Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, которые определяют и регулируют рост ребенка.
Тема: Закономерности физического развития у детей.
Физическое развитие - это рост и формирование организма, которое включает: а) темпы, стадии и критические периоды его созревания; б) приверженность генетически обусловленным видовым программам, в) а также индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внешней и внутренней среды. Ò Таким образом, физическое развитие детей – это непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма. Показатели физического развития: Ò Большую клинико-диагностическую ценность в индивидуальном плане (регулярный контроль за физическим развитием является важнейшим средством оценки пищевого статуса грудных детей и детей раннего возраста) Ò В плане социально-гигиенических исследований, они являются одними из важнейших обобщающих параметров здоровья и маркером социального благополучия общества. Ò Длина тела (или рост у детей старше двух лет) -наиболее устойчивый (и потому достоверный) показатель уровней физического развития. Она постоянно увеличивается в соответствии с морфофункциональной активностью роста и созреванием различных систем и органов. Ò Величины массы тела - более вариабельны и в большей мере подвержены влиянию воздействующих факторов.
Факторы, которые определяют и регулируют рост ребенка. Ò Генетическая программа - определяет темп, потенциальные возможности или предел роста человека, особенности телосложения. Ее влияние в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, после двух лет. более 110 уже известных генов. Различают две подпрограммы (группы генов): Ò Первая определяет регуляцию роста до пубертатного сдвига (“первый семейный фактор”). Ее влияние распространяется на возрастную группу 2-9 лет Ò Вторая (“второй семейный фактор”) – определяет время наступление пубертатного периода и темп развития именно в этот период (13-18лет) Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, которая включает все известные гормоны, но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропный гормон (СТГ). СТГ вырабатывается передней долей гипофиза и представляет собой пептид, который состоит из 190 аминокислот.
СТГ стимулирует митозы в хрящевой ткани, т.е. его воздействие характеризуется ростовыми сдвигами в длину, лишь незначительно- ростом мышц и паренхиматозных органов Ò осуществляет и метаболическое обеспечение роста- повышенный гликолиз и глюконеогенез в хряще Ò максимально высокие пики СТГ- в ночные часы (до 70% суточного количества) Ò выделению СТГ способствует гипогликемия Ò основное влияние на рост с 3 до 11 лет. Однако СТГ не способен прямо влиять на ткани. Его действие на периферии реализуется ч/з соматомедины: А,В,С. По своей структуре это полипептиды, которые вырабатываются в печени, в жкт, и почках. Ряд гормональных начал, не оказывая прямого действия на рост, обеспечивает его благодаря своему метаболическому влиянию. Например система тиреоидного гормона не оказывает непосредственное влияние на линейный рост, обеспечивают дифференцировку и окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС Ò высокий уровень ТГ активно стимулирует секрецию СТГ, т.е. оказывает выраженный ростовой эффект Ò особенно высокая активность ТГ в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периода. Ò Инсулин не оказывает прямого влияния ни на рост, ни на дифференцировку тканей Ò обладает анаболическим действием, способствуя транспорту аминокислот в клетки Ò обладает антикатаболическим действием посредством торможения глюконеогенеза из белков и аминокислот Ò ускоряет синтез РНК и белков Ò обеспечивает энергией все анаболические процессы (способен энергетически реализовывать действие гормонов, обладающих стимулирующим действием на рост) Половые гормоны занимают особое место в своем влиянии на рост андрогены-тестостерон (у мальчиков) лютеинизирующий гормон (у девочек) Ò обладают стимулирующим действием на рост (ускорение роста хряща) Ò усиливают развитие мышечной массы Ò ускоряют процессы дифференцировки костей скелета (энхондральное окостенение), в результате чего происходит слияние эпифизарных щелей и прекращается рост человека
Ò их активность прослеживается не ранее 4-5 лет жизни, а максимум - на пубертатный период. На каждом этапе развития ребенка прослеживаются свои сочетания гормональных влияний на процессы роста: Ò для плода наибольшее значение имеют пролактин, тироксин, тканевые гормоны, особенно гистамин Ò на первом году жизни - тканевые гормоны роста, тироксин, инсулин, факторы тимуса, возможно гормоны слюнных желез Ò с 3-го года до 10-11 лет – СТГ и соматомедины. Ò с 6-7 лет начинают действовать андрогены надпочечников, действие которых становится ведущим после 10 лет
Внешние или средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка. А. фактор питания Нерациональное вскармливание может привести к блокированию генетической программы. Большая степень недостаточности питания приводит к низкорослости и изменению пропорций тела. Известно, что скорость роста прямо пропорциональна количеству белка в рационе. Большое влияние оказывает питание богатое витаминами и микроэлементами(цинк, марганец, железо). Б. Режим: -адекватный сон; Сон ребенка должен самостоятельным и глубоким. Только при таком сне выделяется гормон роста. -правильно организованный режим бодрствования; Одновременно правильно организованный режим бодрствования осуществляет стимуляцию роста. Плюс адекватная физическая нагрузка.(избыточные нагрузки отрицательно влияют на рост). В. Психоэмоциональная стимуляция Эмоциональный комфорт существенно стимулирует развитие. Сочетание постоянно удовлетворяемой любознательности и доброжелательности, радости-важнейшие факторы, которые стимулируют рост, психич., социальное и умственное развитие ребенка Г. Климато -географические условия. Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на рост, но одновременно могут существенно ускорять созревание детей. Скорость роста связана с сезонами года: весной и летом прирост длины тела ускоряется, а нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при медленном увеличении длины, зимой длина тела и масса растут одинаково. Д. факторы, которые неблагоприятно влияют на рост ребенка хронические заболевания. Основные законы роста 1.Закон абсолютного роста. Рост – отражение системного процесса развития. 2.Закон неуклонного торможения энергии роста, т.е. замедление скорости роста с увеличением возраста. Закон лево- правой осевой асимметрии роста, или закон преимущественного развития рабочей стороны. Ò Существуют закономерности асимметрии роста, зависящие от того, относится ребенок к группе правшей или левшей. Ò С асимметрией роста связана и функциональная асимметрия между парными внутренними органами. Закон полового диморфизма в росте. Ò Существует половая специфичность темпов роста. Мальчики, за исключением периода второго вытяжения, растут более активно и быстро: так, первое ускорение роста у мальчиков наблюдается от 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет и т.д. Ò Прекращение роста по (А. Таннер) относится у мальчиков к возрасту 17 лет 9 месяцев, у девочек – 16 лет 3 месяца. Скорость созревания скелета у девочек дошкольниц и школьниц большая, чем у мальчиков. С этим связано и более раннее (на 2 года) начало пубертатного периода у девочек.
Тема: Закономерности физического развития у детей.
Физическое развитие - это рост и формирование организма, которое включает: а) темпы, стадии и критические периоды его созревания; б) приверженность генетически обусловленным видовым программам, в) а также индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внешней и внутренней среды. Ò Таким образом, физическое развитие детей – это непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма. Показатели физического развития: Ò Большую клинико-диагностическую ценность в индивидуальном плане (регулярный контроль за физическим развитием является важнейшим средством оценки пищевого статуса грудных детей и детей раннего возраста) Ò В плане социально-гигиенических исследований, они являются одними из важнейших обобщающих параметров здоровья и маркером социального благополучия общества. Ò Длина тела (или рост у детей старше двух лет) -наиболее устойчивый (и потому достоверный) показатель уровней физического развития. Она постоянно увеличивается в соответствии с морфофункциональной активностью роста и созреванием различных систем и органов. Ò Величины массы тела - более вариабельны и в большей мере подвержены влиянию воздействующих факторов.
Факторы, которые определяют и регулируют рост ребенка. Ò Генетическая программа - определяет темп, потенциальные возможности или предел роста человека, особенности телосложения. Ее влияние в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, после двух лет. более 110 уже известных генов. Различают две подпрограммы (группы генов): Ò Первая определяет регуляцию роста до пубертатного сдвига (“первый семейный фактор”). Ее влияние распространяется на возрастную группу 2-9 лет Ò Вторая (“второй семейный фактор”) – определяет время наступление пубертатного периода и темп развития именно в этот период (13-18лет) Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, которая включает все известные гормоны, но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропный гормон (СТГ). СТГ вырабатывается передней долей гипофиза и представляет собой пептид, который состоит из 190 аминокислот.
СТГ стимулирует митозы в хрящевой ткани, т.е. его воздействие характеризуется ростовыми сдвигами в длину, лишь незначительно- ростом мышц и паренхиматозных органов Ò осуществляет и метаболическое обеспечение роста- повышенный гликолиз и глюконеогенез в хряще Ò максимально высокие пики СТГ- в ночные часы (до 70% суточного количества) Ò выделению СТГ способствует гипогликемия Ò основное влияние на рост с 3 до 11 лет. Однако СТГ не способен прямо влиять на ткани. Его действие на периферии реализуется ч/з соматомедины: А,В,С. По своей структуре это полипептиды, которые вырабатываются в печени, в жкт, и почках. Ряд гормональных начал, не оказывая прямого действия на рост, обеспечивает его благодаря своему метаболическому влиянию. Например система тиреоидного гормона не оказывает непосредственное влияние на линейный рост, обеспечивают дифференцировку и окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС Ò высокий уровень ТГ активно стимулирует секрецию СТГ, т.е. оказывает выраженный ростовой эффект Ò особенно высокая активность ТГ в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периода. Ò Инсулин не оказывает прямого влияния ни на рост, ни на дифференцировку тканей Ò обладает анаболическим действием, способствуя транспорту аминокислот в клетки Ò обладает антикатаболическим действием посредством торможения глюконеогенеза из белков и аминокислот Ò ускоряет синтез РНК и белков Ò обеспечивает энергией все анаболические процессы (способен энергетически реализовывать действие гормонов, обладающих стимулирующим действием на рост) Половые гормоны занимают особое место в своем влиянии на рост андрогены-тестостерон (у мальчиков) лютеинизирующий гормон (у девочек) Ò обладают стимулирующим действием на рост (ускорение роста хряща) Ò усиливают развитие мышечной массы Ò ускоряют процессы дифференцировки костей скелета (энхондральное окостенение), в результате чего происходит слияние эпифизарных щелей и прекращается рост человека Ò их активность прослеживается не ранее 4-5 лет жизни, а максимум - на пубертатный период. На каждом этапе развития ребенка прослеживаются свои сочетания гормональных влияний на процессы роста: Ò для плода наибольшее значение имеют пролактин, тироксин, тканевые гормоны, особенно гистамин Ò на первом году жизни - тканевые гормоны роста, тироксин, инсулин, факторы тимуса, возможно гормоны слюнных желез Ò с 3-го года до 10-11 лет – СТГ и соматомедины. Ò с 6-7 лет начинают действовать андрогены надпочечников, действие которых становится ведущим после 10 лет
Внешние или средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка. А. фактор питания Нерациональное вскармливание может привести к блокированию генетической программы. Большая степень недостаточности питания приводит к низкорослости и изменению пропорций тела. Известно, что скорость роста прямо пропорциональна количеству белка в рационе. Большое влияние оказывает питание богатое витаминами и микроэлементами(цинк, марганец, железо).
Б. Режим: -адекватный сон; Сон ребенка должен самостоятельным и глубоким. Только при таком сне выделяется гормон роста. -правильно организованный режим бодрствования; Одновременно правильно организованный режим бодрствования осуществляет стимуляцию роста. Плюс адекватная физическая нагрузка.(избыточные нагрузки отрицательно влияют на рост).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.035 с.) |