Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория Меркантилистов и физиократов.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Теория Меркантилистов и физиократов. Исторически первой школой экономической теории был меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец) - родоначальником которого стал французский экономист Антуан де Монкретьен. Принято считать, что экономика как самостоятельная наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. его книги «Трактат политической экономии». Меркантилисты все внимание уделяли сфере денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации. Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) дали начало новому направлению экономической теории, получившему название школы физиократов. Физиократы впервые предметом своего анализа сделали процесс производства, а не сферу обращения. Однако единственной производительной силой они считали сельскохозяйственное производство, и не смогли объяснить процесс создания новой стоимости в промышленности. В основу теории физиократов положено учение о «чистом продукте», под которым они понимают все то, что человек получает от природы, занимаясь сельским хозяйством. Источником богатства у физиократов является натуральное хозяйство на земле.
Классическоя школа полит. экономии; Марксистская эконом. Теория. Родоначальником классической политической экономии в Англии был Уильям Пети. Наиболее весомый вклад в развитие классической экономической теории внес шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 – 1790 гг.) Он жил в экономически более развитой стране и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Адаму Смиту принадлежит тезис о «невидимой руке», согласно которому «рынок – это саморегулируемая система, способная прийти в равновесное состояние исключительно под воздействием спроса и предложения и механизма свободного ценообразования, без вмешательства государства». Продолжателем учения А. Смита былДавид Рикардо (1772 – 1823 гг.).В разработке теории трудовой стоимости он показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство.
Классическая английская школа политической экономии раздвоилась на марксистскую политическую экономию и «буржуазную». Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – немецкий мыслитель-экономист создал теоретическую концепцию, получившую название марксизм или теория научного социализма (коммунизма). Эта теория явилась важным этапом в развитии политической экономии. Главные открытия Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически преходящий характер капитализма как формации. Кейнсианство и монетаризм. Ухудшение экономического положения в западных странах в конце 20-х годов XX века привело к самому разрушительному экономическому кризису в истории капиталистических стран, получившему название «Великая депрессия» (1929 – 1933 гг.). На сцену экономической мысли вышло новое направление экономического анализа – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Название этой новой экономической теории связано с именем английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946 гг.). Его книга «Общая теория занятости, процента и денег», произвела подлинную революцию в экономической науке и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа. «Позитивная наука, — писал Дж.М Кейнс, — может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть». Кейнс главную причину безработицы и макроэкономической нестабильности видел в том, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, поскольку не может обеспечить «эффективный спрос». Он констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и факторов, влияющих на его изменение.
Монетаризм – это школа экономической мысли, сторонники которой утверждают, что нарушения функционирования денежного сектора являются главной причиной нестабильности экономики. Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента по кредитам. Признанный глава монетаристской школы – профессор Чикагского университета (США) Милтон Фридмен.
Неоклассическое направление; Институционально-социологическое напр-е. Основоположника неоклассического направления Альфреда Маршалла (1842 – 1924 гг.). В рамках неоклассического направления был разработан принцип функциональных соотношений экономических процессов, и получивший название «экономике».Опираясь на закон рынков французского экономиста Жана Батиста Сэя (1762-1832 гг.), согласно которому предложение продукта всегда создает спрос на него, неоклассики сформулировали положение о том, что спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования. При этом, центральное место занимала проблема рыночного формирования цен. Институционализм - одно из ведущих направлений современной экономической мысли, рассматривающее экономику как неравновесную систему, все основные структуры которой подвержены постоянным социальным изменениям. Основоположником является американский экономист Т. Веблен. В послевоенное время институционализм возродился в работах Джона Гелбрейта. Веблен выделял две стадии развития рыночного хозяйства. На первой стадии происходит раскол между бизнесом и индустрией, то есть между собственниками капитала и организаторами производства. на второй стадии рыночной системы - к власти приходит Техноструктура. Основным в своих прогнозах Веблен ставит неуклонное ускорение научно-технического прогресса и возрастание роли инженерно-технической интеллигенции, неотвратимость “паралича старого порядка” и перехода власти к представителям инженерно-технической интеллигенции.
Методология и методы экономической теории. 1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом. 2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления. 3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом. 4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
Потребности. Ресурсы. Блага Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение — конечным результатом. Необходимость постоянно удовлетворять потребности – свойство человеческого общества, каждого человека. Потребности многообразны. Потребности можно классифицировать по различным критериям: · Потребности в средствах существования, · Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образовании, культуре, досуге и т.д.). · Потребности в средствах деятельности (предметы для производства товаров, услуг и т.д.). · Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши и т.д). Возможны и другие классификации потребностей: по виду удовлетворения (индивидуальное, коллективное); по альтернативности удовлетворения потребностей и т.д. С точки зрения экономики особенно важно отметить принципиальное свойство изменения потребностей — с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Ресурсы — это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному: · Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение. · Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д. · Людские ресурсы с их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями. · Денежные, золотовалютные и другие ресурсы. · Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д. Благо — это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, который способен в конечном счете удовлетворить определенные потребности потребителя или может быть использован производителем для соответствующих целей. Благами являются как вещи, так и их свойства. В рыночной экономике их обычные названия — товары и услуги.
Типы и формы собственности Различают типы и формы собственности на средства производства: частную и общественную. Частная собственность выражает отношения обособленного присвоения средств производства, а, следовательно, и его результатов, отдельными субъектами – собственниками данных средств. Частная собственность выступает как: частная индивидуальная трудовая собственность, основанная на личном труде собственника и труде членов его семьи; частная собственность, основанная на применении наемного труда. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. В рамках частной и общественной собственности существуют многообразные формы собственности: 1) Собственность государственная – имущество, принадлежащее государству, главным образом на такие объекты, функционирование которых оказывает решающее влияние на развитие экономики страны. Государственная собственность может быть общенародной, или региональной. 2) Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее органам местного самоуправления. 3) Собственность граждан – имущество граждан (предметы потребления, средства производства для ведения подсобного хозяйства, жилье, предметы домашнего хозяйства, средства передвижения и т.п.). 4 ) Собственность коллективная и корпоративная – имущество, принадлежащее нескольким совладельцам. К коллективной собственности относятся предприятия товариществ, к корпоративной -акционерных обществ. 5) Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами.
Теория Меркантилистов и физиократов. Исторически первой школой экономической теории был меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец) - родоначальником которого стал французский экономист Антуан де Монкретьен. Принято считать, что экономика как самостоятельная наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. его книги «Трактат политической экономии». Меркантилисты все внимание уделяли сфере денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации. Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) дали начало новому направлению экономической теории, получившему название школы физиократов. Физиократы впервые предметом своего анализа сделали процесс производства, а не сферу обращения. Однако единственной производительной силой они считали сельскохозяйственное производство, и не смогли объяснить процесс создания новой стоимости в промышленности. В основу теории физиократов положено учение о «чистом продукте», под которым они понимают все то, что человек получает от природы, занимаясь сельским хозяйством. Источником богатства у физиократов является натуральное хозяйство на земле.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.022 с.) |