Раздел 7. Журналистика новостей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Журналистика новостей



7.1. Новости в современной газете. Направления и формы репортерской работы. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, «предъявление факта». Краткая новость. Способы акцентирования главного в содержании новости. Вспомогательные элементы новости. Структура краткого сообщения. Особенности кратких сообщений определенной тематики.

Атрибуция новости. Удостоверенная новость. Совмещение «жесткого» и «мягкого» вариантов изложения новости, варианты композиции.

7.2. Информационные жанры. Объекты отражения (явления, события действительности, поддающиеся непосредственному наблюдению). Содержательно-формальная общность и различия информационных жанров (заметка, интервью, репортаж, отчет). Динамика развития информационных жанров в печати. Заметка. Событийный повод. Оперативность исполнения. Новизна фактов, явлений, событий, социальная значимость. Краткость изложения. Сжатость формы. Факт в заметке. Дифференциация заметок по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т. д.

Новость в подробностях. Особенности исходного материала. Подробность как переосмысление факта.

Обработка новости в зарисовочно-репортажных формах. Особенности наблюдения. Фиксация впечатлений.

Репортаж. Предметная основа жанра. Репортерские картинки. Репортерское развитие темы. Наглядная новость. Новость в движении. Ритм. Главные отличия «репортерского» стиля от прочих способов изложения факта. Картинки репортера. Особенности наблюдения, фиксации впечатлений, реплик, выразительных средств. Приемы наглядного воссоздания факта. Разновидности деталей и их употребление. Речевой эпизод, сценка. Возможности использования реплик и фрагментов портрета для создания публицистического образа события. Цвет, свет, колорит события. «Озвучивание» новости, слуховая деталь. Образность. «Эффект присутствия». Наглядность, конкретность изображения. Композиционная завершенность. Принципы построения «события сюжета» в репортаже. Авторское видение события в репортаже. Синкретичность, гибкость, вкрапления элементов различных жанров - современные характеристики репортажа. Познавательный, событийный репортаж.

Репортерское расследование. «Полоса препятствий», преодолеваемая журналистом: техника и этика. Документальное свидетельство. Предыстория события, сопоставление, блиц-интервью. Цифровые данные. Расследование-репортаж. Наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов и документов. Расследование как «детективная история». Автор в сюжете. Маски расследователя.

Расследование-панорама. Версия в процессе становления. Наглядное сопоставление поведения людей в схожих ситуациях. Осмысление причин препятствий в процессе экстенсивного интервьюирования. Догадки и версии. Авторское размышление — основа сюжета.

Интервью. Формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.). Свободное интервью. Работа с устным источником для самостоятельного материала. Модели интервью, виды интервью: интервью-монолог, диалог, полилог, беседа, практикуемые современными журналистами. Объекты интервьюирования («очевидец, «звезда», «интересный собеседник», «эксперт» и др.). Цели бесед. Подготовка к интервью. Работа с тезисами. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью («жесткое, «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание»). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.

Отчет. Своеобразие жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный отчеты; спортивные отчеты. Отчет и коммюнике.

7.3. Оперативное комментирование. Факты и способы оперативного комментирования. Особая тональность репортерского отклика. Попутный комментарий. Использование «скрытого» комментария. Форма комментария - прибавления к изложенному факту («от редакции», «наш комментарий». Критический характер реплики. Локальность суждений по факту. Специфика «комментария на ходу», незавершенность суждений.

7.4. Аналитическая журналистика. Понятие интерпретирующей журналистики. Анализ событийной информации по уровням. «Эмоционально-образный слой» журналистской информации. Функции аналитических жанров в прессе. Методы обобщения, анализа, синтеза. Социальные ситуации, проблемы, конфликты в аналитических жанрах. Логические средства отражения и отображения действительности. Комментарий как общий композиционный и стилистический метод аналитических жанров. Особенности жанров, нацеленных на доказательное изложение идеи. Автор, его позиция. Работа обозревателя. Мнение как новость, ожидаемая читателем. Разные масштабы исследования и аргументационного подкрепления выводов в разных жанровых формах. Авторская позиция как версия. Авторская колонка. Истолкование события. Поводы для комментирования событий. Жесткий, мягкий и эссеистский варианты колонок. Комментатор и его аудитория. Индивидуальный стиль и приемы комментирования.

Корреспонденция. Конкретная социально-экономическая ситуация как исходная основа жанра. Комментарий и анализ фактов, связанных единством темы. Организационно-практическая направленность корреспонденции. Изучение причин и следствий явлений. Журналистское расследование. Двуединство адресата корреспонденции (личность и социальный институт). Постановка проблемы. Система доказательств. Аргументация. Монотемность корреспонденции. Сопоставительный фон. Попутный (и «скрытый») комментарий в углубленной новости. Композиционное построение.

Статья. Жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях. Авторская концепция в качестве «новости». Проекция проблем общественной жизни. Широта охвата действительности, множественность систематизируемых факторов, глубина анализа; масштабность обобщений и выводов. Интерпретация фактов в статье. Исследование актуальной общественно-политической проблемы как ведущий жанровый признак статьи. Анализ тенденции общественного развития. Развитость содержания и богатство выразительных средств. Виды статей: передовая статья; теоретико-популяризаторская статья; проблемно-публицистическая статья; публицистический комментарий.

Рецензия. Оценка научного, художественного или общественно-политического произведения. Сочетание информативности с глубиной рассмотрения проблем. Выбор предмета, критерии оценки, система доказательств. Логика авторского замысла и анализа в рецензии. Личностное начало, сюжетно-композиционное построение.

Обозрение. Рассмотрение и интерпретация фактов как элементов обширного целого в из связях и взаимовлияниях. Исследование событий для выявления тенденций. Метод панорамирования. Эффект «наглядных» связей фактов и мнений. Социальное время в обозрении. Характер группировки фактов в обозрении. Открытие в наблюдаемых событиях внутренней закономерности. Концептуальная общность элементов содержания. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации.

7.5. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика. Социальный характер тематики. Комбинация фактов и событий. Художественно-публицистические жанры - синтез науки и искусства, литературы и социологии. Социальные, духовные, нравственные коллизии личности - преимущественная сфера художественно-публицистических жанров. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Факт и ситуация в художественной публицистике. Методы сбора информации. Специфика образа и средства его создания в художественно-публицистических образах. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом очерке. Роль психологического анализа. Специфика очерковой индивидуализации и типизации, стремление разглядеть в личности социальный тип, в конкретном событии - актуальную проблему.

Фельетон в современной журналистике. Трансформация жанра. Предмет фельетона: несообразное, противоречивое, парадоксальное в социальной действительности. Выбор темы для фельетона. Сатирическая типизация.

Памфлет. Объект обличения в памфлете. Средство полемической борьбы. Сатирический тип в памфлете. Широкое использование гротеска, сарказма, иронии. Способы доказательства «от противного». Единство и неповторимость стилевой манеры. Искусство памфлетиста. Малые сатирические жанры. Сатирические авторские колонки (пародийный монолог). Пародийный вариант диалога. Газетная сатирическая афористика (эпиграфы, сатирические реплики на открытии номеров, уголки афоризмов), пародийные объявления, саркастический заголовок (шапка, рубрика). Тенденции использования и перспективы художественной публицистики в современной прессе.

Публицистическое эссе. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Стиль - размышление: доверительность интонаций. Эффект «мыслей вслух», способы его достижения. Иронические и сатирические эффекты. Образная ткань повествования. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.008 с.)