Понятие, состав, структура и классификация оборотных средств. Факторы, влияющие на объём и структуру оборотных средств торговой организации. Стратегии управления оборотными средствами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, состав, структура и классификация оборотных средств. Факторы, влияющие на объём и структуру оборотных средств торговой организации. Стратегии управления оборотными средствами.



Оборотные средства – денежные средства, предназначенные для формирования в торговых организациях оборотных фондов и фондов обращения.

Сущность оборотных средств заключается в том, что они полностью переносят свою стоимость в процессе реализации или производства в стоимость товара, непрерывно меняя свою форму из товарной в денежную и из денежной в товарную.

В отличие от основных средств оборотные средства не расходуются, а авансируются в конкретные виды товарно-материальных ценностей.

Оборотные средства состоят из средств, вложенных в оборотные фонды.

Состав оборотных фондов:

1. Запасы и затраты, в том числе сырье, материалы, топливо, горючее; предметы материально-технического оснащения, используемые в хозяйственном обороте стоимостью до 30 базовых величин и сроком эксплуатации до 1 года.

2. Предметы и принадлежности независимо от стоимости и срока использования (спецодежда, техническая тара).

3. Незавершенное производство.

К фондам обращения относятся:

• готовая продукция

• товары (в том числе и товары отгруженные)

• денежные средства

• финансовые вложения (ценные бумаги и т.п.)

• дебиторская задолженность

Классификация оборотных средств:

1. По функциональному составу:

 оборотные фонды;

 фонды обращения.

2. По составу и характеру использования:

 запасы;

 денежные средства;

 дебиторская задолженность;

 краткосрочные финансовые вложения.

3. По организации планирования:

 нормируемые;

 ненормируемые.

4. По источникам формирования:

 собственные;

 заемные.

Нормируемые оборотные средства - те виды оборотных средств, по которым устанавливаются нормы запасов в днях оборота:

• текущие товарные запасы;

• денежные средства в кассе и в пути.

Факторы влияющие на объем и структуру оборотных средств:

1. Внешние – оказывают влияние через товарооборот (с ростом товарооборота возрастает и потребность в оборотных средствах); налоговое законодательство (степень налоговой нагрузки оказывает влияние на величину прибыли, которая может быть направлена на пополнение собственных оборотных средств); доступность кредитов (малые процентные ставки за кредиты способствуют повышению доли заемных средств, в этих условиях собственные оборотные средства могут быть вложены в различные ценные бумаги, уставные фонды других организаций и т.п.).

2. Внутренние:

a. Объем и ассортиментная структура товарооборота (с ростом товарооборота при равных условиях растет и потребность в оборотных средствах; ассортиментная структура товарооборота оказывает влияние на товарооборачиваемость – следовательно, и на оборачиваемость оборотных средств; если повышается доля товаров с замедленной оборачиваемостью, то возрастает величина товарных запасов, возрастает потребность в оборотных средствах следовательно понижается оборачиваемость оборотных средств). Факт понижения товарооборачиваемости – первый признак ухудшения состояния организации.

b. Организация коммерческой работы – влияет на товарооборачиваемость, следовательно, и на оборачиваемость оборотных средств.

c. Организация и формы расчетов с поставщиками товаров. Если в практике используется предоплата, то это повышает потребность в оборотных средствах, если применяются такие формы расчетов как с отсрочкой платежа или расчет за товары с применением консигнации, то в процессе понижается потребность в оборотных средствах.

d. Ценовая политика торговой организации – через формирование торговых надбавок.

e. Методы продажи и методы стимулирования продаж.

Одним из важнейших условий правильной организации оборотных средств является умелое управление ими. Механизм управления оборотными средствами включает решение следующих вопросов:

1. Создание информационной базы для принятия управленческих решений, связанных с закупкой товаров и выбора наиболее выгодных поставщиков с точки зрения ассортимента и качества товаров, форм расчетов за товары.

2. Анализ состояния и оценка эффективности использования оборотных средств.

3. Нормирование оборотных средств, то есть установление норм запасов по видам нормируемых оборотных средств.

4. Оптимизация структуры оборотных средств с учетом ликвидности отдельных видов оборотных средств (прежде всего товаров которые находят быстрый сбыт).

5. Обоснование общей потребности в оборотных средствах.

С учетом вышесказанного, объема и структуры товарооборота и выбирается политика управления оборотными средствами. Выбор политики управления оборотными средствами должен осуществляться с учетом объема товарооборота, его сезонных колебаний в отдельных периодах, структуры активов.

В рыночной экономике возможны 3 типа политики управления оборотным капиталом:

1. Умеренная политика управления оборотным капиталом – суть заключается в том, что переменная часть оборотных средств, связанная с образованием целевых запасов, полностью финансируется за счет заемных средств (кредитов), а постоянная часть оборотных средств финансируется за счет собственных источников. Постоянная часть оборотных средств – min необходимая сумма оборотных средств для осуществления нормальной деятельности.

2. Агрессивная политика управления оборотным капиталом, используется тогда, когда оборотные средства занимают большой удельный вес в общей стоимости активов. Суть – все оборотные активы финансируются за счет краткосрочных заемных средств и долгосрочных кредитов. При такой политике управления возникает проблема с обеспечением роста рентабельности и платежеспособности организации (так как риск max, а рентабельность – min).

3. Консервативная политика управления оборотными активами. Суть: 50% переменной части оборотных средств финансируется за счет краткосрочных заемных средств, а остальные 50% и вся постоянная часть оборотных активов за счет собственных средств.

Показатели экономической эффективности использования оборотных средств. Планирование потребности торговой организации в оборотных средствах. Источники пополнения собственных оборотных средств.

Под эффективным использованием оборотных средств понимается ускорение их оборачиваемости, повышение рентабельности оборотных активов, повышение уровня обеспеченности собственными оборотными средствами.

Основные показатели эффективности использования оборотных средств (ОС):

1. Оборачиваемость ОС в днях (характеризует продолжительность одного оборота ОС):

ОД = средний остаток ОС за анализируемый период / однодневный фактический товарооборот в ценах себестоимости

2. Коэффициент оборачиваемости ОС в количестве оборотов или в разах (показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства в анализируемом периоде):

Ко = фактический товарооборот в ценах себестоимости за анализируемый период / средний остаток ОС за этот же период

3. Коэффициент эффективности использования ОС (показывает величину прибыли полученной на единицу ОС):

Кэ = прибыль / среднегодовая сумма ОС

4. Фондоотдача по ОС:

Ф = товарооборот в розничных ценах / среднегодовая сумма ОС

5. Фондоемкость ОС:

Фе = среднегодовая сумма ОС / товарооборот в розничных ценах

6. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

Кд.з. = товарооборот в ценах себестоимости / средняя сумма дебиторской задолженности за период

7. Средний срок погашения дебиторской задолженности:

Сп = 360 (90) / Кд.з.

В основе планирования потребности в оборотных средствах лежит нормирование, то есть установление предварительных норм запасов по видам оборотных средств и определение на этой основе минимально необходимой суммы оборотных средств или норматива оборотных средств.

Норматив оборотных средств – плановые запасы товарно-матер. ценностей в денежном выражении и ден. средства необходимые организации в план. период для норм. деятельности.

Таким образом, исходными предпосылками для определения потребности в обор. средствах являются устанавливаемые самой торг. организацией нормы запасов в днях оборота по товарам и ден. средствам и норматив запасов по прочим нормируемым активам, а также прогнозируемый объем ТО на каждый квартал.

Так как торговые организации закупают товары по оптовым ценам, то расчет потребности в оборотных средствах проводится исходя из товарооборота по покупной стоимости, то есть в ценах себестоимости.

Удельный вес себестоимости = 100% - средний уровень валового дохода в % к товарообороту + транспортные расходы в % к товарообороту

За 100% в данном случае принимается розничная цена.

Если транспортные расходы включаются в цену товаров, то удельный вес себестоимости определяется без их учета.

Расчет потребности в оборотных средствах осуществляется отдельно по каждому виду торговой деятельности в поквартальном разрезе.

Норматив оборотных средств складывается из 3 элементов:

1. Потребность в оборотных средствах для финансирования товарных запасов.

2. Потребность в нормируемых денежных средствах (денежные средства в кассе + денежные средства в пути). Норматив денежных средств в пути = 1 день.

3. Потребность в оборотных средствах для финансирования прочих товарно-материальных ценностей.

Сумма этих 3 элементов и равна нормативу оборотных средств на планируемый квартал. Из этой суммы исключаются собственные оборотные средства и кредиторская задолженность поставщикам по товарным операциям.

Разница составляет либо излишек оборотных средств, либо дополнительную потребность в источниках финансирования оборотных средств.

Основные источники финансирования дополнительной потребности в оборотных средствах – краткосрочные кредиты.Источниками формирования оборот. средств и обеспечения кругооборота являются собственные и заемные финн. ресурсы. Собств. источниками формирования об.средств являются: прибыль, уставный фонд, долевое участие в деят-ти других организаций, средства, приравненные к собственным, временно свободные средства спецфондов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.111.233 (0.021 с.)