Свет - это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свет - это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.



Учитель задает вопрос:

- Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения

электрической лампы накаливания?

2. Источником света называют тела, способные излучать свет. Всякое светящееся тело состоит из огромного числа «элементарных» излучателей. Таким образом, оптическое излучение источников света представляет со­бой набор излучений отдельных атомов и молекул. "

Демонстрируя учащимся различные источники света (горящую спичку, свечку, светящуюся лампочку), учитель сообщает, что существуют есте­ственные и искусственные источники света.

Естественные источники света - это Солнце, звезды, атмосферные заря­ды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира (светляч­ки, гнилушки и пр.)

Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесццрующие.

- Приведите примеры естественных и искусственных источников

света.

- лучом называется геометрическая линия, указывающая на правление переноса световой энергии.

Теперь очевидны различия данных физических понятий с такими их об­разно-литературными «аналогами», как «лучи Солнца», «луч света упал на стол», «Катерина - луч света в темном царстве» и так далее.

Не существует бесконечно узких световых пучков; пучок света всегда имеет конечную ширину. Луч - это как бы ось пучка, а не сам пучок.

4. Геометрическая оптика базируется на трех законах:

а) закон прямолинейного распространения света;

б) закон отражения света;

в) закон преломления света

IV. Закрепление изученного

1. Как проверить, что три далеко расположенных друг от друга столба стоят вдоль одной прямой? На чем основан предложенный вами способ?

2. Как просто и надежно проверить прямолинейность линейки? Начер­ченной на бумаге линии?

Домашнее задание

§ 61-63 учебника; вопросы и задания к параграфу.

 

Дата:

Ученик:

Тема: ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА. ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА

Цели: ознакомить ученика с особенностями распространения света на границе раздела двух сред; дать сведения о законах, которым подчиняете это явление. Побуждать ученика к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Повторение.

Проверка знаний

Повторение изученного с одновременной проверкой качества усвоения материала учащимися можно провести в ходе фронтального опроса в зависимости от уровня

В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?

- Приведите примеры: а) естественных; б) искусственных источ­ников света.

- Как доказать, что свет, в однородной среде распространяется прямолинейно?

- При каких условиях от предмета получается лишь полутень?

- Что больше - размеры самолета или его полной тени, когда он летит горизонтально в полдень над экватором?

- Что длится дольше - полное затмение Солнца или полное затме­ние Луны?

III. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Явления на границе раздела двух сред.

2. Явление отражения света.

3. Законы отражения света.

1. Объяснение нового материала необходимо начать с демонстрации яв­лений, происходящих на границе раздела двух сред, например, воздух-стекло. Учитель обращает внимание учеников на то, что при падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением све­та), а другая - проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).

Каждый пучок на рис. представлен центральным лучом:

S- падающий луч;

5 - отраженный луч;

S2 - преломленный луч;

а-угол падения;

b - угол отражения;

у - угол преломления.

2. Далее на уроке рассматривается только отражение света. Различают диффузное и зеркальное отражение. Диффузно отражают шероховатые (матовые) поверхности, при этом отраженные лучи распространяются во все стороны более или менее равномерно (каждая точка поверхности отражает свет только в «своем» направлении). Зеркально свет отражается от полированных поверхно­стей (свет отражается в строго определенном направлении). Для человека важны оба вида

отражения. В самом деле, трудно представить себе жизнь без зеркал. Одна­ко представьте себе зеркальный экран в кинотеатре. Все ли зрители одина­ково хорошо видят изображение на нем?

Приведите примеры диффузного и зеркального отражений. 3. Законы отражения света. На основании экспериментов можно сделать

выводы:

а) луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к отражающей поверхности в точке падения;

б) угол падения равен углу отражения.

Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей.

Если точечный объект и его изображение поменять местами, то лучевая картина отражения не изменится; изменится при этом лишь направление лучей,

IV. Закрепление изученного

С целью закрепления материала можно рассмотреть решения ряда задач

по изученной теме:

- Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?

Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол ме­жду падающим лучом и отраженным равен 40°? На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10°. Каким будет угол между отраженными лучами?

- Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему ра­вен угол отражения?

- Солнечные лучи падают под углом 60° к горизонту. Как нужно расположить плоское зеркало, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, пояс­няющий ваше решение.

Домашнее задание

§ 64

 

 

Дата:

Ученик:

Тема: ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА

Цели: углубить и систематизировать знания ученика об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; ознакомить ученика с законами преломления света. Побуждать ученика к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка знаний

В начале урока целесообразно провести письменную проверочную ра­боту по теме «Изображение в плоском и сферическом зеркале».

III. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Явление преломления света.

2. Законы преломления света.

3. Абсолютный и относительный показатели преломления.

1. Ранее уже говорилось, что при падении пучка света на границу разде­ла двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая - проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется пре­ломлением света).

2. Используя демонстрационный эксперимент и чертеж (рис. 46), учи­тель формулирует законы преломления света;

а) луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к границе раздела двух сред в точке падения;

б) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для данных двух сред есть величина постоянная, зависящая только от оптических свойств этих сред:

3. Показатель преломления вещества относительно вакуума называется абсолютным показателем преломления.

IV. Решение задач

Домашнее задание

§ 67

 

 

Дата:

Ученик:

Тема: ПОЛНОЕ ОТРАЖЕНИЕ.

Цели: углубить и систематизировать знания ученика об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; ознакомить ученика с законами преломления света. Побуждать ученика к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка знаний

В начале урока целесообразно провести письменную проверочную ра­боту по теме «Изображение в плоском и сферическом зеркале».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.01 с.)