Десять категорий экономической свободы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десять категорий экономической свободы в России



 

 

КАТЕГОРИЯ БАЛЛЫ ИЗМЕНЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОШЛОМУ ГОДУ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ В МИРЕ
Свобода бизнеса 54,0 Плюс 64,3
Свобода торговли 60,8 Плюс 73,2
Фискальная свобода 78,9 Минус 74,9
Участие правительства 70,6 Плюс 65,0
Монетарная свобода 65,5 Плюс 74,0
Свобода инвестиций 30,0 Осталось без изменений 48,8
Финансовая свобода 40,0 Осталось без изменений 49,1
Права собственности 25,0 Минус 44,0
Свобода от коррупции 23,0 Минус 40,3
Свобода труда 60,0 Минус 61,3

 

«Несвободных» стран, где экономические свободы подавляются и чей рейтинг экономической свободы не превысил 50 баллов, набралось 29, то есть куда больше, чем свободных. Среди них, например, Украина (152 место), Беларусь (167) и Туркменистан (169). Для сравнения: Иран — на 168-й позиции, Ливия — на 171, Венесуэла — на 174. Последние места в списке достались Эритрее (175 место), Бирме (176), Кубе (177), Зимбабве (178). Последняя строка в рейтинге уже не первый год принадлежит Северной Корее (финальное, 179 место и 2,0 балла в рейтинге экономической свободы). Характеризуя Северную Корею, авторы отчета указывают, что в этой стране совершенно отсутствуют свобода бизнеса, свобода инвестирования, свобода торговли, финансовая свобода, трудовая свобода. Все аспекты деловых операций контролируются государством, нет независимой судебной системы и даже такого понятия, как частная собственность. Исследователи также поясняют, что многие экономические показатели Северной Кореи вообще не могут быть измерены, так как международным организациям не разрешено собирать информацию в этой стране.

Хотя исследование проводилось в 183 странах, количественные показатели получили только 179: четырем государствам — Афганистану, Ираку, Лихтенштейну и Судану — аналитики не смогли присвоить цифровых показателей, сославшись на недостаток информации.

Хотя составители рейтинга Index of Economic Freedom утверждают, что между свободой экономики и успешностью ее развития есть взаимосвязь, в то же время, при оценке успешности того или иного государства они в последнюю очередь используют реальные макроэкономические показатели — темпы роста, степень технологической модернизации, уровень развития инфраструктуры и так далее, предпочитая ориентироваться на степень экономического либерализма. Авторы рейтинга подчеркивают, что в странах с более свободными экономиками намного выше уровень благосостояния населения. Так, среднестатистический размер валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения жителя «свободной» страны составляет $ 40 253, «преимущественно свободной» — $ 33 428, «умеренно свободной» — $ 15 541, «преимущественно несвободной» — $ 4 359, а «несвободной» — $ 3 926. Аналогичная зависимость наблюдается в сферах развития человеческого потенциала, экологии и других.

 

РЕЙТИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ 2009 — СТРАНЫ МИРА

 

 

РЕЙТИНГ СТРАНА БАЛЛЫ ИЗМЕНЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОШЛОМУ ГОДУ
  Гонконг   0,3
  Сингапур 87,1 -0,2
  Австралия 82,6 0,4
  Ирландия 82,2 -0,3
  Новая Зеландия   1,2
  Соединенные Штаты 80,7 -0,3
  Канада 80,5 0,3
  Дания 79,6 0,4
  Швейцария 79,4 -0,1
  Великобритания   -0,5
  Чили 78,3 -0,3
  Нидерланды   -0,4
  Эстония 76,4 -1,5
  Исландия 75,9 0,1
  Люксембург 75,2 0,5
  Бахрейн 74,8 2,6
  Финляндия 74,5 -0,1
  Маврикий 74,3 1,7
  Япония 72,8 -0,2
  Бельгия 72,1 0,5
  Макао   N/A
  Барбадос 71,5 0,2
  Австрия 71,2 -0,2
  Кипр 70,8 -0,5
  Германия 70,5 -0,1
  Швеция 70,5 -0,4
  Багамские Острова 70,3 -0,8
  Норвегия 70,2 1,6
  Испания 70,1  
  Литва   -1
  Армения 69,9  
  Грузия 69,8 0,5
  Сальвадор 69,8 1,3
  Ботсвана 69,7 1,5
  Тайвань 69,5 -0,7
  Словацкая Республика 69,4 -0,6
  Чешская Республика 69,4 1,2
  Уругвай 69,1 1,2
  Сент-Люсия 68,8 N/A
  Республика Корея 68,1 -0,5
  Тринидад и Тобаго   -1,6
  Израиль 67,6 1,3
  Оман   -0,3
  Венгрия 66,8 -0,8
  Латвия 66,6 -1,7
  Коста-Рика 66,4 2,2
  Мальта 66,1 0,1
  Катар 65,8 3,6
  Мексика 65,8 -0,3
  Кувейт 65,6 -2,5
  Иордания 65,4 1,3
  Ямайка 65,2 -0,5
  Португалия 64,9  
  Объединенные Арабские Эмираты 64,7 2,2
  Панама 64,7  
  Болгария 64,6 0,9
  Перу 64,6 0,9
  Малайзия 64,6 0,7
  Саудовская Аравия 64,3 1,8
  Сент-Винсент и Гренадины 64,3 N/A
  Южная Африка 63,8 0,4
  Албания 63,7 1,3
  Уганда 63,5 -0,3
  Франция 63,3 -1,4
  Румыния 63,2 1,5
  Белиз    
  Таиланд   0,7
  Словения 62,9 2,7
  Монголия 62,8 -0,8
  Доминика 62,6 N/A
  Намибия 62,4  
  Колумбия 62,3 0,2
  Мадагаскар 62,2 -0,2
  Кыргызская Республика 61,8 0,7
  Турция 61,6 1,6
  Италия 61,4 -1,2
  Кабо-Верде 61,3 3,4
  Македония 61,2 0,2
  Парагвай    
  Фиджи   -0,8
  Греция 60,8 0,2
  Польша 60,3  
  Казахстан 60,1 -1
  Никарагуа 59,8 -1
  Буркина-Фасо 59,5 3,8
  Самоа 59,5 N/A
  Гватемала 59,4 -0,4
  Доминиканская Республика 59,2 1,5
  Свазиленд 59,1 0,6
  Кения 58,7 -0,6
  Гондурас 58,7 -0,2
  Вануату 58,4 N/A
  Танзания 58,3 1,8
  Черногория 58,2 N/A
  Ливан 58,1 -1,9
  Гана 58,1  
  Египет   -0,5
  Тунис   -2,1
  Азербайджан   2,6
  Бутан 57,7 N/A
  Марокко 57,7 2,1
  Пакистан   1,4
  Йемен 56,9 3,1
  Филиппины 56,8 0,8
  Бразилия 56,7 0,5
  Камбоджа 56,6 0,8
  Алжир 56,6 0,4
  Замбия 56,6 0,4
  Сербия 56,6 N/A
  Сенегал 56,3 -2
  Шри-Ланка   -2,4
  Гамбия 55,8 -1,1
  Мозамбик 55,7 0,2
  Мали 55,6 0,1
  Бенин 55,4 0,1
  Хорватия 55,1  
  Нигерия 55,1  
  Габон   0,9
  Кот-д'Ивуар    
  Молдова 54,9 -3
  Папуа-Новая Гвинея 54,8 N/A
  Таджикистан 54,6 0,2
  Индия 54,4 0,3
  Руанда 54,2  
  Суринам 54,1 -0,2
  Тонга 54,1 N/A
  Мавритания 53,9 -1,2
  Нигер 53,8  
  Малави 53,7 1,1
  Боливия 53,6 0,5
  Индонезия 53,4 0,2
  Китай 53,2 0,1
  Непал 53,2 -0,9
  Босния и Герцеговина 53,1 -0,8
  Эфиопия   0,5
  Камерун   -1,3
  Эквадор 52,5 -2,8
  Аргентина 52,3 -1,8
  Микронезия 51,7 N/A
  Джибути 51,3 0,1
  Сирия 51,3 4,2
  Экваториальная Гвинея 51,3 -0,3
  Мальдивы 51,3 N/A
  Гвинея   -1,8
  Вьетнам   0,6
  Россия 50,8  
  Гаити 50,5 1,5
  Узбекистан 50,5 -1,4
  Тимор-Лешти 50,5 N/A
  Лаос 50,4 0,1
  Лесото 49,7 -2,5
  Украина 48,8 -2,2
  Бурунди 48,8 2,6
  Того 48,7 -0,2
  Гайана 48,4 -0,4
  Центрально-Африканская Республика 48,3 -0,3
  Либерия 48,1 N/A
  Сьерра-Леоне 47,8 -0,5
  Сейшельские Острова 47,8 N/A
  Бангладеш 47,5 3,3
  Чад 47,5 -0,4
  Ангола   0,1
  Соломоновы Острова   N/A
  Кирибати 45,7 N/A
  Гвинея-Бисау 45,4 1,1
  Республика Конго 45,4  
  Республика Беларусь   -0,4
  Иран 44,6 -0,4
  Туркменистан 44,2 0,8
  Сан-Томе и Принсипи 43,8 N/A
  Ливия 43,5 4,8
  Коморские Острова 43,3 N/A
  Демократическая Республика Конго 42,8 N/A
  Венесуэла 39,9 -4,8
  Эритрея 38,5 N/A
  Бирма 37,7 -1,8
  Куба 27,9 0,4
  Зимбабве 22,7 -6,7
  Северная Корея   -1
N/A Афганистан N/A N/A
N/A Ирак N/A N/A
N/A Лихтенштейн N/A N/A
N/A Судан N/A N/A

 

Лекция 10.

 

КОРРУПЦИЯ

- Административная (преступная деятельность в рамках сложившегося законодательства, извлечение дохода, опираясь на существующий законопорядок)

- Политическая (захват государства -> смена команды; изменение законодательства в пользу победившей команды)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ

1) низовая коррупция 1:

-бытовая коррупция,

-носит случайный, несистемный характер

-не оказывает негативное влияние на экономический рост

-размер взятки незначителен

-развращающие действия

 

2) низовая коррупция 2:

-предсказуемый, системный характер

-связана со взаимоотношением малого бизнеса и органов государственной власти (например: получение лицензии, разрешения)

 

3) верховая коррупция:

-связана с распределением государственных инвестиций, выполнением государственных заказов

-пример: откаты

-> большие средства уходят за рубеж, инвестиционные проекты становятся дороже, а качество – ниже

Коррупция ведет к большим политическим потерям.

Пример политической коррупции – история с Лужковым (нарушение принципов свободной конкуренции)

Индекс восприятия коррупции – сфера взаимоотношений бизнеса и власти

Средство от коррупции – модернизация (государственные органы освобождают от части полномочий)

 

 

Индекс восприятия коррупции

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Всемирный Банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, Global Insight, Political Risk Services, World Justice Project, International Institute for Management Development, Political and Economic Risk Consultancy. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс 2011 года охватывает 183 страны и территории и основан на данных из источников за два последние года. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.

Согласно данным Индекса восприятия коррупции Transparency International за 2011 год, коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира. Данные исследования показывают, что правительства некоторых стран не могут защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в области государственных ресурсов, взяточничество или принятие решений без ведома общественности. Идущие по всему миру акции протеста, под знаком которых прошел 2011 год, показывают возмущение коррупцией в политике и государственном секторе. Во многих случаях они спровоцированы коррупцией и экономической нестабильностью, что ясно показывает — граждане считают, что руководители и общественные институты их государств в недостаточной мере прозрачны и подотчетны, указывают авторы исследования.

Наивысшее место в Индексе заняла Новая Зеландия (индекс 9,5 балла), чуть ниже расположились Дания (9,4 балла) и Финляндия (9,4 балла). Самыми коррумпированными странами стали Сомали (1,0 балла) и Северная Корея (1,0 балла), которая была включена в рейтинг впервые в этом году. Соединенные Штаты впервые за 15 лет существования Индекса выбыли из ТОП-20, заняв 24 место (7,1 балла). Эксперты объясняют это пошатнувшимися этическими стандартами бизнеса вслед за кризисом на рынке производных ипотечных инструментов, а также финансовыми аферами и многочисленными финансово-политическими скандалами на уровне городов и штатов. Две трети стран, включенных в рейтинг, набрали менее чем по 5 баллов. Большинство стран, в которых развернулись события «Арабской весны», занимают позиции в нижней части Индекса с показателями ниже 4 баллов. Еще до этих событий специальный доклад Transparency International, посвященный данному региону, предупреждал о том, что даже наличие антикоррупционных законов лишь в малой степени сдерживает непотизм, взяточничество и раздачу должностей — настолько глубоко укоренились такие явления в повседневной жизни этих государств. Страны Еврозоны, страдающие от долговых кризисов, отчасти обязаны этим неспособности государственной власти справиться с взяточничеством и уклонением от уплаты налогов, ключевыми факторами, стоящими за кризисами такого рода, и показали худшие результаты среди государств-членов Европейского Союза.

Россия в 2011 году по уровню восприятия коррупции оказалась на 143 месте из 183 возможных с индексом 2,4 балла. Соседями России по рейтингу стали Азербайджан, Беларусь, Коморские Острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Если сравнивать нынешний показатель России в 2011 году с данными 2010 года (2,1 балла, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

Однако, только если все принятые законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему, считают авторы исследования. Так, последняя треть нынешнего списка стран во многом состоит из государств, в которых коррупционные практики в последнее десятилетие претерпели мутацию, в результате которой все более значительную роль в системе коррупционных отношений стало играть не «добровольное» взяточничество, а коррупционное вымогательство. В некоторых странах оно приобрело институционные формы, имеет своей целью незаконное обогащение правящих кругов и практически полностью подменило систему государственного управления. В тех странах, где коррупция не только сказывается на качестве жизни населения, но и подрывает устойчивость экономического и социального развития, уничтожает принципы верховенства закона и равенства перед законом, начинает происходить глубокая коррозия демократических институтов, уничтожение политической и экономической конкуренции, свободы слова и института выборов. В результате исчезает политическая стабильности таких режимов.

Неспособность обуздать коррупцию Transparency International считает главным провалом администраций Владимира Путина и Дмитрия Медведева. «Казалось бы, все базовые необходимые законы приняты, указы подписаны, механизмы разработаны и озвучены, правильные слова сказаны, четкие указания даны, а никаких серьезных подвижек, ощутимых в повседневной жизни, не происходит», — указывает в комментарии к Индексу российское отделение организации. Реально работающими механизмами противодействия коррупции, по мнению экспертов, остаются СМИ, Интернет, общественные организации и отдельные активисты.

Что касается стран СНГ, то немногим лучше, чем в России, Азербайджане и Беларуси, дела обстоят в Молдове (2,9 балла), Казахстане (2,7 балла) и Армении (2,6 балла). На одну позицию в в рейтинге от России отстают Украина и Таджикистан (по 2,3 балла), Киргизия занимает 164 строчку рейтинга (2,1 балла), а Туркменистан и Узбекистан поделили 177 строчку рейтинга (по 1,6 балла).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.042 с.)