Финансы как объект управления. Методы управления финансами: сущность, понятие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как объект управления. Методы управления финансами: сущность, понятие.



Одним из важнейших ресурсов, необходимых для успешной работы любого предприятия, являются финансы. Неотъемлемое условие их функционирования — обеспеченность предприятия денежными средствами для осуществления эффективной деятельности и своевременного проведения финансовых расчетов.

Таким образом, финансы — это денежные отношения, в которые вступает предприятие с другими субъектами для обеспечения своей жизнедеятельности.

Финансовые отношения представляют собой систему экономических от-ношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Они весьма разнообразны, поскольку в процессе оборота денежных средств задействован широкий круг субъектов: партнеры, потребители, банки и др. Как следствие, на характер этих отношений влияет огромное количество факторов как объективного, так и субъективного характера. Учитывая эти обстоятельства, следует отметить, что выработанные экономической наукой положения, определяющие основы теории финансов, являются общими для всех видов и сфер деятельности, в том числе для туризма. Тем не менее механизм их проявления на конкретном предприятии имеет свою специфику.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

♦ формирование денежных доходов с целью обеспечения жизнедеятель

ности туристской фирмы;

♦ распределение (использование) денежных доходов;

♦ контроль за формированием и использованием денежных доходов.

Основополагающей функцией финансов туристского предприятия является формирование денежных доходов. Сущность этой функции во взаимосвязи финансового и товарного потоков в условиях рыночной экономики

Для осуществления своей деятельности туристскому предприятию необ-ходимо привлечение капитала (1). Финансовые средства позволяют ему за-действовать производственные факторы (2), которые в процессе производства преобразуются в туристский продукт (услуги) (3). Их реализация на рынке (4) дает предприятию поступления (5), используемые для погашения задолженности на рынке закупок, оплаты труда и т.д. (6). С одной стороны, проценты на заемный капитал и образующиеся излишки выплачиваются собственным или посторонним инвесторам (7), а государству — налоги и сборы (8). С другой стороны, государство может предоставлять предприятию до-тации (9). Этот кругооборот продолжается непрерывно.

Роль распределительной функции финансов туристского предприятия заключается в соблюдении интересов государства, предприятия и каждого работника.

Сущность контрольной функции — в способности финансов предприятия отражать характер их распределения, образования и использования. Эта функ-ция реализуется посредством проверки финансовой деятельности за опреде-ленный период. Осуществление контрольной функции во многом зависит от финансовой информации и уровня финансовой дисциплины на предприятии.

Финансовая информация — это совокупность финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия.

Финансовая дисциплина предполагает обязательный для всех предприятий и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

Контролирует финансовую деятельность туристских предприятий ряд субъектов. Этот признак положен в основу классификации видов финансового контроля, в соответствии с которой различают:

♦ государственный;

♦ внутрихозяйственный;

♦ независимый контроль.

Финансовые функции реализуются посредством финансового механизма, являющегося составляющей хозяйственного механизма предприятия. Фи-нансовый механизм представляет собой совокупность методов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность. Элементами его являются:

♦ финансовые методы;

♦ финансовые рычаги;

♦ правовое обеспечение;

♦ нормативное обеспечение;

♦ информационное обеспечение.

Организация деятельности туристского предприятия невозможна без участия коммерческих банков. Отношения с ними носят договорной характер, причем инициатива заключения договора исходит от самого предприятия.

Выбрав обслуживающий банк, туристское предприятие имеет право открыть по одному текущему счету в официальной денежной единице и иностранной валюте, другие счета в порядке, предусмотренном Положением о порядке открытия банками счетов клиентов. Национальным банком Республики Беларусь установлен единый порядок открытия банками счетов юридическим лицам независимо от формы собственности и видов деятельности.

Текущий (расчетный) счет — это счет, открываемый предприятию (предпринимателю) для зачисления поступающих в их адрес денежных средств и осуществления расчетных операций как в безналичной, так и в наличной формах, вытекающих из уставной деятельности предприятия (пред-принимателя) и в соответствии с законодательством.

Туристское предприятие может открыть также:

♦ депозитный;

♦ карт-счет;

♦ благотворительный счет;

♦ контокоррентный счет;

♦ текущий счет в иностранной валюте;

♦ специальный счет в иностранной валюте;

♦ субсчета.

Виды и количество счетов, открываемых предприятием, определяются им самим в зависимости от финансовых возможностей, направлений и специфики деятельности.

Деятельность туристского предприятия предполагает обязательное ис-пользование страхового механизма. Взаимоотношения предприятия и страховой компании регламентируются Законом Республики Беларусь "О страховании".

Успешная работа финансового механизма невозможна без ее профессио-нальной организации. С этой целью на туристском предприятии создается финансовая служба или выделяется должность финансиста в штатном рас-писании. Развитие туристского бизнеса постоянно сопряжено с высокой сте-пенью риска, поэтому принимать решения в условиях нестабильности и не-определенности, оценивать степень риска, рисковать и воспринимать новое в быстроменяющейся внешней среде — главная обязанность финансиста.

34. Источники формирования финансовых ресурсов. Сущность эффекта
финансового рычага.

Финансовые ресурсы в большей степени, чем другие, определяют успех туристской организации. Основным их источником является стоимость реа-лизованного туристского продукта (услуги), часть которой после распределе-ния выручки принимает форму денежных фондов специального назначения.

По режиму использования все источники финансовых ресурсов делятся на:

♦ собственные и приравненные к ним средства;

♦ заемные средства;

♦ привлеченные средства.

Собственные финансовые средства — это базовая и основная часть всех финансовых ресурсов предприятия, которая образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на протяжении всего срока ее существования, — уставный фонд (см. 3.2).

К собственным средствам приравниваются так называемые устойчивые пассивы: переходящая задолженность работникам предприятия по заработной плате и отчислениям в специальные налоговые фонды, облагаемой базой которых являются фонд оплаты труда, задолженность партнерам и потребителям по полученным авансам, кредиторская задолженность и др.

Заемные финансовые средства образуют долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, ссуды.

Привлеченные средства — это средства других предприятий и органи-заций, временно находящиеся в обороте туристского предприятия в связи с существующей системой расчетов (задолженность кредиторам, доходы буду-щих периодов и др.).

Основные формы (структура) существования финансовых ресурсов туристского предприятия (гл. 4):

♦ основные средства;

♦ оборотные средства.

Анализ источников формирования средств туристского предприятия по-казывает, что не во всех ситуациях оправдана высокая доля собственных средств в финансировании текущих активов. При быстрой оборачиваемости оборотных средств и фиксированной процентной ставке за кредиты целесо-образно привлечение заемных средств. Решение об их привлечении прини-мается на основе использования эффекта финансового рычага (ЭФР).

Эффект финансового рычага — это приращение к рентабельности соб-ственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

ЭФР = (1 — ставка налогообложения прибыли) х (ЭР — СРСП) х —,

СС

где ЭР (экономическая рентабельность активов или всего капитала) определяется следующим образом:

„р _ Прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль...„

Актив СРСП (средняя расчетная ставка процента) рассчитывается по формуле

СРСП =

Фактические финасовые издержки по всем кредитам

Общая сумма заемных средств ЗС — заемные средства; СС — собственных средства.

Разложим эффект финансового рычага на составляющие;

♦ дифференциал. Это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам. После

налогообложения от дифференциала остаются только две трети (1/3 — став

ка налога на прибыль), т.е.

- (ЭР - СРСП);

♦ плечо финансового рычага характеризует силу воздействия финансово

го рычага. Это соотношение между заемными и собственными средствами.

Соединив обе составляющие, получим:

2 ЭФР = — дифференциала х плечо финансового рычага,

3 или

ЭФР = - (ЭР - СРСП) —.

3 ÑÑ

Размером дифференциала выражен риск кредитора: чем больше диффе-ренциал, тем ниже риск, и наоборот. В любом случае дифференциал не должен быть отрицательным. При наращивании плеча финансового рычага банкир может повысить цену кредита.

Западные экономисты считают, что эффект финансового рычага должен быть равен одной трети—половине уровня экономической рентабельности активов. Высвобожденные вследствие ЭФР собственные средства могут ис-пользоваться предприятием на развитие производства.

В целях финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения же-лательного уровня доходов необходимо формирование рациональной структуры источников средств туристского предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.018 с.)