаточная стоимость основных средств – 200;

- долгосрочные кредиты банков – 100;

- оборудование к установке – 100;

- уставной капитал – 100;

- готовая продукция – 100;

- краткосрочные кредиты банков – 150;

- полученные авансы – 100;

- краткосрочные займы – 50;

- нераспределенная прибыль текущего года – 100;

- расчеты с дебиторами за товары и услуги – 200;

- резервы предстоящих платежей – 50.

Разнесите эти данные в актив и пассив баланса фирмы и определите его сальдо. (8 баллов)

Решение:

Чтобы решить эту задачу, необходимо вспомнить, что представляет собой актив и пассив фирмы. Актив – это любая собственность компании: машины, здания, готовая продукция, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты и т.д. Пассив – это источники собственных и заемных средств. Актив баланса показывает, как будут использованы финансовые средств фирмы, пассив - откуда фирма берет эти средства. Слово “ баланс ” означает равновесие: итоговые суммы обеих частей равны. Исходя из этого, разнесем результаты деятельности фирмы в две колонки.

 

Актив, млн.руб.   Пассив, млн.руб.  
Денежные средства   Расчеты с кредиторами  
Производственные запасы   Долгосрочные кредиты банков  
Основные средства   Уставной капитал  
Оборудование к установке   Краткосрочные кредиты банков  
Готовая продукция   Авансы полученные  
Расчеты с дебиторами   Краткосрочные займы  
    Нераспределенная прибыль  
    Резервы предстоящих платежей  
Итого:   Итого:  

 

№ 7. Программист Петрова зарабатывает в час 2000 руб. Её мать на пенсии. В магазине за говядиной по 1800 руб./1 кг нужно стоять час, за говядиной по 2200 руб./1 кг очереди нет. При каком объеме покупки рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Её матери? (4 балла)

Решение:

Обозначим Х искомое количество кг, которые равновыгодно для Петровой приобретать, стоя в очереди, но по 1800 руб., или без очереди, но по 2200 руб., а за W обозначим её часовую зарплату.

Тогда W + 1800х = 2200х (суммарные затраты равны).

Отсюда: W = 400 Х

Ответ: при покупке более 5 кг Петровой стоит стоять в очереди, а её матери стоит стоять в любом случае.

 

№ 8. Отразите на графике равновесие спроса и предложения на редкое благо и благо, находящееся в избытке. Ответ объясните. (8 баллов)

Решение:

 

Р Р

Д S Д

Е S

 

Е

Q Q

1. Редкое благо: 2. Благо в избытке:

предложение постоянно предложение может быть

при любой цене каким угодно большим

 

№ 9. Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности спроса для товаров А и В и определите вид этих двух товаров, если известно, что при увеличении цены на товар А с 8 до 10 единиц, спрос на товар В возрастает с 12 до 16 ед. (7 баллов)

Решение:

А и В – взаимозаменяемые блага.

Ответ: 1,3

 

№ 10. Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль фирмы, если её выручка за месяц составила 3800 ед., затраты на сырье и материалы - 800 ед.; заработную плату - 600 ед.; другие бухгалтерские издержки составили 120 ед., неявная арендная плата - 220 ед.; неявный процент на капитал - 80 ед. (5 баллов)

Решение: Бухгалтерская прибыль:

3800 – 800 – 120 = 2280

Экономическая прибыль:

3800 – 800 – 600 – 120 – 220 – 80 = 1980

Ответ: 2280, 1980.

 

Содержание конкурсных заданий направлено на выявление знания учащимися основ экономической теории, базовых экономических понятий, понятий микроэкономики, макроэкономики и мировой экономики, понимания сути экономических явлений, процессов, форм взаимосвязи субъектов хозяйственной деятельности, экономических законов.

При разработке заданий для областной олимпиады по основам экономической теории учитывалось то обстоятельство, что современная экономическая теория представлена многообразием экономических концепций и взглядов, объясняющих экономические процессы и их закономерности.

Общие требования

При подготовке к конкурсу рекомендуется обратить внимание на содержание основных экономических понятий:

- экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика;

- потребности;

- ресурсы, их ограниченность (редкость);

- альтернативная стоимость (альтернативные издержки);

- проблема выбора в экономике;

- производственные возможности общества;

- факторы производства;

- производительность;

- разделение труда;

- специализация и взаимозависимость;

- экономические системы;

- эффективность производства;

- продукт как результат общественного производства;

- экономические блага;

- общественные товары и услуги;

- деньги, современные виды денег, уравнение обмена Фишера;

- кругооборот продуктов и доходов;

- хозяйствующие субъекты и виды их экономической активности;

- рынок, его виды;

- спрос, величина (объем) спроса;

- предложение, величина (объем) предложения;

- цена;

- взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие;

- эластичность спроса и предложения;

- полезность, потребительский выбор, равновесие потребителя;

- конкуренция и структура рынка;

- случаи несостоятельности рынка;

- формы организации бизнеса;

- издержки, продукт, доходы фирмы, предельные величины;

- прибыль, принципы максимизации прибыли, минимизации убытков;

- закон убывающей отдачи;

- эффект масштаба производства;

- ценообразование6 на рынках факторов производства;

- рынок труда, заработная плата, занятость, безработица;

- рынок земли, земельная рента;

- ссудный капитал, ставка процента;

- валовой национальный продукт;

- валовой внутренний продукт;

- национальный доход;

- инфляция и дефляция;

- связь уровней инфляции и безработицы;

- реальные и номинальные величины;

- совокупный спрос, совокупное предложение;

- потребление, сбережение, инвестиции;

- равновесие национальной экономики;

- макроэкономическая нестабильность, формы её проявления;

- государственное регулирование национальной экономики;

- финансовая система, государственный бюджет, государственный долг;

- фискальная политика, налоги, госрасходы;

- кредитная система, банки, монетарная политика;

- экономический рост, экономические циклы;

- социальная политика государства, уровень жизни населения;

- экспорт, импорт, торговый дефицит;

- открытая и закрытая экономика;

- абсолютное и сравнительное преимущество и международная торговля;

- государственная политика в области международной торговли;

- валюта, валютная система;

- обменный валютный курс, девальвация, ревальвация, паритет покупательной способности;

- платежный баланс.

При подготовке к олимпиаде рекомендуется использовать любую доступную учебно-методическую литературу, соответствующую принятой в Республике Беларусь концепции преподавания экономической теории.

 

 


1. ПЕРВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА (1999)

БИНАРНЫЙ (2:1) ТЕСТ

1. Существуют ли в современной рыночной экономике виды деятельности, заниматься которыми предпринимателям запрещено?

а) Да;

б) нет.

 

2. Должны ли предприятия в условиях рыночной экономики планировать свою деятельность?

а) Да;

б) нет.

 

3. Чьи интересы выражает спрос как экономическое понятие?

а) Производителя;

б) потребителя.

 

4. Какую связь между величиной спроса и ценой выражает закон спроса?

а) Прямую;

б) обратную.

 

5. Если цена на свинину повысится, то кривая спроса на говядину сдвинется:

а) вправо;

б) влево.

 

6. Предложение как экономическое понятие выражает интересы:

а) потребителя;

б) производителя.

 

7. Патент – это право, приобретенное за плату, покупать или продавать ценности в течение определенного времени по обусловленной цене?

а) Да;

б) нет.

 

8. Если в производстве стали будет применяться новая технология, уменьшающая затраты, то кривая предложения сдвинется:

а) вправо;

б) влево.

9. Вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, называется:

а) акциз;

б) пошлина.

 

10. Гарантирован ли размер дохода по обыкновенным акциям?

а) Да;

б) нет.

 

11. Какая «кривая» (графически) позволяет наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов вследствие изменения налоговой и социальной политики государства?

а) Кривая Лаффера;

б) кривая Лоренца.

 

12. Первую биржу в России основал:

а) Петр I;

б) Александр I.

 

13. Инфляция приводит к снижению реальных доходов населения?

а) Да;

б) нет.

 

14. Снижение курса белорусского рубля выгодно белорусским экспортерам?

а) Да;

б) нет.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 2:1

 

                           
А А Б Б А Б Б А А Б Б А А А

 

ТЕСТ 4:1

 

1. В рыночной экономике личные и общественные интересы реализуются благодаря:

а) конкуренции;

б) социальной ответственности деловых кругов;

в) осознанию каждым гражданином общественных интересов;

г) планированию и координации деятельности рынка со стороны государства.

 

2. Какая, на Ваш взгляд, характеристика рынка совершенной конкуренции является наиболее точной?

а) Это рынок, в функционирование которого государство не вмешивается;

б) на этом рынке очень много как продавцов, так и покупателей, конкурирующих друг с другом;

в) это рынок, деятельность которого регулируется государством;

г) это рынок, участники которого планируют свою деятельность.

 

3. Инвестиции – это:…

а) денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей;

б) долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело, отрасли экономики с целью получения прибыли;

в) ассигнования из госбюджета предприятиям, организациям, учреждениям, доходы которых не покрывают затрат;

г) возмещение, вознаграждение за что-либо.

 

4. Рынок, на котором господствуют несколько продавцов, называется:

а) монополией;

б) совершенной конкуренцией;

в) олигополией;

г) монополистической конкуренцией.

 

5. Продажа товаров по искусственно заниженным ценам называется:

а) ценовой дискриминацией;

б) монопсонией;

в) клирингом;

г) демпингом.

 

6. Выделите товар-эквивалент, который был распространен на территории Беларуси:

а) ракушки;

б) соль;

в) куны;

г) овцы.

 

7. Впервые стали выпускать бумажные деньги в:

а) Германии;

б) России;

в) США;

г) Китае.

 

8. Изменение какого фактора не влияет на положение кривой спроса?

а) вкусы и предпочтения потребителей;

б) размер национального дохода в стране;

в) цена товара;

г) количество потребителей.

 

9. Дефицитом товаров, скорее всего, может быть названа ситуация, когда:

а) величина предложения больше величины спроса;

б) производство меньше, чем потребности;

в) товаров всем не хватает;

г) величина спроса больше величины предложения.

 

10. Какое экономическое учение (ХVIII в.) провозглашало, что главное богатство нации заключается не в деньгах, не в золоте, а в продуктах, производимых в сельском хозяйстве:

а) меркантилизм;

б) физиократизм;

в) маржинализм;

г) монетаризм.

 

11. Плата за пользование капиталом называется:

а) доходом;

б) рентой;

в) процентом;

г) прибылью.

 

12. Прибыль по величине равна:

а) выручке за вычетом налогов и амортизационных отчислений;

б) выручке за вычетом заработной платы;

в) активу минус пассив;

г) разница между доходами и расходами.

 

13. Держательская компания, в уставной капитал которой входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий, называется:

а) холдинговая компания;

б) оффшорная компания;

в) совместное предприятие;

г) консалтинговое объединение.

 

14. Издержки производства на фирме складываются из:

а) заработной платы, стоимости машин, оборудования, стоимости материалов;

б) налогов, заработной платы, амортизационных отчислений, предпринимательского дохода, стоимости материалов;

в) процента по кредитам, заработной платы, налога на прибыль, амортизационных отчислений;

г) коммерческих и представительских расходов, стоимости материалов, налога на прибыль, подоходного налога.

 

15. Если Вы приобрели облигации какого-либо акционерного общества, то Вы являетесь:

а) кредитором АО;

б) совладельцем АО;

в) менеджером АО;

г) дебитором АО.

 

16. Что подразумевается под рентабельностью продукции?

а) отношение величины прибыли к себестоимости продукции;

б) отношение выручки от реализации продукции к себестоимости;

в) отношение прибыли от реализации продукции к стоимости основных фондов;

г) отношение выручки к прибыли.

 

17. ВНП – показатель:

а) уровня цен проданных товаров и услуг;

б) общих расходов правительства и местных органов власти;

в) количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом;

г) рыночной стоимости национального валового выпуска конечных товаров и услуг.

 

18. Наилучшими, из перечисленных ниже, показателями уровня жизни являются:

а) денежные доходы населения;

б) реальные доходы на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

 

19. Соглашение между крупной фирмой и мелкими, в соответствии с которым первая передает последним право пользоваться своим именем, технологиями, рекламой, называется:

а) акцепт;

б) гарантия;

в) концессия;

г) франчайзинг.

 

20. Вы взяли в банке кредит в размере 100 млн. руб. под 50% годовых сроком на два года. Сколько всего Вы заплатите банку по истечении указанного срока?

а) 100 млн. руб.;

б) 200 млн. руб.;

в) 300 млн. руб.;

г) 400 млн. руб.

 

21. Уровень безработицы будет возрастать, если:

а) конкуренция весьма интенсивна;

б) экспорт больше импорта;

в) совокупные расходы недостаточны;

г) сохраняется спрос на рабочие специальности.

22. К «трансфертным платежам» относится:

а) почтовый перевод студенту от родителей;

б) наследство от богатого родственника;

в) оклад пожарного;

г) пособие по безработице.

 

23. Витебское предприятие «КИМ – классика индустрии моды» является:

а) открытым акционерным обществом;

б) закрытым акционерным обществом;

в) обществом с ограниченной ответственностью;

г) обществом с дополнительной ответственностью.

 

24. Специализация и международное разделение труда, сопровождаемые развитием мировой торговли:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.391 с.)