Рынок: понятие, структура, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: понятие, структура, функции.



Рынок - это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. Другими словами, рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).

Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства - между разными сферами применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.

Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Основные характерные черты рынка можно свести к следующим:

- Наличие обособленных товаропроизводителей, самостоятельно определяющих методы и формы организации производства, объем, ассортимент и качество выпускаемой продукции; выбирающих поставщиков и потребителей; назначающих цены; распределяющих остаточную прибыль; несущих имущественную ответственность за результаты своей деятельности.

- Свободное ценообразование. Большая часть цен на рынке устанавливается стихийно на основе законов спроса и предложения. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере (детское питание, диетические продукты, товары первой необходимости).

- Конкуренция - основной двигатель рыночных отношений, экономическое соревнование между различными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, побуждающий их ориентироваться на спрос.

Благодаря рыночной конкуренции непрерывно осуществляется поиск неиспользуемых факторов производства, создание новых жизненных благ, повышается качество товаров и услуг, снижаются цены.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
По масштабам развития конкуренция может быть:

1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется: на свободную и регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Существует 4 основных вида конкуренции:

- чистая (совершенная) конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- чистая монополия.

Конкуренцию также можно разделить на добросовестную и недобросовестную. Добросовестная конкуренция соблюдает правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Недобросовестная конкуренция ведется методами технического шпионажа, переманиванием специалистов, подкупом работников конкурента, путем ложной рекламы, использования чужого товарного знака и т.п.

Основу рыночного механизма составляют два взаимосвязанной и взаимозависящих друг от друга элемента - спрос и предложение.

Спрос - количество продукта, которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определенного времени на имеющиеся в их распоряжении материальные средства. Он подразделяется на спрос предприятий на средства производства, рабочую силу и спрос населения. Объем спроса определяется суммой доходов предприятий и населения.

Предложение - количество товаров, которые продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкурентным ценам из ряда возможных цен в течении определенного времени.

Взаимодействие спроса и предложения на конкретном рынке в определенный период времени определяется установлением оптимального уровня цены на данный товар или услугу, которую называют равновесной или рыночной ценой.

Степень сбалансированности спроса и предложения отражает состояние экономики рыночного типа, эффективное функционирование всей рыночной системы. Рациональное использование ресурсов может быть только в условиях уравнивания величины спроса и предложения.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественно необходимой стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая - связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука».

Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Главный мотив экономического поведения людей в мире - получение личного дохода. Рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов, которые выражаются в преимуществах рыночного ведения хозяйства:

- эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

- возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;

- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

- оптимальное использование результатов НТП. Товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами;

- свободу потребителей и предпринимателей в хозяйственной жизни;

- способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.011 с.)