Функции заголовочного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции заголовочного комплекса



 

Заголовочный комплекс как первичный синтез содержания журналистского произведения объединяет шапки, анонсы, рубрики, названия тематических полос, собственно заголовки, подзаголовки, лиды.

Точный и содержательный заголовок, лид, несомненно, требуют от журналиста глубоких профессиональных знаний, творческого дара, мастерства.

Заголовочный комплекс свидетельствует о концепции издания, его направленности и аудитории. Центральное место отводится заголовку. Работа над ним - широкое поле творческой деятельности журналиста. Цель заголовка - воздействие. В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие всего текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают номер газеты.

Заголовок - это главный тезис любого материала. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции. У заголовка к информационному сообщению, в большинстве случаев представляющего собой полное предложение, доминирующей, а иногда единственной является информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В заголовке выражается авторская позиция.

Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения. Заголовок берет на себя важнейшие функции текста, характеризуется разнообразием структур.

Создание заголовков подчиняется ряду правил, о которых следует помнить. Основное из них - соблюдение принципов организации заголовка. Таковым, в частности, выступает констатация. Метод подачи в этом случае: суть текста излагается спокойно и просто. Изложение ситуации или характеристика людей - ведущий вариант советских газет - сегодня используется, как правило, с ироничным оттенком. Для заголовка-комментария выбирается форма неопределенно-личного предложения. Заголовок-оценка часто создается метафорой.

Заголовок является частью композиционной структуры текста. Он взаимосвязан с содержанием и жанровым решением газетного материала, которое влияет на его выбор. Так, цитаты - самые популярные заголовки - интервью, поскольку, поставленные в кавычки, они лучше запоминаются. Заголовок в форме вопроса более характерен для аналитических жанров.

Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над текстом. Его виды - перефразировка, намеренное нарушение грамматики, замена слова в известном афоризме, рифмованный заголовок.

Важно помнить об умелом сочетании основных признаков темы, жанра, ритма материала в заголовке.

Подзаголовок - это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком. Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать ее, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.

В подзаголовке и заголовке не следует прибегать к одинаковым словам.

 

Задания

1. Подумайте над вопросами:

  • Почему важно в процессе работы над рубриками, заголовками, подзаголовками, лидом учитывать психологические законы читательского восприятия?
  • Почему название газеты должно быть предельно коротким?
  • Почему название газеты должно быть стабильным?
  • Каковы ваши размышления о заголовке в современной газете?

2. Придумайте свои варианты заголовков к текстам, опубликованным в свежем номере газеты.

3. Выпишите 10-15 заголовков из газетных публикаций, при создании которых использовались различные выразительные средства языка: заголовки-аллегории, заголовки-метафоры, заголовки-фразеологизмы (оригинальные и трансформированные), заголовки антитезы, заголовки-каламбуры и т. п. Определите, какую функцию выполняет каждый заголовок (называет тему материала, содержит вывод, дает оценку ситуации, является иллюстрацией и др.). Оцените, насколько уместно употребление образных и выразительных средств языка в данных заголовках. Выделите удачные и неудачные, на ваш взгляд, заголовки.

4. Напишите небольшую зарисовку «Мой удивительный знакомый», используя в тексте очерковые элементы: описание внешности, особенности поведения, привычки персонажа, описание предметов, окружающих героя зарисовки, его речевые характеристики. Попробуйте передать с помощью художественно-выразительных средств ваше отношение к герою.

 

Литература

Аграновский В. А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите правильно (или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми). СПб., 1993.

Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1983.

Бодалев А. А, Психология личности. М., 1996.

Бурковская М. О. Учебное пособие по интервьированию. М., 2001.

Ворошилов В. В. Исследование и расследование в журналистике // Социология журналистики: Очерки методологии и практики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998.

Гаймакова Б. Д., Макарова С. К., Сенкевич М. П. Мастерство эфирного выступления: Учеб. пособие. М., 1996.

Гариер А., Пиз А. Язык разговора. М., 2000.

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. М., 1997.

Дерябко С. А., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 1998.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1996.

Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.

Земская Е. А. Русская разговорная речь. М., 1973.

Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.

Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений (над чем работают, о чем думают философы). М., 1988.

Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб., 1999.

Ким М. И. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

Клюев Е В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов М, 1998.

Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1999.

Кузин В. Н. Психологическая культура журналиста. СПб.: СПбГУ, 1997. Кузнецов М., Цыкунов И. Психология PR и журналистики: как позволить другим делать по-вашему. М., 2002.

Лазарева Э. Речь журналиста на телевидении: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2000.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М., 2000.

Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М.,1987.

Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997. Личный магнетизм. М., 1990.

Льюс Б., Пуселик Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн. СПб., 1995.

Мельник Г. С. Психология профессионального общения в журналистике. СПб., 2002.

Мельник Г. С, Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2002.

Менжук Е. В. Проблемы психологии журналистского творчества // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 1994. № 2.

Методы журналистского творчества / Под. ред. В. М. Горохова,

Е. П. Прохорова, И. М. Дзялошинского и др. М., 1982.

Минаева Л. В., Морозов А. Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестник МГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 2.

Миргородская П. А. Особенности типологии стилей речевого общения на отечественном телевидении М., 2000.

Моисеев В. А. Журналистика и журналисты. Киев, 2002.

Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.

Основы информационной культуры: Учеб. пособие. СПб., 1998. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Основы творческой деятельности журналиста / Сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Oтт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1993. Палехова О. В. Некоторые структурные особенности рассуждения в журналистском интервью // Вопросы филологии. 2000.
Вып. 6.

Парыгин Б. Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб., 1999. Плешаков Л. Интервью - начало всех начал // Профессия - журналист. 2000. № 10.

Понимание и интерпретация жеста / Под ред. Г. И. Богина. Тверь, 1994.
Попов Л. М. Интеллектуальная инициатива в условиях общения. М., 1980.

Почкай Е. П. Технология СМИ. СПб., 2000.

Работа современного репортера (Обзор рекомендаций учебной литературы американских университетов) / Сост. М. Шостак. М., 1996.

Расследовательская журналистика / Под общ. ред. А. Д. Константинова. СПб., 2001.

Реснянская Л. Л. Двусторонняя коммуникация. М., 2002.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. Великий Новгород, 1999. Сазонов Г. Вопрос - ответ // Журналист. 2003. № 1.

Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 1996.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1979.

Социальная практика и журналистский текст/ Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1990.

Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1993

Тертычиый А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. М., 2000.

Уиллмеи Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.

Уолтере Б. Лицо принца было непроницаемо // Журналист. 1992. № 8.

Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практ. пособие. М., 1998.

Шостак М. И. Интервью: Метод и жанр. М., 1997.

Шостак М. И. Информационные жанры. М., 1998.

Шостак М. И. Репортер: Профессионализм и этика. М., 2001.

Шостром Э. Анти-Карнеги. Человек-манипулятор. М., 1992.

Шумилина Т. В. «Не могли бы вы рассказать...» М., 1976.

Шумилина Т. М. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1992.

Юри И. Преодолевая «нет», или Разговоры с трудными людьми. М., 1993.

 

Глава 4

 

ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.02 с.)