Службы сопровождения и сферы их деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Службы сопровождения и сферы их деятельности



Комплексное сопровождение развития обучающихся, воспи­танников в образовательном процессе осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными центрами (ППМС-цен-трами) и службами, создаваемыми как аструктуре образователь­ных учреждений, так и независимо от них (на условиях договоров о сотрудничестве и совместной деятельности).

В качестве специалистов «первой линии» сопровождения раз­вития ребенка в образовательном учреждении выступают — класс­ные руководители, отдельные социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники (даже не объединенные в службу), группы педагогов, реализующие те или иные програм­мы предупреждения или решения проблем детей.

Эффективность сопровождения находится в прямой зависимо­сти от качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, независимых диагностических, реабилитационных центров, службы раннего и надомного сопровождения, логопеди­ческих пунктов и др.

Социальные и медицинские службы (приюты, социальные го­стиницы и другие учреждения), психолого-педагогические цент­ры, реализующие специализированные коррекционно-развиваю-щие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами центров сопровождения.

ППМС-центры осуществляют координацию своей деятельно­сти с научно-методическими центрами и другими образователь-


ными учреждениями системы повышения квалификации и пере­подготовки педагогических кадров.

ППМС-центры работают в области пяти основных групп про­блем:

- укрепления здоровья и формирования культуры здорового
образа жизни;

- преодоления затруднений в учебе;

 

— выбора образовательного и профессионального пути;

— решения социально-эмоциональных и функциональных
проблем развития ребенка;

- досуговой самореализации.

Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имею­щим проблемы в развитии.

Сферой особого внимания работников служб сопровождения выступают дети, чье развитие осложнено действием множествен­ных факторов риска.

Особую роль играют службы сопровождения в образователь­ных учреждениях системы специального образования.

Основные тенденции развития

служб сопровождения в системе образования

Сопровождение развития детей становится неотъемлемым эле­ментом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. Забота о развитии системы сопровождения долж­на стать одной из приоритетных задач деятельности органов уп­равления образованием, попечительских советов.

Действенное сопровождение развития ребенка возможно толь­ко при участии семьи, негативные тенденции в развитии которой становятся фактором неблагополучия, обусловливающим значи­мость разработки в системе сопровождения адресных программ, обращенных к поддержке семьи, детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

Система сопровождения возникла как составная часть общей системы образования, призванная влиять на улучшение условий Для развития ребенка в образовательном процессе, в частности на разработку и реализацию эффективных образовательных про­грамм как в общеобразовательных, так и в специальных (коррек-Ционных), а также в учреждениях начального профессионально­го и дополнительного образования.

В настоящее время в российской системе образования разви­ваются тенденции к интеграции общего и специального образо-


вания, к становлению государственной системы ранней диагнос­тики и помощи детям с проблемами в развитии; поддержка этих тенденций становится важнейшей задачей системы сопровожде­ния.

В практике работы ППМС-служб можно выделить два основ­ных вида программ сопровождения:

— системно-ориентированные, призванные способствовать
предупреждению возникновения или решению проблемы в
образовательном учреждении или образовательной системе
в целом;

— индивидуально-ориентированные, направленные на по­
мощь в решении проблем развития конкретного ребенка.

Развивая оба вида сопровождения, ППМС-службы должны учитывать тот факт, что эффективность первого вида программ можно определить по снижению числа детей, в отношении ко­торых необходимо разрабатывать и реализовывать индивиду­ально-ориентированные программы. Важным показателем ка­чества работы ППМС-служб выступает их востребованность со стороны педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. С другой стороны, более эффективной следует считать ту програм­му сопровождения, которая реализуется не собственно специали­стом по сопровождению, а ближайшим окружением развития ребенка. Именно поэтому важно подчеркнуть особую целесо­образность в развитии консультативных форм сопровождения детей.

Важнейшей задачей системы сопровождения выступает коор­динация усилий различных служб и ведомств, поэтому следует рассматривать службы сопровождения как значимую объединяю­щую силу межсекторального и межведомственного взаимодей­ствия.

Одной из организационных основ существования ППМС-си-стемы является договор о совместной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением, определяю­щий права и обязанности обеих сторон.

Предметом такого договора могут выступать:

- обеспечение индивидуального сопровождения развития де­
тей;

— обеспечение системно-ориентированного сопровождения;

- осуществление совместных проектов, направленных на по­
вышение качества образовательного процесса и защиту прав
ребенка;

— повышение квалификации педагогов, консультирование и
педагогическое просвещение родителей;


- участие в экспертизе качества образовательного процесса и образовательных инноваций.

Следует поддерживать управленческие структуры и научные центры по объединению усилий в разработке программно-ин­формационного и диагностического инструментария деятельно­сти служб сопровождения. Дальнейшее упование на то, что службы сами смогут обеспечить себя качественной информаци­ей и диагностическими материалами, также тормозит развитие системы.

Очень важными представляются инициативы тех научно-ме­тодических структур, которые участвуют в разработке практи-ко-ориентированных технологий системного и индивидуально­го сопровождения развития. К сожалению, круг эффективных программ, адресованных современному педагогу и школе, по-прежнему ограничен. Многие разработки тяготеют к констата­ции проблем без определения пути их решения, либо предлага­ют научно-необоснованные, технологически необеспеченные средства.

Подготовка специалистов для системы сопровождения в каче­стве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений. Поддерживая эту тенденцию, следует думать и о развитии участия вузов в создании действен­ной системы научно-методического сопровождения самой систе­мы сопровождения и повышения квалификации сотрудников ППМС-служб.

Важно, чтобы поддержка развития системы сопровождения была оказана и за счет подготовки и переподготовки квалифици­рованных менеджеров образования.

Следует поддержать попытки разработки виртуальных моделей ППМС-центров, которые могут стать эффективными партнера­ми для родителей, детей и педагогов в условиях реализации про­грамм развития открытого образования в России.

В становлении российской системы образования существен­ную роль сыграло международное образовательное партнерство. Реализация международных образовательных программ способ­ствовала повышению квалификации сотрудников центров, об­мену диагностическими и терапевтическими программами, вы­работке общих критериев и показателей эффективности техно­логий сопровождения. Было бы важно расширить действие Международных проектов за счет включения в них новых реги­онов России, поддержать разработку комплексных совместных научно-практических программ в области сопровождения разви­тия ребенка.


5. Развитие нормативной правовой базы системы сопровождения

Различные социально-экономические условия существова­ния российских регионов породили разнообразные модели по­строения системы психолого-педагогической, медико-социаль­ной помощи и поддержки ребенка. При всех их видимых отли­чиях (в названиях и организационной структуре) большинство из них реализует близкие по смыслу программы. Современное за­конодательство представляет широкие возможности для создания региональных моделей сопровождения. Унификация служб в на­стоящее время не может рассматриваться как целесообразная за­дача, так как вместо объединяющей сыграет конфронтационную роль.

Кризис бюджетного финансирования не должен стать причи­ной необдуманного сокращения численности служб и центров сопровождения. С другой стороны, процесс развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей от­дельных руководителей системы образования, должен стать пла­номерным; превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения, выявлены потенци­альные точки роста, определены этапы становления.

В качестве основных законодательных актов, на которые в на­стоящее время опирается система сопровождения, можно назвать следующие:

- Типовое положение об образовательном учреждении для де­тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Россий­ской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867); — Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (при­каз Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636).

Тем не менее очевидно, что имеющаяся сегодня нормативная правовая база системы нуждается в дальнейшем качественном со­вершенствовании. Статус специалистов системы и отдельных ее служб требует более четкого юридического определения; должны быть выделены и объективные основания для финансового, кад­рового и материально-технического обеспечения системы. Необ­ходимо установить общие принципы и правила определения со­отношения зависимости численности центров от количества со­провождаемых детей (с учетом специфики и сложности проблем сопровождения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.011 с.)