Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.



Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Кривая предложения

 

Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении (рис. 2). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные. Из рис. 4 видим, что кривая предложения восходящая. Это означает, что между иеной и величиной предложения прямая связь.

 

Рис.4. Кривая предложения любого товара

 

 

Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

 

Детерминанты предложения

Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К другим детерминантам предложения относятся:

1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.

Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

 

Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвиженияявляется изменение цены на рассматриваемый продукт.

 

 

13.

Эластичность спроса и ее виды

 

Практика показывает, что спрос на разные товары поразному реагирует на изменение его факторов. В этой связи говорят о разной эластичности спроса. Эластичность спроса есть реакция спроса на изменение его факторов. Деление факторов спроса на ценовые и неценовые определяет два вида эластичности спроса: ценовую и неценовую эластичность.
Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию спроса на изменение цены товара. Эта реакция в отношении разных товаров может быть разной при одном и том же изменении цены, характеризуя разную ценовую эластичность спроса. Эту эластичность графически удобно представлять не с помощью кривой, а с помощью линии спроса.
На рис. 6.36.5 показано одинаковое изменение цены на разные товары на величину р1р2. Видно, что спрос на них сократился в различной степени: на первый товар в большей степени, чем повысилась цена, на второй товар в такой же степени, а на третий спрос сократился по сравнению с ростом цены совсем незначительно. Достаточно наглядно видно, что ценовая эластичность спроса на эти товары разная.
Ценовая эластичность спроса на различные товары варьируется между двумя крайними вариантами: бесконечной и нулевой эластичностью.
Первый вариант характеризуется коэффициентом эластичности, равным бесконечности. Он представляет ситуацию, при которой чрезмерное понижение цены на товар ведет к бесконечному росту спроса на него. Графически ее можно представить ломаной линией.
Рисунок показывает, что при цене 0р1 спрос на товар был в объеме 0q1. Понижение цены ведет к росту спроса, причем, когда цена опустилась до уровня 0р2, (1 спрос стал бесконечным. Удовлетворить такой спрос практически
q невозможно на рынке возникает
дефицит такого товара.
В рамках рассмотренных вариантов спрос может быть эластичным, не эластичным, а также с единичной эластичностью.
Эластичный спрос характеризуется коэффициентом эластичности меньше бесконечности и больше единицы. Графически он представлен рис.6.3.
Не эластичный спрос характеризуется коэффициентом меньше единицы и больше нуля. При единичной эластичности коэффициент эластичности равен 1. Он означает, что спрос меняется в той же степени, что и цена. Графически он представлен рис.6.4.
На ценовую эластичность спроса во многом влияют те же факторы, что и на спрос вообще. Но особо выделяются следующие факторы.
1. Наличие или отсутствие у данного товара товара-заменителя. Если при повышении цены этот товар можно заменить другим товаром, то спрос будет эластичным, так как покупатели переключатся на другой товар, цены на который становятся более приемлемыми для покупателя. Отсутствие товара-заменителя делает спрос не эластичным, особенно если это очень нужный товар. Таковы, например, электроэнергия, многие лекарства
2. Доля расходов на данный товар в общих расходах потребителей. Если эта доля невелика, например, на спички, то спрос не эластичный, если велика эластичный, например, спрос на мебель, бытовую технику.
3. Связанность или не связанность данного товара с другими товарами. Если, например, вся бытовая техника работает на электричестве, то спрос на него со стороны потребителей неэластичен.
4. Профильность товара. Товар может иметь определенное назначение и спрос на него обусловлен его способностью удовлетворять определенную потребность. Таковы, например, многие лекарства, поэтому понижение цен на них не ведет к существенному росту спроса. Но если у товара назначений много, то спрос на него, как правило, эластичный, так как, например, при понижении цены на него его можно покупать в большем, чем прежде, количестве для удовлетворения других потребностей. Например, при сильном понижении цены на хлеб его можно покупать на корм скоту. Данный фактор эластичности спроса особенно действует в отношении товаров производственного назначения.
Неценовая эластичность спроса характеризуется реакцией спроса на изменение неценовых факторов спроса. Особо выделяется доходная эластичность и перекрестная эластичность.
Доходная эластичность отражает реакцию спроса на тот или иной товар на изменение доходов покупателей. Коэффициент доходной эластичности (Еу) предстает как отношение изменения спроса на товар (аЭ),выраженного в процентах, на процентное изменение дохода (аУ):
Особенность данной эластичности заключается в том, что на некоторые товары она может быть отрицательной. Практика, например, показывает, что рост доходов потребителей ведет к уменьшению спроса на картофель, макаронные, хлебобулочные изделия.
Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию спроса на данный товар на изменение цены и, следовательно, спроса на другой товар. Чаще всего речь идет о взаимозаменяемых и взаимодополняемых товарах, товарах конкурентах. Например, падение спроса на рыбу вследствие повышения цен на нее может привести к росту спроса на мясо. Коэффициент перекрестной эластичности спроса (Ее) определяется путем отношения изменения спроса на один товар (аЭа), выраженного в процентах, к процентному изменению цены, или спроса, на другой товар (аР, аоЪ):
Знание эластичности спроса на те или иные товары необходимо предприятиям как товаропроизводителям. Оно помогает им правильней решать вопрос о том, что производить, для кого и сколько. Особенно это знание важно для предприятий монополистов. Широко используется это знание и при проведении рекламных компаний, смысл которых нередко сводится к тому, чтобы сделать спрос на рекламируемый товар не эластичным.
Немаловажно такое знание и государству, особенно при установлении налогов на продажи, поскольку налоги отражаются в цене товаров. При эластичном спросе стремление государства увеличить налоговые поступления путем повышения налогов может наоборот привести к снижению поступлений вследствие понижения спроса, объема продаж и, соответственно, выручки, часть которой представляет налог.

 

14.

Эластичность предложения и ее зависимость от временного фактора

 

Эластичность предложения представляет собой изменение объема предлагаемого товара в зависимости от изменения его цены, где главным фактором выступает время. Именно время способно дать полноценный и качественный анализ ситуации на рынке готовой продукции по спросу и предложениям, используя категорию «рыночный период». Под объемом предлагаемого товара следует понимать количество готовой продукции, которую можно реализовать. Цена предложения – это минимальная стоимость, по которой является возможным реализовать данный объем товара.

Рыночный период может быть кратчайшим, краткосрочным и долгосрочным. В краткосрочном периоде производитель физически не может успеть изменить объем выпускаемой готовой продукции, поэтому вынужден подстраиваться под спрос, изменив лишь отпускную цену. В среднесрочном периоде производитель в состоянии увеличить объем производства, целенаправленно используя собственные запасы и резервы. В долгосрочном периоде производитель вполне может позволить себе полную или частичную перестройку производства, замену старого оборудования на технически усовершенствованное новое оборудование.

Время, как самый важный фактор эластичности предложения, показывает, что в первом случае мы имеем дело с абсолютно неэластичным (нулевым) предложением, во втором – с более или менее эластичным предложением, в третьем – эластичность предложения достигает максимально возможной величины.

Помимо главного временного фактора эластичности предложения существует ряд других показателей:

- величина производственных издержек и возможность хранения продукции – речь идет о возможности хранения товара до наступления лучших времен на рынке сбыта. Чем выше такая возможность, тем выше эластичность предложения;

- доступность и стоимость ресурсов – имеется в виду, что для увеличения производства готовой продукции потребуются дополнительные ресурсы, и чем выше стоимость таких ресурсов, тем ниже эластичность предложения;

- мобильность экономических ресурсов – способность производителя максимально быстро реагировать на незначительные изменения товара в цене, то есть способность быстро перестроиться на выпуск дополнительного объема готовой продукции. Чем быстрее реагирование, тем эластичность выше;

- степень внедрения прогрессивных технологий в процесс производства, безусловно, дает возможность ускорить и облегчить процесс производства готовой продукции, тем самым повышая эластичность предложения.

Проанализировав все факторы эластичности предложения, приняв во внимание цены на рынках сбыта, производитель выбирает такой объем выпуска готовой продукции, который позволит фирме получить прибыль.

 

15.

Равновесная цена. Точка рыночного равновесия

На рынке желания и интересы покупателей сталкиваются с желаниями и интересами продавцов.
Покупатели стремятся приобрести нужный и более дешевый товар и удовлетворить свою потребность. С учетом своего совокупного дохода они предлагают за товар свою цену, так называемую цену спроса.
Цепа спроса - это та цена товара, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель.У производителей (продавцов) желания и интересы другие. Они заинтересованы продать свой товар подороже. Цена, по которой производитель предлагает свой товар, является ценой предложения. Поэтому рынок должен учесть и уравновесить интересы как покупателей, так и продавцов, найти ту точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы их обоих. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, получается равновесие рынка. Такое равновесие можно определить как ситуацию на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны (равноценны) при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и по купателей, равенство их возможностей и желаний. Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка. Оно может создаваться стихийно, а также под регулирующим воздействием государства.
Рыночное равновесие - это лишь момент в движении спроса и предложения. Дело в том, что рынок - это динамичное явление с тенденцией к постоянным переменам. Поэтому рыночным равновесием считают такую точку, вокруг которой предложение и спрос совершают движение без видимых перемен.
В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Рыночная цена - это компромиссная цена, по которой товар действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.
Для установления рыночной цены совместим рассмотренные ранее графики спроса (см. рис. 2.1) и предложения (см. рис. 2.3), так как они качественно однородны. Оба эти графика изображают в каждом случае количество товара в зависимости от уровня цены.
Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уровень рыночной цены. Точка А называется точкой равновесия, а цена - равновесной. Это - действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная точка пересечения кривых означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

Рис. 2.5. Равновесная цена

Если рыночная цена станет ниже равновесной, снизится (точка В), то число покупателей возрастет за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне точки А. Следовательно, возрастет и величина спроса (к OD добавится DE). Но снижение рыночной цены (с OF до OK) уменьшит число продавцов за счет тех из них, кому эта цена неприемлема, так как не возмещает даже затраты.
В результате возросшей величине спроса (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшее предложение товара (ОЕ). Возникает товарный дефицит (на рис. 2.5 он равен отрезку LE).
Когда же рыночная цена станет выше равновесной, повысится (точка С), то число продавцов возрастет за счет тех, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастет и величина предложения (к OD добавится DE). Но теперь повышение рыночной цены (с OF до OR) уменьшит число покупателей (с OD до OL) за счет тех, кому эта цена станет недоступной. В результате возросшей величине предложения (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшее платежеспособное число покупателей (OL). Возникает перепроизводство, избыток товаров (на рис. 2.5 он равен отрезку LE). Таким образом, равновесная цена - это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Если цена поднимается выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаться к точке равновесия. Низкая же цена обострит конкуренцию между покупателями. А это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и посредством конкуренции устанавливается рыночное равновесие.

 

18.

  1. Понятие «инфляция», основные виды и формы их проявления. Стагфляция. Показатели инфляции.

 

Инфляция как экономическое явление обусловлена существованием бумажных денег.

Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

Инфляция проявляется в первую очередь в уровне цен, ее можно зафиксировать через индекс инфляции:

С определенной долей условности можно выделить следующие формы инфляции по скорости протекания:

  1. Инфляционный фон экономики – характеризуется незначительным, в пределах нескольких процентов, ростом цен в течение года и связан с колебанием конъюнктуры, активностью предпринимателей на рынке, стремящихся максимизировать свою прибыль. Этот уровень инфляции не несет угрозы рыночной экономике и при необходимости может быть легко ликвидирован с помощью правительственных мер.
  2. Инфляция в границах двух-трех десятков процентов – является первым симптомом в растройстве денежного хозяйства. Ее принято называть «ползучей» (регулируемой) инфляцией. В целом в этих условиях экономика страны может свободно развиваться.
  3. Галопирующая (быстрая) инфляция – свидетельствует не только о расстройстве денежного обращения, но и о серьезных нарушениях в кредитно-денежной сфере. Галопирующая инфляция измеряется одной-двумя сотнями процентов за год. В целом в условиях быстрой инфляции развитие экономики страны затруднено, хотя и возможно.
  4. Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом цен – от нескольких сотен процентов в год и выше. Верхнего предела гиперинфляция не имеет: известен случай годовых темпов роста цен в 3,8×1027(Венгрия, август 1945 – июль 1946 г.). Главный признак гиперинфляции – «уход» населения от денег, переход на «товарные» деньги – альтернативные ценности. В условиях гиперинфляции развитие производства невозможно.

Американский экономист Филипп Кэган ввел формальный критерий гиперинфляции: считать ее началом месяц, в течение которого цены впервые выросли более чем на 50 %, а концом – месяц, в котором цены не достигают этой величины плюс еще один год.

Перечисленные формы инфляции являются разновидностями открытой инфляции. Альтернативой ей является скрытая, подавленная инфляция. В условиях жесткой политики правительства, устанавливающего фиксированные, неизменные цены, инфляция проявляется только в обесценивании денег, что находит выражение в возникновении хронического дефицита и постоянных очередей за товарами.

В современной экономике инфляционные процессы накладываются на цикличность деловой активности, и если инфляция развивается на фоне экономического спада, ее принято называть стагфляцией, а если на фоне роста налогообложения (реакция государства на обесценение денег) – таксфляцией.

Если темпы роста инфляции в стране замедляются, то такой процесс называется дезинфляцией. Более того, инфляция может вообще прекратиться, и ей на смену придет обратный процесс общего снижения цен – дефляция. Дефляционный механизм в конечном счете ведет к тем же результатам, что и инфляция – деформирует все хозяйственные связи в экономике.

Виды ЦБ

К ценным бумагам относятся государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, органов местного самоуправления, корпоративные облигации, акции, векселя, чеки, жилищные сертификаты, инвестиционные паи, приватизационные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя.

Ликвидность ценной бумаги - это возможность ее быстрой продажи без существенных потерь стоимости.

Вид ресурса ЦБ
Земля Ипотека
Недвижимость Акции, ипотека, жилищный сертификат
Продукция Коносамент (обращающееся складское свид-во), обращ-ся товарный фьючерсный контракт, товарный опцион
деньги Облигации, векселя, депозитный сертификат, чек, банковский кредит

Эмиссионные ценные бумаги - акции и облигации.

Рынок первичный и вторичный.

Акция - эмиссионная ЦБ, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация - долговое обязательство эмитента перед инвестором. Это ЦБ с фиксированным доходом, т.к. % не зависит от результатов работы эмитента и оговариваются заранее.

Производные ЦБ - удостоверяют право владельца на покупку или продажу первичных ЦБ. Это ваучер (дал право на приобретение акций приватизируемых предприятий), опцион (передает право на покупку или продажу другой ЦБ по определенной цене до и(или) на определенную будущую дату).

Депозитны е (для ЮЛ) и сберегательные (для физ.лиц) сертификаты - свидетельства банков о внесении средств, дающие право на получение вклада и оговоренных процентов. Это разновидность срочных вкладов, которые могут быть перепроданы. Продаются на фондовых биржах.

Вексель - долговое обяз-во, составленное по определенной з-ном форме и дающее его владельцу безусловное право требовать оговоренную сумму по истечению указанного срока.

Простой вексель - составляется должником (векселедателем) и содержит его обязательство выплатить обозначенную сумму кредитору (векселедержателю)

Переводной вексель (тратта) - составляется кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) об уплате обозначенной суммы предъявителю векселя (ремитенту).

 

31.

Специфика земельных отношений и особенности рынка земли. Спрос и предложение на землю, и другие природные ресурсы.

 

Оценщики рассматривают стоимость в контексте рынков недвижимости, поэтому исследование рынка является важной частью процедуры оценки. Рынки недвижимости отличаются от рынков других товаров и услуг экономическими характеристиками и поведением покупателей и продавцов, а также характеристиками находящихся в обороте товаров. Рынки недвижимости подразделяются на сегменты исходя из различий между типами недвижимости и их привлекательности для различных участников рынка.

На все рынки недвижимости оказывают влияние поведение, мотивация и взаимодействие покупателей и продавцов недвижимости, которые могут в свою очередь быть подвержены влиянию со стороны многих социальных, экономических, государственных и экологических факторов. Исследование рынков недвижимости может проводиться с точки зрения характеристик местоположения, конкуренции, а также спроса и предложения, которые относятся к общим условиям рынка недвижимости.

В процессе определения стоимости земли (в частности, рыночной стоимости) знание оценщиком земельного рынка позволяет ему выработать критерии для изучения, отбора и интерпретации сопоставимости других земельных участков. Чтобы определить рыночную стоимость, оценщику необходимо идентифицировать и проанализировать земельный рынок или рынок недвижимости в целом, оказывающие влияние на стоимость оцениваемого земельного участка.

Рынок земли является частью рынка недвижимости и включает объекты, субъекты, а также правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Земельный рынок является основой для рынка строительства и реконструкции объектов недвижимости и бизнеса, поэтому он во многом определяет возможности их роста.

Наличие системы законодательных актов, регулирующих земельные отношения, является признаком развитого рынка.
В земельном законодательстве выделены три основные группы субъектов рынка земли.

1. Российская Федерация (Президент, Государственная Дума, Совет Федерации) и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления.

2. Юридические лица — коммерческие и другие организации, в том числе иностранные.

3. Граждане и их объединения, семьи, народы и в определенных случаях иностранные граждане.

Неотъемлемым условием определения рыночной стоимости недвижимости является анализ особенностей функционирования рынка недвижимости в целом и земельного рынка в частности, которые оказывают существенное влияние на поток доходов за период владения, уровень риска инвестирования и возможную цену продажи земельного участка на конкретную ее дату в будущем.

Учет специфики рынка недвижимости позволяет более обоснованно оценить текущее влияние основных ценообразующих факторов на величину стоимости по аналогам и оцениваемому объекту в рамках сравнительного подхода. Кроме того, определение инвестиционной привлекательности земли как объекта для инвестирования (если оценка заказывается потенциальным инвестором) требует обязательного прогнозирования тенденций развития рынка недвижимости. Знание оценщиком конкретного сегмента земельного рынка позволяет ему выработать критерии для изучения, отбора и интерпретации сопоставимости других объектов недвижимости.

Земельный рынок может быть сегментирован по следующим критериям.

В зависимости от категории земель различают земли:

· сельскохозяйственного назначения;

· населенных пунктов;

· промышленности и иного специального назначения;

· особо охраняемых территорий и объектов;

· лесного фонда;

· водного фонда;

· запаса.

Данная классификация характеризует возможности гражданского оборота, т.е. совершения сделок купли-продажи, аренды и др., с земельными участками, относящимися к различным категориям земель. По законодательству допускаются сделки купли-продажи из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, отдельных объектов водного фонда. Земли лесного фонда по Лесному кодексу допускается вовлекать в арендные отношения.

В зависимости от вида разрешенного использования земельные участки могут быть предназначены:

· для индивидуального жилищного строительства;

· коттеджного строительства;

· ведения личного подсобного или крестьянско-фермерского хозяйства;

· ведения садово-огороднического хозяйства;

· размещения промышленных, коммунальных и складских бьектов;

· размещения объектов коммерческого назначения;

· прочего использования.

Сегментирование земельных участков, исходя из вида разрешенного использования, обусловлено инвестиционной привлекательностью земли и возможностью дальнейшего развития территорий потенциальными инвесторами и девелонерами. Именно этот критерий важен при анализе аналогов и выработке решения о наиболее эффективном использовании конкретного земельного участка.

В зависимости от вида права на земельные участки:

· право собственности;

· право аренды;

· право постоянного бессрочного пользования;

· право пожизненного наследуемого владения;

· сервитут.

Право собственности на земельный участок, зарегистрированное в установленном порядке, определяет возможности проведения сделок с данным участком на земельном рынке.

В зависимости от расстояния от областных и районных центров. Например, в Московском регионе принята следующая классификация удаленности земельных участков от Московской кольцевой автомобильной дороги:

· до 10 км;

· 10-20 км; а 20-30 км; а 30-40 км;

· 40-60 км;

· 60-80 км;

· свыше 80 км.

Для земельных участков в Подмосковье существуют три главных критерия, обусловливающие престижность их местоположения - это направление (в данном случае принято привязываться к шоссе), расстояние от МКАД и окружение земельного участка. По этим характеристикам, определяющим спрос на землю, сами земельные участки практически не отличаются от коттеджных поселков и другой загородной недвижимости, что обусловлено различными потребностями потенциального покупателя.

Например, если земельный участок приобретается для коттеджного строительства или загородной резиденции, то желательно, чтобы расстояние до Москвы можно было бы преодолеть примерно за 40—50 минут. Это то время, которое в среднем тратится на дорогу при поездке по Москве с учетом имеющихся затруднений в движении. Трата большего количества времени на ежедневную поездку на работу в столицу при проживании за городом нежелательна. Поэтому самым престижным расстоянием является удаленность до 20 км от МКАД.

Несмотря на престижность и удобство ближайшего Подмосковья, в последнее время все больше покупателей проявляют интерес к удаленным землям Московской области. Там существуют свои преимущества: неограниченный размер земельных участков, лучшая экология, наличие большой воды.

В зависимости от престижности направления от областных и районных центров. Например, в Московском регионе используется следующая классификация направлений:

· наиболее престижные: Рублево-Успенское, Новорижское, Сколковское;

· престижные: Калужское, Минское, Можайское, Дмитровское, Киевское, Пятницкое, Ленинградское;

· второстепенные: Волоколамское, Ярославское, Осташковское, Алтуфьевское, Симферопольское;

· в наименее престижные: Щелковское, Каширское, Рязанское и др.

С точки зрения престижности направления потенциальные покупатели прежде всего исходят из розы ветров. Поэтому бессменным лидером но количеству сделок с землей в Подмосковье был и остается Одинцовский район. В этой же категории находятся: Рублево-Успенское, Новорнжское, Сколковское шоссе. На первом из них уже наблюдается дефицит предложения, а Новорижское направление пока располагает большим предложением, хотя по ценовому фактору стремится к Рублево-Успенскому. Существует значительный спрос на земельные участки но Калужскому, Минскому, Можайскому, Дмитровскому, Киевскому, Пятницкому, Ленинградскому направлениям.

По причине относительно большого скопления промышленных предприятий и соответственно худшей экологии остаются менее востребованными такие шоссе, как Щелковское, Каширское, Рязанское. Также негативными факторами но этим направлениям являются близость крупных населенных пунктов и большое количество машин на трассах.

В зависимости от размера различают земельные участки:

· мелкие — до 0,5 га;

· средние — 0,5—5 га;

· большие — 5—20 га;

· крупные — свыше 50 га.

Следующим ценообразуюшим фактором после местоположения земельного участка является его площадь. Здесь желания потенциальных инвесторов и частных лиц расходятся в зависимости от целей использования земли. Площади более 20 соток уже относятся к дорогостоящим объектам, но дают пространство и свободу. Участок свыше 50 соток достаточно большая редкость для ближнего Подмосковья. Л участки свыше 5 га могут интересовать инвесторов для проведения девелопмента.

В зависимости от степени развитости инфраструктуры (наличия коммуникаций) земельных участков:

· электроснабжение;

· водоснабжение;

· газоснабжение;

· теплоснабжение;

· канализация;

· прочие коммуникации.

Большое влияние на стоимость земельных участков оказывает степень развитости инфраструктуры. Так, участки на хорошо освоенных землеотводах ценятся значительно дороже, нежели на неосвоенных.

Рынок земли в отличие от большинства рынков менее организован и отличается от конкурентного рынка. При оценке стоимости земельных участков необходимо учитывать следующие особенности земельного рынка:

· объекты на рынке земли сложно стандартизировать, сортировать и покупать по образцам, поскольку каждый земельный участок имеет конкретное местоположение и физические характеристики, кроме того, ценность участка в значительной мере зависит от внешнего окружения;

· предложение на рынке земли неэластично и в границах административной единицы выступает как фиксированная величина, ограниченная самой природой. В этом проявляется одна из особенностей земли как свободно не воспроизводимого товара. Спрос менее эластичен, чем на других рынках, и во многом зависит от местоноложения участка. Например, в Москве наибольшим спросом пользуются земельные участки в пределах Садового кольца;

· предложение и спрос, как правило, не сбалансированы, и возможностп приведения их в равновесие посредством цен ограничены;

· на рынке земли в качестве товара выступают права на объекты. Сами земельные участки имеют фиксированное положение. Сделки с земельными участками затрагивают много юридических формальностей и требуют документального оформления и государственной регистрации. Поэтому операции на рынке земли связаны со значительными издержками на проверку прав собственности и регистрацию;

· информация на рынке земельных участков не столь открыта, как на рынках ценных бумаг или потребительских товаров, поскольку сделки с недвижимостью часто имеют конфиденциальный характер, что увеличивает риски инвесторов;

· сделки с земельными участками требуют сравнительно крупных инвестиций, поэтому развитие рынка земельных участков сильно зависит от возможностей заемного финансирования, в частности от стоимости привлечения кредитов на освоение земли;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.115 с.)