Органы осуществляющие профилактику преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы осуществляющие профилактику преступлений.



Для охраны наиболее значительных ценностей государство должно создавать органы вневедомственного контроля. Они охраняют окружающую среду, безопасность производства и транспорта, трудовое законодательство и т. д. и т. п. По подсчетам ученых, таких органов вневедомственного контроля существует более ста пятидесяти. В пределах своей компетенции они обязаны не только вскрывать и пресекать правонарушения, но и предупреждать их. К сожалению, единой системы контрольных органов в государстве практически нет. Их надо еще создавать. Но делается это крайне медленно. Кроме того, не успев возникнуть, многие из них криминализируются сами и требуют установления за ними контроля. В современных условиях особую роль в предупреждении преступлений должны сыграть налоговые инспекции, призванные встать на пути незаконных доходов.

 

Понятие, классификация и роль уголовно-правового предупреждения преступлений.

Специально-криминологическое предупреждение преступности включает в себя всю совокупность мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений.

В отличие от общесоциального, специальное криминологическое предупреждение требует и специальных криминологических знаний, необходимых при разработке комплексных планов, мер предупреждения отдельных видов преступлений и т. д. Поэтому огромное значение здесь имеют уровень и квалификация привлеченных специалистов, их опыт работы, личностные качества, что способствует выработке специфических критериев при принятии решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности профилактической деятельности.

В комплексе специальных предупредительных мер можно выделить следующие черты:

1) меры специального характера направлены непосредственно на предупреждение преступности и конкретных преступлений;

2) деятельность по применению предупредительных специальных средств основывается на взаимодействии управленческих, общевоспитательных, социальных, правовых мер, рассчитанных на предотвращение и недопущение конкретных преступлений;

3) субъекты специального предупреждения преступлений – организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную функцию или выделена в перечне функций.

Меры специального предупреждения преступлений в свою очередь направлены на три объекта воздействия:

1) на профилактику социальных патологий (процессов, в которых задействованы группы лиц, определяющих рост преступности);

2) на всю совокупность причин и условий с акцентом на индивидуальные и особенные случаи (правонарушения, предусмотренные законодательством, которые непосредственно создают мотивацию и ситуации совершения преступлений);

3) на определенные организованные, профессиональные, рецидивные виды преступности.

Превентивные меры – любые профилактические и другие действия, направленные на предотвращение преступлений и иных правонарушений.

 

Планирование противодействия преступности.

Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период. Криминологическое планирование, реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) "и имеет следующие виды: по уровню и масштабу: федеральное, региональное, местное, на отдельном объекте; по органу власти, утверждающему план (программу); по составу участников и их роли: комплексное, межведомственное, ведомственное; по направленности: территориальное или отраслевое; по предмету: охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений; по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Базой криминологического планирования является прогноз, данные о преступности, влияющих на нее процессах и состоянии борьбы с нею. При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели и задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п. Планы же детализируют по задачам, направлениям, функциям отдельных субъектов борьбы с преступностью, организацию этой борьбы, предусматривая конкретные мероприятия, порядок, последовательность, сроки исполнения, ответственных исполнителей. Краткосрочное криминологическое планирование рассчитывается на квартал, полугодие, год и направлено на решение текущих проблем, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки. Среднесрочное и долгосрочное планирование исходит из прогнозов на эти же периоды. Такие виды планирования направлены на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку задач на продолжительный срок, определение путей и средств их решения. Таким образом, среднесрочное и долгосрочное криминологическое планирование имеют форму крупномасштабных программ, определяющих стратегические цели, комплекс вытекающих из них задач, систему участников, направлений, средств (мер) их решения, обеспечение. Комплексное и межведомственное криминологическое планирование охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Основная задача состоит в том, чтобы объединить усилия различных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью. Ведомственное планирование включает разработку задач и средств участия в борьбе с преступностью надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.

 

44. Понятие виктимологии, виктимологическая профилактика.

Виктимология — это самостоятельное направление в криминологии, исследующее характер и поведение жертвы преступления, ее связь и взаимоотношения с преступником на стадиях до, во время и после совершения преступления. Поэтому в причинном комплексе индивидуального преступного поведения нельзя не учитывать воздействие виктимологического аспекта.

Задача виктимологии состоит в изучении личности пострадавших от преступления, их межличностных связей и взаимоотношений с преступником до, во время и после совершения преступления. Виктимология изучает преступное поведение под углом зрения обусловленности его такими качествами потерпевшего, которые создают предпосылки стать жертвой преступления.

Виктимное поведение бывает неосторожным, рискованным, объективно опасным для самого потерпевшего и в силу этого может способствовать созданию криминогенной ситуации, а в некоторых случаях — совершению преступления.

На практике виктимологическую профилактику можно разделить на две группы: 1) меры, направленные на устранение ситуаций, в которых возможно причинение вреда, – информирование граждан об опасных местах, лицах и ситуациях, и о наилучших способах поведения; патрулирование криминогенных мест и мест общественного пользования силами правоохранительных органов. 2) меры, направленные на обеспечение личной безопасности, – охрана помещений, наличие и обучение владению оружием, приемам самообороны.

Виктимология - учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

 

45. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности.

Криминология может лишь предложить какие-то общие направления и способы проведения профилактики рецидивной преступности. Сама работа по предупреждению рецидива преступности лежит на правоохранительных органах и других структурах власти.

Данный вид преступлений главным образом связан с посягательствами на права личности, ее неприкосновенность. Характерной чертой насильственной преступности является физическое насилие или угроза его применения над личностью, нарушение прав человека на жизнь, здоровье, другие интересы, охраняемые законом.

Для предупреждения преступлений, связанных с насилием над личностью, как и для предупреждения преступности вообще, требуется проведение неотложных мер по социально-экономическим и политическим преобразованиям в стране.

Нужно возродить такие понятия, как патриотизм, дружба народов, интернационализм, совесть, честь и достоинство, скромность, уважение к женщине, осуждение распущенности и пресечение вседозволенности (не путать с понятием демократии); пропагандировать здоровый образ жизни, уважение к труду и отрицательное отношение к паразитическому существованию. Поднять вопрос о борьбе с пьянством и наркоманией. Прекратить теле-, радиопередачи, пропагандирующие жестокость, насилие, наживу, отрицательно влияющие на поведение и формирование жизненных воззрений молодежи.

Следует повысить активность органов внутренних дел по выявлению и разобщению преступных групп, особенно среди подростков, занимающихся преступной деятельностью, связанной с преступлениями против личности, по недопущению вовлечения несовершеннолетних в преступные организованные структуры, пресечению фактов незаконного ношения холодного и огнестрельного оружия.

Профилактическую работу по предупреждению насильственных преступлений, хулиганства необходимо проводить комплексно на:

1) общем;

2) групповом;

3) индивидуальном уровнях.

В этой работе должны быть задействованы все правоохранительные органы, а в органах внутренних дел – включая участкового инспектора милиции.

Требуется усовершенствование уголовно-правового законодательства в плане дифференциации воздействия на исправление лиц, совершающих умышленные убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбойные нападения, грабежи и хулиганство. При нынешней обстановке, когда получают распространение заказные умышленные убийства, процветает жестокость и создается угроза государственной стабильности со стороны организованной преступности, отмену смертной казни за совершение отдельных особо тяжких преступлений надо признать преждевременной.

Профилактику насильственной преступности, хулиганства надо считать первоочередной задачей в работе всех правоохранительных органов и за ее результаты соответствующим образом спрашивать. Много говорится на всех уровнях о необходимости укрепления кадров правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, прокуратуры и суда, но мало что в этом плане делается. До тех пор пока эти органы не будут укомплектованы знающими свое дело, работоспособными и честными высококвалифицированными работниками, правопорядка в стране не будет. Обстановка требует также, чтобы за законностью в стране, в том числе и за законностью в деятельности органов внутренних дел и суда, был восстановлен высший прокурорский надзор.

 

46.. Особенности предупреждения убийств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.014 с.)