Структура дипломной работы и краткая характеристика ее элементов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура дипломной работы и краткая характеристика ее элементов



В соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к дипломной работе, ее структурными элементами являются:

· титульный лист (приложение № 3);

· реферат, включающий краткие сведения о дипломной работе (приложение № 4);

· содержание, представляющее собой перечень всех частей и разделов дипломной работы;

· введение, раскрывающее актуальность изучаемой проблемы, цель, задачи работы, научный аппарат (объект, предмет, гипотеза – по мере необходимости в зависимости от вида дипломной работы);

· основная часть, состоящая, как правило, из двух глав:

- первой главы, в которой анализируются литературные источники по проблеме разработки, основные теории изучаемой проблемы, возможность применения теории в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

- второй главы, содержащей практическое решение поставленной проблемы и экспериментальную апробацию предлагаемых материалов;

· заключение, содержащее выводы по поставленным задачам и перспективы внедрения результатов в практику обучения;

· библиографический список и другие источники информации, использованные при выполнении дипломной работы;

· приложения, содержащие материалы, дополняющие дипломную работу.

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных элементов дипломной работы.

Титульный лист дипломной работы должен содержать следующие сведения:

o полное наименование министерства, университета, института, кафедры;

o название темы дипломной работы;

o название вида документа (выпускная квалификационная работа);

o сведения об исполнителе (Ф. И. О. студента-дипломника, номер группы, подпись);

o сведения о руководителе (Ф. И. О., должность, ученая степень, подпись);

o отметку о допуске работы к защите

o сведения об оценке работы в государственной аттестационной комиссии

o наименование места и год выполнения.

В реферате приводятся сведения об объеме дипломной работы, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников литературы и приложений; составляется перечень ключевых слов и словосочетаний (от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые пишутся прописными буквами в строку через запятую в именительном падеже), в полной мере характеризующих содержание и используемых в тексте дипломной работы; кратко описываются основные практические решения, итоги экспериментальной апробации полученных результатов, их новизна и практические рекомендации.

Объем реферата не должен превышать одну тысячу знаков.

Реферат не включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на листе с рефератом не проставляется.

В содержание выносятся все разделы и подразделы, выделенные в тексте работы, а также введение, заключение, библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте.

Введение - это краткое и сжатое изложение основных идей дипломной работы. Введение содержит краткую характеристику современного состояния научно-методической проблемы (вопроса), которой посвящена работа; обоснование ее актуальности; определение цели, задач работы, а также объекта и предмета разработки. Здесь даются сведения о практической значимости работы, возможной апробации и внедрении ее результатов в практику.

Наличие во Введении описания научного аппарата и информации о примененных методах исследования определяется требованиями к отдельным видам дипломных работ.

Общая структура введения: Актуальность ► Проблема ► Тема работы ►Цель ►Объект► Предмет ► Гипотеза ► Задачи ► Методы исследования ► Методологическая основа ► База исследования ► Структура работы.

Для отдельных видов дипломных работ (методических, инженерных) допустима следующая структура введения: Актуальность ► Проблема ► Тема работы ► Цель ► Задачи ► Структура работы.

Примерный объем введения составляет 10% объема работы в листах.

Актуальность разработки. При выборе темы разработки необходимо оценить ее актуальность, которая может определяться следующими факторами:

  • необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
  • потребностью педагогической науки в новых эмпирических данных;
  • потребностью в более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методах, технологиях обучения и воспитания;
  • потребностью в дополнении или переработке педагогических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного и широкого их использования.

Проблема - это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для выполнения какой-нибудь задачи. Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие. Таким образом, проблема логически вытекает из противоречия и формулируется не как частная, а как комплексная задача, которая вбирает в себя все задачи вместе взятые.

Обычно проблемы исследовательской работы по профессиональной педагогике вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными образовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудностей в работе педагога или мастера производственного обучения.

На основании анализа противоречий в литературе и педагогической практике формулируют основную проблему и определяют в общих чертах ожидаемый результат.

Далее формулируется тема дипломной работы.

Цель дипломной работы - это желаемый конечный результат, отвечающий на вопрос «Что требуется достичь в результате дипломной работы?»

Цели работы могут быть разнообразными. Наиболее типичны следующие формулировки целей дипломной работы:

  • определение характеристики педагогических явлений, не изучаемых ранее, мало изученных, противоречиво изученных;
  • выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления;
  • создание классификации, типологии;
  • создание методики обучения, образовательной технологии;
  • адаптация педагогической технологии, т.е. приспособление имеющихся методов и технологий к использованию их в решении новых проблем.

Цели должны быть сформулированы конкретно, быть достижимыми и начинаться со слов: определение, обоснование, создание, выявление, разработка и др.

Примерные цели дипломных работ:

  • Определение и обоснование дидактических условий повышения эффективности формирования организаторских умений студентов профессионально-педагогического вуза.
  • Педагогическое обоснование целесообразности применения игровой технологии на уроках производственного обучения для развития творческих способностей учащихся.
  • Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине (теме).

Объект исследования - то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. В качестве объекта педагогического исследования может быть выбран целостный учебно-воспитательный процесс или обучение какому-либо конкретному предмету, а также система внеучебной работы или факультативные занятия.

Например, объектами могут выступать:

  • процесс формирования организаторских умений, необходимых в деятельности педагога профессионального обучения;
  • процесс обучения компьютерной графике в профессиональной подготовке будущих делопроизводителей;
  • профессиональная адаптация молодых специалистов на производстве;
  • подготовка специалистов на начальной ступени профессионального образования;
  • процесс информатизации начального профессионального образования.

Предмет исследования — это конкретно взятая сторона, часть объекта, которая исследуется более глубоко и тщательно.

Важно отметить то обстоятельство, что предмет разработки чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

В нашем примере предметом разработки являются дидактические условия повышения эффективности формирования организаторских умений у студентов профессионально-педагогического вуза средствами педагогической игры.

Например, наличие трудностей в практике организаторской работы в профтехучилище у выпускников профессионально-педагогического вуза и неразработанность проблемы организаторских умений педагога профессионального обучения позволяют обозначить противоречие между необходимостью формирования организаторских умений будущего воспитателя молодых рабочих и отсутствием научно обоснованной технологии этого процесса. Данное противоречие определило актуальность проблемы разработки технологии эффективного формирования организаторских умений будущих педагогов профессиональной школы.

Гипотеза - это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых необходимо проверить экспериментально. Это также отрицательное или положительное утверждение, разрешаемое на предмет его соответствия действительности. Если в ходе работы этого не происходит, то рабочее предположение остается не подтвержденным, но это не может умалять ценности работы, так как наука опирается не только на утверждения, но и на опровержения.

Рабочее предположение должно соответствовать цели дипломной работы, но полностью с ней не совпадать.

Выдвигаемое предположение должно отвечать следующим требованиям:

  • развивать ранее существующую педагогическую концепцию или быть основой для разработки новой педагогической теории;
  • отражать новую для педагогической теории и педагогической практики идею;
  • объяснять и доказывать некоторую совокупность ранее необъясненных, недоказанных фактов, явлений;
  • обладать практической диагностичностью, т.е. позитивно и существенно влиять на педагогическую практику, повышать эффективность и качество образовательного процесса.

Рабочее предположение необходимо сформулировать так, чтобы его можно было экспериментально проверить.

Например, процесс формирования организаторских умений у будущих операторов ЭВМ станет более эффективным при следующих условиях:

  • субъективизации позиции обучающихся;
  • применении игровых технологий в процессе обучения.

Задачи дипломной работы конкретизируют ее цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование.

Задачи должны быть взаимосвязаны. Некоторые из них могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Примерные задачи дипломной работы:

1. Выявить и обосновать структуру организаторских умений педагога профессионального обучения.

2. Разработать систему педагогических игр, направленную на совершенствование процесса формирования организаторских умений.

3. Экспериментально проверить и проанализировать эффективность предлагаемой системы игр.

Во введении могут найти отражение методологическая и теоретическая основы исследования, методы исследования, с помощью которых решались поставленные задачи, научная и практическая ценность работы.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования составляет первую главу дипломной работы. Литературу, подлежащую изучению, в общем случае можно подразделить на следующие основные категории: монографии, учебники, учебные пособия; диссертационные работы; статьи, опубликованные в сборниках, журналах и других периодических изданиях; электронные публикации; непереводная литература.

Первая глава может иметь, например, следующую структуру:

1.1. Ретроспективный анализ изучаемой проблемы

1.2. Понятие, сущность, основные положения теории изучаемой проблемы

1.3. Возможности выбранной технологии, методики, подхода в совершенствовании исследуемого объекта.

Ретроспективный анализ изучаемой проблемы предполагает рассмотрение этапов ее исторического развития в теории и практике отечественного и зарубежного образования.

Выявление понятийного аппарата, сущностной основы, существующих теорий и позиций по изучаемой проблеме предполагает анализ мнений, позиций различных ученых, а также научных школ, нашедших отражение в публикациях.

Аналитический обзор литературы предполагает выявление особенностей понимания различных аспектов исследуемой проблемы разными учеными, обнаружение противоречивости мнений и суждений.

В результате обосновывается принимаемая в рамках дипломной работы позиция дипломника по исследуемым вопросам.

Обзор литературы заканчивается четким определением возможностей выбранной теории, технологии, методики или подхода в совершенствовании проектирования, организации или реализации образовательного процесса. При необходимости в заключение обзора выявляются условия эффективного применения принятых положений.

Вторая глава дипломной работы, как правило, посвящается проектированию педагогической технологии, методики, комплекса педагогических средств или воспитательной системы, т.е. того, условно говоря, «средства», с помощью которого в рамках дипломной работы мыслится разрешение поставленной проблемы.

Вторая глава может иметь, например, следующую структуру:

2.1. Анализ данных к проектированию

2.2. Разработка проекта, технологии, методики и т.п.

2.3. Экспериментальная апробация материалов и анализ их эффективности

Любое проектирование на первом этапе предполагает анализ исходных данных. Исходными данными к педагогическому проектированию могут служить: существующее содержание подготовки по профессии или по конкретной учебной дисциплине; методическое обеспечение этой подготовки; существующая система организации и управления, а также материально-техническое обеспечение учебного процесса; стартовый уровень подготовки обучаемых; их общие возрастные особенности; эталонизированный конечный результат; критерии оценок; требования к педагогическому персоналу и др. Совокупность исходных данных определяется конкретным видом проектируемой технологии, методики или другого «средства». Однако в любом случае на первом этапе проектирования дипломник проводит конкретный анализ данных применительно к своему частному варианту.

Проектирование ведется в несколько этапов, которые связаны между собой в следующем соотношении: глобальное - общее - конкретное. В соответствии с этим на втором этапе ведется непосредственное проектирование на глобальном или общем уровнях. Разрабатываются пакеты учебно-программной документации или создаются общая структура и содержание конкретной технологии (информационной, игровой, модульной, укрупнения дидактических единиц и др.), либо прописывается структура системы тренингов и т.п..

На третьем этапе ведется проектирование на конкретном уровне, прорабатываются специальные вопросы технологий, методик, элементы систем. Например, разрабатываются пакеты учебных элементов (обучающих модулей) по модульным технологиям, сценарии деловых игр в рамках игровых технологий, методики проблемных лекций в рамках проблемных технологий, тестовые задания и системы оценки результатов в рейтинговых технологиях и т.д. Результаты проектирования проходят экспериментальную апробацию в учебном процессе.

Для глубокого понимания сущности происходящих в учебном процессе изменений и причин этих изменений в ходе исследования используют педагогический эксперимент.

Педагогический экспериментявляется таким методом педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогический процесс путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Особую роль при этом играют объективные критерии оценок явлений.

В ходе педагогического эксперимента сознательно изменяют один из элементов структуры педагогического процесса путем введения нового фактора или факторов. Новый фактор, вводимый или измеряемый экспериментатором, называется экспериментальным или независимым переменным фактором. Фактор, изменившийся под влиянием независимого переменного, называется зависимым переменным.

Например, если педагог исследует новое средство обучения (электронный учебник, рабочую тетрадь,…) и проверяет, как оно влияет на коэффициент усвоения знаний и умений по предмету, то независимым переменным является электронный учебник, рабочая тетрадь по предмету, а зависимыми переменными выступают знания и умения учащихся.

В педагогике и методике обучения встречаются в основном четыре вида экспериментов:

  • констатирующий - определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений учащихся по какому-то разделу программы). Данные этого вида эксперимента используются для организации следующих видов эксперимента;
  • обучающий, при котором обучение производится посредством введения нового фактора (нового учебного материала, рабочей тетради, опорных конспектов или нового приема, формы и технологии обучения), позволяющего определить эффективность его применения;
  • контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний и умений учащихся по материалам обучающего эксперимента;
  • сравнительный, при котором в одной группе обучение ведется по одному учебному материалу (методу), в другой группе - по другому материалу (методу).

Планирование отдельных фаз педагогического эксперимента

При планировании педагогического эксперимента экспериментатор должен определить:

  • количество экспериментируемых;
  • способы отбора экспериментируемых;
  • шаги проведения эксперимента;
  • достоверность полученных результатов;
  • правильную их интерпретацию.

При отборе количества экспериментируемых необходимо установить, сколько групп анной специальности будет изучать планируемую тему в один тот же период времени. Затем определяют средние баллы по какому-либо предмету, выявляют попарно похожие группы, в которых арифметические средние и стандартные отклонения примерно одинаковые, делают вывод и назначают экспериментальные и контрольные группы.

Более объективные результаты получают тогда, когда отбирают группы с одинаковыми показателями на основе констатирующего эксперимента (проведения контрольных работ, тестов и т.д.). Если он не дал одинаковые результаты, то в итогах эксперимента не учитываются слабо успевающие или сильные учащиеся.

Одной из основных переменных в педагогическом эксперименте выступает отношение преподавателя к экспериментальному материалу. Один преподаватель является сторонником нового метода, а другой - нет. Эти обстоятельства сказываются на результатах эксперимента. Для уравнения дополнительных переменных, обусловленных личностью преподавателя, необходимо, чтобы обучение в экспериментальной и контрольной группах вел один и тот же педагог. В случае, когда это невозможно, применяется перекрестный эксперимент: при постоянстве экспериментальной и контрольной групп - меняются преподаватели (табл. 1).

Таблица 1

Схема перекрестного эксперимента

Этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа
1-й Преподаватель А Преподаватель В
2-й Преподаватель В Преподаватель А

 

При педагогическом эксперименте особое значение придается приемам контроля. Важно, чтобы контрольные вопросы были составлены правильно. При ответе на них требуется продемонстрировать знания наиболее существенных материалов, представленных в ходе эксперимента. Вопросы должны быть как простые (тесты первого уровня знаний), так и сложные (задания). Для того чтобы контрольная работа имела необходимую диагностическую ценность, при формулировке контрольных вопросов следует учитывать цель экспериментального обучения. Если, например, целью эксперимента является повышение уровня сформированности знаний по определенной теме, то необходимо измерять этот уровень.

Желательно, чтобы результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах проверял один и тот же человек на основе строго установленных критериев. Для обеспечения объективности ответы описывающего типа должны проверять несколько человек.

Этап констатирующего эксперимента

На этом этапе экспериментального исследования проводится изучение состояния рассматриваемой проблемы в практике обучения. Как правило, данный этап включает анализ учебно-программной документации, уроков педагогов, практических и контрольных работ учащихся.

Анализ учебно-программной документации позволяет сделать вывод о том, насколько оптимально спланирован учебно-воспитательный процесс по рассматриваемой теме. Наблюдение за преподавателями во время уроков позволяет определить типичные приемы, методы формирования новых знаний и умений. Анализ результатов контрольных работ помогает выявить типичные ошибки, которые делают учащиеся, определить их природу, причины низкого уровня знаний и умений.

Контрольная работа в констатирующем эксперименте проводится после изучения учащимися той темы, методическая разработка которой является целью дипломной работы. Она может проводиться в процессе изучения учащимися темы; в этом случае сформированные знания и умения являются базисными, т.е. учащиеся должны сделать перенос сформированных знаний в новую область.

Например, разрабатывая методику изучения основ алгоритмизации, преподаватель делает срезы знаний и умений при изучении данной темы в курсе информатики, а также при формировании знаний и умений по «Языкам и системам программирования».

Этап обучающего эксперимента

Целью эксперимента является исследование эффективности предложенной методики. В ходе обучающего эксперимента используется сравнение уровней сформированности знаний и умений в контрольных и экспериментальных группах. Для выявления контрольных и экспериментальных групп проверяется начальный уровень сформированности знаний и умений. Как правило, на первом уроке по теме учащиеся выполняют контрольную работу или проходят тестирование по индивидуальным карточкам-заданиям, компьютерным тестам.

По результатам анализа начального уровня сформированности знаний и умений отбираются экспериментальные и контрольные группы. Желательно, чтобы в экспериментальных и контрольных группах показатели были одинаковыми. Однако если это сделать невозможно, то в качестве контрольных выбираются группы, у которых процент успеваемости и показатель качества выше, чем у других групп.

Затем идет включение контрольных и экспериментальных групп в эксперимент. Для того чтобы определить эффективность методики, проводятся контрольные работы.

Этап контрольного эксперимента

Цель этапа - анализ эффективности предлагаемой методики в процессе переноса сформированных знаний и умений на изучение других тем курса или предметов, имеющих межпредметные связи с рассматриваемым материалом.

На данном этапе важно сохранить одинаковую структуру контрольных работ или тестов, проводимых в контрольных и экспериментальных группах.

Количественная оценка знаний учащихся

Самым сложным и острым вопросом любого педагогического исследования является отбор критериев, по которым производится оценка педагогических явлений и процессов. Критерии оценки педагогических явлений могут быть качественными и количественными. Они естественно дополняют друг друга.

Наиболее распространенная шкала количественной оценки результатов обучения - шкала оценок знаний в баллах. В педагогических исследованиях используются также другие шкалы балльных оценок. Например, выделив какие-либо уровни сформированности у учащихся того или иного вида деятельности, преподаватель приписывает этим уровням соответствующие баллы: 1, 2, 3 и т.д.

Использование балльной шкалы как критерия оценки нежелательно из-за необъективности оценки, свойств самой шкалы порядка. По этой шкале нельзя сказать о равномерности или неравномерности интервалов между соседними значениями оценок. Мы не можем судить о том, насколько знания учащихся, оцененные на «отлично», отличаются от знаний, «цененных на «хорошо»; как знания, оцененные на «хорошо», отличаются от знаний, оцененных на «удовлетворительно».

Поэтому целесообразно использовать тесты, т.е. серию кратко и точно сформулированных вопросов, заданий, на которые учащиеся должны дать лаконичные и однозначные ответы, в правильности (или неправильности) которых нельзя сомневаться. Однако когда применяются комплексные контрольные работы, требуется оценивать каждый элемент ответа. Оценивание каждого элемента ответа условными единицами должно зависеть от сложности и значимости их по отношению к другим элементам в данном варианте контрольной работы. Самый большой балл дается тому элементу ответа, который вскрывает понимание учащимся сущности процесса. Таким образом, значимость элемента ответа в данном случае - это необходимая степень усвоения того или иного вопроса учебного материала.

Расчленение заданий на элементы ответа и оценка этих элементов определенным числом условных единиц дают возможность установить для каждого варианта контрольной работы (или задания) четкие границы перехода от условных единиц к баллам. Для оценивания ответа учащегося по 5-балльной системе вводится следующая шкала: при выполнении от 96 до 100 % работы присуждается 5 баллов; от 76 до 95% - 4 балла; от 50 до 75% - 3 балла; от 20 до 49 % - 2 балла. Полное отсутствие правильных ответов или выполнение работы не более чем на 19 % оценивается в 1 балл. Например, если учащийся из 42 установленных за работу условных единиц набирает 21 единицу, то его оценка в процентах будет равна (21/42)х100 = 50, в баллах соответственно - трем.

Когда в педагогических исследованиях применяются контролирующие тесты различных уровней, тогда знания учащихся оценивают по 12-балльной шкале (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценки знаний учащихся по 12-балльной шкале

Уровень усвоения Коэффициент усвоения Оценка
    Kу < 0,7 0,7 < Kу < 0,8 0,8 < Kу < 0,9 0,9 < Kу < 1  
  II Kу < 0,7 0,7 < Kу < 0,8 0,8 < Kу < 0,9 0,9 < Kу < 1  
  III Kу < 0,7 0,7 < Kу < 0,8 0,8 < Kу < 0,9 0,9 < Kу < 1  
  IV Kу < 0,7 0,7 < Kу < 0,8 0,8 < Kу < 0,9 0,9 < Kу < 1  

Представление результатов исследования

Полученные при исследовании количественные данные могут быть представлены тремя способами:

  • в тексте работы;
  • в виде таблиц;
  • в виде графических изображений (диаграмм, кривых распределения и т.д.).

Первый способ используется тогда, когда представляемых числовых данных мало.

Основным способом представления количественных показателей (числовых данных) в педагогических исследованиях является использование различных таблиц. Таблицы позволяют представить количественные признаки какого-либо явления в сжатом виде. В правильно составленных таблицах о каждом отдельном числе можно найти достаточную для его понимания информацию.

Каждая таблица состоит из двух частей: текстовой и цифровой. К текстовой части относятся заголовок таблицы и необходимые письменные пояснения, дополнительные замечания и ссылки; к цифровой части - статистические числовые данные, номер таблицы. Цифровая часть в таблицах может быть представлена в виде поля чисел. Таблицы должны следовать непосредственно после ссылки на них в тексте. Все таблицы должны иметь заголовок, который располагают над таблицей. Заголовок должен быть кратким и отражать значение собранных в таблице данных.

Таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами. Номер таблицы пишется на одну строчку выше заголовка над правым углом таблицы.

Графический способ приведения результатов исследования позволяет:

· наглядно представить сущность и характер исследуемого явления;

· проанализировать исследуемые явления;

· популяризовать результаты исследования.

Графики отражают результаты исследования в сжатой и наглядной форме, выявляют взаимосвязи, закономерности явлений и процессов.

Посредством линейного графика обычно передаются изменения в некоторых мерных числах. На рис. 1 изображен график изменения средних относительных оценок контрольных работ, проведенных в одной группе в течение учебного года.

 

Для того чтобы график был более наглядным, полосы (столбцы) выделяют различными способами. Столбиковая диаграмма позволяет не только передавать динамику какого-то явления, но и сравнивать между собой какие-либо признаки двух или более совокупностей (рис. 2).

Столбиковую диаграмму можно начертить так, чтобы столбики непосредственно следовали друг за другом. Два рядом стоящих столбика разделяют одной чертой или оставляют между столбиками некоторый промежуток.

При распределении какой-либо совокупности баллов на части целесообразно использовать секторную диаграмму, т.е. деление круга на части-секторы. Секторную диаграмму удобно применять при процентном распределении частоты показателей, а также тогда, когда хотят особо подчеркнуть части целого (рис. 3).

Рис.3. Диаграмма распределения результатов по уровням сформированности методических умений в контрольных (К) и экспериментальных (Э) группах:

Н - низкий, В - высокий, С - средний, ВС - выше среднего

 

В секторной диаграмме площадь круга изображает явление как целое, т.е. как 100%. Для нахождения отдельных дуг секторов применяют следующую формулу [4, с. 252]:

L = 3,6 х f,

где f- частота показателя. Например, если f = 10 %, то L =3,6 х 10 = 36.

На рис. 3 с помощью секторной диаграммы изображено распределение результатов по уровням сформированности методических умений в контрольных и экспериментальных группах.

Методы обработки результатов исследования

Статистические методы педагогического исследования являются такими средствами, с помощью которых научно обрабатываются, систематизируются и представляются материалы исследования. Без точных количественных характеристик невозможно подробно изучить качественную сторону явлений. В педагогической науке методы математической статистики позволяют определить достоверность различий между результатами обучения в контрольных и экспериментальных группах. Но при этом следует четко знать, какой именно критерий можно и нужно выбирать в том или ином случае.

Если исследование проводится в рамках одного учебного заведения и полученные результаты будут использоваться, как правило, только в одном учебном заведении, можно применять критерий Х-квадрат (критерий Пирсона) при низком уровне достоверности различий - 68% (такая же стандартная в математической статистике величина, как и 95 %). Это будет означать, что полученные данные в контрольных и экспериментальных группах различаются с вероятностью несколько большей, чем 2/3 [6].

 

Обязательной составляющей второй главы является экономическое обоснование проекта. В разделе приводится методика расчета и расчет экономической эффективности от использования полученных проектных решений и рекомендаций. Подробное содержание этого раздела определяется консультантом по экономической части.

 

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Здесь излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

Структура заключения: Аналитическая оценка проработанного материала ► Обобщение полученных материалов ► Выводы ► Перспективы.

Оценка проработанного материала дается с позиций соответствия содержания выполненной работы цели и задачам исследования, а также с позиций подтверждения выдвинутой гипотезы. Кроме этого, анализируются полученные результаты с точки зрения решения поставленной проблемы исследования.

При обобщении полученных результатов делают заключение о том соответствуют ли они известным ранее, не противоречат ли существующим теоретическим положениям, расширяют или дополняют последние.

Выводы предполагают выделение следствия из полученных результатов исследования. Они должны быть четкими, содержательными, а по форме - краткими и лаконичными.

При формулировании выводов необходимо прослеживать их связь с целью и задачами исследования.

В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования в учебных заведениях профессионального образования (указать где, кому и как рекомендуется применять полученные результаты).

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении дипломной работы (учебные пособия, справочная литература, учебно-методические пособия, нормативно-технические документы, стандарты, периодические издания, WEB- адреса из INTERNET).

Состав вспомогательных указателей дипломной работы определяется студентом-дипломником исходя из особенностей представления его содержания.

В состав вспомогательных указателей дипломной работы могут входить:

  • список сокращений;
  • список условных обозначений;
  • указатель авторов;
  • указатель таблиц;
  • указатель иллюстраций и др.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать материалы, дополняющие текст. К таким материалам относятся:

· перечень иллюстративного материала (плакатов, слайдов и т.д.), демонстрируемого на защите дипломной работы;

· таблицы вспомогательных цифровых данных;

· протоколы исследований;

· разработанные методические материалы (методические пособия, учебные программы, учебные планы, обучающие модули, комплекты дидактического материала и т.п.);

· исходная учебно-программная документация;

· акты внедрения;

· копии авторских свидетельств и др.

Обязательными приложениями являются: текст доклада для защиты работы; распечатка слайдов компьютерной презентации работы; электронная версия работы и сопутствующих материалов (на CD, DVD – носителе), текст статьи для публикации по теме исследования.

Приложения помещаются в конце дипломной работы. На все приложения в основной части дипломного проекта должны быть ссылки.

Пример структуры и фрагмента научного аппарата дипломной работы:

Тема дипломной работы: Разработка учебно-методического обеспечения по предмету «Гражданское право» (на примере темы «………..»)

Структура работы:

Введение

Глава I. Теоретико-методические аспекты учебно-методического обеспечения по предмету профессионального цикла

1.1. Сущность, назначение, структура и характер учебно-методического обеспечения по специальной дисциплине

1.2. Методика разработки и применения учебно-методического обеспечения по дисциплине в процессе профессионального обучения

Глава II. Экспериментальная проверка комплекса учебно-методического обеспечения по предмету «Гражданское право» (на примере темы «……..»)

2.1. Исследование структуры и содержания комплекса учебно-методического обеспечения по предмету «Гражданское право» (на примере темы «…………..»)

2.2. Организация и методика применения комплек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.091 с.)