Тема 1 Введение в историю искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Введение в историю искусства



ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Основное содержание лекционного материала

(краткий конспект)

Тема 1 Введение в историю искусства

 

Лекция 1

Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды и жанры пластических искусств

 

Искусство – универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного (эстетического) опыта человечества; один из главных компонентов культуры как созидательно-продуктивной деятельности человека. [1]

Классификация искусств (по способу их существования и по характеру зрительского восприятия):

  • Временные (музыка) – реализуются преимущественно во времени; воспринимаются на слух;
  • Пространственные (архитектура) – существуют в пространстве4 предполагают визуальное и моторное восприятие
  • Синтетические (все виды театра) – более сложная форма реализации: и во времени, и в пространстве одновременно;
  • Техницизированные (кино) – используют достижения науки, техники и передовых (в том числе промышленных) технологий.

 

Состав объемно-пространственных (пластических) искусств.

Система объемно-пространственных (пластических) искусств включает традиционно:

    1. архитектуру,
    2. скульптуру,
    3. живопись,
    4. графику,
    5. декоративно-прикладное искусство (ДПИ).

 

Система искусств (взаимосвязаны):

  • обусловлены общей природой (материальной),
  • формами существования (в пространстве),
  • способами восприятия (тактильно-визуально-моторно),
  • способом создания (рукотворные (мануальные) техники)
  • средой бытования,
  • сферой «применения»,
  • характером воздействия на аудиторию.

Постклассические разновидности (практики):

дизайн, кино, медиа, видео, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.

 

Общность свойств:

  • Пластичность (наличие объема, пластической формы, материальная природа, телесность)
  • Пространственность (существование в двух-, трех- и четырех измерениях, материальные поверхности-носители, наличие объема, веса, формы);
  • Изобразительность (преимущественно зрительные образы, визуально воспринимаемые, миметичные, развитие нарративно-повествовательного начала);
  • Эстетический (внеутилитарный) характер.

Различия:

  • в степени материализации и ее характере (нарастает от графики к архитектуре),
  • в специфике используемого материала и способов (техник) его обработки;
  • в поверхностных характеристиках материального («информационного») носителя: объеме, плоскостности или поверхности.

 

Обращены преимущественно к следующим органам восприятия (чувствам):

  • тактильному (осязанию),
  • визуальному (зрению),
  • моторному восприятию.

 

Формы существования (воплощения), или виды:

Основные:

  • Монументальная
  • Станковая
  • Декоративная

дополнительные:

  • монументально-декоративная (оформление архитектурных пространств);
  • декоративно-прикладная (оформление прикладных изделий).

 

Различия в формах (видах) существования пластических искусств проявляются через:

  • масштаб (по отношению к человеку),
  • характер восприятия и зрительскую аудиторию (коллективное, индивидуальное, мануальное),
  • предназначение, или способ бытования (утилитарные или эстетические),
  • способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)
  • форма существования изделий (уникальные, тиражированные).

 

Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах.

Система и характер жанрового деления определяются критерием изобразительности, или натуроподобия (миметичности). Жанр определяется тематикой произведения (фабула, содержание, изобразительные мотивы, символы, сюжеты):

Изобразительность в различной степени присуща различным видам пространственных искусств. Так, архитектура почти лишена ее, в то время как скульптуре, живописи и графике она присуща в наибольшей степени.

Архитектура (тесно связана и определяется формами социальной жизни). В соответствии со сферой бытования подразделяется на следующие виды:

  1. Культовая (сакральная):
  • храмы
  • святилища;
  1. Светская:
    • гражданская,
    • образовательно-воспитательная
    • жилая,
    • административная,
    • промышленная,
    • экспозиционная,
    • торгово-развлекательная,
  2. Объекты коммуникации;
  3. Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)
  4. Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)
  5. Монументальная (к примеру, различные мемориальные комплексы)
  6. Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).

Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):

камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.

 

Основные архитектурные конструкции:

 

· Стоечно-балочная,

· Арочно-сводчатая,

· Каркасно-сводчатая,

· Железо-бетонные модули

· Конструкции из напряженной стали

 

 

Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):

 

Виды скульптуры:

  • Круглая (свободностоящая)
  • Рельеф (низкий, высокий).

 

Формы скульптуры:

 

  • Портретная медаль
  • Скульптурный бюст (разновидность - погрудное изображение)
  • статуя,
  • статуарная группа
  • монумент.

 

 

Жанры скульптуры:

 

  1. Религиозная (сакральная) композиция: библейские, евангельские персонажи, христианские святые;
  2. Мифологический: персонажи античной (греко-римской) мифологии;
  3. Портрет:
  • индивидуальный (в виде бюста, поясного изображения, статуи, статуарной группы)
  • групповой (скульптурная группа из нескольких фигур);
  1. Анималистический жанр: культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.;
  2. Конный монумент (соединение изображений человека и животного);
  3. Жанровая сцена с изображением группы людей и животных (довольно редкая)
  4. Монументально-декоративная скульптура для украшения садово-парковых пространств (типа «Мальчик с лебедем» и т.д.)

Техники:

    • скульптура (твердые материалы, предполагает постепенное удаление материала – камень, дерево),
    • пластика (мягкие материалы, предполагает последовательное прибавление материала и последующий перевод в более прочный материал – глина, воск, бронза).

 

Живопись наиболее полно и разнообразно реализует жанровый состав в изобразительных искусствах. В монументальной живописи выделяются в основном сакральные и декоративные по характеру композиции:

  • Сцены мифов
  • Библейские и евангельские
  • Исторические (батальные)композиции, а также разнообразные символико-аллегорические фигуры
  • орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные, гротески и т.д.), которые обрамляют и разделяют сюжетные сцены.

Жанры станковой живописи:

  • Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)
  • Мифологический
  • Исторический (разновидность - батальный)
  • Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))
  • Пейзаж
  • Натюрморт
  • Бытовая сцена
  • Анималистический.

 

Техники живописи (определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических) – воск, вода, яичный белок и/или желток, растительные масла, клеи, натуральные и/или синтетические смолы.

 

Техники монументальной живописи:

  • энкаустика,
  • фреска,
  • темпера.

 

Техники станковой живописи:

  • темпера,
  • масло,
  • акрил,
  • пастель (используется для миниатюрных портретных композиций на пластинках слоновой кости),
  • акварель (последняя является еще и техникой графики).

Методы работы:

  • метод «старых мастеров» - классическая многослойная живопись;
  • «alla prima» - в один красочный слой;
  • Коллаж («наклеивание») – метод новейшей европейской живописи начала ХХ века.

 

Графика (Существует с ХУ века. Превоначально вспомогательный вид искусства; предназначена для подготовительного этапа создания живописи: этюды, зарисовки отдельных фигур или элементов композиции, композиционные эскизы, картоны для монументальных композиций (стенописи) в натуральную величину).

 

Виды графики:

  • Оригинальная (набросок, этюд, эскиз)
  • Печатная (тиражированная).

 

Техники оригинальной графики:

· Карандаш

· Уголь

· сангина

· тушь и перо

· акварель.

Техники печатной графики:

  • резцовая гравюра,
  • ксилография (по дереву),
  • офорт,
  • сухая игла,
  • литография,
  • монотипия и т.д.

Декоративно-прикладное искусство (художественное оформление используемых в быту предметов).

 

От других видов пластических искусств отличается утилитарностью, способностью изделий быть используемыми мануально в быту, в процессе жизнедеятельности человека.

 

Виды дпи определяются техниками создания (обработки), а также сферой применения (назначения) изделий:

  • Обработка металла (кузнечное дело)
  • Резьба по дереву
  • Керамика (Гончарное дело)
  • Плетение (лоза, солома и др.)
  • Обработка кожи
  • Ткачество (ковроделие, создание текстильных изделий)
  • Вышивка
  • Костюм
  • Мебель
  • Бытовые изделия (книги, приборы освещения, инструменты и т.д.)
  • Роспись поверхностей различных изделий.

 


Искусство античной Греции

 

«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры

 

С середины П тыс до н.э. в бассейне Эгейского, Ионического и др. морей

 

Ареал:

Балканский полуостров и прилегающие острова архипелага (Кикладские и т.д.), западное побережье Малой Азии, юг Аппенинского п-ва («Великая Греция»)

 

Крит – наиболее ранний и Кикладский архипелаг

Периодизация:

С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период

ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период

1Х-УП вв до нэ – гомеровский

УП-нач.У вв. до нэ - архаический

У-1У вв. до нэ – греческой классики

Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период

 

Развитая культовая и светская архитектура:

  • Храмы, святилища

(культовые центры Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);

  • Царские резиденции (Кносс на Крите, цитадель в Микенах)
  • Гражданские сооружения: булевтерии, пританеи, пинакотеки, театры, музейоны, портики.

Мало известно о жилой архитектуре.

 

Тип конструкции: стоечно-балочная

Материал: дерево, камень, мрамор пентеликонский (пентелийский)

Основные типы храмов:

· Храм в «антах»

· Простиль

· Амфипростиль

· Периптер

· Диптер

· Толос

Синкретичная система убранства:

· Росписи (черный (синий) – красный цвета),

· скульптурные черепицы (антефиксы),

· фигуративные водосливы,

· бронзовые детали.

Ордерные системы:

1. Дорический

2. Ионический

3. Коринфский

4. Композитный

 

Скульптура:

· Монументально-декоративная скульптура: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп;

· Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жриц,

· Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов;

· Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма).

Живопись:

· Пинаки (расписные вотивные таблички),

· На досках (выставлялись в портиках и пинакотеках - Полигнот).

 

Роспись керамических сосудов (стили):

· «камарес», морской и др. критские

· Геометрический,

· Ориентализирующий,

· Чернофигурный

· Краснофигурный.

 

Тематика - сцены сражений (махии):

· гигантомахия,

· кентавромахия,

· амазономахия,

· борьба греков с троянцами.

Техники:

· Энкаустики (восковыми красками).

· Фрески (на водной основе),

· Галечной мозаики (напольной).

 


Лекция 5

Искусство Древнего Рима

 

Хронология:

С УШ в. (753 г.) до н.э. – по У в. (476 г.) н.э.

 

Периоды:

  1. Республики – конец У1 в.(510 г.) - 1 в. (27 (30) г.) до н.э.
  2. Империи – 27 (30) г. до н.э. – 476 г. н.э.

Архитектура:

(Арочно-сводчатая конструкция, техника кирпично-бетонной кладки, мегаполис):

    • Инженерно-коммуникационные сооружения (мосты, каналы, дороги, акведуки, цистерны и др.)
    • Храмы (псевдопериптеры, толосы)
    • Гражданские сооружения (архив-табулариум, базилика, курия, библиотеки, рынки)
    • Зрелищно-развлекательные сооружения (театры, цирки (амфитеатры), термы (бани), и т.д.)
    • Триумфальная архитектура (арки, колонны, форумы)
    • Гражданский форум – центральный архитектурный феномен Рима

 

Скульптура (круглая и рельеф):

  • Скульптурный портрет (маска, бюст, статуя)
  • Монументально-декоративная скульптура (надгробия, алтарь Мира)
  • Декоративно-прикладная скульптура: резные камни (камеи, инталии)
  • Монеты.

Живопись (монументальная):

  • Декоративные стили украшения домов
  • Портреты
  • Натюрморты

Техники:

мозаика, энкаустика, фреска.

 


АРХИТЕКТУРА

Изучения античного теоретического наследия (Витрувий) и сохранившихся античных памятников (фиксация, обмеры, археология в Риме).

Появление теоретических изысканий (трактатов, книг) наряду с архитектурной практикой и в связи с разработкой учения о перспективе (Ф. Брунеллески, Л.-Б. Альберти).

Утопичность архитектурного мышления (поиски «идеального» храма, идеального города и т.д.).

Городская и загородная архитектура.

Появление светских гражданских (общественных) и частных сооружений наряду с религиозными постройками.

Ансамблевость мышления (возрождение традиции оформления площади).

Проторенессанс:

1. Соборные комплексы (собор, баптистерий, колокольня) в Пизе, Венеции, Флоренции, Сьене, Орвьето, Сполето.

Тип римской базилики с трансептом в восточной части и куполом на средокрестье, цветная (узорная) мраморная облицовка («инкрустационный стиль»), использование геометрически четких членений, гармоничных пропорций, полуциркульных арок, аркад на колоннах, элементов ордерных, наложенных на фасады в качестве декорации.

8-гранный или круглый баптистерий, прямоугольной (квадратной в сечении) формы колокольни.

2. Гражданские ансамбли (Палаццо дела Синьория (Веккьо) во Флоренции, Палаццо Пубблико в Сьене и др.) с площадями.

Тип крепостной архитектуры с колокольней и укреплениями. Система двух городских центров – соборного (религиозного) и гражданского (с дворцом заседаний республиканского правительства).

В Венеции религиозный и гражданский городские центры (Собор св. Марка и Дворец Дожей) образуют единый центр на площади Сан Марко.

3. Строительство и убранство крупных церковных ансамблей в паломнических центрах (двухярусная базилика Сан Франческо в Ассизи) – в традициях поздней готики и местных классицизирующих форм архитектуры.

Раннее возрождение – новые задачи архитектуры на основе синтеза классической традиции и наследия готики:

· Возрождения купольной архитектуры;

· Возрождение классической ордерной системы (колонны коринфского ордера и антаблемент);

· Использование формы триумфальной арки для оформления церковного фасада (по проекту Л.-Б. Альберти церковь Сант Андреа в Мантуе).

 

1. Гражданские сооружения – Воспитательный дом (по проекту Ф. Брунеллески) и оформление ансамбля площади Св. Аннунциаты протяженными колонными портиками симметрично расположенных фасадов зданий;

2. Сооружение купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре как возрождение античной традиции купольных форм

3. Палаццо (Строцци, Руччеллаи, Медичи-Риккарди) – строительство городских дворцов как частных резиденций именитых людей города (буржуазии) – Брунеллески, Микелоццо;

4. Оформление домовых церквей, сакристий и молелен (Сан Лоренцо – капелла Пацци Брунеллески, Санто Спирито).

Использование накладных ордерных форм, влияние как античносмти, так и готики в трактовке пропорций колонн (более тонкие, чем ширина интерколумниев), в использовании крестовых сводов.

Синтез архитектуры со скульптурой (накладные рельефные полихромные терракотовые медальоны с изображением Мадонны, евангелистов, пути, орнаментальных композиций работы мастерской Луки дела Роббиа).

Высокое и позднее Возрождение:

1. Гробница Медичи во Флоренции как воплощение синтеза архитектуры и скульптуры;

2. Постройка собора Св. Петра в Ватикане как воплощение исканий центрической архитектуры (влияние традиций крестово-купольного зодчества Византии);

3. Частные загородные виллы с садами (вилла Киджи (Фарнезина), палаццо Фарнезе, Ротонда работы А. Палладио);

4. Проекты «идеальных» городов (Пальма Нуова, Ливорно-порт и др.);

5. Постройка крупных бюрократически-административных зданий (Палаццо Канчеллерия в Риме (папская канцелярия), Уффицци во Флоренции).

6. Дворцовое строительство в резиденциях правителей (Палаццо Питтии во Флоренции, Палаццо дель Те в Мантуе).

Выражение идей маньеризма в архитектуре:

Игра пропорциями, разрушение классической гармонии в архитектуре, громадные размеры зданий, идея величия и грандиозности, выраженная архитектурными средствами. Преувеличенные масштабы, крупные и массивные детали, тяжелая пластика, преувеличенная мощь стен, компромиссные формы («муфтированные» колонны), примыкают крупные садово-парковые комплексы (террасные сады).


Лекция 10

Тема У

Классицизм ХУП века

Н. Пуссен, Клод Лоррен – создатели «героического» пейзажа.

Искусство ХУШ века

Периодизация:

«Лицо» европейского искусства ХУШ века в основном определяют процессы, происходившие во Франции на протяжении столетия, также к концу столетия самостоятельный характер приобретает искусство Англии.

  1. До 1715 (смерить Луи Х1У) – завершение классицистической фазы «большого стиля»
  2. 1715 – 1750-е – стиль рококо
  3. 1750-1770-е – воплощение идей Просвещения
  4. 1770-1790-е – неоклассическая фаза в развитии европейского искусства.

Жан-Антуан Ватто – крупнейший художник Франции начала века. Жанр «галантных празднеств» - общество в парке на природе, музицирование, любовный флирт, театральные сценки. Тема жизни актеров итальянской Комедии дель Арте, портреты («Савояр», «Жиль»). Энциклопедия современной французской жизни в «Лавке Жерсена (вывеска из двух частей)».

 

Рококо сложился к 1720-м гг. и расцвел к середине столетия. Стиль жизни и быта аристократического сословия. Атмосфера игры, флирта, образ жизни как непрерывное театральное действо. Утонченный быт, изящество, фантазия, декоративный акцент, сложные орнаментальные формы. В орнаменте – тяготение к подчеркнуто женственным (округлым, плавным, изгибающимся) растительным формам. Увлечение китайским декоративным искусством («шинуазри»). Облегченный утонченные сочетания цветов, тональные построения колорита (на сближенных цветовых оттенках). Синтез искусств на основе архитектуры – основа стиля рококо.

 

Новые веяния в архитектуре: небольшой городской буржуазный (реже – аристократический) особняк на одну семью (отель); небольшого размера помещения с четко обозначенным практическим назначением; декоративный акцент на убранстве интерьера, торжество безордерных (орнаментальных) форм, живопись приобретает декоративный характер как часть убранства интерьера. Архитекторы: Ж.-Л. Оппенор, Ж. Бофран. П.-А. Деламер. Наиболее известны интерьеры Отеля Субиз в Париже.

 

Представители живописи рококо: Ф. Буше, О. Фрагонар (надолго пережил эпоху), портрет первой трети ХУШ века – от парадного в рост (Г. Риго, Н. Ларжильер) к камерному поясному или погрудному (Ж.-Б. Перроно, Ж.-М. Наттье, Морис Кантен Латур).

 

Крупнейший художник Франции середины века – Ж.-Б.-С. Шарден – натюрморт, портрет и автопортрет, а также бытовые сцены в интерьере. Одухотворенное видение обычных бытовых предметов как живых сущностей. Тонкий и богатый колорист. Мастер интимной лирической семейной сцены, отвечающей буржуазным ценностям.

 

Середина века насыщена идеями Просвещения и складывалась под влиянием его деятелей, философов, публицистов, писателей (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.).

В искусство приходят идеи о необходимости «нравственных» сюжетов и воспитательной функции искусства по отношению к зрителю.

 

Воплощение идей Просвещения – в живописи Ж. Б. Греза. Нравоучительные сюжеты, имеющие моральную (поучающую) сентенцию и снабженные текстовыми комментариями («Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания»; «Семейство Паралитика, или Плоды хорошего воспитания»; «Разбитый кувшин» и др.),

 

Скульптура: (Г. Кусту, Ж.-Б. Пигаль, Ж.-Б. Лемуан, Э.-М. Фальконе)

 

Рококо развивает декоративность в скульптурных формах – камерные украшения для камина, украшения интерьера («Мальчик с клеткой», «Любовное послание» Пигаля)

 

Наиболее перспективно развивается портрет в скульптуре, как и в живописи (Бюст Дидро Пигаля, Вольтер, сидящий в кресле), традиционное надгробие (Гробница маршала Мориса Саксонского Пигаля)

 

Э.-М. Фальконе – создатель одного из лучших монументальных произведений, памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге («Медный всадник») 1765-70

 

!760-1770-е – сентиментализм в Европе, культ чувств, возвращение к простоте жизни и к природе под влиянием идей просветителя Ж.-Ж. Руссо. Особое значение придается сентиментальному стилю в изобразительном искусстве, аффектированному и дидактическому (обучение нравственности и добродетелям)

 

С середины ХУШ века – новый всплеск общеевропейского увлечения античной археологией и историей Древнего Рима под влиянием начавшихся раскопок древних городов Помпеи, Геркуланума и Стабий, разрушенных извержением вулкана в 79 г. н.э.

 

Археологическая античность позволила открыть заново подлинный мир древнеримской культуры. Воскрешение гражданских идеалов республиканского Рима, суровой мужественности и верности гражданскому долгу. Сильно идеализированный образ под влиянием идей сентиментализма и суровой антикизации.

 

Нарастает революционное брожение в среде французской буржуазии, оказавшейся к концу века главной политической силой во Франции. Непримиримость интересов аристократии и буржуа, нарастание революционных настроений.

 

Искусство эпохи Великой французской революции (1789 - 1795) представляет творчество Ж.-Л. Давида.

 

Первоначально – темы гражданских добродетелей древнеримских патрициев («Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»).

 

«Клятва Горациев» прозвучала как призыв к революции. Произведение искусства становится событием общественного значения.

 

Хроникер революции, оставил множество графических зарисовок портретов деятелей революции, осужденной на смерть королевы, героев, видных представителей революционного Конвента. «Смерть Марата» - живописный монумент мученику революции. «Портрет мадам Рекамье» – один из шедевром неоклассицистического стиля Давида.

Провозгласил призыв к забвению распрей и к примирению нации а своей картине «Сабинянки». Был придворным художником Наполеона («Наполеон в рабочем кабинете», «Коронация Жозефины» и др.)
Лекция 14

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Основное содержание лекционного материала

(краткий конспект)

Тема 1 Введение в историю искусства

 

Лекция 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.119 с.)