Духовная сфера: состав и роль в общественной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная сфера: состав и роль в общественной жизни.



К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, так же духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми.Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей — их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. виды духовных отношений: ознавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

45. Идеология как форма ценностного освоения бытия. Идеология - совокупность понятий, суждений, идей, учений, торий, мнений, воззрений человека, групп людей на социальную реальность и свое место в ней. В отличие от философии, которая тоже занята решением сходных проблем, идеология осмысливает социальную реальность в тесной связи с интересами и потребностями определенной общности людей (социальных слоев, этносов, классов, населения той ли иной страны, всего человечества). Через идеалы и ценности она выражает их отношение к данной реальности. идеология – это такое мысленное конструирование реальности, которое имеет практическое значение.Идеология функционирует в тесной связи с философией и наукой. Философия, включая систему ценностей, помогает идеологии решать ее задачи применительно к условиям и ценностям конкретной общности, а также выводит ее за рамки собственного бытия, ориентируя на более широкий подход к действительности. С наукой:1)Идеология учитывает данные наук, но не использует их методы при своем обосновании. Она пронизана интересами определенной социальной общности, поэтому утопична, иррациональна 2)Идеология консервативнее, догматичнее науки. Незыблемость идеологии – важнейший ее принцип. Функции идеологии. 1) Осуществляет постановку целей и задач, вырабатывает мысленную конструкцию будущего, новой действительности, отвечающей надеждам конкретной социальной общности. Это происходит прежде всего через выработку идеала. 2) Способствует политической и социальной консолидации, или, наоборот, препятствует ей в зависимости от положения общности, которую она представляет. 3)Программирование человеческого поведения путем манипулирования сознанием

46. Философия и религия:

Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям. Обычно выделяют основные компоненты религии: 1) обыденное сознание верующих и теоретически систематизированная часть религии, называемую богословием или теологией; 2) религиозная деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее в себя культовые и внекультовые действия; 3) отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами; 4) религиозные институты и их организации, главной из которых является церковь. Религия выполняет мировоззренческую функцию – дает определенные объяснения природы, общества и человека, т.е. мира в целом. Спасательно – компенсаторную функция религии обещающает человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни. Регулятивная функция дает человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические. В настоящее время есть проблема взаимоотношения религиозной веры и рациональности.Религиозное познание основано на акте откровения, причем, что очень важно, религиозная реальность открывается как реальность персоналистическая. Не безликое и безграничное нечто, не бытие, а живая личность, которая обращена к человеку. Поэтому в отличие, скажем, от рациональной философии и науки методика религиозного познания строится на принципе диалога.

Философия в отличие от религии не ориентирована на личные интересы и личные переживания в постижении бытия и жизни, в поисках первоосновы мира. Она к тому же – критична и требует доказательности. философия и религия - близки как формы мировоззрения, но в то же время по форме существования и по задачам они различны.

 

47. Проблема развития общества Жизнь общества – это сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. проблема социального детерминизма и включает в себя: 1) вопрос о закономерных и незакономерных, причинных и непричинных связях, о необходимости и случайности, динамических и статистических закономерностях и др.; 2)обусловленность общественного развития, т.е. причины, факторы, обеспечивающие саморазвитие общества.

эти вопросы решались по-разному. Широкое распространение получили версии, видевшие в основе общества идеальные мотивы.Точка зрения, выраженная в «теории насилия», предполагала в качестве движущей силы истории войну, насилие, грабёж и т.п В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная. Формационная концепция берёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Складывающиеся на определённой ступени развития общества производственные отношения составляют базис и формируют надстройку общества. Надстройка оказывает обратное влияние на базис. Цивилизационный подход, предложенный А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются: 1)вызов, брошенный цивилизации из вне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.); 2) деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных процессов, он, в конечном счёте, осуществляет переход от одного периода истории к другому. Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Это – деятельность людей, раскрытая с точки зрения её внутреннего механизма, её факторов и причин.

 

 

Понятие кульутры

Первоначально культурой обозначали способ обработки земли и возделывания растений. Начиная с XVII века под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Понятие «культура» приобрела два ведущих значения: 1)Сложившаяся в веках историко-культурная целостность какого-либо народа.; 2)Сфера высших человеческих действий – духовной формы проявления человека (научной, художественной, нравственной и т.д.)

подходы к определению понятия «культура».При аксиологическом (ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества.При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, обеспечивающий социальное наследие. Гуманитарный подход направлен на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке. В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.В деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.008 с.)