Развитие современной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие современной экономики



История возникновения

Слово «ЭКОНОМИКА» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Само название науки, являющееся древнегреческим, говорит о том, что появилась экономика на свет благодаря древнегреческим ученым, философам и историкам.

Можно сказать, что все началось с Сократа (470 -390 до нашей эры). Однако этот философ проповедовал на улицах и площадях, поэтому не оставил после себя никаких письменных работ. По официальному обвинению Сократ •был казнен (принял яд цикуты) за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе (видимо, развращать в старом духе было можно).

Дело Сократа продолжили два его знаменитых ученика - Ксенофонт и Платон, которые и рассказали людям об учении Сократа и его деятельности.

Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями», потому что они рассказывают о Сократе и его учении. Эти произведения являются незаменимым источником не только по социальной и политической, но и по экономической истории Греции.

Кроме того, продолжая научные исследования Сократа, он написал следующие произведения.

«О доходах», в котором попытался найти выход из экономических трудностей Афин;

«О домашнем хозяйстве», в котором дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. По сути, это и есть уже экономика.

Платон (около 428-348 до нашей эры)организовал свою знаменитую Академию (слово академия происходит от имени мифического героя Академа) и создал большое количество различных произведений, большинство из которых написано в форме диалога, одним из участников которого является Сократ. В своих произведениях он тоже пытается осмыслить роль денег и правила мудрого ведения домашнего и государственного хозяйства.

Одним из «выпускников» Академии Платона оказался древнегреческий философ и ученый Аристотель (около 384-322 до нашей эры), в последующем воспитатель и наставник Александра Македонского, который по праву считается родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах.

Аристотель начал свои научные изыскания в области экономики с исследования товарно-денежных отношений и вплотную подошел к пониманию разницы между натуральным хозяйством, при котором люди производят все необходимые вещи и продукты питания для самого себя, и товарным производством, при котором люди производят вещи для продажи (запомните, товар -»то продукт труда, который произведен не для себя, а именно для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определенных исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке).

Анализируя вопрос купли-продажи, Аристотель заявил о том,что существуют два вида богатства.

Первый вид богатств, по его мнению, образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством.

Если он продаст часть произведенной продукции, то полученные за них деньги тоже будут являться первым видом богатства, потому что эти немногочисленные деньги он потратит на приобретение необходимых вещей.

Однако в мире существуют еще и посредники, которые ничего не производят, а только покупают продукцию у одних и перепродают ее другим. У этих посредников тоже возникает богатство от перепродаж. Такое богатство, по мнению Аристотеля, относится уже ко второму виду, потому что данное богатство накапливается ради самого богатства.

Первый' вид богатства Аристотель называл естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этим богатством.

Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.

В связи с этим, Аристотель разделил экономическую науку на две части: экономию и хрематистику. Экономия должна изучать естественные процессы (производство потребительных стоимостей), а хрематистика должна изучать противоестественные процессы (крупную торговлю, занимающуюся перепродажей товаров, и накопление денег в большом количестве). К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

При восприятии утверждений Аристотеля мы должны отдавать себе отчет в том, что свои научные выводы по экономике он делал еще до нашей эры и при этом являлся первопроходцем в данной отрасли знаний.

В то время еще не существовало такого понятия, как энергия, и Аристотель не мог тогда сделать вывод о том, что деньги (богатство) обладают потенциальной энергией, потому способны совершать работу. А работа, совершенная в интересах человека, является благом для человека. Именно поэтому Аристотель не мог сменить своего отрицательного отношения к хрематистике (к накоплению крупного богатства, к крупной торговле) на положительное.

Тем не менее работы Аристотеля привели к появлению такой науки, как экономика, а желание отделить хрематистику от экономии привело Аристотеля к необходимости сделать научный анализ таким понятиям как товар и обмен.

Дальнейшие размышления Аристотеля привели его к мысли о том, что существует как бы две стоимости товаров.

Одна стоимость (производственная) формируется из тех затрат, что понес человек при изготовлении товара (при изготовлении двери человек тратит дерево, краску, гвозди, свой труд, свое время и т.д.)

Вторая стоимость (потребительная) формируется из желаний и способностей людей приобрести этот товар. Предположим, человек затратил на изготовление двери 100 рублей, плюс две недели своего рабочего времени, но люди на рынке эту дверь не покупают до тех пор, пока цена не окажется равной 80 рублям. Или наоборот, люди с радостью покупают эту дверь за триста рублей. Другими словами, потребительная стоимость двери не зависит напрямую от производственной стоимости, и в первом случае она равняется 80 рублям, а во тором - 300 рублям. Потребительная стоимость возникает не из затрат производителя, а из желаний и денежных возможностей покупателей.

Все эти размышления приводят Аристотеля к мысли о том, что в процессе производства и продажи товаров приходится сравнивать между собой несравнимые вещи:

двухнедельный труд человека сравнивается с пятью килограммами краски, для того, чтобы определить, что из них дороже. Красивое ожерелье сравнивается с полезной сохой и т.д.

В результате Аристотель приходит к выводу о том, что сравнить эти вещи между собой помогут деньги и ничто другое.

К. Маркс считал учение Аристотеля вершиной древнегреческой философии и писал о нем следующее:

«Гении Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Современная экономика

Традиционная экономика

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить

Отсталая технология производства

Преобладание ручного труда

Многоукладность экономики

Консерватизм и неприятие ново­введений

2) плановая экономика

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти

Отсутствие у производителей свободы выбора

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства

(+) Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне»

(-)Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления-Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления

Рыночная экономика

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания

Преобладание частной собствен­ности

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами

Свободная конкуренция

Минимальное влияние государства

(+)
Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка») Свобода выбора и деятель­ности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяю­щимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса

(-) Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам

Переходная экономика


Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

(+) Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями

Обеспечение политиче­ской стабильности Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки

 

(-) Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики


Рынок:

Сущность

Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

· рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

· рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

· рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

· рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

· свобода экономической, хозяйственной деятельности;

· многообразие форм собственности;

· примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

· рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

· договорные отношения;

· конкуренция;

· открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Роль

 

1. рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести

2. рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.

3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.

4. Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.

Функции

1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.

2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.

3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.

4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.

5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.

6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.

 

Структура

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

 

 

Собственность и его формы:

Спрос

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране

 

Закон спроса может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.

Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.


Предложение

Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.

Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение — это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение – это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие спроса и предложения — это равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе говоря, это совпадение планов покупателей и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения. Различают следующие виды рыночного равновесия:

1. стабильное — равновесие, колебания которого незначительны и отклонение от которого приводит к возвращению в то же состояние;
2. неустойчивое — равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее состояние;
3. мгновенное — равновесие, которое создается в ситуации, если спрос на какой-то товар вдруг вырос, а предложение осталось прежним;
4. краткосрочное — равновесие, которое создается в ситуации, когда число предприятий на данном рынке не меняется, а предложение несколько увеличивается, но не надолго;
5. длительное — равновесие, при котором предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу.

Кривая спроса предложения

1.Спрос на товар и его предложение. Кривые спроса и предложения.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием эффективного функционирования субъектов экономических отношений является их экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения основ рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано. А в начале рассмотрим два следующих вопроса: 1) как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара? и 2) каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны? Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласиться купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.

 

 

Изобразим эту зависимость между ценой товара P и величиной спроса на товар Q графически в виде кривой D (рис. 1.).

Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене P1 0величина спроса составляет Q1, то при снижении цены на товар до P2 величина спроса на него может увеличиться до Q2 и т.д. Важно напомнить, что в данном примере показано изменение величины спроса при изменении цены для фиксированного дохода.

Полученная кривая иллюстрирует закон убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом доход и все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество товара, то при прочих равных условиях, он может быть полностью реализован только по менее высокой цене. Эта зависимость может быть выражена в общем виде: Qd=f(P), где Qd - величина спроса; P - цена.

Функция спроса - функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) денежных доходов потребителя; 2) изменение цен товаров - субститутов и комплиментарных товаров; 3) изменение вкусов и предпочтений; 4) ценовые и дефицитные ожидания; 5) колебание расходов на рекламу; 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др. Спрос является функцией всех этих факторов. Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 2).

 

 

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой спроса D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и т.д. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D1.

Понижение цены продукта приводит к двум следствиям, в свою очередь обуславливающим рост количества продукции, на которую предъявлен спрос.

1. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены хлеба в 3 раза (с 3000 до 1000 руб. за одну булку) вы на свой постоянный доход в 30000 рублей сможете купить уже не 10 булок, а 30 булок хлеба. Если же вы хотите сохранить свое потребление на прежнем уровне, т.е. только 10 булок, то на "высвобожденные" деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Понижение цены товара делает нас реально богаче и позволяет расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

2. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемов спроса потребителя. Снижение цен на хлеб, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с макаронами и т.д. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие макароны покупкой более дешевого хлеба и купит его не 10, а 15 или 20 булок.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действует в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют низкокачественные товары, чьи потребительские качества не высоки (низкокачественные папиросы и сигареты, китайский ширпотреб и т.д.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действует в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения "перевесит" эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышение спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена (парадоксом Гиффена), а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910 гг.). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - увеличивается (как в случае с картофелем). Подтверждение парадокса Гиффена наблюдается в современной России.

Когда дорогостоящие товары пользуются престижным спросом, то и они при росте цен покупаются в силу фетишизации социального статуса. Эти товары ценятся по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха. Характерно, что снижение цен на престижные товары может уменьшить их привлекательность и спрос на них. Такое отклонение на рынке получило название "эффект Веблена".

Закон постепенного убывания спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Причины этого связаны, прежде всего, с ограниченностью доходов покупателей. Если при высокой цене на товар его могут покупать лишь богатые люди, то понижение цены, во-первых, приносит новых покупателей; во-вторых, каждое понижение цены может побудить каждого потребителя товара совершить дополнительные покупки, пока потребность в нем не удовлетворена полностью.

Если рассмотреть рыночную ситуацию со стороны продавцов, то заметна обратная картина. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически эта закономерность изображена на рис. 3. Кривую S называют кривой предложения. Кривая предложения - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

 

 

Увеличение производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен производитель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть выражена в общем виде функцией Qs = f(P)

Вместе с тем, следует иметь в ввиду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны, тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы, с другой стороны, тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы, с другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривая предложения может смещаться.

 

 

Главный фактор, воздействующий на предложение - издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий производства удается снизить издержки производства, кривая предложения S смещается вправо вниз (рис. 4). Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает с Q1 до Q2.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 5а).

В условиях короткого периода повышение спроса приводит к росту цен, увеличению объема производства, т.к. фирма может изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 5б).

В условиях длительного периода увеличение спроса вызовет значительный рост предложения при постоянных ценах и несущественном повышении цен (рис. 5в).

 

 

1. Цена равновесия.

В ходе развития рынка происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей.

Рассмотренные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить эти кривые. Если наложить друг на друга два графика, показывающие изме-нение спроса и предложения товара, то получим график, показывающий изменение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке встречи E (рис.6) спрос Q1с равен предложению Q1п (Q1= Q1c = Q1п) и цена P является ценой равновесия.

 

 

Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и производители и потребители. При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку AB).

Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене P3 ниже цены равновесия P1 спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. На рис.6 стрелками показано поведение производителя (продавца) - кривая S и покупателя D при различных ситуациях на рынке товаров. Лишь в точке E достигается устойчивая цена, которая может сохраняться определенное время.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.

 

 

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя можно изобразить через площадь Pmax EPE (рис. 7).

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Разница между выручкой (площадью OPEEQE) и совокупными издержками (площадью OPminEQE) составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным.

 

 

Устойчивое равновесие в свою очередь бывает абсолютным и относительным. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены, относительное - при небольших отклонениях от нее(рис. 8а, 8б).

Если равновесие достаточно лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом устойчивость достигается лишь в интервале P2 до P3 (рис. 9а). Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис. 9б), устойчивость носит глобальный характер.

 

 

Существуют и другие виды равновесия.

Итак, в состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Еще раз напомним, что равенство спроса и предложения - это теоретическая абстракция, в реальной хозяйственной практике такое совпадение наступает редко. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма. В частности, анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма, которая (экономическая свобода) подразумевает, во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения и, в-четвертых, свободу ценообразования.

Экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное (по одному товару), так и общее (по всем товарам) равновесие.


Рыночная конкуренция и ее виды.

- конкуренция, как ключевая категория рынка;

Конкуренция– это соперничество между эк. агентами за лучшие условия приобретения благ и ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.151 с.)