Методика обучения литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения литературе.



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ.

Урок чтения.

Каждый урок тщательно готовится, урок чтения в первом классе не похож на урок чтения во всех последующих классах.

Уроки чтения в начальной школе чаще всего содержат следующую структуру:

1. Вводная беседа.

2. Тренировочные упражнения, подготавливающие учеников к чтению (слоговой, звуко – буквенный анализ отдельных слов, упражнения в проговаривании и орфоэпически правильном произнесении слов, чтение с доски трудных слов, слогов со стечением нескольких согласных, с твердым или мягким знаком и т.д.)

3. Объяснение смысла отдельных слов.

4. Чтение текста по частям учителем и учениками с попутными краткими пояснениями, ответами на вопросы, разъяснением непонятных слов.

5. Повторное чтение текста учащимися с целью улучшения качества чтения.

На уроках чтения необходимо обучать школьников умению соблюдать паузы и интонацию, логическое ударение, работать над постановкой дыхания, развивать силу голоса, тембр голоса, много внимания уделять дикции, темпу, ритму, мелодике устной речи. Но больше всего времени отводится разбору содержания текстов, раскрытию и уточнению понятий, значений отдельных слов, решаются задачи сообщения ученикам первоначальных сведений о природе и обществе и нравственного воспитания детей.

При подготовке уроков необходимо учитывать следующие моменты:

1. Каждый урок должен быть интересный по содержанию, разнообразный по форме.

2. Центральное место на уроке занимает чтение и разбор текстов самими учащимися.

3. Необходимо строго дозировать задания по чтению: задания даются трудные, на грани возможного для учеников, но не за этой гранью.

4. Разъяснения учителя не занимают на уроке много времени.

5. Большое внимание уделяется словарной работе.

6. Используются разнообразные виды чтения:

- чтение учителем,

- хоровое чтение вслед за учителем,

- самостоятельное чтение учащимися,

- чтение после послогового разбора,

- диалогическое чтение,

- чтение по цепочке,

- чтение «на ушко учителю»,

- «жужжащее» чтение,

- чтение скороговорок и чистоговорок,

- интонирование одной фразы,

- читательские разминки – пятиминутки,

- чтение по таблицам Федоренко,

- чтение с замазанными окончаниями,

- чтение с «расческой»,

- чтение с движущимся «окошком»,

- чтение - игра «Сложи книжку»,

- чтение – игра «Бюро находок» и др.

7. При работе с текстом широко используются игровые моменты: «Корректорская правка», складывание фигур ежика, «съедание» счетных палочек ошибками при чтении, игра – чтение с песочными часами, «дописывание слов», чтение подписей к слайдам, кадрам диафильмов, словесное лото, домино, «Магнитофон» и т.д.

8. При перечитывании текста каждое перечитывание необходимо сопровождать новым заданием для учащихся.

9. Необходимо ставить вопросы, ответить на которые можно, зачитав отрывок из текста.

10. Уделять пристальное внимание предупреждению и исправлению ошибок при чтении текста.

11. Тщательно следить за пересказом учащихся, помогать правильно построить высказывание.

12. Постоянно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении чтению учащихся.

 

РАБОТА НАД СОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.

В начальных классах дети не понимают некоторых слов, недостаточно правильно устанавливают взаимоотношения частей текста, временные, пространственные и причинные связи описываемых явлений, событий, предметов. Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся воспринимали содержание текста сначала как ряд конкретных фактов, поэтому картинка или серия картинок, диафильмы, иллюстрирующие текст, макеты, рисунки детей, таблицы и другие наглядные компоненты помогают детям лучше осознать содержание текста. Необходимо постоянно использовать такой метод, как словесное рисование того, о чем они прочитали.

Учащиеся с ТНР нередко испытывают затруднения в определении главной мысли произведения. Поэтому на уроках чтения нужно специально заботиться о приемах организации мыслительных процессов, помогать детям в осознании смысловой структуры текста.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения - в следующих видах работ:

- предварительная беседа перед чтением текста,

- беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом,

- работа над планом и пересказом прочитанного,

- словарная работа.

Беседа будет эффективной только тогда, когда вопросы учителя просты, доступны, кратки и в то же время содержательны и точны, расположены в определенной логической последовательности. Вопросы трудные и расплывчатые часто остаются без ответа, так как они непонятны учащимся. Слишком легкие вопросы, когда в ответе можно ограничиться только словами «да», «нет» - тоже не возбуждают работу мысли.

Способствует сознательности чтения также работа по составлению плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ. Наиболее простым видом работы над планом является составление картинных планов, словесное рисование картин. Обычно интересно проходит коллективное придумывание заголовков после деления учащимися текста на части. Работа над планом – это хорошее логическое упражнение, подготавливающее детей к пересказу.

Пересказ учеников свидетельствует о степени осмысления и эмоционального восприятия текста. Этот вид работы с текстом начинается с формирования умения отвечать на вопросы по существу и правильно формулировать свои ответы. Учащимся предлагается ряд последовательных вопросов, ответы на которые раскрывают основное содержание прочитанного. Постепенно дети переходят к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. При проведении полного пересказа учителя следят, не заостряет ли рассказчик внимание на мелочах, в ущерб главному содержанию. Необходимо использовать и выборочный пересказ, что развивает у школьников избирательность мышления, способствует воспитанию активности.

Наиболее сложным для детей с ТНР является такой прием, как краткий пересказ, когда учащиеся отбирают нужный материал, отсеивают второстепенное, устанавливая последовательность в содержании, формулируют мысли собственными словами.

Большое значение для сознательности чтения имеет правильно организованная словарная работа. Готовясь к уроку, учителя определяют, какие слова, как и на каком этапе надо объяснить. Словарная работа на уроках чтения проводится на любом этапе: в предварительной беседе, в процессе чтения, разбора текста и даже после завершения работы над текстом.

Наиболее приемлемыми методами объяснения слов младшим ученикам в школе 5 вида являются следующие методы:

- беседа, рассказ учителя,

- рассматривание предмета, картинки с изображением предмета, макета, муляжа, чучела и др., соответствующих слову,

- просмотр диафильма, диапозитивов,

- замена незнакомого слова знакомым, близким по смыслу,

- расчленение общего понятия на частные или отнесение частного понятия к общему,

- развернутое объяснение слов.

 

Терминологический диктант

 

Пауза – (от греч. - прекращение) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи.

 

Интонация – (от лат. – громко произносить) – сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоций.

 

Логическое ударение – интонационное средство; выделение к. – л. слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко; в письменной речи это достигается определенным порядком слов.

 

Сила голоса – умение давать голос тихо, средне, громко; зависит от амплитуды колебаний истинных голосовых складок, что обусловлено силой выдоха и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости).

 

Тембр голоса – окраска, качество звука; определяется относительной силой дополнительных тонов (обертонов); количество и сила обертонов, их определенное сочетание придают голосу тот индивидуальный тембр, который позволяет узнавать людей по голосу; на тембр голоса большое влияние оказывают движения мышц глотки мягкого неба, губ, щек, языка, а также движения надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц.

 

Дикция – (от лат. - произношение) – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.

 

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; темп речи может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10 – 12 звуков в секунду.

 

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

 

Сознательность чтения – понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

 

Правильность чтения – плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

 

Беглость чтения – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов за 1 минуту).

 

Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

 

Навык чтения – автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

 

 

Подготовка учителя к урокам классного и внеклассного чтения.

При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт. Разрабатывая урок следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе. На уроке "просто чтения" разговор следует начать с высказываний тех детей, читательский опыт которых незначителен. На уроке анализа целесообразнее в первую очередь обращаться к более квалифицированным читателям. Такие дети зададут определенный уровень анализа текста, продемонстрируют образец обдумывания прочитанного, их ответы станут опорой для общих выводов по произведению.

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен принять во внимание сформированность навыка чтения у детей. Каждый из учеников должен читать вслух на уроке, поэтому учителю нужно заранее определить, какой отрывок текста кто из детей будет читать.

Центром подготовки учителя к уроку должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родо – жанровую разновидность произведения. Если предстоит читать эпическое произведение, выявляет сюжет, соотносит развитие сюжета с композиционным строем, составляет характеристику основных действующих лиц. При поэтическом тексте анализируются его структурные основы: строфу, ритм, рифму разбираются в сущности авторского художественного мира, в переживаниях и чувствах лирического героя. Только в результате литературоведческого анализа могут быть определены идея произведения и его воспитательное значение.

Определяя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приемы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи детей, возможные межпредметные связи. Итогом такой деятельности учителя станет разработка и проведение конкретного урока чтения.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ.

Урок чтения.

Каждый урок тщательно готовится, урок чтения в первом классе не похож на урок чтения во всех последующих классах.

Уроки чтения в начальной школе чаще всего содержат следующую структуру:

1. Вводная беседа.

2. Тренировочные упражнения, подготавливающие учеников к чтению (слоговой, звуко – буквенный анализ отдельных слов, упражнения в проговаривании и орфоэпически правильном произнесении слов, чтение с доски трудных слов, слогов со стечением нескольких согласных, с твердым или мягким знаком и т.д.)

3. Объяснение смысла отдельных слов.

4. Чтение текста по частям учителем и учениками с попутными краткими пояснениями, ответами на вопросы, разъяснением непонятных слов.

5. Повторное чтение текста учащимися с целью улучшения качества чтения.

На уроках чтения необходимо обучать школьников умению соблюдать паузы и интонацию, логическое ударение, работать над постановкой дыхания, развивать силу голоса, тембр голоса, много внимания уделять дикции, темпу, ритму, мелодике устной речи. Но больше всего времени отводится разбору содержания текстов, раскрытию и уточнению понятий, значений отдельных слов, решаются задачи сообщения ученикам первоначальных сведений о природе и обществе и нравственного воспитания детей.

При подготовке уроков необходимо учитывать следующие моменты:

1. Каждый урок должен быть интересный по содержанию, разнообразный по форме.

2. Центральное место на уроке занимает чтение и разбор текстов самими учащимися.

3. Необходимо строго дозировать задания по чтению: задания даются трудные, на грани возможного для учеников, но не за этой гранью.

4. Разъяснения учителя не занимают на уроке много времени.

5. Большое внимание уделяется словарной работе.

6. Используются разнообразные виды чтения:

- чтение учителем,

- хоровое чтение вслед за учителем,

- самостоятельное чтение учащимися,

- чтение после послогового разбора,

- диалогическое чтение,

- чтение по цепочке,

- чтение «на ушко учителю»,

- «жужжащее» чтение,

- чтение скороговорок и чистоговорок,

- интонирование одной фразы,

- читательские разминки – пятиминутки,

- чтение по таблицам Федоренко,

- чтение с замазанными окончаниями,

- чтение с «расческой»,

- чтение с движущимся «окошком»,

- чтение - игра «Сложи книжку»,

- чтение – игра «Бюро находок» и др.

7. При работе с текстом широко используются игровые моменты: «Корректорская правка», складывание фигур ежика, «съедание» счетных палочек ошибками при чтении, игра – чтение с песочными часами, «дописывание слов», чтение подписей к слайдам, кадрам диафильмов, словесное лото, домино, «Магнитофон» и т.д.

8. При перечитывании текста каждое перечитывание необходимо сопровождать новым заданием для учащихся.

9. Необходимо ставить вопросы, ответить на которые можно, зачитав отрывок из текста.

10. Уделять пристальное внимание предупреждению и исправлению ошибок при чтении текста.

11. Тщательно следить за пересказом учащихся, помогать правильно построить высказывание.

12. Постоянно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении чтению учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.049 с.)