Структурное построение закона РФ «О прокуратуре рф». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурное построение закона РФ «О прокуратуре рф».



Структурное построение закона РФ «О прокуратуре РФ».

ФЗ " О прокуратуре РФ был принят 17 ноября 1995 г. В законе 7 разделов, 4 главы, 54 статьи.

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Система и организация прокуратуры РФ

Раздел III. Прокурорский надзор

Глава 1. Надзор за исполнением законов

Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие

Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за держанных и заключенных под стражу

Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Раздел V. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры

Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры

Раздел VII. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

 

 

Значение работы В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности» для развития законодательства о прокурорском надзоре.

Письмо было направлено Сталину для Политбюро в связи с тем, что большинство комиссии ВЦИК, разрабатывавший проект положения о прокуратуре, признала необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губерн. исполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Несомненная заслуга В.И. Ленина состояла в том, что идея «двойного» подчинения представителей прокурорского надзора была признана неправильной и не получила отражения в Положении о прокурорском надзоре. Но в целом на подготовку данного нормативного акта оказало большое влияние дореволюционное законодательство.

В.И. Лениным в письме «О двойном подчинении и законности», содержание которого предопределило создание в Советской России органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов. Эти принципы получили дальнейшее закрепление и развитие в Конституциях СССР 1936 г., и 1977 г., а также в Конституции РФ 1993 г., в Положении о прокурорском надзоре 1955 г., в Законе о прокуратуре СССР 1979 г. Они сохранены применительно к современному статусу РФ в действующей Конституции РФ, а также в законе «О прокуратуре РФ». Генеральная прокуратура РФ твёрдо и последовательно поддерживает такие принципы как строгая централизация и подчинённость органов прокуратуры, их независимость при принятии решений, в особенности связанных с применением мер процессуального принуждения, от каких-либо государственных органов, различного рода общественных формирований и должностных лиц.

 

Содержание организации работы в органах прокуратуры.

Сущность прокуратуры – она является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Не пользуется решающим голосом при решении какого-либо административного или хозяйственного вопроса, более того, она не должна пытаться влиять на административную или хозяйственную деятельность. К сожалению, факты такие сегодня имеются. Прокуратура определяет не административные формы, а определяет субъект нарушения. Сущность в выявлении нарушений законов и принятых мер к устранению нарушений со стороны представительных и законодательных органов субъектов федерации, министерств, ведомств, госкомитетов, законности деятельности предприятий и учреждений любой формы собственности и за законностью деятельности граждан. О сегодняшней прокуратуре можно сказать, что она обрела свой конституционный статус, добилась своего федерального закона, но вместе с тем

прокуратура приобретает сегодня политическое значение.

Что бы подтвердить этот тезис, достаточно просмотреть статью в газете «Газета» от 21.10.2002 г. «Почему генеральная прокуратура не министерство юстиции?» Автор статьи, высокопоставленный чиновник через центральную прессу бросает тезис, что роль прокуратуры существенно увеличилась и есть предложения, что бы она входила в министерство юстиции. Нужно ли? Ответ на этот вопрос получите в статье «Нет прокуратуры, нет проблемы» в журнале «Законность» № 1 2003 г.

Мне бы хотелось подчеркнуть престиж прокуратуры в глазах соотечественников, и прежде всего в глазах журналистов.

 

 

5.понятие и содержание Принципов организации и деятельности прокуратуры.

1. Единство и централизация. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору РФ.

2. Независимость. Органы прокуратуры:

Законность - осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

Принцип гласности - информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Принцип политической независимости. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

 

 

Классные чины в прокуратуре.

В системе прокуратуры РФ устанавливаются следующие классные чины:

младший юрист;

юрист 3 класса;

юрист 2 класса;

юрист 1 класса;

младший советник юстиции;

советник юстиции;

старший советник юстиции;

государственный советник юстиции 3 класса;

государственный советник юстиции 2 класса;

государственный советник юстиции 1 класса;

действительный государственный советник юстиции.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:

младшего юриста - 1 год или до получения высшего юр. образования

юриста 3 класса - 2 года

юриста 2 класса - 2 года

юриста 1 класса - 3 года

младшего советника юстиции - 3 года

советника юстиции - 4 года.

Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса не устанавливаются.

Классный чин действительного гос. советника юстиции присваивается Президентом РФ.

Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам РФ, имеющим высшее юр. образование.

 

 

Заявление прокурора в суд

Заключение прокурора

 

Акты общего надзора

Акты (ПН) - индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). прокурор как государственное лицо, осуществляющее над-
зор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Он не может непосредственно сам отменить незаконный право-
вой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с
требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц. Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему
его.

1) Протест (П) применяется в случаях, если выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ. Содержание - заключается в требовании (П) полностью или частично отменить противоречащие закону акты, привести акт в соответствие с действующим законодательством, обращенном к должностному лицу или органу, издавшему незаконный акт, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт. Протест приносится в письменном виде Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. До рассмотрения может быть отозван (П), его принесшим. 2) Представление 1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. 2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. 3) Постановление (П). постановления о вожбуждении производства об административном правонарушении. 1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. 2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. 4) Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда (П) получает сведения о том, что должностные лица готовятся совершить противоправные деяния, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителей общественных объединений, иных лиц. Оформляется в письменном виде и объявляется должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре. Приведу пример: Прокурор получил информацию, что работодатель неправильно установил испытательный срок при приеме на работу, но работник уже прошел этот испытательный срок и принят на работу, но с тем, что бы такие случаи не повторялись вновь, прокурор обязан отреагировать предостережением. В этом случае оно будет работать и оно будет эффективным.

5) Гражданский иск в суд Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

6) Заявление прокурора в суд Основанием является ст.22 п.3 «Закона», где говориться, что прокурор на обнаруженное нарушение закона может либо обратиться с протестом в орган, который вправе изменить незаконный акт, либо обратиться с заявлением в суд. Только письменный акт, его подписывает первое лицо прокуратуры – прокурор. В суд приглашается должностное лицо, приглашается прокурор, прокурор выступает, обосновывает, почему акт незаконный и суд принимает решение, изменить, отменить этот акт или оставить работать.

. 7) Информационная записка. Этот акт в законе о прокуратуре не указан, но практика широко применяет этот акт и мы его рассмотрим. Информация, как правило, предоставляется руководителю предприятий и законодательных органов. Это информация о состоянии законности и правонарушениях в органах гос.управления. Может быть получена в результате проверки, об исполнении законодательства о суде или любом другом вопросе.

Цель: что бы проинформировать о состоянии законности и что бы должностные лица поднадзорных структур своими силами влияли на выявление нарушений..

8) Заключение прокурора Этот такой акт, которого нет в законе, но на практике широко используется. Некоторые специалисты прокурорского надзора, считают, что этот акт необходим. Возникаем когда некое должностное лицо обращается к прокурору за решение какого то спорного вопроса и это должностное лицо просит письменное заключение прокурора по этому вопросу. Прокурор изучает законодательство и выносит письменный акт в общем надзоре, который называется заключением. Это не столь частая ситуация, но все таки реально существующая.

9) требование о проведении проверок

Этот акт всегда письменный и на основании ст. 22 п.1 абзаца 2 прокурор может обратиться к такой то организации с требованием проведения проверок. Например,

Требование к начальнику налоговой инспекции с требованием о проведении проверки в таком то акционерном обществе, а налоговая инспекция обязана отреагировать, провести проверку и результаты предоставить в виде справки прокурору. Или прокурор может обратиться в регистрационную палату, которая ведет регистрацию новых юридических лиц или превращения юр. лиц и т.д и регистрационная палата обязана выполнить эти требования.

 

Порядок задержания

Ст. 92 УПК – задержание должно оформляться обязательно протоколом, который имеет специальные реквизиты, одним из которых является обязательное указание часа и минуты задержания. Задержание может быть только на 48 часов. Указывается о том, что извещаются родственники задержанного. Задержанному нужно сказать в чем он подозревается, после задержания должны быть разъяснены права ст. 46 УПК РФ, должен быть проведен допрос. Если подозреваемый отказывается от защитника, то это должно быть письменно зафиксировано.

О задержании следователь обязан в течение 12 часов сообщить прокурору с момента фактического задержания, с тем, чтобы прокурор разобрался с законностью задержания. Если прокурор считает, что задержание не обоснованно, то должен письменным актом освободить и принять меры к следователю:

- письменное объяснение следователя;

- если следователь милиции, то вопрос к начальнику о привлечении к административной ответственности.

Надзор за законностью задержания ведет территориальный прокурор, т.е. тот, который ведет дело.

 

Законность задержания.

Прокурор и его помощники должны ежедневно проверять законность содержания задержанных в ИВС. Среди задержанных в ИВС могут быть и обвиняемые.

При проверке законности содержания прокурор исполняет специальные правила:

- ходит с охранником;

- заходит, представляется и спрашивает жалобы;

- спрашивает время фактического задержания;

- проверяет санитарный журнал, который ведется в ИВС, в котором можно посмотреть свое время; выполнялись ли требования медицинских работников к административным учреждениям;

- проверят ведомость накормления задержанных, сопоставляет ее с количеством задержанных, вследствие чего может выявить отсутствие протокола о задержании;

- в ИВС не должно быть больных;

- не должно быть сыпучих веществ, стеклянной посуды;

- могут быть продукты, но не более чем на 3-е суток.

В Положении о СИЗО: несовершеннолетние должны быть в отдельных камерах от взрослых; лица, задержанные за особо тяжкие преступления и рецидивисты должны быть отдельно от других.

Вопрос о количестве мест прокурора не волнует, это проблема администрации. Находясь в ИВС задержанный имеет право на свидание с адвокатом. Оперативные работники имеют право на встречу с задержанным по разрешению следователя, который вынес постановление о задержании.

 

Основания освобождения задержанных из ИВС:

1. Применение меры пресечения содержания под стражей (задержанный – обвиняемый по закону).

2. Истек срок – 48 часов, следователь должен постановлением освободить из ИВС.

3. Задержанный освобождается по истечении 48 часов и становится по делу, в лучшем случае, свидетелем, т.е. отпали подозрения; прокурор, должен ставить вопрос об ответственности следователя.

Основные причины нарушения конституционных прав задержанных:

а) низкая квалификация следователей;

б) слабое знание уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

в) неправильная оценка первичных доказательств;

г) отсутствие ведомственного контроля: отсутствие со стороны начальников МВД, следственных отделов;

д) ненадлежащий прокурорский надзор.

Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление на имя начальника ОВД.

 

31. Функции прокурора при надзоре за предварительным следствием и дознанием с участием защитника

Реализация полномочий (П) при осуществлении надзора за исполнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приняты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод. При осуществлении надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования (П) обращает внимание на проведение необходимых следственных и иных процессуальных действий и их полноту, соблюдение порядка их проведения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юр оценки преступления; соответствие требованиям закона мер процессуального принуждения; принятие мер обеспечения гражданского иска; установление обстоятельств, способствующих совершению преступления; на соблюдение иных требований УП закона.

 

32.Понятие процессуальной самостоятельности следователя, этика взаимоотношений прокурора и следователя.

Речь идет об актах прокурора: указания следователю (м/б как устные, так и письменные). Протест на действия следователя принести нельзя. Прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями в отношении следователя. Отношения д/б нравственными, этичными. Прокурор должен убедить следователя, что его указание законно, чтобы следователь безукоризненно выполнял поручения прокурора. Но при этом прокурор должен учитывать психологическую нагрузку следователя.

В отношениях со следователем прокурор в первую очередь применяет убеждение, а если это не помогает – принуждение в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

------------------

 

Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

 

Статья 29. Предмет надзора

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

Статья 30. Полномочия прокурора

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

 

Статья 31. Расследование преступлений органами прокуратуры

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.

Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

 

 

Статья 22. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

 

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 

Абзацы первый и третий пункта 3 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку во взаимосвязи с отдельными положениями Гражданского процессуального кодекса РСФСР они означают, что на их основании прокурор, осуществляя надзор, обращается в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, а суд, разрешая такого рода дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, вправе признавать закон субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П).

 

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

 

Абзац третий пункта 3 статьи 22 в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

 

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

 

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положениями статьи 24 см. определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О.

 

 

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

 

Статья 25. Постановление прокурора

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

 

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

(введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

(часть первая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

34. Основания и формы проведения прокурорских проверок исполнения законов органами, учреждениями, организациями, предприятиями.

 

(ПН) за исполнением законов - целенаправленная, полезная, преобразующая, общественно необходимая гос. деятельность, результат которой - наступление определенных положительных результатов - устранение нарушений законов, реальное укрепление законности. Эффективность (ПН) за исполнением законов - соотношение поставленных перед ним целей и результатов их достижения. Результаты выражаются в реально достигнутом уровне состояния законности. Качеством (ПН) - совокупность свойств или состояний, его характеризующих и позволяющих судить о его достоинствах или недостатках. (П) проверку исполнения законодательства можно считать качественной, если в ходе ее проведения выявлены все допущенные нарушения законов, установлены обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновные лица. Она может считаться эффективной если результатом ее проведения явится в дальнейшем снижение нарушений законодательства, т.е. наступление положительного результата. Эффективность (ПН) за исполнением законов зависит, от того, достигнуты ли поставленные перед ним цели т.е. от степени достижения целей. Чем выше степень достижения цели, тем выше эффективность. Уменьшение числа правонарушений по сравнению с предыдущим периодом может свидетельствовать о повышении эффективности (ПН) за исполнением законов. Категория “эффективность” применима к проверке исполнения законов, к акту (П) реагирования (надзора) к др надзорным действиям. От эффективности каждой проверки и акта реагирования в определенной мере зависит эффективность (ПН) за исполнением законов.

 

Методы выявления нарушений

1. Местная администрация все свои решения или постановления автоматически направляет на рассмотрение прокуратуры, независимо от того присутствовал ли прокурор на рассмотрении этих актов, а просматривая эти акты прокурор может выявить нарушения. Эта же статья дает прокурору право по своей инициве истребовать любой приказ, инструкцию или распоряжения гос.органов.

2. Прокурор участвует в заседаниях различных органов гос. управления (ст.7 Закона) Прокурор не является депутатом законодательного собрания, но может присутствовать без приглашения и участвовать в обсуждении проекта и выявить нарушения еще на стадии подготовки, влияет на законотворчество.

Методы выявления нарушений № 3

3. Изучение и обобщение следственной и судебной практики (основание приказ № 30), практики работы контрольных органов.

4. Требования к руководителям поднадзорных органов о необходимости проведении проверки своими силами в нижестоящих организациях с выдачей прокурору справки о результатах проверки. (основание ст 22 п 1 абзац 2)

5. Проверка лично прокурором состояния законности, плановая или внеплвновая

 

Этапы проверки

1. Подготовка (изучение соответствующего законодательства и т.д.)

2. Собственно проверка

3. Анализ полученных данных

4. Принятие решения о реагировании По результатам проверки. в 2002 г. в среднем возбуждено более 3000 уголовных дел и до 70000 должностных лиц привлечено к ответственности.

Виды проверок

Комплексная проверка – это проверка исполнения нескольких законов.

Сплошная проверка это когда федеральная прокуратура планирует проверить соблюдение одного какого-то закона на своем участке, и поручает эту проверку произвести на всех нижестоящих уровнях: генеральная прокуратура в министерстве, прокуратура субъектов федерации в субъектах федерации, районная прокуратура на предприятиях, находящихся на территории района, а потом справки собираются, данные обобщаются, проводится коллегия и принимается решение.

6. метод Личный прием прокурором или его помощниками,.граждан, с целью получения от них информации о нарушениях

В заключение этой темы перечислю несколько приоритетных направлений проверки.

за исполнением таких законов в общем надзоре прокурор осуществляет

1.Законы о фермерском хозяйстве и Земельная реформа в с.х

2 О приватизации предприятий жилищного фонда

3 О трудовой занятости населения (особо подчеркнуто)

4 О соблюдении налогового законодательства и предпринимательской деятельности. И т.д.

Их может набраться 30 и более

 

36. Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.

Сущность (ПН) за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается в: 1) надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результатив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.167 с.)