Транспортные отношения в уголовном праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортные отношения в уголовном праве



Уголовное право - отрасль права, в которой устанавливаются принципы уголовной ответственности, определяются преступления и порядок применения наказаний за совершение преступлений. Из всех фундаментальных отраслей права уголовное право является самым систематизированным. Нормы уголовного права систематизированы в Уголовном кодексе (УК) Российской Федерации. В ст.1 УК указано, что данный кодекс является единственным источником уголовного права России. Он предусматривает, среди прочих мер ответственности, ответственности за различные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Смежные с уголовным правом задачи уголовного судопроизводства решаются уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Уголовное наказание может быть наложено исключительно судом. Уголовному наказанию может быть подвергнуто только физическое лицо. Если уголовное преступление было сопряжено с ненадлежащим исполнением профессиональной деятельности, ответственность за его совершение понесут работники транспортной организации. В первую очередь это касается водителей транспортных средств и другого линейного персонала (например, кондуктор автобуса, не обеспечивший безопасную посадку пассажиров через контролируемую им дверь), руководителей и специалистов транспортных предприятий и должностных лиц, осуществляющих функции, связанные с обеспечением безопасности движения и перевозок.

Уголовный кодекс содержит главу 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», в которой имеется девять статей (табл.2.2). Следует указать также на статьи, связанные с преступными действиями, непосредственно направленными на транспортное средство: ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»; ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта»; ст. 227 «Пиратство»; ст. 326 «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства».

Неправомерное завладение транспортным средством или иным имуществом квалифицируется как кража, мошенничество, грабеж или разбой в зависимости от характера противоправных действий (соответственно статьи 158,159, 161, и 162 УК).

Некоторые статьи УК устанавливают составы преступлений, при которых транспортное средство непосредственно может использоваться при нанесении вреда жизни, здоровью, имуществу людей, имуществу организаций и окружающей среде: ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»; ст. 219 «Нарушение правил пожарной безопасности»; ст. 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»; ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей»; ст. 238 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ или услуг, не отвечающих требованиям безопасности»; ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»; ст. 250 «Загрязнение вод»; ст. 251 «Загрязнение атмосферы».

В основном эти статьи УК действуют, как бланкетные, поскольку предполагают отсылку к соответствующим правилам. В качестве примера можно рассмотреть действие ст. 219 УК «Нарушение правил пожарной безопасности». Правовой основой для разработки правил пожарной безопасности служит Федеральный закон «О пожарной безопасности». «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93» введены в действие приказом МВД от 14.12.93 № 536 (с дальнейшими уточнениями другими приказами МВД).

Указанные правила содержат общие нормы обеспечения пожарной безопасности и нормы, адресуемые конкретным объектам (в том числе и транспортным - объектам транспорта, автозаправочным комплексам и станциям, транспортировке взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов и др.). С учетом этих правил разрабатываются и утверждаются правила пожарной безрпасности на различных видах транспорта. На

 

автомобильном транспорте действуют Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта ВППБ 11-01-96. Подобные правила имеются и на других видах транспорта. Организации транспорта в соответствии с данными правилами разрабатывают и вводят в действие собственные локальные правила пожарной безопасности.

Такие локальные правила не должны противоречить нормам, установленным законодательными актами и отраслевым правилам. В локальных правилах должны быть учтены особенности предприятия, на котором они действуют (организации управления, планирования и др.).

При совершении на транспорте происшествий, в которых есть пострадавшие, члены экипажа и иные работники перевозчика обязаны оказать пострадавшим помощь. Оставление пострадавших в опасности влечет ответственность по ст. 125 УК.

При транспортных происшествиях часто повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимый груз, иное имущество. Статьей 168 «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» УК предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности. Понятие крупного размера ущерба собственности установлено в примечании 2 к ст. 158 УК: «Крупным размером...признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления». Следует указать, что в данном случае под понятие ущерба не подпадают вредные последствия для имущества самого перевозчика.

Работники организации транспорта могут нести уголовную ответственность по ст. 47 УК «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

Транспортные отношения в трудовом праве

 

Трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и нанимателем, устанавливает социальные гарантии работникам, определяет статус, права и обязанности безработных и прочие отношения, связанные с трудовой деятельностью людей. Основные нормы трудового права систематизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК), вступившим в действие с 1 февраля 2002 года.

Трудовые отношения при осуществлении транспортной деятельности можно условно подразделить на общие и специальные. Общие трудовые отношения (порядок приема на работу, предоставление отпуска работнику, исчисление стажа работы и проч.) при осуществлении транспортной деятельности не имеют отличий от аналогичных отношений в иных областях деятельности. Специальные трудовые отношения отражают отраслевую специфику транспорта как объекта приложения труда.

Особенности регулирования труда работников транспорта приведены в трех статьях.

Статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что «работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движение транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке,установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонами необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») - лицам, достигшим 16-летнего возраста;
  • автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;
  • автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;
  • составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
  • трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.

К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами

исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. 25, 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ).

Статья 329 Трудового кодекса РФ устанавливает особенности регулирования труда в области соответствующего вида транспорта: «Работникам, труд которых непосредственносвязан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределамиустановленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральными органам исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом».

Такие особенности для работников отдельных видов транспорта определяются специальными положениями о режиме рабочего времени и времени отдыха, а также положениями об условиях труда работников отдельных категорий.

Дисциплине труда работников, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств посвящена статья 330 Трудового кодекса РФ.

«Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движениемтранспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) одисциплине, утверждаемыми федеральными законами».

Дисциплина труда - это установленный порядок, без поддержания которого невозможно обеспечить согласованную деятельность в процессе совместного труда работников организации. Дисциплина труда требует от работников надлежащего исполнения трудовых обязанностей, закрепленных в ст. 21 ТК, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права (ст.5 ТК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.008 с.)