Рынок: его сущность, функции, виды, типы, формы и субъекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: его сущность, функции, виды, типы, формы и субъекты.



Рынок – необходимый элемент рыночной экономики. Причины его возникновения и развития:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность (независимость) производителей (частные субъекты – это конкретный случай независимости);

· свобода – личная, предпринимательской деятельности.

Среди множества определений рынка, существующих в экономической литературе, можно выделить два, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени характеризуют его сущность, в том числе:

· рынок – это механизм, осуществляющий контакт между покупателями и продавцами на основе свободных рыночных цен, определяемых спросом и предложением, и прибыли, увеличение которой любыми путями является целью свободных предпринимателей;

· рынок – это экономический процесс, который через взаимодействие спроса и предложения приводит к образованию цены.

Рынок выполняет ряд функций, к числу которых относятся:

· Информационная – дает информацию о качестве, цене и т.д.

· Посредническая - связывает производство и потребление.

· Ценообразующая - на рынке устанавливается цена, которая отражает общественно необходимые затраты труда.

· Регулирующая – рынок оказывает воздействие на все сферы экономики (производство, обмен, потребление, распределение),

· Санирующая – рынок очищает общественное производство от слабых экономически неустойчивых нежизнеспособных хозяйственных единиц и дает возможность проявить себя более предприимчивым хозяйственным единицам.

К основным элементам рынка относятся: а) субъекты, т.е. те, кто действуют на рынке (или основные сектора экономики):б) объекты, т.е. то, с чем происходят операции обмена (товары, услуги); в) деньги (обслуживают товарообмен); г) конкуренция; д) спрос и предложение; е) цены.

Среди субъектов рынка различают:

· Домашние (семейные хозяйства), а также церковь, партии, профсоюзы: выступают как покупатели на рынках товаров и услуг (субъекты со стороны спроса) и как продавцы на рынке факторов производства (субъекты со стороны предложения).

· Фирмы (предпринимательский сектор): поставляют на рынок товары и услуги (субъекты предложения) и покупают ресурсы (субъекты спроса).

· Государство выполняет определенные функции: предоставляет услуги предназначенные для общества в целом, и, в основном, без какого-либо непосредственного денежного вознаграждения, а финансируется за счет взимания налогов с остальных секторов.

· Заграница включает все взаимоотношения, выходящие за пределы национального хозяйства.

Между этими секторами совершается движение товаров (услуг) и денег, которое для нормального функционирования должно быть непрерывным, но в этом движении могут возникать сбои. Для того чтобы этого не случилось и создается инфраструктура рынка, которую образует комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение задач товарно-денежного кругооборота между домохозяйствами и фирмами. К ним относятся:

· Биржи (валютные, товарные, труда, фондовые),

· Торговые институты (торговые дома, магазины оптовой и розничной торговли),

· Кредитно-финансовая система (банки, фонды),

· Государственные финансы,

· Налоговая система,

· Аудиторские, консалтинговые, рекламные и др. агентства.

Таким образом, инфраструктура рынка состоит из различных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Роль этих элементов далеко не равнозначна. Например, аудиторские и консалтинговые компании не могут серьезно повлиять на рыночную ситуацию в целом, биржи уходят в прошлое, а кредитные институты и налоговая система остаются мощными факторами воздействия на положение дел в рыночной экономике.

Рынок - это система отдельных, взаимосвязанных рынков, элементов “большого рынка”. Таким образом, отдельные рынки образуют его структуру.

В классификации системы рынков различают: виды, типы, формы (модели) рынков.

1 Виды рынков классифицируются по следующим критериям:

1.1 С точки зрения территориального признака, (т.е. локализации отношений купли-продажи):

· Местный рынок (в пределах города, села)

· Национальный рынок (внутренний, страновой, т.е. в пределах страны)

· Континентальный (например, африканский)

· Региональный (например, рынок Красноярского края)

· Мировой (всемирный, планетарный)

1.2 В зависимости от объекта купли-продажи:

Рынок средств производства (инвестиционный рынок)
Рынок духовных благ
Рынок технологий
Рынок услуг
Рынок товаров
Рынок ценных бумаг
Кредитный (долго- и среднесрочного кредита)
Денежный
Производственные услуги

 

Потребительский рынок
Рынок труда (рабочей силы)
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)
Непроизводственные услуги

 

 


Все виды рынков могут быть дифференцированы до отдельных предметов. Например, рынок меди, рынок цемента, стали и т.п.

1.3 По доступу к рынку:

· Рынок со свободным доступом.

· Рынок с ограниченным доступом (требуется лицензия)

1.4 По организации рынки делятся:

· Рынок организованный (биржа, аукцион)

· Неорганизованный рынок (внебиржевые рынки)

1.5 С точки зрения господства на рынке в области диктата цен различают:

· Рынок продавца

· Рынок покупателя

2 Для типов рынков используют два критерия:

2.1 С точки зрения механизмов хозяйственного регулирования;

2.2 С точки зрения обобщения качественных характеристик рынков в модель, на основании которых выделяют:

· Совершенный рынок, т.е. никем нерегулируемый (большое число продавцов и покупателей; свободная, неограниченная конкуренция)

· Несовершенный рынок связан с ростом экономической мощи крупных корпораций и расширением сферы государственного регулирования (т.е. представляет определенное сочетание конкуренции и монополии).

В условиях совершенного рынка все участники торговых сделок действуют в соответствии с экономическими принципами: максимизации прибыли, удовлетворения потребностей, соразмерности и т.п., в силу чего данный рынок должен обладать следующими качественными характеристиками:

· Гомогенность товаров, т.е. все товары должны быть однородны в отношение их качества, внешнего вида и упаковки, для того чтобы цена была однозначно сопоставима.

· Отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера, чтобы условия конкурентной борьбы были одинаковы для всех продавцов и покупателей.

· Полная прозрачность рынка, т.е. свободный доступ к информации (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей)

· Покупатели и продавцы встречаются не только в одном и том же месте, но и в одно и то же время (рынок наличного товара), так чтобы каждый из них мог без промедления реагировать на все изменения на рынке (время для адаптации ровно 0). Примером совершенного рынка является биржа.

Несовершенный рынок – это рынок, где не соблюдаются хотя бы одно условие совершенного рынка. Сюда относятся большинство реально существующих рынков. С точки зрения механизмов хозяйственного регулирования все рынки регулируемы.

3 С точки зрения количественного распределения числа участников торговых сделок на стороне предложения и спроса выделяются формы рынка, на которых процесс ценообразования протекает различно в зависимости от того, если на стороне предложения и спроса выступает много, несколько или даже один участник рыночных операций. Так, монополист будет оказывать сильное влияние на цену, тогда как полиполист (один из многих) продавцов на рынке, в силу своей малой доли участия вынужден просто соглашаться с преобладающей рыночной ценой.

· Со стороны предложения (S) или продавцов:

- монополия (монос-один, полео-продаю) – один продавец;

- полиполия (много продавцов и покупателей);

- олигополия (несколько продавцов и много покупателей);

- двусторонняя монополия (один продавец и один покупатель);

- ограниченная монополия (один продавец и несколько покупателей);

- двусторонняя олигополия (несколько продавцов и несколько покупателей.)

· Со стороны спроса (D) или покупателей:

- монопсония (монос - один, псония - покупаю) – один покупатель (монополия спроса) и много продавцов;

- олигопсония – несколько покупателей (олигополия спроса) и много продавцов;

- ограниченная монопсония (один покупатель и несколько продавцов).

Для лучшего понимания все эти формы (модели) рынка можно представить в виде схемы.

Предложение Спрос Много Несколько Один
Много Полиполия (совершенная конкуренция) Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония (олигополия спроса) Двусторонняя олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония (монополия спроса) Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

На практике существуют бесчисленное множество рынков, которые различаются между собой числом участников рыночных операций, постановкой целей и поведением. Но в экономической теории, как правило, анализируются четыре основные модели рынка: полиполия (совершенная конкуренция, или чистая конкуренция), олигополия, монополия, монополистическая конкуренция.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.016 с.)