Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом



Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых на­выков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследова­ния, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая вы­пуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспи­татель должны создать, по рекомендациям логопеда, определен­ные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучаю­щихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таб­лица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

При завершении логопедических занятий с обучающимся ло­гопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях клас­са и во внеурочное время.

Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обуча­ющихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедичес­ких занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающи­мися данного класса.

Логопед должен хорошо ориентироваться в программных тре­бованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учи­тывать их в своей работе. Эффективность логопедических заня­тий и перенос полученных навыков в учебную обстановку зна­чительно повышается, если логопед использует дидактический


материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых и вторых классах логопед помогает учителям кон­сультациями, соответствующей методической литературой в орга­низации фронтальных уроков по развитию фонематического вос­приятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей диф­ференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и при­емами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образо­вания.

Лучшей формой работы может являться педагогический семи­нар, во время которого логопед проводит занятия как с отдель­ными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и деталь­но разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные бе­седы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обу­чающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.

Логопед должен помочь и воспитателям в организации рече­вой работы с обучающимися.

Помимо включения определенных требований к речи обуча­ющихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые логопедические минутки, составляе­мые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательс­кие часы могут быть широко включены речевые игры.

Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закреп­ления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинте-ресованнос"ть детей в игре.

Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-пси­хологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психо­логической базы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года логопед может проводить речевой ут­ренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи


и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответ­ствующий материал.

Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педаго­гических советах с целью пропаганды логопедических знаний сре­ди учителей.

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследо­вания для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эф­фективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

Связь логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родитель­ских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с деть­ми, в процессе которой предполагается организация правильно­го отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вво­дя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся лого­пед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспек­тивные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характерис­тикой имеющихся нарушений речи, основная последователь­ность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные по­собия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, приня­тых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, про­деланной за год.


Приложение 1

Примерная форма журнала

учета обучающихся с недостатками речи

 

    Год Успеваемость   Дата Дата
Фамилия, рожде- по русскому Недостаток зачисления завершения
п/п имя ния (родному) речи на логопеди- занятия
      языку   ческие занятия  
             
             

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося)

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Класс.

4. Жалобы учителя или родителей.

5. Краткая характеристика обучающегося по данным педаго­
гических наблюдений (устойчивость внимания, работоспо­
собность, ориентировка в окружающем, отношение обуча­
ющегося к своему речевому нарушению).

6. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

7. Данные о ходе развития речи.

8. Состояние слуха, зрения.

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж­
ность).

10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель­ной речи):

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры:
словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли ис­
пользуются слова по назначению, какие имеются замены
слов; какие части речи преимущественно употребляются);

б) грамматический строй (указать возможности формообра­
зования, построения предложений, типы употребляемых
предложений);

в) произношение и различение звуков: 1) произношение зву­
ков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков);
2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с раз­
личным слоговым составом;

г) темп и плавность.


11. Понимание речи.

12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у
обучающихся, имевших недостатки письма, и при заверше­
нии логопедической работы):

а) успеваемость по письму к моменту поступления на лого­
педические занятия;

б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;

в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены
букв.

Чтение:

а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;

б) характеристика овладения техникой чтения;

в) ошибки при чтении;

г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.

В конце учебного года к речевой карте прилагается описание 'льтатов работы с обучающимся за истекший учебный год.

Приложение 3

Примерный список оборудования логопедического кабинета


\b



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.011 с.)