Основная часть. Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная часть. Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности



СОДЕРЖАНИЕ

 

Аннотация ………………………………………………………………………….. 4

Введение …………………………………………………………………............... 5

Основная часть. Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности ………………………………………………………………….…… 6

1 Особенности личности спортсмена и их влияние на результативность спортивной деятельности …………………………………………………..….… 6

1.1 Социально-психологические особенности личности спортсмена и их влияние на успешность спортивной деятельности ………………………. 7

1.2 Операционально-деятельностные характеристики спортсменов и успешность спортивной деятельности …………………………………… 10

1.3 Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности ………………………………………..……….. 13

1.4 Индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловца ………………………………………………………………….….. 16

1.5 Результаты исследований влияния личностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ….…..... 20

2 Исследование связей индивидуальных особенностей спортсмена-пловца и результативности его спортивной деятельности ………………………….… 24

2.1 Общие сведения о методике и особенностях исследования ……..... 24

2.2 Влияние социально-психологических характеристик спортсмена-пловца на результативность спортивной деятельности ………….….… 24

2.3 Влияние операционально-деятельностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ……………...........… 26

2.4 Влияние эмоциональной сферы спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ……………………………………………....… 27

Заключение ………………………………………………………….…............... 30

Список литературы ……………………………………………………….…….. 33

 

АННОТАЦИЯ

 

Исследования влияния личностных качеств спортсмена-пловца на результативность его спортивной деятельности немногочисленны и в большинстве своем уделяют внимание отдельным составляющим личности спортсмена, но не ориентированы на комплексное исследование.

В настоящей работе определены психологические характеристики спортсмена, в т.ч. спортсмена-пловца, оказывающие влияние на результативность его спортивной деятельности и, в процессе экспериментального исследования, выявлены связи успешности и особенностей личности спортсменов-пловцов: особенностей эмоциональной сферы, социально-психологических и операционально-деятельностных характеристик.

Работа предназначена для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию организаций дополнительного образования в сфере спорта, преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по специальности «Физическая культура», преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию, но может быть интересна учителям физической культуры образовательных организаций общего образования.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. Часто бывает, что спортсмен талантлив, одарен от природы, но, для достижения больших успехов, ему не хватает психологической устойчивости, настойчивости, психологической гибкости и т.п. Определить в полном объеме оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще, вряд ли возможно, поскольку разные виды спорта могут предъявлять разные требования. И если какие-либо качества спортсмена востребованы в данном виде спорта, то, возможно, они окажут негативное влияние на результативность спортивной деятельности в другом виде спорта. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен. Исследования в этой области немногочисленны и в большинстве своем акцентируют внимание на отдельных составляющих личности, но не ориентированы на комплексное исследование. Это обусловливает актуальность проведенного исследования.

Целью исследования является изучение психологических особенностей, обеспечивающих результативность (успешность) профессиональной деятельности спортсменов-пловцов, в т.ч.:

· определение психологических характеристик спортсмена, оказывающих влияние на результативность его спортивной деятельности;

· проведение экспериментального исследования особенностей личности спортсменов-пловцов.

В теоретической части работы рассматриваются:

· социально-психологические личностные особенности спортсмена: агрессивность, властность (авторитарность), общительность, соревновательность (стремление к победе), подозрительность-доверчивость;

· операционально-деятельностные характеристики спортсменов: целеустремленность, импульсивность, интуитивность, консерватизм;

· особенности эмоциональной сферы спортсмена: эмоциональность, экспрессивность, эмоциональные состояния спортсмена;

· индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловца;

· результаты исследований влияния личностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности, приведенные в литературе.

В практической части работы с использованием методики 16PF были выявлены психологические характеристики спортсмена-пловца и характер их влияния на результативность спортивной деятельности, в т.ч.:

· социально-психологические характеристики: доверие людям, искренность, открытость, социальная робость, потребность общения, доминирование, социальная сензитивность, соревновательность;

· операционально-деятельностные характеристики: работа по стандарту (консерватизм), ориентация на качество, практичность и конкретность целей, импульсивность, интуитивность;

· особенности эмоциональной сферы: эмоциональность, экспрессивность.

Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственного исследования, предпринята попытка создать образ личности успешного спортсмена-пловца.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит продуктивные изменения в методики изучения личности спортсмена, связей личностных качеств спортсмена с результативностью его спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

· модель настоящего исследования позволяет изучать значимые качества личности спортсменов, в т.ч. спортсменов-пловцов, определяющих результативность их спортивной деятельности;

· результаты исследования можно использовать для повышения спортивного мастерства и подготовки высококлассных спортсменов-пловцов.

Работа предназначена для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию организаций дополнительного образования в сфере спорта, преподавателей организаций среднего профессионального и высшего образования по специальности «Физическая культура», преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию, но может быть интересна учителям физической культуры образовательных организаций общего образования.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА-ПЛОВЦА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНА-ПЛОВЦА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕГО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Анализ имеющейся литературы свидетельствует о том, что невозможно сформулировать типичные или оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта, при этом можно установить определенные черты характерные для спортсменов, специализирующихся в тех или иных видах спорта.

Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен.

2. К социально-психологическим особенностям спортсмена относят те его качества, которые определяют индивидуальный стиль общения (взаимодействия) спортсмена с окружающими людьми, в т.ч. с другими спортсменами и тренером. Среди них выделяют агрессивность, общительность (потребность в общении), подозрительность-доверчивость, прямолинейность, конформность, властность (авторитарность, склонность к доминированию), соревновательность (стремление к победе) и другие.

3. К операционально-деятельностным характеристикам относят те качества, которые в наибольшей степени связаны с планированием деятельности, процессами целеполагания и непосредственно самой реализации поставленных целей: целеустремленность, импульсивность, интуитивность, консерватизм-новаторство и другие

4. Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. К эмоциональной сфере спортсмена относят эмоциональность, экспрессивность, эмоциональные состояния спортсмена (соревновательное возбуждение, боевой настрой, спортивная увлеченность, спортивный азарт, спортивная злость, чувство личного превосходства и другие).

5. В литературе выделяются следующие особенности личности пловца, наиболее значимые при достижении пловцом высоких результатов: темперамент, уровень мотивации достижения, волевой и интеллектуальный контроль поведения, соревновательность (стремление к соперничеству), психическое здоровье, уровень интеллекта.

6. В последних исследованиях отечественных специалистов по формированию тех или иных профессионально важных качеств личности спортсмена для достижения успеха в плавании были получены следующие результаты:

· при опросе пловцов выяснилось, что у них сформированными оказались такие качества, как: упорство, настойчивость, усидчивость, организованность, практичность; не сформированными: общительность, коммуникабельность, способность принимать решения(Г.Б. Шустиков и В.В. Фудимов);

· среди спринтеров наибольшего успеха добиваются экстраверты с повышенным нейротизмом и тревожностью, среди стайеров – спортсмены с интроверсией, эмоциональной устойчивостью и пониженной тревожностью (И.А. Юров);

· спортсмены-пловцы являются эмоционально здоровыми, устойчивыми и уравновешенными людьми со склонностью к экстраверсии. Спортивную квалификацию (скорость на дистанции) определяют такие личностные качества, как самообладание и чувство уверенности в себе, дух соперничества и стремление быть лидером; отрицательное влияние оказывают такие состояния психики как ипохондрия, депрессия, паранойя и психастения. Спортсменов с хорошей психологической подготовленностью характеризуют высокие показатели доминантности, общительности; с недостаточной психологической подготовленностью – высокие показатели невротичности, агрессивности, страха, достигающие иногда критических значений (Т.А. Лукина).

7. В результате проведенного исследования среди пловцов 11-18 лет получены следующие результаты:

· с успешностью спортсменов-пловцов по результатам анализа социально-психологических характеристик положительно связаны такие черты характера, как доверие людям, искренность, социальная смелость, общительность, подчиняемость, социальная сензитивность и соревновательность. Некоторые вышеуказанные корреляты наиболее значимы для возраста 11-13 лет и могут сказываться позитивно только на определенном этапе развития спортивного мастерства. Низкий уровень коммуникабельности и социальная робость сказываются негативно, однако повышение потребности в общении и социальной смелости сверх некоторого оптимума уже не обладают позитивным влиянием на успешность и даже могут сказаться отрицательно. Отрицательное влияние на успешность в плавании оказывает стремление спортсмена к доминированию;

· на успешность спортсменов-пловцов среди операционально-деятельностных личностных особенностей положительно влияют такие характеристики как работа по стандарту, ориентация на качество движения (но не на интенсивность), практичность целей, осторожность и отсутствие ориентации на текущий момент. Наиболее негативное влияние на успешность в плавании может оказывать такая особенность характера, как импульсивность. Более успешными являются пловцы, ориентированные на точность выполнения движений, тогда как ориентированные на интенсивность и скорость в ущерб технике оказываются среди категории неуспешных;

· наиболее успешными оказываются спортсмены с сочетанием высокого уровня эмоциональности, силой эмоций, но только в сочетании с высоким уровнем сдержанности, самообладания. В этом случае эмоции являются своеобразным энергетизатором активности спортсмена, а самообладание позволяет направить эту энергию в нужное русло, к той цели, которая стоит перед ним. В случае высокой эмоциональности и высокой экспрессии, слабого контроля эмоциональной сферы или сниженной силы эмоций, даже при соблюдении контроля за ними, итоговая успешность оказывается ниже.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авторитарность // Мир Психологии [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=16 (дата обращения 28.11.2013).

2. Агрессивность // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E3%F0%E5%F1%F1%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращения 28.11.2013).

3. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций / Л.Н. Акимова. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.

4. Апатия // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EF%E0%F2%E8%FF (дата обращения 28.11.2013).

5. Афиногенова С.В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. псих. наук // НАУКА/ПЕДАГОГИКА [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-biologicheskiy-i-psihologicheskiy-pol-v-svyazi-s-professionalnymi-i-sportivnymi-interesami-v-podrostkovom-i-yunosheskom-v (дата обращения 24.11.2013).

6. Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена // Информационно-образовательный портал «Vini Vidi Vici» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.vevivi.ru/best/Vliyanie-agressivnykh-vidov-sporta-na-lichnost-sportsmena-ref145140.html (дата обращения 24.11.2013).

СОДЕРЖАНИЕ

 

Аннотация ………………………………………………………………………….. 4

Введение …………………………………………………………………............... 5

Основная часть. Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности ………………………………………………………………….…… 6

1 Особенности личности спортсмена и их влияние на результативность спортивной деятельности …………………………………………………..….… 6

1.1 Социально-психологические особенности личности спортсмена и их влияние на успешность спортивной деятельности ………………………. 7

1.2 Операционально-деятельностные характеристики спортсменов и успешность спортивной деятельности …………………………………… 10

1.3 Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности ………………………………………..……….. 13

1.4 Индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловца ………………………………………………………………….….. 16

1.5 Результаты исследований влияния личностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ….…..... 20

2 Исследование связей индивидуальных особенностей спортсмена-пловца и результативности его спортивной деятельности ………………………….… 24

2.1 Общие сведения о методике и особенностях исследования ……..... 24

2.2 Влияние социально-психологических характеристик спортсмена-пловца на результативность спортивной деятельности ………….….… 24

2.3 Влияние операционально-деятельностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ……………...........… 26

2.4 Влияние эмоциональной сферы спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ……………………………………………....… 27

Заключение ………………………………………………………….…............... 30

Список литературы ……………………………………………………….…….. 33

 

АННОТАЦИЯ

 

Исследования влияния личностных качеств спортсмена-пловца на результативность его спортивной деятельности немногочисленны и в большинстве своем уделяют внимание отдельным составляющим личности спортсмена, но не ориентированы на комплексное исследование.

В настоящей работе определены психологические характеристики спортсмена, в т.ч. спортсмена-пловца, оказывающие влияние на результативность его спортивной деятельности и, в процессе экспериментального исследования, выявлены связи успешности и особенностей личности спортсменов-пловцов: особенностей эмоциональной сферы, социально-психологических и операционально-деятельностных характеристик.

Работа предназначена для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию организаций дополнительного образования в сфере спорта, преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по специальности «Физическая культура», преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию, но может быть интересна учителям физической культуры образовательных организаций общего образования.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. Часто бывает, что спортсмен талантлив, одарен от природы, но, для достижения больших успехов, ему не хватает психологической устойчивости, настойчивости, психологической гибкости и т.п. Определить в полном объеме оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще, вряд ли возможно, поскольку разные виды спорта могут предъявлять разные требования. И если какие-либо качества спортсмена востребованы в данном виде спорта, то, возможно, они окажут негативное влияние на результативность спортивной деятельности в другом виде спорта. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен. Исследования в этой области немногочисленны и в большинстве своем акцентируют внимание на отдельных составляющих личности, но не ориентированы на комплексное исследование. Это обусловливает актуальность проведенного исследования.

Целью исследования является изучение психологических особенностей, обеспечивающих результативность (успешность) профессиональной деятельности спортсменов-пловцов, в т.ч.:

· определение психологических характеристик спортсмена, оказывающих влияние на результативность его спортивной деятельности;

· проведение экспериментального исследования особенностей личности спортсменов-пловцов.

В теоретической части работы рассматриваются:

· социально-психологические личностные особенности спортсмена: агрессивность, властность (авторитарность), общительность, соревновательность (стремление к победе), подозрительность-доверчивость;

· операционально-деятельностные характеристики спортсменов: целеустремленность, импульсивность, интуитивность, консерватизм;

· особенности эмоциональной сферы спортсмена: эмоциональность, экспрессивность, эмоциональные состояния спортсмена;

· индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловца;

· результаты исследований влияния личностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности, приведенные в литературе.

В практической части работы с использованием методики 16PF были выявлены психологические характеристики спортсмена-пловца и характер их влияния на результативность спортивной деятельности, в т.ч.:

· социально-психологические характеристики: доверие людям, искренность, открытость, социальная робость, потребность общения, доминирование, социальная сензитивность, соревновательность;

· операционально-деятельностные характеристики: работа по стандарту (консерватизм), ориентация на качество, практичность и конкретность целей, импульсивность, интуитивность;

· особенности эмоциональной сферы: эмоциональность, экспрессивность.

Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственного исследования, предпринята попытка создать образ личности успешного спортсмена-пловца.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит продуктивные изменения в методики изучения личности спортсмена, связей личностных качеств спортсмена с результативностью его спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

· модель настоящего исследования позволяет изучать значимые качества личности спортсменов, в т.ч. спортсменов-пловцов, определяющих результативность их спортивной деятельности;

· результаты исследования можно использовать для повышения спортивного мастерства и подготовки высококлассных спортсменов-пловцов.

Работа предназначена для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию организаций дополнительного образования в сфере спорта, преподавателей организаций среднего профессионального и высшего образования по специальности «Физическая культура», преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию, но может быть интересна учителям физической культуры образовательных организаций общего образования.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА-ПЛОВЦА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.042 с.)