Исторические этапы развития прокуратуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы развития прокуратуры.



 

Прокуратура появилась в XIV веке во Франции. В России прообразом прокуратуры можно было бы назвать Тайный приказ царя Алексея Михайловича, но вообще-то появление прокуратуры связывают с именем царя Петра I.
1722 год - Указ об учреждении должности генерал-прокурора
в период царствования Анны Иоанновны – факт. бездействовала, восстановление при Елизавете. 1775 год - " Учреждение о губерниях", в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. В 1862 году были приняты "Основные положения о прокуратуре", в которых четко было определено ее назначение – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи.
С 1864 года с принятием судебных уставов, главным назначением прокуратуры становится уголовное преследование, надзор утратил свое лидирующее положение.
После прихода к власти Александра III – реакционный орган, преследование «инакомыслящих».
1917 год - декрет "О суде" упразднил "институты судебных следователей и прокурорского надзора". Создан Народный комиссариат юстиции, ВЧК, позднее переименованная в ГПУ. 1922 год – «Положение о прокуратуре». В 1936 году Постановлением ЦИК и СНК СССР прокуратура была выделена из системы народных комиссариатов юстиции, и тем самым завершилась ее централизация.
В военный период с 1941 по 1946 года деятельность прокуратуры фактически была приостановлена. Основополагающие положения для прокуратуры были закреплены в Конституции СССР 1977 года.
Изменения, произошедшие в обществе в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века потребовали принятия новых нормативных актов, касающихся деятельности прокуратуры. Первым таким актом стал Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года. Далее он изменялся и дополнялся.

 

Законодательное урегулирование прокурорского надзора.

 

1 – Конституция РФ

2 – ФЗ «О прокуратуре» от 17 января 1992 года с изменениями и дополнениями - основной НПА

3 – процессуальные кодексы (ГПК, УПК, АПК, КоАП) – полномочия прокуроров

 

4 – акты Президента РФ (напр., утверждено положение о чинах)

5 – приказы и указания Генпрокурора РФ ("О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур", "О регламенте Генеральной прокуратуры РФ", «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», «Об организации надзора за исполнением Федерального закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”» и другие)
6 - Различные предписания прокурорам могут содержаться и в постановлениях пленумов Конституционного и Верховного судов.
7 - международные договоры РФ (например, 22 января 1993 года была заключена Минская конвенция "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам")

 

 

Концепция прокурорского надзора на современном этапе.

 

Изучая вопрос о перспективах развития прокурор. системы, следует обратиться к концепции развития прокуратуры.
Выработанная научно-обоснованная концепция прокурорского надзора, опирается на передовую практику и позволяет определить место прокуратуры в системе государственных органов, процессуальное положение прокурора в различных сферах деятельности. Среди проблем развития прокурорской системы наиболее ярко высвечиваются проблемы существования прокуратуры вообще как государственного органа, концептуальное обоснование развития следственного аппарата, развитие и совершенствование законодательства о прокуратуре и т.д. На современном этапе развития органов прокуратуры обнаруживается необходимость тесной доктринальной увязки существования прокуратуры с направлением развития всей правоохранительной системы. Кроме того, новые задачи и функции прокуратуры требуют от ее работников дополнительных мер по совершенствованию профессионализма.

 

Система органов прокуратуры.

 

«Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ».

Прокуратуру как системный государственный институт характеризует следующее:

 

а) замкнутость - никакой другой орган, кроме входящих в эту систему не вправе осуществлять надзор заисполнением;

 

б) эта система внутренне упорядочена. Это проявляется в единстве и стройной организации органов прокуратуры.

 

Компонентами прокурорской системы являются:

 

- генеральная прокуратура;

 

- территориальные прокуратуры (существует два вида – прокуратуры субъектов и прокуратуры городов (районов));

 

- специализированные прокуратуры (существует пять видов – военные, природоохранные, транспортные,

 

прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и прокуратуры за исполнением

 

законов в закрытых административно-территориальных образованиях);

 

- учреждения образования – это институты повыш. квалиф., НИИ проблем закон. и правопоряд., институты прокурат.

 

 

Особенности организации и деятельности специализированных прокуратур.

 

Специализированные прокуратуры построены по предметному принципу. Их появление вызвано тем, что прокуратура должна была обеспечивать законность в специф. сферах, требующих определенных навыков, познаний.
Специализированные прокуратуры можно подразделить на две группы в зависимости от объема выполняемых функций. 1 – это военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы и другие военные прокуратуры. 2 - все остальные специализированные прокуратуры – транспортные, природоохранные, по надзору за исполнением законов в исправ. учреждениях, и по надзору в ЗАТО, которые действуют только на правах прокуратур районов (городов).
!Приказ Ген. прокурора № 54 от 9 сент. 2002, в котором он разграничивает компетенцию терр. и специал. прокуратур.
Полномочия специализированных прокуроров в соответствии с данным приказом сводятся к следующему:
* они осуществляют надзор за исполнением законов и соответствием законам правовых актов;
* они осуществляют надзор за исполнением законов органами осуществляющими дознание, следствие и ОРД;
* проводят предварительное следствие по определенной категории дел с учетом своей специфики;
* поддерживают гос. обвинение в судах по делам, за рассмотрением которых они осуществляли надзор;
* в касс.порядке они обжалуют незак. судебные решения по делам, в рассмотрении которых принимали участие;
* участвуют в судах при рассмотрении гражд. и арбитраж. дел, вправе приносить надзорные представления..

 

Принципы организации и деятельности прокуратуры.

 

Принципы прокурорского надзора – это основополагающие начала, которые законодатель взял за основу правового

 

регулирования организации органов прокуратуры и их деятельности. в ст. 4 Закона "О прокуратуре РФ" выделяет

 

принципы: законности, единоначалия, единства и централизации, независимости, гласности,внепартийности.

 

1. При выполнении своих полномочий прокуратура действует на основании законности. Это единственный критерий

 

деятельности прокуратуры, никакие другие соображения - целесообразности, справедливости не должны

 

учитываться при принятии прокурором решений.

 

2. Принцип независимости гласит, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных

 

органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления

 

3. Единс.и централиз.- все прокуратуры составляют единую систему, создание прокуратур, не вход. не допускается.

 

4. Принцип единоначалия проявляется в формах руководства прокуратуры – только единолично (не коллегиально)

 

5. Гласность - органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в которой это не противоречит законодательству.

 

6. Принцип внепартийности - работники не могут быть членами общественных организации, партий, объединений

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.009 с.)