Культурно-исторический тип и семиосфера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-исторический тип и семиосфера



 

1) Культура и цивилизация.

 

Развиваясь в двух формах – материальной и духовной, культура разделяется на собственно культуру и цивилизацию. Существуют различные точки зрения на соотношение этих двух понятий. Наиболее известна точка зрения О. Шпенглера, изложенная в его работе «Закат Европы». Согласно его теории, каждой культуре отведён определённый срок – около 1000 лет. Он зависит от внутреннего жизненного цикла: умирая, культура вырождается в Ц – свою противоположность. Ц., по Шпенглеру, - это конечное в развитии, омертвевшее и искусственное явление, которое следует за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и за душевным детством. Развитие культуры с целью удовлетворения материальных потребностей человека, прагматичности и удобного устройства жизни понимается как Ц. Собственно культура направлена на удовлетворение духовных потребностей; и нецелесообразна и излишня с точки зрения выживания и сохранения рода. Вместе с тем культура ни в коем случае нельзя считать второстепенной, дополнительной по отношению к Ц, к материальной сфере. В истории человека известны случаи, когда народ, имеющий примитивный уровень развития хозяйства, имел высокоразвитую систему духовной культуры. Преимущественная ориентация человеческой Ц на материальную сторону, на безудержное техническое производство терпит кризис, что особенно очевидно сегодня, в нач. 21 в, когда замечается грядущая технологическая и экологическая катастрофа.

 

Оппозиция К-Ц предстаёт вечной и универсальной в истории развития человечества; это как бы две кучки человечества – левая и правая.

 

На современном этапе обостряется интерес к проблеме взаимоотношений евразийских народов Востока и Запада. Он вызван социальными потрясениями конца 2 тыс. лет, изменчивой геополитической ситуацией в мире. Одним из результатов социально-политических изменений стало разрушение иерархии культурных ценностей общества, перестройки ценностных доминант во многих национальных культурах. Восток и запад имеют в своей основе разные ценностные доминанты. В сохранившуюся систему ценностей традиционного типа культуры с её мифологической генетикой, запад утверждает свободу личности как верховную ценность, и эта ценность подчинила себе все другие, породила идеи прав человека, половой свободы, свободы творчества как главной художественной ценности и индивидуального вкуса как главной эстетической ценности.

 

Исследования американских социологов различают ценностные доминанты западных и восточных культур:

Индивидуальность как центральная доминанта в западной культуре, в восточной – 3 место;

Мир – главная ценность в восточной культуре, в западной – 3 место;

Деньги – на первом месте в зап. культуре, на 3 в восточной.

Первенство \ лидерство – на 1 месте западной, несущественно для восточной;

Уважение к старшим, гостеприимство – доминирует в восточной культуре, несущественно для западной;

Материнство – 1 место в вост. культуре, 2 в западной;

Скромность – на 1 месте в восточной, несущественна для западной.

Пунктуальность доминирует в западной, на 3 месте в восточной.

Равенство женщин – на 1 месте в западной культуре, на 2 – в восточной.

 

Типология культур

 

Уже в древнегреческой мифологии представлена первая культурно-историческая типология, отражающая самый длительный этап в развитии человечества. Согласно этой типологии, вся общечеловеческая история проходит 5 основных периодов: золотой, серебряный, медный, героический и железный век.

 

В 1768 шотландский философ Фергюсон выделил 3 этапа в развитии человечества: дикость, варварство, цивилизация, обосновав эволюционную концепцию культуры. В этой концепции история человечества представлена в виде развития от простого к сложному на основе общих закономерностей. Определённую оппозицию этим взглядам составили идеи локального понимания культурогенеза. Родоначальником теории замкнутых культур считают Данилевского (1871 г., Россия). Основная единица истории, по Данилевскому, - обособленный культурно-исторический тип, или цивилизация. Подобно биологическим организмам, культурно-исторические типы находятся в процессе борьбы с внешней средой, друг с другом. Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типов – египетский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и т.д., отрицая существование единой цели в развитии человечества, некой общей цивилизации, которую тогда осуществляли с европейской. В своей книге он развивает славян в самобытный культурно-исторически тип; по его мнению, он является первым 4-ехосновным типом.

 

Основы:

1 – религиозная

2 – научная, творческая в искусстве, технологическая, индустриальная

3 – политическая

4 – экономическая и общинная

 

Другие же культурно-исторические типы, по его мнению, имеют одну или две основы, например еврейская – религиозную, греческая – художественную, римская – политическую, германо-романская – политический и научно-индустриальный характер.

 

О. Шпенглер «Закат Европы» - развивал идеи Данилевского, трактовал культуру как организм, который обладает целостностью, единством, и в то же время обособлен от других культурных организмов. Единой общечеловеческой культуры, по Шпенглеру, не существует. Он, в отличие от Данилевского, насчитывает 8 типов культур.

 

По Шпенглеру, культура есть факт пробуждения души. Душа в культуре пробуждается для самопознания, порождая прасимволы – идеальное устремление культуры, которое затем объективизируется в символе. Так, у Шпенглера греко-римская культура обладает аполлонической душой, прасимвол – чувственно явленное, отдельное, замкнутое в себе тело, символ – колонна. Западноевропейская культура обладает фаустовской душой; прасимвол – безграничное пространство как родина Фауста; символ – шпиль готического собора, вознесённый к небу. Византийско-арабская – магическая душа, мистическое настроение; прасимвол=символ – образ мира как пещеры. Египетская культура – открытые метафизические глубины; прасимвол – путь, бытие странника бредущего в одном направлении; символ – пирамида. Шпенглер считал египетскую культуру высшим типом культуры. В русской культуре душа не может оформиться окончательно; её прасимвол – бесконечная равнина, поэтому русская душа (безвольная) стремится затеряться в горизонтальном братском мире-общине (символ).

 

Умирая, культура трансформируется в Ц. Переход культуры к Ц, отмечает Шпенглер, есть переход к бездушному интеллекту, бесплодию, механической работе, техницизму.

 

Центры, которые способствуют разрушению культуры – города; именно здесь размываются традиционные основы жизни, происходит отрыв от земли; массовое переселение народа в города привело к образованию кочевников мировых столиц, не обладающих историческими корнями.

 

Оригинальную типологию культур предлагает Бенедикт: культуры вины и культуры стыда: ярким примером культуры вины является христианство, которое стремится к формированию чувства вины у личности, т.к. ориентирована на абсолютные нормы морали. Главные составляющие этой культуры – исповедь и искупление. Культуры стыда нацеливаются на внешние отношения; важно, чтобы недостойное поведение не стало достоянием общественного мнения.

 

Ясперс разработал теорию, согласно которой мировая история заключает в себе 4 периода:

1 - прометеевская эпоха: время человеческого становления

2 - эпоха великих культур древности: шумеро-вавилонская, вавилонская. индийская. египетская, китайская цивилизации: зарождение письменности, порох и проч.

3 - эпоха духовной основы человеческого бытия / осевое время: мощный духовный поворот, который основан на духовных прозрениях: Конфуций, Платон, Лао-Цзы, Гераклит

4 - эпоха развития техники: время создания принципиально новых информационных технологий, открытие новых источников энергии.

 

Символическую концепцию культуры развивал Уайт. Полагал, что символическая деятельность является началом и основой культуры. Символ определял как вещь, ценность или смысл которой придаёт человек, пользующийся ей. Символ может иметь любую физическую форму; он разграничивает символ и знак, ибо вещь в одном контексте является символом, а в другом – знаком. К символам невозможно приобщиться посредством одного только чувственного познания. Самые прекрасные органы чувств не смогут уловить, в чём заключается ценность святой воды или значимость распятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.01 с.)