Духовная брань со страстью печали, Как и с любой другой страстью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная брань со страстью печали, Как и с любой другой страстью



Со страстью печали, как и с любой другой страстью, надо бороться и нужно сопротивляться скорбным чувствам.

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Всеми мерами старайтесь утолять скорбь вашу, чтобы она не переходила пределов христианских; и Всеблагий Господь явит вам милость Свою и пошлет вам утешение духовное». (Письмо 83 // Письма к мирским лицам)

Рассмотрим некоторые приемы борьбы. Христианин должен помнить о терпении скорбей и просить Господа подать силы терпеть.

Святитель Василий Великий:

«…умерь горесть, чтобы и тебе изгонять печали из сердца, и чтобы печаль не поглотила тебя. При всяком случае имей в виду великую награду терпения, какую Господь наш Иисус Христос обетовал в воздаяние за содеянное в жизни». (Письмо 261 (269) // Письма)

«… должна ты знать, что если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога. Ибо нам апостольским законоположением запрещено об усопших скорбеть наравне с язычниками». (Письмо 294 (302) // Письма)

Преподобный Нил Синайский:

«Если кто с благодарением и мужественно перенес утрату любимого, то назовут его мудрым и великодушным, и будет прощено ему много прежних грехов». (Письмо 1.306 // Письма)

При этом хорошо повторять следующие слова, которые произносил Иов:

Святитель Феофан Затворник:

«Так скорбите, но в меру, — по-Иовлевски. У него целых десять детей зараз взято. Конечно, и он скорбел, но не давал скорби своей разливаться до безмерности, препобеждая ее благодушием, из преданности в волю Божию рождавшимся. “Господь дал, Господь и взял”. “Яко Господеви изволися, тако и бысть”. Напрягайтесь и вы взойти до такой же преданности, и если ее недостает, вопийте ко Господу, близ сущему и скоропослушному, — и Он подаст». (Письмо 90 // Собрание писем)

Христианин не должен роптать и впадать в безрассудство.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Поскорби, поплачь, но не ропщи, не малодушествуй, не негодуй; воздай благодарение Взявшему и, украсив отшедшего, препроводи его к Нему в светлой погребальной одежде. Если станешь роптать, то оскорбишь и умершего, и прогневаешь Взявшего, и повредишь самому себе; но если будешь благодарить, то и его украсишь, и прославишь Взявшего, и сделаешь пользу самому себе». (О Лазаре // Полное собрание сочинений. Т. 1, ч. 2)

В этом случае святые отцы советуют помнить, что смерть — это удел всех людей, а не только твой или ближнего; и это — Божие определение.

Святитель Василий Великий:

«…законоположение Бога нашего, изначала возымевшего действие свое, по которому вступившему в бытие

непременно надобно в определенное ему время расстаться с жизнью. Поэтому, если такой был порядок дел человеческих от Адама и до нас, не будем негодовать на общие законы естества, но примем это о нас распоряжение от Бога». (Письмо 294 (302) // Письма)

«Смерть насылается на тех которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас». (Беседа 9 // Беседы)

«…ни безвременная смерть, ни другие неожиданно встречающиеся злополучия не поразят нас, наставленных в учении благочестия. Например: был у меня сын-юноша, единственный преемник имения, утешение старости, украшение рода, цвет сверстников, подпора дома, — и он-то в самом прелестном возрасте внезапно похищен смертью; землею и прахом стал тот, кого недавно так сладко было слушать, кто составлял приятнейшее зрелище для очей родителя! Что же мне делать? Раздеру на себе одежду, стану валяться по земле, вопить и жаловаться всем окружающим, покажу себя похожим на ребенка, который кричит и бьется под ударами. Или, обратив внимание на необходимость приключившегося, на то, что закон смерти неумолим, одинаково простирается на все возрасты, разрушает по порядку все сложное, не буду дивиться случившемуся, как чему-то небывалому, не стану сходить с ума, как пораженный неожиданным ударом, издавна будучи предуведомлен, что я сам смертен и смертного имел у себя сына, что все человеческое непрочно и не остается навсегда у обладающих; напротив того, великие города, знаменитые блистательностью зданий, могуществом обитателей и во всем прочем отличающиеся цветущим состоянием страны и торговли, теперь в одних развалинах сохраняют признаки древнего величия. И корабль, неоднократно спасавшийся на море, после тысячи быстрых плаваний принеся купцам тысячи грузов, исчез от одного приражения ветра. И воинства, много раз одолевавшие врагов в битвах, с переменою счастья стали жалким зрелищем и притчею. Даже целые народы и острова, достигшие великого могущества, и на суше и на море воздвигнувшие себе множество победных памятников, собравшие великие богатства из военных добыч, или поглощены временем, или, подпав плену, обменяли свободу на рабство. И вообще, какое ни наименуем самое великое и нестерпимое бедствие, в человеческой жизни бывали уже предшествовавшие ему примеры». (Беседа 4 // Беседы)

Святитель Иоанн Златоуст:

«Против этого, столь сильного, столь крепкого оружия скорби (об умершем), надобно, прежде всего, поставлять ту мысль, что все, рождающееся в этом мире, необходимо должно умереть. Это — закон Божий и неизменный приговор, который изречен был праотцу человеческого рода, после его грехопадения, в словах Божиих: “прах ты и в прах возвратишься” (Быт. 3: 19). Что же случилось нового, если человек, на это рожденный, выполняет закон и приговор Божественный? Что нового случилось, если родившийся от смертных соответствует своей природе в том, чего избежать не мог? Нет ничего необыкновенного в том, что существует издревле; нет ничего неслыханного в том, что случается каждодневно; нет ничего особенного в том, что всеобще. Если мы знаем, что деды и прадеды наши прошли этим же путем смерти, если слышали, что, наконец, и сами патриархи и пророки, от Адама первозданного, переселились из здешнего мира не без смерти, то возведем душу свою из глубины печали; ведь здесь человек отдает долг, которым он был должен. Как же можно печалиться, когда отдается долг?.. Если это Божие определение, твердое и неизменное, то мы напрасно скорбим и спрашиваем себя: почему такой-то умер, когда написано: “Господни, Господни врата смерти” (Пс. 67: 21)? Таким образом, если принять во внимание это общее условие нашей жизни, то отягченное око сердца начнет чувствовать облегчение, как бы от приложенной к нему первой примочки». (Об утешении при смерти. Слово 1 // Полное собрание сочинений. Т. 6, ч. 2)

Святые отцы говорят, что утешением при печали о смерти ближнего есть память о том, что умерший — уже с Богом. Хорошо об этом помнить и сказать еще при погребении.

Святитель Николай Сербский:

«Когда пойдешь за гробом, провожая в последний путь самого дорогого человека, шагай храбро, будто

несешь подарок лучшему Другу, и скажи: “Эту любимую душу приношу в дар Тебе, Господи!”». (Письмо 24 // Избранные письма)

Или стоит говорить, когда печаль все же держится в сердце.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Помысли, к Кому отошел умерший, и утешься; он отошел туда, где Павел, где Петр, где весь сонм святых; помысли, в какой славе и светлости он восстанет». (О Лазаре // Полное собрание сочинений. Т. 1, ч. 2)

Святитель Феофан Затворник:

«Вы сами указали источник, откуда следует черпать утешение, — из той веры, что дети ваши живы и находятся в лучшем положении, нежели как были у вас, на отеческих и материнских руках. Они не лишены и общения с вами, но бывают при вас. Я думаю, что они очень изумляются, видя, что вы плачете, и спрашивают друг друга: “Чего плачут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хотим, а хотим, чтобы они скорее к нам переходили”. Извольте себя успокаивать понемногу, и совсем наконец успокойтесь. Не забудьте и благодарение Богу восслать, ибо за все надо Бога благодарить. Желаю вам в этом полного успеха. Бог всякой утехи да утешит вас Своим отеческим утешением». (Письмо 90 // Собрание писем)

Святитель Димитрий Ростовский:

«Скажи нам, Спаситель наш, приличествует ли безмерно сетовать, когда кто-либо любимый нами по Твоему изволению отлучается от нас смертью временной? Отвечает нам Спаситель наш то же, что отвечал скорбящим апостолам: “Да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Ин. 14: 27). Но как возможно было не скорбеть апостолам? Ведь Ты оставлял их, любящих Тебя! Оставлял сиротами, разлучался с ними смертью, и смертью позорной, крестной, которою обыкновенно умирали только разбойники и злодеи! Умирал не в старых летах, умирал тогда, когда только бы и жить Тебе! На это отвечает Спаситель наш: “Да не смущается сердце ваше” — и прочее. Но какая же причина, почему любящим Тебя апостолам можно не смущаться, разлучаясь с Тобой? Причина такова, говорит Он, что Я от мира сего “иду к Отцу”, а поэтому любящим Меня подобает радоваться, а не рыдать. “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу” (Ин. 14: 28). Не смотрите, как бы говорит Спаситель наш, на то, что Я оставляю вас, что смертью, и смертью бесчестной, разлучаюсь с вами, что не в старости, а в тридцати годах умираю; смотрите на то, что “Я иду к Отцу” от этой жизни, исполненной печалей, к жизни, где “ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет” (Откр. 21: 4), но будет жизнь бесконечная. И то, что Он сказал апостолам, сказал и всем верующим в Него (ср. Ин. 17: 20), чтобы в скорбях, особенно происходящих от разлучения смертного, все могли иметь утешение более всего в том, что верующий во Христа, в каких бы годах и какою бы смертью он ни умер, переходит от жизни этой, исполненной смятения и скорби, к Отцу Небесному». (Слово на поминовение («Да не смущается сердце ваше и да не устрашается и прочее. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу» (Ин. 14, 27—28))

Как было уже сказано, душевная печаль может охватить христианина, но он должен понимать, что тем самым он согрешает и приносит себе телесный и душевный вред. Поэтому при сильной печали об умершем надо молиться о прощении своей неразумной печали и своем противлении воле Божией.

Святитель Иоанн Златоуст:

«…помысли, что слезами и воплями ты не можешь исправить случившегося и крайне повредишь себе». (О Лазаре // Полное собрание сочинений. Т. 1, ч. 2)

Вот пример такого осознания.

Святитель Василий Великий:

«И действительно достойны многих слез и стенаний отправившие от себя сына в самом цвете лет для упражнения в науках, чтобы встретить его умолкшего этим продолжительным и вовсе не желанным молчанием. Так поразило это меня вдруг как человека; без меры проливал я слезы, и из глубины сердца моего исторгались невежественные воздыхания, потому что горесть, как облако, внезапно

объяла рассудок. Но как скоро пришел я сам в себя и душевным оком воззрел на природу всего человеческого, то стал просить себе прощения у Господа в тех чувствованиях, к каким душа моя по увлечению подвиглась при этом событии, и убедил сам себя терпеливо переносить, что по древнему Божию приговору соделалось участию жизни человеческой». (Письмо 292 (300) // Письма)

После покаяния о своей чрезмерной печали можно положить себе следующее правило:

Святитель Феофан Затворник:

«Накладаю на вас епитимию: и извольте класть три земных поклона утром и столько же вечером, говоря: “Прости мне, Господи, неразумную печальницу о дочери, что поперечу Твоим определениям”. И это делайте, пока пройдет скорбь, — и будете благодушно смотреть на смерть дочери». (Письмо 1273 // Собрание писем)

Святые отцы советуют, что печаль о смерти ближнего необходимо переводить в память о своей смерти и грехах. Святитель Иоанн Златоуст:

«Итак, когда увидишь, что кто-либо из ближних отошел отсюда, не ропщи, но умились сердцем, войди в самого себя, испытай совесть, помысли, что и тебя немного после ожидает такой же конец. Вразумись и убойся, видя смерть другого, отринь всякую беспечность, рассмотри свои дела, исправь прегрешения, изменись к лучшему». (О Лазаре // Полное собрание сочинений. Т. 1, ч. 2)

«Итак… перестанем скорбеть о смерти, а примем на себя печаль раскаяния, позаботимся о добрых делах и о лучшей жизни, будем думать о прахе и умерших для того, чтобы помнить, что и мы смертны, и чтобы при таком воспоминании нам не пренебрегать своим спасением, пока есть время, пока еще возможно, т. е. или приносить лучшие плоды, или исправляться, если мы согрешили по неведению, чтобы нам, если день смерти застигнет нас нечаянно, не пришлось искать времени для покаяния, и не находить его, просить милости и возможности загладить грехи, и не получить желаемого». (Об утешении при смерти. Слово 2 // Полное собрание сочинений. Т. 6, ч. 2)

«Господь говорит: “блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф. 5: 4), разумея плачущих о грехах, и между тем никто не плачет этим плачем, и не заботится о погибающей душе. Это (плакать об умерших) нам, напротив, не заповедано делать, и, однако же, мы делаем». (Беседа 62 // Полное собрание сочинений. Т. 8, ч. 1)

Святитель Василий Великий:

«…прилагая попечение о том, как остальное время жизни своей провести благоугодно Господу, прекрасное придумаешь занятие своим помыслам. Ибо приуготовление себя к ответу пред Господом нашим Иисусом Христом и старание о том, чтобы оказаться в числе любящих Его, достаточно могут затмить собою печаль так, чтобы она не поглощала нас» (Письмо 294 (302) // Письма)

Георгий, затворник Задонский:

«Не лучше ли и не полезнее ли нам самим всем желанием туда же стремиться и к тому благовременно изготовлять свой путь в терпении?» (Письма, 1. 121)

Святитель Феофан Затворник:

«Не поскорбеть нельзя. Но, предав все в волю Божию, как вы и делаете, и, держа в мыслях, что в свое время и все туда пойдем, можно удерживать скорбь от свойственной ей жгучести и раздирания сердца. Вместо скорбения учитесь лучше по поводу сему — памяти смертной. “Ныне он, а завтра я”, — так говаривал кто-то и научился памятовать смерть. А эта память очень поучительна». (Письмо 639 // Собрание писем)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.017 с.)