Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основания использования земель транспорта в Республике Беларусь
К землям транспорта в Республике Беларусь относятся земли, которые предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач в области транспорта и транспортной деятельности и могут использоваться в качестве пространства для размещения разнообразных объектов транспорта (дорог, иных транспортных коммуникаций, сооружений и так далее). В настоящее время единственной правовой формой использования земель транспорта является право землепользования. Как правовая форма использования земель транспорта право землепользования включает в себя совокупность прав на землю, каждое из которых является самостоятельным поземельным титулом [1]. Применительно к землям транспорта право землепользования производно от права государственной собственности на землю, то есть в соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) земли транспорта могут предоставляться их собственником - государством - другим лицам на праве постоянного пользования, а также временного пользования, в том числе в аренду [2]. Право землепользования по содержанию ограничено, оно всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. Землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах, уставленных законодательством или договоромс собственником (п.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землепользователей, как правило, отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (п.4 ст. 262 ГК) (здесь можно говорить о служебных земельных наделах как вторичном землепользовании). Устойчивость права землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка его возникновения и прекращения, гарантиями его защиты, в том числе со стороны собственника [1]. Присущий праву землепользования признак целевого использования земельных участков применительно к землям транспорта означает, что земельные участки должны использоваться лицами, которым она предоставлены, для осуществления возложенных на них задач в области транспортной деятельности. Право землепользования как правовая форма использования земель транспорта включает право постоянного пользования названными земельными участками, временное пользование, аренду и земельные сервитуты.
Постоянным пользованием земельным участком, относящимся к землям транспорта, является пользование таким земельным участком без заранее установленного срока (ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле; далее – Кодекс о земле) [3]. Данное право в соответствии со статьей 217 ГК является вещным. Исходя из нормы статьи 8 Кодекса о земле земельные участки, относящиеся к землям транспорта, могут предоставляться во временное пользование, а согласно статье 9 названного кодекса временное пользование земельными участками может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены в соответствии с законодательством. Субъектный состав юридических лиц, которым земли транспорта могут предоставляться на праве постоянного либо временного пользования, в законодательстве четко не определен. Исходя из отсутствия каких-либо ограничений, можно сделать вывод о том, что таковыми в соответствии с законодательством могут являться как государственные, так и негосударственные юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица. На наш взгляд, целесообразно конкретизировать в Кодексе о земле круг субъектов права пользования земельным участком, т.к. это облегчит правоприменительную деятельность, в том числе осуществляемую при вынесении решения о предоставлении в пользование земельного участка, относящегося к землям транспорта. Следует отметить, что земли транспорта могут предоставляться в пользование не только юридическим лицам, но и гражданам в случаях, предусмотренных земельным законодательством. В частности, пользователи земель транспорта на основании статьи 83 Кодекса о земле могут предоставлять из земель, находящихся в их пользовании, гражданам Республики Беларусь, не имеющим в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для ведения коллективного садоводства и дачного строительства; гражданам, имеющим их в меньших размерах, чем установлено для этих целей Кодексом о земле, во временное пользование земельные участки для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных культур, а также предоставлять в пользование гражданам, имеющим в собственности скот, земельные участки для сенокошения и выпаса скота. Размеры земельных участков определяются землепользователями, предоставляющими земельные участки в пользование, по согласованию с сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами. Кроме того, согласно статье 84 Кодекса о земле отдельным категориям работников транспорта из находящихся в пользовании соответствующих юридических лиц земель (при их наличии) этими юридическими лицами могут предоставляться в пользование служебные земельные наделы в установленных законодательством размерах.
Важно отметить, что индивидуальные предприниматели при осуществлении экономической деятельности могут использовать землю, в том числе земли транспорта, только на условиях аренды земли, на условиях временного пользования, а также на основании права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Такой вывод можно сделать исходя из смысла части третьей статьи 55 Кодекса о земле (при переходе права собственности на строение и сооружение к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, для содержания и обслуживания строений и сооружений этому собственнику передается земельный участок (часть участка) в аренду), а также учитывая то, что гражданам земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, предусмотренных законодательством, которые не включают предоставление земли для осуществления индивидуальным предпринимателем экономической деятельности. Аренда земель транспорта является основанным на договоре временным возмездным пользованием земельным участком. К аренде земель транспорта применим принцип свободы договора, закрепленный в статье 46 Кодекса о земле и статье 391 ГК, что дает возможность обеспечить рациональное использование рассматриваемых земель путем включения в договор отдельных условий, возложения на арендатора дополнительных обязанностей, в том числе по охране и защите земель. Арендодателем в договоре аренды земель транспорта является собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (статья 579 ГК). Таким образом, исходя из нормы статьи 44 Кодекса о земле арендодателями земель транспорта могут быть только сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. Арендаторами земель транспорта в соответствии со статьей 43 Кодекса Республики Беларусь о земле могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации. Предметом договора аренды земель транспорта выступает индивидуально-определенный земельный участок, относящийся к названным землям. Срок аренды земельного участка определяется договором, но при этом не должен превышать 99 лет (статья 45 Кодекса о земле). Минимальный срок аренды земель транспорта не ограничен. Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со статьей 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в параграфе 1 главы 34 ГК.
Использование земель на условиях временного занятия регулируется главой 5 Кодекса о земле. Такое использование может осуществляться в отношении любых земель, а потому земли транспорта не являются исключением. Использование земель транспорта на названном правовом основании осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь, предпринимателями без образования юридического лица, осуществляющими геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, без изъятия земельных участков землепользователей и собственника земельных участков. При этом в установленных случаях и с соблюдением указанных в Кодексе о земле условий допускается занятие проводящими изыскательские работы лицами земельного участка или его части для размещения временных построек, оборудования, техники, складов сырья и других сооружений. Важно отметить, что использование отдельных земельных участков, относящихся к землям транспорта, на условиях временного занятия может быть ограничено или даже запрещено в связи с установлением на земельном участке особого режима его использования. Например, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» (статья 17) участки земли, на которых осуществляется транспортная деятельность, по решению соответствующих республиканских органов государственного управления могут быть отнесены к зонам повышенной опасности с установлением особого режима производства работ и услуг и пребывания в них. Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» [4] для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями их использования.
Традиционно в качестве правовой формы использования земли называют право частной собственности на землю. Однако использование земель транспорта в правовой форме частной собственности на землю в настоящее время невозможно: в соответствии со статьей 38 Кодекса о земле земли транспорта и связи не подлежат передаче в частную собственность. Представляется, что существующий в земельном законодательстве запрет на передачу в частную собственность земель транспорта не в полной мере соответствует тенденциям, установившимся в законодательстве о транспорте и транспортной деятельности. Такой вывод можно сделать на основании следующего. Поскольку транспорт является стратегически важным объектом для нашей страны, как, впрочем, и для любого государства, определенная часть транспорта и объектов транспортной деятельности (в законодательстве под объектами транспортной деятельности понимаются транспортные средства и коммуникации, территории транспортной деятельности, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности [5]) находится в исключительной собственности Республики Беларусь. Перечень названных объектов установлен Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [6]. Вместе с тем, согласно Закону «Об основах транспортной деятельности» объекты транспортной деятельности могут находиться как в собственности Республики Беларусь, так и в собственности ее административно-территориальных единиц, других государств, юридических и физических лиц, включая иностранных, а также в собственности лиц без гражданства [5]. Например, собственником автомобилей маршрутного такси и построенного за счет собственных средств здания, в котором размещается депо данных автомобилей, вполне может выступать негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь. Поэтому целесообразным является внесение в проект новой редакции Кодекса о земле лишь нормы о том, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства. Тогда в приведенном примере юридическое лицо сможет приобрести в собственность земельный участок под зданием депо: он будет относиться к землям транспорта, но не будет являться объектом, находящимся только в собственности государства. На наш взгляд, в проекте новой редакции Кодекса о земле дополнительно вводить норму о том, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, относящиеся к землям под дорогами и иными транспортными коммуникациями, не следует, поскольку не все дороги, исходя из статьи 3 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [6], являются такими объектами. К тому же, такое положение будет противоречить, например, Закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» [7]. В частности, названый закон устанавливает, что автомобильные дороги Республики Беларусь находятся в государственной или частной собственности (статья 12), при этом в частной собственности могут находиться автомобильные дороги, не отнесенные законом к объектам, которые находятся только в собственности государства (статья 19).
Одновременно Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства» вообще не включает в перечень объектов автомобильные дороги необщего пользования. Таким образом, следуя логике законодателя, автомобильные дороги необщего пользования, т.е. предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям, могут находиться в частной собственности. А потому при установлении запрета на передачу в частную собственность земельных участков под дорогами и иными транспортными коммуникациями у дороги и земельного участка под ней правовой режим различается. Это ведет к путанице, особенно если учитывать, что в состав автомобильной дороги, наряду с дорожной одеждой, искусственными сооружениями, техническими средствами организации дорожного движения, инженерным оборудованием и обустройством, защитными сооружениями, расположенными на ней, объектами дорожного сервиса, входит земляное полотно с водоотводными сооружениями [7]. Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы. Правовой формой использования земель транспорта юридическими лицами является право землепользования, которое включает в себя право постоянного пользования земельным участком, право временного пользования земельным участком, аренду, сервитут, а также использование земель на условиях временного занятия (для изыскательских работ). Граждане Республики Беларусь могут использовать земли транспорта посредством права землепользования в случаях, предусмотренных законодательством. Правовыми формами использования земель транспорта индивидуальным предпринимателем выступают только аренда земли, использование земель на условиях временного занятия, а также право ограниченного пользования соседним участком (сервитут). В соответствии с законодательством Республики Беларусь земли транспорта не подлежат передаче в частную собственность. Представляется логичным внесение в проект новой редакции Кодекса о земле вместо нормы действующего Кодекса, запрещающей предоставление земель транспорта в частную собственность, положения о том, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства. Дополнительно устанавливать, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, относящиеся к землям под дорогами и иными транспортными коммуникациями, на наш взгляд, не следует. Такое положение позволит избежать некоторых противоречий между нормами земельного законодательства и законодательства о транспорте и транспортной деятельности. Конкретизация в Кодексе о земле круга субъектов права пользования земельным участком, на наш взгляд, необходима для облегчения правоприменительной деятельности, в том числе осуществляемой при вынесении решения о предоставлении в пользование земельного участка, относящегося к землям транспорта. Использование земель на условиях временного занятия может осуществляться в отношении любых земель, в том числе в отношении земель транспорта. Однако оно может быть ограничено или даже запрещено на отдельных земельных участках, относящихся к землям транспорта, в связи с установлением на них особого режима использования.
Литература: 1. Шингель Н.А. Земельное право Республики Беларусь. Общая часть: Курс лекций. - Мн.: БГУ, 2004. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. с изм. и доп.// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - №7-9. - Ст.101. 3. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь от 4 января 1999 г. с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №2-3, 2/1; 2002, № 55, 2/848. 4. О железнодорожном транспорте: Закон Республики Беларусь от 06 января 1999 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 21 мая 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 4, 2/12; 2002, № 59, 2/849. 5. Об основах транспортной деятельности: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. - № 20. 6. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. с изм. и доп. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. - № 19; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 45, 2/39; 2001, № 116, 2/817; 2002, № 141, 2/904. 7. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. - № 83, 2/975.
Статья опубликована: Игнатович, В.В. Правовые основания использования земель транспорта / В.В. Игнатович // Земля Беларуси. ‑ 2005. ‑ №1. ‑ С. 9-12. Н.А. Шингель
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.016 с.) |