Источники римского права. Кодификация Юстиниана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники римского права. Кодификация Юстиниана



Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Начало кодификация права в Византии была положено в 528-534 гг.

В 528 г. б ыла создана специальная комиссия из 10 человек, подготовивших т.н. Кодекс Юстиниана, опубликованный 7 апреля 529 г. Большинство нововведений было отражено в составной части Кодекса - сборнике "50 решений ". Не вошедшие в Кодекс ранние законо-дательные акты - отменялись.Так как данный Кодекс, имел ряд статей, не соответствующих регалиям времени, в 534 г. была создана новая комиссия из 5 юристов. Доработанный вариант Кодекса Юстиниана был опубликован 16 ноября 534 г. и в конце декабря того же года - наделен силой закона. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг (1 - церковное право и христианская теология, 2 - 8 - вопросы частного права, 9 - 12 - элементы публичного права (администра-тивное управление, преступления и наказания). Каждая книга делилась на титулы, титулы - на фрагменты. Дигесты ( или пандекты - "содержащие в себе все"): составляли важную часть кодифика-ции Юстиниана. В процессе их систематизации были использованы две тысячи юридичес-ких сочинений. В случае противоречий или неясных вопросов, составители обращались к императору, который издавал соответствующие конституции, составившие вышеуказанные "50 решений".Дигесты были впервые опубликованы 16 декабря 533 г. В сборнике насчитывалось бо-лее 9 тысяч текстов, взятых из предшествующих римских источников, книг римских юрис-тов (I в. до н.э. - IV вв. н.э.). Дигесты делятся на 7 частей и 50 книг. Книги, в свою очередь, делятся на титулы (исключая книги 30 - 32 о легатах и фидеикомиссах). Титулы, в свою очередь, делятся на фрагменты. В каждом фрагменте был указан автор и источник. В дигестах рассматриваются: общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, разъясняется процесс возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и пр.

Институции - это учебник права, обращенный к " юношеству, любящему законы ". Изда-ны 21 ноября 533 г. одновременно с Дигестами и также получили силу закона. Первоисточ-ник не сохранился и известен по копиям IX века. В основе институций положены ранние сочинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), Институции Флорентина, Марциана, Ульпина и Павла, Дигесты и императорские конституции. Особенности Институций - по сравнению с Дигестами они в меньшей степени отражали классическое римское право, устаревшие правовые институты вообще исключены, внесен ряд новых положений: в части юридических лиц, в отношении колоната и др., более развита классификация вещного права, расширен круг оснований возникновения обязательств и т.д.Институции состоят: из 4 книг. Разделены на титулы состоящие из отдельных фрагментов. В основу принципа систематизации положена Институция Гая. В 1-й книге со-держатся сведения о правосудии, праве, правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, о власти отца, об опеке и попечительстве. 2-я книга посвящена вещному праву: способам деления и свойствам вещей, способам их приобретения. Одновременно, сказано о завещаниях и легатах. В 3-й книге содержатся титулы о наследовании без завещания, степени родства, об обязательствах и отдельных видах договоров. Титулы 4-й книги посвящена обязательствам, защите прав (иски и интердикты). В заключении - перечислены обязанности людей и виды преступлений. Конституции (новеллы) Юстиниана (535-555 гг) - это самостоятельный сборник визан-тийского права. Составлен частными лицами и не имел официального характера. Самый крупный - состоит из 168 новелл, в т.ч. - 153 принадлежат Юстиниану. В период средне-вековья сборники новелл стали включаться в Кодекс Юстиниана.

Владение (pasessio) – реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Это состояние не могло быть временным, оно представляло собой прочное отношение лица к вещи. Только в этом случае владение получало защиту права.

Элементы владения:

1) субъективный (или волевой) – воля лица владеть вещью для себя;

2) объективный (или материальный) – реальное господство над предметом владения, т. е. фактическое обладание вещью.

Наличие первого элемента внешне не проявлялось, но предполагалось, если присутствовал второй элемент.

Владение как право существовало лишь настолько, насколько оно защищено правовыми нормами. В этом смысле различались владение (pasessio), в котором фактическое господство связано с намерением владельца осуществлять это господство подобно собственнику, и держание (defentio) – простое обладание вещью при отсутствии воли или с сознанием высшей власти над вещью другого лица, фактическая ситуация индивидуальной принадлежности вещи, взятая независимо от ее официального признания и защиты.

Виды владения:

– титульное, которому предшествовало законное основание (цивильное владение). Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности (usucapio), либо когда приобретение владения и собственности совпадали;

– беститульное – владельческая ситуация, когда у владельца отсутствовало намерение приобрести вещь в собственность. Это владение кредитора вещью, данной в залог; владение лица, которому вещь была дана на хранение на время процесса о собственности по соглашению сторон, с тем чтобы она была выдана победителю процесса; владение наследственного арендатора, когда договор не мог быть прекращен арендодателем до тех пор, пока уплачивается рента; прекарное владение – владение лица, которое владело вещью до первого требования собственника. Данный вид владения иногда именуют посредственным, поскольку перечисленные лица владеют «для других». В вышеперечисленных случаях владение совпадает с держанием, и держателям предоставляется владельческая защита;

– преторское. Претор мог до истечения срока давности предоставить владельцу защиту интердиктами. Такая защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью при наличии обоих элементов владения. Павел выделял виды владения:

– законное – при наличии юридического основания;

– незаконное – лишенное юридического основания, а также осуществляемое неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца, когда владение отнималось у предшествующего владельца тайно или удерживалось, несмотря на требование возврата прекаристом;

– недобросовестное, если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, но вел себя так, как будто вещь ему принадлежала. Для этого случая не действовало приобретение права собственности по давности и предъявлялись более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

– добросовестное, если он не знал и не должен был знать о неправомерности владения вещью.

Понятие аргумента и его содержание.Аргументы – в правильном доказательстве – это высказывания, истинность которых не вызывает сомнения, и при этом уверенность в их истинности имеет какие-то рациональные основания. Иначе говоря, аргументы – это такие высказывания, которые выражают знания человека о наличии или отсутствии соответствующих – утверждаемых или отрицаемых в этих высказываниях – ситуаций. Однако у разных людей может быть разное отношение к одним и тем же высказываниям. Для одних истинность высказывания очевидна, у других она может вызывать сомнения. Это обусловливает необходимость учитывать при осуществлении доказательства и вообще в процессе аргументации, применяемой в общении, характер аудитории, для которой она предназначена. Таким образом, в зависимости от аудитории правомерно употреблять в качестве аргументов то или иное множество высказываний.Множество высказываний, приемлемых для данной аудитории в качестве несомненно истинных или в качестве правдоподобных (когда речь идет лишь о более или менее достаточном подтверждении), а также совокупность приемлемых логических средств называется полем аргументации. Различают следующие виды аргументов:

1. Установленные общие положения. К ним можно отнести философские принципы, принципы рассматриваемой области науки, правила нравственности, нормы права.

2. Суждения, принимаемые в качестве очевидных (аналитически истинные утверждения, аксиомы, в юридической практике - презумпции и т.д.).

3. Удостоверенные суждения о фактах (в науке – данные наблюдения и эксперимента; в юридической практике – проверенные показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия и т.п.).

Эксцепция (exceptio) – исковое возражение ответчика, одна из дополнительных частей формулы (в формулярном процессе), не предусмотренная типичной формулой иска. Это не отрицание иска, а возражение, основанное на определенных фактах, при доказанности которых истец мог проиграть иск. Эксцепция – одно из эффективных средств защиты ответчика. Наиболее распространенной былаэксцепция об обмане. Например, под влиянием обмана куплено больное животное, погибшее у покупателя, который отказался уплатить покупную цену, о взыскании которой предъявлен иск.Эксцепция – средство борьбы справедливости против консерватизма старого права, – говорил Гай.

17. Кодификация римского права. Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

В начале IV в. на базе работ Ульпиана был разработан учебник – переработанные сочинения Павла «Синтенции» в Дигестах.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).

В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.

Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г., под названием «Дигест» (от лат. digеsta – «собранное»), или «Пандект» (от греч. pandectac – «все вмещающее»). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить общие принципы римского права – в целях как учебных, так и идейно-политических, результатом чего стали «Институции». В 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи.

После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась – все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.012 с.)