Но будьте друг ко другу добры, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но будьте друг ко другу добры,



Сострадательны, прощайте друг друга,

Как и Бог во Христе простил вас.

Ефесянам 4:32

Глава 8

Как прощать других

Когда я думаю о Божией благодати и глубине ее исцеляющей силы, сразу вспоминаю одну удивительную женщину, с которой я познакомился через моего сына. Никогда раньше мне не приходилось встречать женщины, так много вы­страдавшей и настолько искренне простившей. Ее рассказ совершенно точно по­казывает, как принципы прощения применяются к конкретным жизненным об­стоятельствам.

В первый раз перешагнув порог консультационного центра, Джил была очень напугана. Сидя в пустом кабинете, где можно было разговаривать только со стулом, стоящим напротив, она начала вспоминать события, происходившие тридцать один год назад, когда ей было двенадцать лет. (Дополнительная ин­формация о том, как суметь простить, дана в приложении Б на стр. 216.) Она представила, как будто на стуле напротив сидит ее дядя, и начала говорить с ним о событиях, происшедших много лет назад, о том, как он, пользуясь ее невинно­стью, насиловал ее, бывало, по нескольку раз в день. Она рассказывала ему о бо­ли, гневе и ненависти, которые она так долго испытывала.

Затем тон ее голоса переменился... горечь уступила место пониманию, а не­нависть — словам прощения. «То, что ты делал со мной, когда я была ребенком, стало определяющим фактором во всем, что происходило потом в моей жизни. Как мне простить тебя? Я скажу, как. Недавно я осознала, что мне необходимо попросить у кого-то прощения. Этим „кем-то" был Бог. И когда я испросила у Него прощения, Он сказал: „Твои грехи были прощены, когда Мой Сын умирал на кресте. Ты уже прощена. Поверь в это и, оставив рабство греха, начни новую жизнь как дитя Божие". Я поняла, что в тот момент, когда Иисус умер на кресте, Бог простил мне все грехи, когда-либо мною совершенные! Я просто поверила этому. И когда я верой приняла прощение моих грехов — прошлых и будущих, — я стала понимать, что не имею права не простить тебя. С этого дня мы оба свободны от того, что произошло много лет назад. Я прощаю тебя».

Слезы, текущие из ее глаз, уносили прочь горечь обиды на тех, чьи имена были у нее в списке. С каждым именем она проходила один и тот же путь. Она говорила о боли и ненависти, пожиравших ее все эти годы; о чувстве досады и одиночества, до которых никому не было дела при ее жизни, не будет и после смерти. Дойдя до последнего имени, она остановилась. «Как мне простить тебя? Не знаю, смогу ли. Но, думаю, если не прощу, то не получу освобождения». Ска­зав это, она представила саму себя, сидящую напротив. Она рассказывала обо всем, что наделала, чтобы доказать, насколько «плохой» она была, и обидеть са­му себя. Закончив, она повторила еще раз: «Если Бог простил мне все грехи, что я совершила, какое я имею право не простить тебя?».

В тот день, покидая кабинет, она простила всех, кто так глубоко обидел ее в прошлом, и прежде всего саму себя. Поэтому она смогла выйти свободным че­ловеком, свободным от горечи и ненависти, державших ее в заточении. Потре­бовался 31 год, чтобы простить человека, которого она винила за свою «несчаст­ную жизнь», — и всего пара часов, чтобы ощутить свободу, даруемую Богом, когда ты учишься прощать.

 

Частный вопрос

Каждый из нас наверняка в той или иной степени испытал, что такое про­щение. То, на что уходит совсем немного времени, может оказаться длительным процессом, требующим времени, молитвы и доброго совета. Но этим процессом нельзя пренебрегать, если мы хотим стать свободными — такими, какими нас замыслил Бог. Отказываясь от борьбы с чувством возмущения и негодования, связывающими нас, как рабов, невозможно иметь с Отцом Небесным то обще­ние, для которого Он нас предназначил.

За много лет своего служения и помощи людям я видел многих, кто, подоб­но Джил, провели свои лучшие годы словно в рабстве из-за того, что либо не могли, либо не желали простить кого-то. Я также видел обретенную ими свобо­ду, когда они в конце концов понимали и принимали идею прощения.

В этой главе мы сосредоточим свое внимание на практических аспектах науки прощения. Но прежде нам придется убрать с дороги некоторые камни преткновения, мешающие понять, что такое истинное прощение.

 

Путаница распутывается

Множество неверных толкований, проникших в богословие, — один из камней преткновения на пути подлинного прощения. Некоторые небиблейские мысли вползли в христианское учение через частое повторение избитых фраз; другие попали в него, передаваясь из поколения в поколение.

Первое, что нужно прояснить, — это: считается ли прощением, когда ты понимаешь, объясняешь или оправдываешь чьи-либо поступки? Я прекрасно понимаю, что, повысив на меня голос в присутствии моих клиентов, «мой брат» находился под влиянием гнева и возбуждения, но значит ли это, что я простил его? Конечно нет. Понимание того, почему люди ведут себя именно так, а не иначе в конкретных обстоятельствах, — начало прощения, но только начало.

Время залечит любую рану — другая ошибочная мысль. Это одна из самых неверных (и вредных) расхожих фраз, которые я когда-либо слышал. Как может прошествие времени или попытка забыть обиду привести к прощению? Но сколько раз мы сами, из добрых побуждений, пытались утешать этой поговоркой других? Прошел тридцать один год, прежде чем Джил простила своего дядю. Если б время было лучшим лекарем, то она давно излечилась бы от той боли и не пришлось бы ей идти в консультационный центр. Наоборот, она впоследствии признала, что время только все усугубило.

Вот еще одно неправильное понимание, которого мы уже кратко коснулись: когда считают прощением отрицание того факта, что тебя обидели, или притво­ряются, будто ничего не случилось. Можно попытаться убедить себя (после прощения других) в том, что их действия были не так уж оскорбительны. Такое отрицание идет вразрез с истинным прощением и причиняет физическую, ду­шевную и эмоциональную боль. Это все равно, что отвергнуть часть самого се­бя.

Еще одно неверное представление исходит из предпосылки, будто для того, чтобы простить, нужно пойти к человеку и лично ему засвидетельствовать свое прощение. Подобная исповедь перед человеком, который сам даже не думал просить у вас прощения, обычно создает еще больше проблем. Мне не забыть молодого человека из нашей церкви, который просил прощения у одной из со­трудниц нашей миссии за то, что испытывал к ней сексуальное влечение. Она понятия не имела о его проблеме, но со дня его признания общение с ним всегда вводило ее в краску и смущение.

Я редко встречаю людей, которые говорили бы своим обидчикам, что про­щают их, когда те сами об этом не просили. Когда начинаешь понимать суть прощения, становится ясно, чем подтверждается этот принцип. Бог простил нас задолго до того, как мы сами просили у Него прощения. Причем Он простил и то, в чем мы никогда не попросим у Него прощения. Поэтому мы тоже вольны прощать других, хотя они об этом никогда не узнают.

Я сказал, что редко встречаю таких людей, однако бывают случаи, когда этот тип исповедания наиболее подходящий. Помните: сказать другим о своем прощении и на самом деле простить их — большая разница. Прощение других должно начинаться с того момента, когда вас обидели или оскорбили, в то время как исповедание может произойти позже. Чтобы простить, нет нужды ждать, по­ка человек сам попросит прощения. В противном случае очень часто пришлось бы ждать вечно.

Говорить о своем прощении нужно в двух случаях. Первый — если у нас просят прощения. Это помогает людям избавиться от угрызений совести и дает им уверенность в том, что мы ничего больше против них не имеем.

Второй случай — если вы чувствуете побуждение от Господа указать лю­дям на их грех. Допустим, они согрешили против вас или против того, кого вы любите. Тогда в процессе разговора необходимо убедить, что вы их простили и пришли не столько ради себя, сколько ради них. Когда мы указываем людям на их грех, прощение уже должно поселиться в нашем сердце. Никогда не следует говорить другим об их грехах для того, чтобы побудить их просить у нас проще­ния.

Прощение предполагает нечто большее, чем сказать несколько слов в мо­литве или подождать, пока пройдет достаточно времени, чтобы забыть обиду.

Это — процесс, подразумевающий понимание механизма прощения нами других и того, как оно применяется к тем, кто причинил нам зло.

 

Путь к прощению

Прощение — это акт свободной воли, включающий в себя пять этапов.

 

Мы прощаем

Первое, что нам следует понять, это то, что наше прощение других должно быть полным. На этом этапе застревает большинство людей по причине непо­нимания столь важной детали того, на чем основывается их прощение. Апостол Павел великолепно резюмирует все это: «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6:10).

Раз уж нам открылась глубина греха и тот разрыв, который он создал меж­ду нами и Богом; и раз уж мы приоткрыли завесу и увидели, какую жертву при­нес Бог, чтобы восстановить с нами общение, нужно не колеблясь встать на путь прощения. Понять, что совершил Бог ради каждого человека, и затем отказы­ваться прощать тех, кто тебя обижает, — значит быть похожим на злого, неми­лосердного раба, описанного Иисусом:

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, ко­торый должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем запла­тить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что дол­жен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темни­цу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевши происшедшее, очень огор­чились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помило­вать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Матфея 18:23-34

Читая эту притчу, думаешь, как можно быть таким немилосердным? Но любой верующий, не прощающий своего ближнего, даже более жесток и заслу­живает еще большего наказания, чем тот раб.

Следовательно, на первом этапе нужно твердо усвоить, что нам полностью прощен долг, который мы никогда не смогли бы вернуть, и, значит, у нас нет ос­нований отказывать в прощении другим.

 

Простите долг

Второй этап — освобождение человека от уплаты долга, который, как мы думаем, причитается нам за нанесенное оскорбление. Это освобождение должно произойти на ментальном, эмоциональном, а иногда даже и на физическом уровне. Тем самым мы как бы связываем в узел все враждебные чувства и преда­ем их Христу.

Этого можно достичь двумя путями: или встретиться лицом к лицу, или сделать так, как Джил. Оба способа хороши, хотя в каждом конкретном случае один может оказаться предпочтительнее другого. В случаях, когда человек уже умер, люди живут далеко друг от друга или когда поговорить наедине в принци­пе невозможно, нужно сесть, поставить перед собой стул-замену и совершить этот акт освобождения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.012 с.)