Взаимосвязь темперамента и характера в человеке. Темпераментальные и характерологические проявления в поведении человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь темперамента и характера в человеке. Темпераментальные и характерологические проявления в поведении человека.



21. Понятие акцентуации и психопатии: проблемы диагностики и проявления.

22. Психотипы личности, выделенные на основе акцентуированных черт.

Психопатии

Люди отличаются друг от друга индивидуальным своеобразием. Иногда их черты характера чрезмерно усилены, хотя и находятся в границах нормы. Один, например, страшно ревнив, другой педантичен до мелочности, эта всегда экзальтирована, а та боязливая пессимистка. Такое одностороннее умеренное усиление некоторых черт характера называется его акцентуацией. Акцентуация - это вариант нормы.

Но есть люди, у которых такие отклонения настолько выражены, что они сами страдают от своей анормальности, или от нее страдают окружающие. Носителей такого характера называют психопатами.

Психастенические черты характера могут проявиться в виде высокого чувства долга, добросовестности. Легкие истерические черты могут улучшить приспособляемость к внешней среде, не говоря уже о том, что они обогащают некоторые художественные дарования, особенно актерские.

Психопатия не является болезнью. Это склад характера, правда, характера патологического, т.е. возникшего в результате врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы, вызванной наследственными факторами, алкоголизмом родителей («дети субботы» французских психиатров), родовыми травмами, тяжелыми болезнями раннего детства. Большое влияние на формирование психопатий оказывают неблагоприятные условия среды, психические травмы, тяжелые материально-бытовые условия. Особое значение имеет неправильное воспитание. Различают четыре варианта такого воспитания:

1) гиперопека – родители уделяют чрезмерное внимание ребенку, постоянно навязывают ему свое мнение, подавляют его самостоятельность, стараясь сделать из него «вундеркинда» или «праведника»;

2) гипоопека – явно недостаточное внимание со стороны родителей: ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, его воспитанием занимаются от случая к случаю, он беспризорен;

3) «кумир семьи» – ребенка «любят», исполняют все его капризы, оправдывают все его поступки, захваливают, не приучают к трудовой жизни;

4) «золушка» - ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, над ним издеваются, избивают, противопоставляют другим детям.

Обратимся к конкретным формам психопатий. Среди некоторых психиатров существует мнение, что каждый психопат «психопатичен» по-своему; сколько существует психопатов, столько же и психопатий. Мы приводим классификацию психопатий, принятую большинством отечественных психиатров. Описанные ниже формы – это типичные проявления психопатий. У конкретного человека они проявляются индивидуально.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты характеризуются вспыльчивостью, несдержанностью. Требовательные к другим людям, они не терпят критических замечаний в свой адрес. По малейшему поводу у них может возникнуть неадекватно сильная реакция: ослепленные злобой, они кричат на окружающих, осыпая их оскорблениями, швыряют предметы, в исступлении замахиваются на обидчиков. Остынув, раскаиваются в своем поведении, и все это искренне, часто с патетикой. Их реакции возникают по типу короткого замыкания «раздражение-реакция»; фаза обсуждения и борьбы мотивов выпадает из их действий. Это люди сильных страстей, властные, упрямые, обидчивые, азартные. Они легко переходят от восторга к отчаянью и в последнем подчас делают хуже себе, прибегая к приему алкоголя. Им свойственна большая настойчивость и упрямство в достижении целей. Французские психиатры описывают их как «тиранов, которые последовательно потрясают семью, школу, предприятие и казарму». В художественной литературе близок к характеру такого типа Митя Карамазов.

Астеничные психопаты, в отличии от возбудимых, от особенностей своего характера страдают прежде всего сами. Это мимозоподобные натуры, чрезмерно чувствительные, уязвимые и самолюбивые. Малодушные, они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, падают в обморок при виде крови. Они боятся всего нового, тяжело переживают жизненные невзгоды. Беда буквально сваливает их с ног. Смирные, тихие, они не выносят споров, болезненно реагируют на грубость и нетактичность окружающих, теряются, когда на них повышают голос, сильно переживают сравнительно безобидные шутки товарищей. Страдая от чувства собственной неполноценности, они особенно плохо себя чувствуют среди малознакомых людей. В такой обстановке они становятся молчаливыми, угловатыми, еще более робкими, конфузливыми, не могут связать двух слов, не знают, чем занять руки. Они любят свой дом, свободное время проводят в семье. В одиночестве скучают, а обществом тяготятся.

Психастеники. Во многом схожие с астеничными психопатами, психастеники отличаются от них постоянной склонностью к сомнениям, тревожной мнительностью. «Людьми передней» называют их французские психиатры (в зале сказал, а в передней анализирует: так ли поступил, умно ли ответил). Занятые «умственной жвачкой», эти люди редко бывают довольны собой. Бесконечный самоанализ психастеника, рефлексия, мешающая принять решение и действовать, прекрасно выражены в монологе Гамлета. Нерешительность психастеника может принять карикатурный характер (наглядным примером здесь может служить «буриданов осел»). Чтобы облегчить себе необходимость выбора, психастеник часто обращается за советом к близким людям, при этом нередко тираня их своими тревогами и опасениями. Предстоит ли новое дело, задержался ли близкий человек на работе – психастеник не находит себе места; услужливое воображение рисует ему картины одна страшнее другой. Психастеник, по словам П.Б. Ганнушкина, «живет не настоящим, а прошедшим и будущим», «непосредственная радость, беззаботное веселье не есть удел его». Сильно тревожась без достаточных на то оснований, психастеник иногда удивляется своему неуместному спокойствию в случае беды действительной.

Истеричные. Различают истерический характер и истерические реакции. И то, и другое наблюдается у людей, имеющих истерическую установку, которая состоит в том, что человек разыгрывает перед окружающими какую-нибудь определенную роль с тем, чтобы вызвать то или иное отношение к себе (уважение, восхищение, сострадание, благожелательность) и этим путем добиться конкретной пользы (помощи, ухода, материальных благ, уступок и т.д.). В детстве это «кумиры семьи».

Эгоцентричные, жаждущие признания, истеричные психопаты стремятся себе и другим казаться более значительными, чем они есть в действительности, стараются всегда быть в центре всеобщего внимания. Удивления и восторги окружающих составляют для них ту атмосферу, в которой они чувствуют себя, как рыба в воде. Чтобы привлечь к себе внимание, они не останавливаются перед вымыслом, ложным показанием, самооговором. Все с той же целью совершают бутафорские попытки к самоубийству, обставляя их так, чтобы создать впечатление невинной жертвы, непонятого страдания, благородного ухода; надевая маску мучеников, прибегают к упорному отказу от еды, к изображению слабости, тяжелой болезни. Если истеричный человек не встречает внимания и обожания, то быстро тускнеет, становится мелочно придирчивым, капризным, злобным. Нередко именно такими они бывают дома в привычной и не вдохновляющей их обстановке.

Паранойяльные. Эти люди выделяются склонностью к сверхценным образованиям. Фанатичные изобретатели, реформаторы, узколобые доктринеры, непризнанные “гении”, несносные спорщики, сутяги, подозрительные ревнивцы принадлежат к этому кругу психопатов. Эгоистичные, честолюбивые, они испытывают постоянный конфликт между повышенной самооценкой и непризнанием их “заслуг” со стороны окружающих. Они имеют очень характерный вид: гордо поднятая голова, скептическое пренебрежение ко всему, непризнание авторитетов, утрированный критицизм. Они декларируют свое особое мнение, на все имеют готовые ответы. Все, что не согласуется с их точкой зрения, - неправильно, ошибка. Кто не согласен с ними - попросту глупец. Нередко они интересные собеседники. Чтобы как-то выделиться, они изучают необычные области знаний, приобретают различные интригующие сведения. Они стремятся диктовать свою волю, но часто не достигают больших социальных высот из-за своей односторонности, прямолинейности, косности мышления.

Гипотимики (конституционально-депрессивные). Это прирожденные пессимисты. Они молчаливы, мрачны, унылы, недовольны собой и окружающими. “Однако за этой угрюмой оболочкой обычно теплится большая доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей; в тесном кругу близких, окруженные атмосферой сочувствия и любви, они проясняются” (П.Б.Ганнушкин).

Гипертимики - обычно безудержные оптимисты, беззаботные и веселые люди. Одни из них склонны к лживости и хвастовству и совершенно не обращают внимания на свои недостатки, у других - преобладает выраженное самомнение и раздражительность. Это люди, не терпящие стеснения своей свободы, не считающиеся в чужим мнением, не переносящие критики в свой адрес. Нередко отзывчивые и разносторонние, они производят впечатление блестящих и одаренных, однако слишком поверхностны и легкомысленны. Общительные, что называется “душа общества”, они - постоянные распорядители танцев, пикников, инициаторы сомнительных приключений. Они предприимчивы, изворотливы, болтливы. Блестяще, почти с психопатологической достоверностью описан психопат такого рода Н.В.Гоголем в образе Ноздрева.

Неустойчивые. Это люди среды. Слабовольные, внушаемые и податливые, они легко попадают под влияние среды. В дурной компании быстро спиваются, становятся картежниками, мошенниками и пр. В благоприятных социальных условиях они приобретают положительные трудовые установки и внешне не отличаются интересами и поведением от окружающих. Правда, в таких случаях их характеризует капризная неустойчивость настроения, которая может проявляться в быстрой вдохновляемости, сменяющейся ленью, в неаккуратности и неорганизованности. На них нельзя положиться. С ними каши не сваришь. Они постоянно требуют наставника, который бы подбадривал и коррегировал их поведение.

Эпилептоиды. Названы так потому, что их черты характера схожи с таковыми при эпилепсии. Эпилептоидные психопаты деспотичны, капризны, властны, взрывчаты, эгоцентричны. Во всем винят окружающих. Близкие нередко говорят о них: “вредный, “мелочный, “злой”, “из-за пустяка разойдется, дерется, ругается, несколько часов не успокоишь”. Они капризны, требуют, чтобы близкие нянчились с ними. “Со звериной силой” наказывают за тройки детей, за неряшливость - жен. Угрюмые, черствые, мстительные, трусливые, лицемерные, угодливые, упрямые, властолюбивые. Из-за корысти они могут заискивать перед сильным, а перед слабым становятся тиранами. Им свойственен педантизм, скопидомство, чистоплотность.

Шизоиды. Термин введен в психиатрию Э.Кречмером, который сделал прекрасные описания этих психопатов. Они отличаются эмоциональной парадоксальностью. То есть, сочетанием повышенной чувствительности и эмоциональной холодности с одновременной отчужденностью (сочетание “дерева и стекла”). Пафос и готовность к самопожертвованию ради торжества отвлеченных идей сочетаются у них с полной невозможностью понять и откликнуться на горе и радость близких людей. Они замкнуты, скрытны, отрешены от действительности. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллектуальной деятельности проявляется в неожиданных выводах, резонерских рассуждениях и склонности к символике и малопонятным схематическим построениям. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их вопросы, за пределами которых они проявляют крайнюю рассеянность и полное отсутствие интереса. “Непрактичные”, “неприспособленные” - говорят о них близкие. Внушаемость и легковерие у них непонятно уживаются с выраженным упрямством.

В “чистом” виде психопатии выступают не всегда, чаще это так называемые “мозаичные психопатии”, когда личность несет в себе радикалы различных форм психопатий.

 

 

 

23. Понятие деятельности. Структура индивидуальной деятельности (по А.Н. Леонтьеву)

Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которогооно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на

относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в

ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В

ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для

осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей

перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на

внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой

деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на

символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности

выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой

деятельности; операциональные, с помощью деятельность реализуется.

Действие — процесс взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается определенная,

заранее определенная, цель.

В структура действия могут быть выделены следующие составные части:

1. Принятие решения;

2. Реализация;

3. Контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия,

интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически.

По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие,

исполнительные, утилитарно–приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные,

коммуникативные действия. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и

индивидуально выработанных средств и орудий.

Операция — структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными

условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются

результатом овладения общественно выработанными способами действий.

Что такое цель?

Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель

будущего продукта деятельности. Иными словами, цель - это то, чего мы стремимся достичь.

Цель организовывает, побуждает человека к деятельности. Как утверждал А.Леонтьев, развернутая

деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности).

Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных

промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели

(завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный

заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию человека.

Например, я поставил перед собой цель стать мастером спорта. Эту конечную (общую) цель я

конкретизировал на этапы (промежуточные цели): освоить некоторые технические приемы, развить свои физические кондиции, скорость и т.п. Достигнув некоторой промежуточной цели (например,

овладев каким-либо техническим приемом), я ощущаю прогресс, я доволен. И это вдохновляет меня.

 

24. Теория поэтапного формирования умственных действий и сложных психомоторных навыков (П.Я. Гальперин).

(разработана П. Я. Гальпериным и его сотрудниками) — учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий, а на их основе — представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия (см. Ориентировочная деятельность); 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план (см. Интериоризация).

В Т. п. ф. у. д. различают 4 основные группы условий овладения новым умственным действием: необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.); полноценное воспроизведение действия в умственном плане.

При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания уч-ся немедленно приступают к решению задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Т. о., на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.

Практическое значение применения Т. п. ф. у. д. заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования т. н. метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании др. форм обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.048 с.)