Общая и предельная полезность. Законы Госсена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая и предельная полезность. Законы Госсена.



Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Законы Госсена:

  • Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.
  • Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров

28 Теория предельной полезности и построение кривой спроса.

Теория предельной полезности (Theory of marginal utility) – это теория, которая определяет существующие на рынке закономерности поведения потребителей, формирование самого спроса и вид кривой спроса на графике, отражающем спрос и предложение.

Кривая спроса (demand curve) (D) — графическое изображение взаимосвязи между рыночной ценой и количеством, которое по этой цене покупатели будут согласны приобрести данный товар.

Кривая спроса иллюстрирует закон спроса.

Кривая спроса

На графике, где на вертикальной оси будет отложена цена, а на горизонтальной — количество товара, спрос будет представлен наклоняющейся вниз кривой, отражающей тот факт, что по мере снижения цен на товары и услуги количество их покупок будет воз растать и наоборот, по мере роста цен количество покупаемых товаров и услуг будет сокращаться.

Как видно на графике, если при цене P1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до P2 величина спроса увеличится до Q2.

Потребительский выбор состоит из 3х этапов:   1) анализ потребительских предпочтений; 2) анализ бюджета потребителя; 3) собственно выбор  

29. Концепция кривых безразличия и предпочтения потребителя. Виды кривых безразличия.

Система предпочтений потребителя описывается концепцией кривых безразличия.  
Кривая безразличия (кривая равной полезности) кривая, отражающая множество наборов продуктов, потребление которых приносит потребителю одинаковую полезность
Функция полезности порядковой теории   TU = f(U1, U2,...Un)   U1, U2,...Un− кривые безразличия: U1 − самая близкая к началу координат Un − самая отдаленная от начала координат  
упорядоченное множество кардиналистских функций, устанавливающих порядок уровней благосостояния с точки зрения общей полезности потребительских наборов
  СВОЙСТВА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ  
• через любую точку в пространстве товаров можно провести кривую безразличия с одинаковой полезностью представленных наборов (аксиома (1) сравнимости); • кривые безразличия не пересекаются.   По определению кривой безразличия A = B, A = C. Тогда по аксиоме (2) транзитивности B = C. Но B < C, значит, кривые безразличия не могут иметь общую точку, т.к. один и тот же набор A не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности (аксиома (3) рефлексивности); • совокупность кривых безразличия с одинаковой полезностью составляет карту безразличия. Чем дальше от начала координат находится кривая безразличия, тем бόльшему уровню благосостояния она соответствует (аксиома (4) ненасыщаемости); • кривые безразличия имеют отрицательный наклон: уменьшение количества одного блага должно быть заменено увеличением количества другого блага для сохранения общей полезности данного набора благ; • кривые безразличия выпуклы к началу координат: их наклон уменьшается по мере роста потребления какого-либо блага, что объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтения потребителя товаров, входящих в набор, и измеряется предельной нормой замены (MRS). Предельная норма замены показывает, на сколько можно сократить потребление блага Y при увеличении потребления блага X на единицу, сохраняя общую полезность данного набора.  

 

 

  │U − const Движение от A к B распадается на 2а шага: A → C (∆ Y) и C → B (∆X). Уменьшение количества Y (AC) при X– const движет индивида к более низкой кривой безразличия (U1 → U2), общая полезность TU уменьшается на величину (U1 – U2). Т.к. MUY = (U1 – U2)/AC, то (U1 – U2) = MUY×AC. Аналогично: увеличение количества X повышает TU: (U1 – U2) = MUX × CB. Взятые вместе, эти выражения: AC/CB = MUX/MUY = MRS = (–∆ Y)/ (∆X)

 

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ КОНФИГУРАЦИИ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
Абсолютные субституты, MRS = 1 (const)   Абсолютные комплементы, MRS=0 Вогнутые предпочтения (растущая MRS): "чем больше есть, тем больше хочется"

 

 
Наборы товаров с безразличным благом Y = 0 рис. а X= 0 рис. б Безразличное благо − это благо, к которому потребитель полностью равнодушен Благо Y и антиблаго X
Кривые безразличия для набора из блага Y и антиблага X имеют положительный наклон, т.к. потеря полезности от увеличения антиблага X должна компенсироваться приростом полезности от увеличения блага Y. При этом бόльшая полезность соответствует кривым безразличия выше и левее (ближе к оси Y): меньше антиблага X при том же количестве блага Y.  

30. Эффект замены и эффект дохода, их воздействие на объем спроса.

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

31. Построение линии «цена-потребление». Обыкновенные товары и товары Гиффена.

 

Линия цена-потребление проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая индивидуального спроса.

Кривая «цена-потребление»

Кривая индивидуального спроса на товар х.

(х – нормальное благо)

 

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.

32. Построение линии «доход-потребление». Кривые Энгеля.

Линии «доход-потребление» и кривая Энгеля используются для анализа ситуации, при которой Рх и Ру постоянны, но меняется доход потребителя.

При увеличении реального дохода потребителя происходит равномерное смещение бюджетной линии вправо и вверх. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».

Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.

Для различных товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных [т.е. товаров неэластичного спроса]) линия имеет различный наклон.

Потребление нормальных благ с ростом дохода увеличивается, и кривая имеет положительный наклон (как на предыдущем рисунке).

Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:

Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.

Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.

Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:

Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:

Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.

Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.

Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:

33.Ординалитская теория полезности.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой является кардиналистская (количественная) теории полезности.

Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

№31,32

Изменение дохода и цен: кривые "цена − потребление" и

"доход − потребление". Кривые Энгеля

 

  Изменение цен и дохода вызывает сдвиг бюджетной линии  

 

Изменение цен товаров при неизменном доходе вызывает поворотбюджетной линии вокруг точкиее пересечения с противоположной осью, на которой откладывается количество блага другого вида, цена которого не изменяется. При этом изменяется угол наклона бюджетной линии.
 

 

Каждой бюджетной линии соответствует своя кривая безразличия. В результате изменения цены устанавливаются новые точки оптимума. Кривая, соединяющая точки оптимума, называется кривой "цена− потребление" (Price-Consumption-Curve, PCC)

 

         
Кривая PCC для субститутов имеет отрицательный наклон   Кривая PCC для комплементов имеет положительный наклон Кривая PCC для независимых товаров является горизонтальной линией

 

 

  Кривая "цена− потребление" является основой для построения кривой индивидуального спроса на данный товар при изменении его цены и неизменности цены другого товара и дохода потребителя  
     

 

 

Изменение дохода при неизменности цен товаров сдвигает бюджетную линию параллельно самой себе, т.к. соотношение цен (наклон бюджетной линии) не меняется (Px/PY = const)
   

 

Кривая, соединяющая точки оптимума потребителя при разных размерах дохода, называется кривой "доход − потребление" (Income-Consumption-Curve, ICC).

 

           
Кривая ICC для нормальных товаров имеет положительный наклон (с ростом дохода растет их потребление) Кривая ICC для низших товаров имеет отрицательный наклон (с ростом дохода их потребление сокращается) Кривая ICC для нейтральных благ может быть вертикальной (X −нейтральное благо) или горизонтальной (Y −нейтральное благо) (с ростом дохода их потребление не меняется)

 

Кривая "доход − потребление" является основой для построения кривых Энгеля "доход − расход", показывающих зависимость затрат потребителя на различные товары от его дохода при заданных ценах и неизменных предпочтениях.
  Кривая Энгеля получается из кривой ICC путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага различным уровням дохода потребителя.  
Наклон кривой Энгеля равен ΔI/ΔX, где ΔI − изменение дохода, ΔX − изменение объема покупок (спроса) блага данного вида = PxX (PyY)  

 

  ВИДЫ КРИВЫХ ЭНГЕЛЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ТОВАРОВ  

 

 
Нормальные товары: расходы растут медленнее дохода, ΔX < ΔI Предметы роскоши: расходы растут быстрее дохода, ΔX > ΔI

 

   
Предметы 2й необходимости: расходы растут пропорционально доходу, ΔX = ΔI Низшие товары: один и тот же товар для данного потребителя может быть нормальным при уровне дохода до I1 и низшим − при более высоком (расходы снижаются при росте дохода)

 

 

Современная интерпретация кривых Энгеля (по Торквисту)  
 

 

1. Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами (до точки А EyD > 0, в точке А EyD = 1, после точки А EyD < 0. С достижением определенного уровня дохода обычные виды продовольствия переходят в разряд низших товаров, потребители переключаются на продукты более высокого качества.
Первый закон Энгеля чем выше качество жизни населения, тем мéньшая часть дохода расходуется на приобретение продуктов питания низшего качества
  2. С ростом дохода быстро увеличивается потребление промышленных товаров стандартного качества, затем спрос стабилизируется (отрезок BC), после чего − новый всплеск спроса на эту группу товаров. Потребителя интересует теперь не только функциональное назначение товаров, но и их соответствие моде, престижность.
  3. В последнюю очередь увеличивается потребление высококачественных товаров и услуг длительного пользования с высокой эластичностью спроса по доходу.
Второй закон Энгеля с ростом реального дохода потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем предметов первой необходимости.  

 

 

2.6. Эффект дохода и замены (эффект Слуцкого − Хикса)

Характер зависимости объема спроса на товар от его цены определяется эффектами замены и дохода.
Эффект замены, ΔXsub изменение структуры потребления в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе
  Потребитель приобретает больше относительно дешевых товаров взамен относительно более дорогих для сохранения общей полезности набора благ
  Эффект замены всегда отрицательный: снижение (повышение) цены данного товара ведет к повышению (снижению) объема спроса на него
Эффект дохода, ΔXinc изменение структуры потребления в результате изменения реального дохода потребителя, его покупательной способности при неизменности относительных цен товаров
  Потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара и у него останутся средства для дополнительных покупок
  Последствия эффекта дохода неодинаковы для нормальных и низших товаров. Эффект дохода может быть положительным для низших товаров, отрицательным для нормальных товаров и равным 0 для нейтральных благ.

 

Общий эффект изменения цены общее изменение объема спроса на данный товар в результате изменения его цены
  Δ X = ΔXsub + ΔXinc

 

  Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые была представлена в статье российского экономиста и математика Е.Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя"(1915), которая осталась незамеченной до 1936 г., когда Р.Аллен опубликовал статью "Теория потребительского спроса профессора Слуцкого". Наиболее полное и современное изложение проблемы разложения общего эффекта изменения цены дано в монографии Дж.Хикса "Стоимость и капитал" (1939)  

 

Эффект замены и дохода для нормальных товаров (по Дж.Хиксу)  
    AB(1) − первоначальная бюджетная линия U0 − первоначальная кривая безразличия Е0 − первоначальный оптимум потребителя После снижения цены товара X (↓Px) при Py, I − const происходит смещение AB в AB1 (2) Новый оптимум − в точке E1 X0X1 − общий эффект снижения цены товара X  

 

  Для выяснения величины эффекта заменынеобходимо выяснить, как изменился бы объем спроса на товар X только в результате изменения относительной цены товара X при неизменном реальном доходе потребителя. Для этого проведем вспомогательную бюджетную линию A'B' (3) параллельно AB1 (2). Углы наклона AB1 и A'B' − одинаковы. A'B' (3) является касательной к кривой безразличия U0 в точке E'. Таким образом, при движении от точки E0 к точке E' уровень реального дохода остался неизменным. Изменение объема спроса на товар X при переходе от E0 к E' вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y. Значит, X0X1 − увеличение объема спроса на товар X при этомпереходе и представляет собой эффект замены. Эффект дохода отражает переход от U0 к U1 и соответствующих им точек оптимума: от E' к E1 вследствие увеличения реального дохода при неизменном соотношении цен Px и Py. Тогда увеличение объема спроса X'X1 − это эффект дохода.
общий эффект изменения цены X0X1 = X0X' − X1X'

 

Эффект замены и эффект дохода для низших товаров  
     

 

X − низший товар AB (1) − первоначальная бюджетная линия U0 − первоначальная кривая безразличия E0 −первоначальный оптимум потребителя После снижения цены на товар X (↓Px) при Py, I − const происходит смещение AB(1) в AB1 (2) Новый оптимум − в точке E1 на кривой безразличия U1  
Относительное удешевление товара X приводит к росту объема спроса на X0X' единиц (эффект замены), а повышение реального дохода, вызванное снижением цены товара X, − к снижению объема спроса на низший товар X на X1X' единиц (эффект дохода). Однако эффект замены превышает противоположный ему по направлению эффект дохода, поэтому общий эффект снижения цены выражается, как и в случае с нормальным товаром, в увеличении объема спроса на X0X1 единиц.  
общий эффект снижения цены X0X1 = X0X' − X1X'  

 

Эффект замены и эффект дохода для товаров Гиффена  
   
Снижение объема спроса на X1X' единиц вследствие снижения цены на товар X (эффект дохода) превосходит по величине увеличение объема спроса на X0X' единиц (эффект замены). Поэтому общий эффект снижения цены выражается в снижении объема спроса на X0X1 единиц товара X.
общий эффект снижения цены X0X1 = X'X1 − X0X'

 

 

 

Влияние эффектов замены и дохода на объем спроса  

 

Нормальные товары Низшие товары Товары Гиффена
эффект замены и дохода имеют однонаправленное действие эффект замены и дохода имеют разнонаправленное действие
ΔXsub + ΔXinc > 0 ΔXsub > ΔXinc ΔXsub − ΔXinc > 0   ΔXinc > ΔXsub ΔXinc − ΔXsub < 0
Закон спроса выполняется: кривая спроса имеет отрицательный наклон Закон спроса нарушается: кривая спроса может иметь любой наклон

 

 

34.Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.

Совершенно конкурентная фирма – фирма, принимающая цены на свою продукцию, независимо от реализуемого ею объема продукции.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

1. Исключается возможность участников рынка влиять на цены, цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Это означает, что фирма является чистым конкурентом и цены принимает.

2. Продукция является однородной. Низкий уровень концентрации производства в отрасли.

3. Наличие свободных ресурсов для начала и расширения производства, барьеров на пути их продвижения нет.

4. Свободный доступ к рыночной информации всех субъектов рынка.

5. На решение отдельного субъекта не оказывается никакого давления ни со стороны другой фирмы, ни со стороны государства.

6. Главный метод борьбы в условиях совершенной конкуренции – ценовая конкуренция.

Долгосрочный период отличается тем, что производитель может увеличить свои возможности, поэтому все издержки становятся переменными, и число фирм на рынке может изменяться, т.е. фирма может выйти из дела или начать производить новую продукцию. Число издержек может увеличиться или сократиться. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда для фирм не будет стимула для входа и выхода из отрасли.

Если фирма в краткосрочном периоде имеет экономическую прибыль, ее производство становится более привлекательным для других производителей. В результате приходят новые фирмы, привлекая на свою сторону часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, данное предприятие вынуждено снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль снижается, приток конкурентов уменьшается. В случае убыточного производства отдельные фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. пока Р = АТС. Если процесс выхода из отрасли фирм будет продолжаться, то рост цены приведет к ее превышению над средними издержками для оставшихся в отрасли фирм и, следовательно, к получению этими фирмами экономической прибыли. Но эта прибыль, в свою очередь, послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм. Процесс входа и выхода прекратится только тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. Когда фирма получает нулевую прибыль, у нее не т стимула выйти из дела, а другие фирмы не заинтересованы войти в дело.

Экономическая прибыль будет отсутствовать тогда, когда цена совпадает с минимумом долгосрочных средних издержек (LAC).

Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

 

Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде, так же как и кривая краткосрочного предложения, представляет собой часть ее кривой долгосрочных предельных издержек (МС), расположенную выше точки минимума долгосрочных единичных издержек – точки Е. Если цена опускается ниже точки минимума долгосрочных издержек, фирма не покрывает всех затрат, поэтому ей следует уйти из отрасли.

Рыночная кривая предложения будет получена суммированием объемов долгосрочного предложения отдельных фирм. Однако в отличие от краткосрочного периода в долгосрочном число фирм может изменяться.

В связи с этим возможны три варианта изменения отраслевого предложения:

1. цена предложения неизменна;

2. цена предложения увеличивается;

3. цена предложения уменьшается.

35.Спрос фирмы на один переменный фактор. Предельная доходность на ресурс и предельные издержки на ресурс.

Мы можем сформулировать правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.084 с.)