Краткий курс учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий курс учебного материала



В ПОМОЩЬ КУРСАНТУ ОДО

И СЛУШАТЕЛЮ ОЗО

 

 

КРАТКИЙ КУРС УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

По предмету «Основы философии»

 

Рецензенты: начальник цикла Даниленко С.И., преподаватель цикла Яковицкий О.Ч.   Подготовили: преподаватели цикла Базылёнок А.В., Годун А.Н.   Техническая обработка Журавковой Л.А.  

 

Обсужден и одобрен на заседании ПМК

«25» августа 2006 года. Протокол № 2

Могилев 2006



Мир древних цивилизаций

Внедрение земледелия подготовило качественный скачок в развитии социальных организмов. За несколько тысяч лет относительное обилие пищи позволило сосредоточить на более или менее компактных территориях крупные племена, которые объединялись в союзы во имя сосуществования и защиты границ. Структура этих сообществ непрерывно усложнялась, делалась иерархической — появились особые органы управления, а часть людей могла сосредоточить свои усилия на совершенствовании орудий труда.

В отдельных районах планеты создались особо благоприятные условия для концентрации населения. В плодородных долинах Нила и Хуанхэ, Инда и Евфрата за 4—5 тысячелетий до нашей эры стали зарождаться центры будущих великих цивилизаций, оказавших решающее воздействие на дальнейший ход человеческой истории.

Неолитическая революция, вспыхнувшая в ближневосточном регионе в 9—8 тысячелетиях до нашей эры, позволила перейти от присвоения пищи к ее производству. Но это само по себе еще не было достаточным условием появления цивилизаций. Многие культуры древности, перешагнув порог неолита, не испытали дальнейшего прогресса, во всяком случае длительно не входили в более высокую фазу.

В условиях богатой фауны и флоры уравновешивались и «сходили с эволюционной дистанции» охотничье-собирательские племена. В условиях приличных почв и устойчивого естественного орошения уравновешивались и земледельцы. Проблема не сводится только к способу добычи пищи и изготовления орудий труда — важен еще и масштаб взаимоотношений с окружающей средой. И здесь определяющим моментом стали ирригационная и торговая деятельность.

Там, где полив осуществлялся на сравнительно небольших участках и за счет небольших естественных и искусственных источников (малых рек, ручьев, канав), не требовалось усилий слишком крупных человеческих коллективов. Для работ в рамках племенного ареала, как правило, вполне хватало сил самого племени. Такое положение способно надолго законсервировать уровень организации общества.

Но люди, оттесненные в долины могучих и капризных рек, вроде Евфрата или Нила, попадали в совершенно иные условия.

Благодаря иловым наносам почвы здесь оказались истинным золотым дном, однако, регулировать водную стихию нужно было в масштабах, недоступных одной общине и даже мелким объединениям. Приспособиться к этим масштабам могли лишь социальные организмы нового типа — цивилизации.

Централизованное управление и распределение продуктов, астрономические и инженерные задачи и, конечно, необходимость ускоренного обучения привели к созданию письменности и крупных городских поселений. Нехватка многих важных ресурсов (типичный пример тому — бедная камнем и металлом Месопотамия) подтолкнула к крупной и дальней торговле.

Но известны и иные варианты становления цивилизаций.

Например, в древней Финикии (примерно соответствует территории современного Ливана) превосходные природные условия не требовали особых ирригационных усилий — для выращивания хороших урожаев вполне хватало обильного дождевого полива. С другой стороны, отличный строительный материал — ливанский кедр, который рос на обращенных к морю горных склонах, обратил активность финикийцев к мореплаванию.

Вместо крупных держав, на больших территориях (Египет, Месопотамия, Китай), сформировались компактные города-государства портового типа, где деятельность населения концентрировалась вокруг кораблестроения и обеспечения дальних морских экспедиций. Овладев морскими путями, финикийцы широко развили торговые связи.

Для защиты от внешнего врага города объединялись в федерацию, в которой постепенно выделился Тир, ставший главным центром Финикии. К середине 2 тысячелетия до н. э., когда сошла с исторической сцены Критская цивилизация, Финикия стала практически безраздельным хозяином средиземноморских вод. Благодаря открытию пурпурной краски (добываемой из морских моллюсков) тирские купцы сумели накопить огромные богатства. Колонизация африканского (Карфаген) и испанского (Гадес) побережий позволила финикийцам процветать даже после египетского вторжения в ближневосточные земли.

Нечто похожее в смысле путей развития свойственно и морским цивилизациям Крита и Греции.

Можно остановиться и на иных вариантах, когда процветание определенной области основывалось не на морской торговле, а, например, на обилии и доступности металлосодержащих руд (Хеттская цивилизация). Но суть не в этом. Египтяне и финикийцы по-разному научились извлекать значительный избыточный продукт, но важно, что в обоих случаях это обусловило прогрессивное усложнение социальных структур.

С усложнением социальных структур формировалось и определенное мировоззрение.

В египетском пантеоне существенную роль играли древнейшие магико-тотемические представления, наследованные от заселявших эти земли берберов, протосемитов и кушитов. В частности, в египетской мифологии и религии, как ни в одной другой древней религии государственного уровня, укоренились зооморфные образы.

 

Зооморфные образы Древнего Египта: 1. Бог мудрости Тот - символизировался ибисом или павианом; 2. Бог смерти Анубис — шакалом или волком; 3. Покровитель фараонов Гор — соколом.

Лишь позднее начинается антропоморфизация, но и она обычно неполна, например, Бает, возникает в образе женщины с кошачьей головой, бог Амон имеет бараньи рога. Животные (особенно быки и бараны) считаются душами богов, их живым воплощением. Зооморфность сильно сказалась и в ранней египетской письменности.

Космологические сюжеты древних египтян, как правило, довольно фрагментарны.

Египет был самой централизованной деспотией среди цивилизаций древнего мира. Практически все, находившееся на его территории, считалось государственной собственностью, включая людей. Каждый человек оказывался в роли государственного раба, вынужден был выполнять любое предписание фараона, отождествлявшего себя с державой, а по сути — волю очень ограниченной кучки приближенных к престолу Сына Солнца, бесконтрольно командовавшим всем и вся. Фактическому утверждению этой системы способствовала крайняя слабость частного сектора, из-за чего почти никто не мог ощутить своей независимости.

Такая специфика во многом обусловлена исключительной концентрацией сил в борьбе со стихией единой вдоль Египта реки — Нила.

Знания методов ирригационного и дворцового строительства, водного режима великой реки, накопленные многовековой практикой, превратились в своеобразное секретное оружие жреческой касты. Это была реальная власть, ибо тайные таблицы позволяли держать в немногих руках все экономические нити огромной страны.

Жрецы, бесспорно, заботились о накоплении знаний, но не слишком стремились к сведению их в общедоступную систему, к облегчению их передачи следующим поколениям. Напротив, формировалась многоступенчатая лесенка посвящений, когда образование достигалось ценой многолетнего некритического заучивания приемов решения сотен частных задач.

Рецептурность полученных таким путем знаний не позволяла египтянам угнаться даже за не слишком быстрым в те времена прогрессом.

Астрономические достижения египтян связаны в первую очередь с созданием календаря, приспособленного к сельскохозяйственным работам. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва и засуха), 12 30-дневных месяцев с добавлением 5 особых дней в конце года.

Можно сказать, что технические (прежде всего - строительные) достижения египтян выглядят более впечатляющими, чем астрономические. Уже в период Древнего царства, примерно в 28 веке до н. э., они строили такие грандиозные сооружения, как пирамида Хеопса. В Среднем царстве, на рубеже 2 тысячелетия до н. э., был изобретен, а впоследствии и серьезно усовершенствован колесный транспорт. Египтяне использовали водяные часы (клепсидры) и солнечные часы, знали дроби и многие геометрические построения.

 

 

Библейская вселенная

Древнееврейские племена пришли на территорию Палестины в 13 веке до н.э., а на протяжении двух последующих столетий здесь сложилось Израильско-Иудейское государство. В 928 году до н.э., после смерти царя Соломона, оно распалось на две части — северную (Израильское царство) и южную (Иудейское царство). Первое из них пало под ударами Ассирии в конце 8 века до н. э., а второе было завоевано армией Навузарадана, полководца вавилонского царя Навуходоносора II, около 586 года до н.э. Значительная часть населения была выведена в плен. Примерно через полвека Вавилон захватывают персы, которые распоряжаются и на палестинской земле вплоть до походов Александра Македонского.

С 63 года до н.э. устанавливается римский протекторат, а с начала нашей эры эта территория превращается в римскую провинцию Иудею и окончательно теряет самостоятельность.

В такой исторической ситуации сложилась ярко выраженная монотеистическая религия с немалым числом весьма древних и жестко закрепленных традиций и предписаний. Возможно, именно это и давало единственный шанс выжить в условиях многовековой оккупации, сохранив более или менее выраженное национальное самосознание.

Иудаистский Бог, Яхве, по происхождению антропоморфный покровитель объединения скотоводческих племен, несколько предубежденный в отношении крупных земледельческих государств и вообще городской цивилизации, в конечном счете — супербожество.

Космологическая картина, рисуемая в первом разделе «Бытия» (первой книги Моисеева «Пятикнижия»), выглядит весьма поэтично.

В первый день Бог сотворил небо и землю, но было темно, и тогда он сотворил свет и отделил его от тьмы. День второй ушел на создание небесной тверди, на третий день была создана суша, моря и растительность, на четвертый — «светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов», Солнце и Луна. Пятый день был посвящен творению пресмыкающихся из воды, а также рыб и птиц, шестой — диких животных и скота. Именно в шестой день Бог создал мужчину и женщину по образу своему. На седьмой день Бог отдыхал.

Этим все и ограничивается. В соответствии с расчетами архиепископа Ушера Ирландского, акт творения человека имел место 23 октября 4004 г. до н. э. ровно в 9 часов утра.

 

Акт творения человека имел место 23 октября 4004 г. до н. э. ровно в 9 часов утра. (Архиепископ Ушер Ирландский).

 

Исходя из этой даты, вела отсчет человеческой истории англиканская церковь.

Русское православное духовенство отыскало иную опорную дату.

Дата творения мира: Православное духовенство - 1 марта 5508 г. до н. э.; Иудаистская традиция - 7 октября 3761 г. до н. э.

 

Существенно то, что в любом варианте глубина исторического зрения ограничивалась несколькими тысячелетиями, фактически порогом вступления в эпоху цивилизаций. Хорошо видно, что даже в картину шестидневного творения довольно жестко заложен геоцентризм — земля возникает одновременно с небом, а процессы образования суши, моря и растительности предшествуют рождению звезд, Солнца и Луны. И эти обстоятельства служили мощнейшим заслоном на пути любых идей естественной эволюции.

Специально целостная картина строения мира в Библии нигде не приводится, однако по отдельным образам, мелькающим в тех или иных ее книгах, можно восстановить нечто весьма нехитрое.

 

Например, Яхве иногда обитает на обычной горе: «Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей...» («Книга пророка Иолия»), или «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» («Книга пророка Исайи»). Это немного напоминает греческий Олимп, однако Яхве, в отличие от Зевса, не превращает свою гору в коммунальное жилище — других богов там нет.

Библия сформировалась как сборник древнееврейских религиозных книг в период между 8 и 2 веками до н. э. Не исключено, что некоторые тексты имеют и более почтенный возраст, но в целом указанный промежуток — наиболее вероятен для сведения отдельных фрагментов в целостную библейскую систему.

Но поневоле всплывает вопрос: как же получилось, что относительно примитивная библейская картина легла в основу европейского мировоззрения.

Христианство, возникшее в первые века нашей эры прежде всего как этическое учение и идеологический протест против римского угнетения, положило в свою основу Библию как целое.

Но еще более важную роль сыграл резко выраженный библейский монотеизм. Именно сквозь него пролегает многовековой путь к европейскому научному мировоззрению.

 

Философия Древнего Китая

В VII-VI веках до н.э. возник целый ряд философских школ и в Древнем Китае. Мы познакомимся с двумя:

 

Философские школы Древнего Китая: 1. КОНФУЦИАНСТВО 2. ДАОСИЗМ

 

Основоположником конфуцианства был Конфуций. В центре внимания его философии вопросы воспитания. Он неоднократно подчеркивал, что " все люди близки друг другу по своей природе, но затем расходятся между собой в ходе воспитания".

Каждый человек, по его мнению, от рождения очень добр и каждому присущи четыре основных качества:

 

Качества человека по конфуцианству: 1. ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ 2. ЧУВСТВО СТЫДА 3. СКРОМНОСТЬ 4. УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ ИСТИНУ ОТ ЛЖИ

 

Однако вследствие дурного воспитания эти качества быстро утрачиваются.

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Исследователи утверждают, что Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

 

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, Конфуций доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

 

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

 

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, что бы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода – «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» - «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Конфуций разработал целую систему мер направленных на сохранение и развитие этих добрых начал в человеке. Это поддержание традиций, воспитание человека в духе безусловного подчинения младшего старшему, установление строгой регламентации взаимоотношений между людьми. И надо отметить, что многие положения учения Конфуция стали весьма популярны не только в Китае, но и в ряде других государств Юго-Восточной Азии. Элементы его философии легли в основу многих восточных единоборств, правил этикета, многих церемоний, нашли отражение в искусстве. Многие из них сохраняются до сегодняшнего дня.

Одновременно с учением Конфуция возникает и другое философское учение - ДАОСИЗМ. Основателем его был известный мыслитель

 

Основатель Даосизма: ЛАО-цзы

 

Легенды повествуют о его чудесном рождении: якобы мать носила его несколько десятков лет им родила стариком, откуда и имя - Лао-цзы или "старый ребенок". Правда приставка "цзы" переводится одновременно и как понятие "философ", так что имя Лао-цзы можно перевести и как "старый философ".

 

Основная идея даосизма состоит в том, что жизнь природы и людей протекает по определенному естественному пути -ДАО.

 

Познать ДАО, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. В этом случае человек обретает бессмертие. Как же его обрести?

Тело человека - это своеобразный микрокосмос, который можно уподобить Вселенной. Подобно тому, как Вселенная имеет звезды, планеты и другие объекты, организм человека - это тоже скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия и гармонии мужского - ЯН и женского - ИНЬ начал.

 

Компоненты вселенной по даосизму: 1. Мужское начало – ЯН; 2. Женское начало – ИНЬ.

 

Человек стремящийся к бессмертию прежде всего должен подумать о своем теле, постараться создать в нем такие условия, чтобы населяющие его духи (а их около 36000), не стремились его покинуть.

Начать необходимо с ограничений в еде. Кандидат в бессмертие вначале должен отказаться от мяса и вина, затем от грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна.

Следует ограничиться только легкими суфле из фруктов, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня. Голод нужно научиться утолять слюной.

Другой важный элемент достижения бессмертия - физические и дыхательные упражнения: начиная от простейших движений и поз, до подробнейших инструкций по общению между полами (ДАО любви). В комплексы этих упражнений входило постукивание зубами, потирание висков, взъерошивание волос, умение владеть своим дыханием.

Подготовка к бессмертию была очень непростой, доступной немногим, на нее уходила фактически вся жизнь. Сам акт перевоплощения - дематериализации и слияния с великим ДАО был очень таинственным и священным, так что никто его зафиксировать не мог. Просто был человек - и нет его. Он не умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку и, дематериализовавшись, вознесся на небо, стал бессмертным.

В поисках бессмертия даосы использовали астрологию, науку, которой занимались и конфуцианцы. В ней они видели возможность для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей, с помощью которых предсказывали судьбу человека. Составлялись многочисленные гороскопы. Без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, а точнее, с направления гороскопа невесты в дом жениха.

 

Одной из популярных оккультных наук у даосов была геомантия, наука о связи рельефа местности с космическими силами.

 

Много сделали даосы для китайской медицины. Были хорошо знакомы с анатомией и функциями человеческого организма. Опираясь на эти знания и практический опыт, они выработали свои приемы врачевания.

Многими из полученных даосами знаний, человечество пользуется по сей день.

 

Философия Древней Греции

Наивысшего расцвета философская мысль достигла в Древней Греции с возникновением древнегреческой рабовладельческой демократии.

Наиболее ранние - это наивные философские представления философов МИЛЕТСКОЙ школы:

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ: 1. ФАЛЕС 2. АНАКСИМЕН 3. АНАКСИМАНДР

 

Главный вопрос, который они ставили - откуда все возникает и во что все превращается?

 

Фалес первоосновой всего считал воду.

 

Все происходит из воды, и все, в конце концов, превращается в воду. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Да и сама вода, по его мнению, не мертва.

 

Анаксимен полагал, что в основе всего лежит воздух.

 

Воздух можно найти везде, даже в воде. Ведь если бы там не было воздуха, то, как же там могли бы жить рыбы?

Находясь в постоянном движении воздух, то сгущается, то разряжается и, тем самым, становится то одним, то другим. Разряжаясь, он становится огнем, сгущаясь - ветром, еще больше - превращается в облака, землю, камни. И все нас окружающее также состоит из воздуха.

 

Анаксимандр в качестве первоосновы всего существующего выдвинул "апейрон" - первочастичку, которая порождает все вещи.

 

Возникнув и просуществовав определенное время вещи и целые миры разрушаются и превращаются в апейрон. Таким образом происходит вечный круговорот, в процессе которого одно возникает из апейрона, другое исчезает и превращается в апейрон.

Значительный вклад в развитие философской мысли внес Гераклит.

 

Гераклит полагал, что первоначалом мира является огонь, который обуславливает возникновение и исчезновение вещей.

 

Все возникает из огня, и все в него превращается.

Гераклит одним из первых выдвинул мысль о непрерывном движении, изменении мира.

 

Гераклит утверждал: "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". "Холодное - теплеет, теплое - холодеет, влажное - высыхает, сухое - увлажняется".

 

 

Крупнейшим мыслителем Древней Греции был Сократ.

 

Скульптор по профессии, он начал выступать с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников. Сократ никогда ничего не писал. Он философствовал устно, и высказывал свои взгляды в беседах. И здесь ему не было равных. Хотя внешность этого человека резко контрастировала с его умом.

 

По мнению современников: Он был некрасив, небольшого роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с большими выпученными глазами, огромным лбом и большой лысиной. Но речь этого человека обладала магической силой.

 

Искусство беседы по Сократу требовало исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной или непонятной истиной.

 

Для поиска истины Сократ применил диалектический метод.

 

Если люди спорят, - говорил он, - то каждый отстаивает свою правоту, возражает против точки зрения другого. Спорщики препираются и затмевают предмет спора. Если же люди мирно беседуют, они совместными усилиями постигают истину, причем более сведущий и знающий, помогает собеседнику. Такую же роль должен играть учитель для своих учеников.

Несмотря на энциклопедические знания, Сократ часто повторял:

 

Сократ утверждал: "Я знаю только то, что ничего не знаю"

 

Высказывания великого мыслителя не всегда устраивали правящие круги Афин. Ему было предъявлено обвинение, и состоялся суд. По принятому в Афинских судах обычаю, подсудимые, добиваясь снисхождения, слезно упрашивали и умоляли судей внять их просьбе, взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих жен, детей, родственников.

Сократ не только не сделал этого, но и стал иронизировать над этой традицией: "Подсудимый должен разъяснять дело и убеждать судей, а не просить и умолять их!". Это тоже было воспринято судом как критика существующих незыблемых порядков.

На суде Сократ оказался перед выбором: либо отречься от своего призвания и добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, отстаивать дело всей своей жизни. И он избрал второй путь.

Перевесом в 80 голосов Сократу был вынесен смертный приговор. Он воспринял его весьма спокойно: "Но уже пора идти отсюда - мне, чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо кроме бога".

Раньше в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Во времена Сократа приговоренный к смерти выпивал чашу с ядом. И когда пришел его час, Сократ спокойно и легко выпил эту чашу до дна.

Следующий этап древнегреческой философии характеризуется возникновением двух направлений - материалистического и идеалистического.

 

Демокрит является родоначальником материализма.

 

Он первым выдвинул атомистическую теорию строения материи.

 

Демокрит УТВЕРЖДАЛ, что первоначалом мира являются атомы, которых бесчисленное множество.

 

Двигаясь в пустоте, атомы встречаются и образуют различные тела. Поэтому все, что нас окружает, состоит из атомов. Гибель организма означает распад атомов, из которых он состоит.

Атомистическая теория Демокрита в дальнейшем послужила основой для развития естествознания.

Против атомистической теории Демокрита, его материалистических взглядов, выступил философ Платон, ставший родоначальником идеализма.

 

Платон является родоначальником идеализма
По мнению Платона существует два мира: реальный мир - мир идей, и мир нереальный - то есть мир, в котором мы живем

 

Чтобы понять, как они соотносятся, Платон приводит следующий пример: представим себе человека, который посажен в темную пещеру спиной к выходу, и поэтому не имеющий возможности видеть, что делается вне пещеры. У ее входа разведен большой костер. И когда мимо входа в пещеру будут проходить люди, совершаться какие-то действия, на противоположной стене будут появляться тени этих и других объектов.

Человек будет видеть эти тени и принимать их за действительность, за реальный мир, хотя на самом деле это только тени, несовершенные снимки красочного многогранного реального мира.

По мнению Платона, отдельные вещи возникают из бесформенной материи в результате соединения с ними какой-либо идеи, и сразу же исчезают, как только идея покинет вещь. Все берет свое начало от бога. У Платона было много последователей и учеников.

 

Платон первым в Греции основал школу философов - АКАДЕМИЮ.

 

Лучшим учеником Академии был Аристотель.

 

Аристотель – ученик Платона

 

Уже в Академии он выделялся громадной начитанностью и выдающимися умственными способностями. В 342 году он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына - Александра, в будущем - Александра Македонского. Тогда будущему завоевателю было 13 лет.

 

По возвращении в Афины Аристотель основал собственную школу - ЛИКЕЙ.

 

Чтение лекций он проводил на природе, прогуливаясь с учениками по аллеям парка. Ликей располагал и значительной библиотекой.

 

По своим взглядам Аристотель был дуалистом.

 

Поэтому в своих философских трудах Аристотель стремился обобщить развитие как материалистической, так и идеалистической мысли. Его работы охватывают различные сферы науки - естествознание, историю, этику, логику.

 

Главный его философский труд - " Метафизика ".

 

В нем Аристотель подверг резкой критике идеалистическое учение Платона об идеях. Он не мог согласиться с Платоном в том, что идеи составляют особый, сверхчувственный мир. Объективное существование материального мира для него, несомненно.

 

Особый интерес представляет учение Аристотеля о различных видах движения. Он первым классифицировал и изучил все существующие виды движения, дал детальное объяснение понятию "покой".

 

Огромный вклад в развитие философии внес Аристотель разрабатывая теорию познания. Здесь первоочередную роль он отводил ощущениям. С помощью ощущений мы познаем окружающий мир, они же служат и источником теоретического мышления.

Аристотель разработал учение о философских категориях, таких как сущность и явление, содержание и форма, количество и качество и других. Каждая из них позволяла понять как само бытие, так и путь его познания. Весьма интересны и взгляды этого мыслителя на закономерности общественного развития, с которыми вы познакомитесь в курсе Политологии.

 


Концепция психоанализа

Основными представителями концепции психоанализа являются: 1. Зигмунд Фрейд 2. Карл Юнг 3. Эрих Фромм.

 

В основе психоанализа лежит психодинамическая теория личности, созданная Зигмундом Фрейдом (1856-1939), австрийским невропатологом, психиатром, психологом. Начальным этапом формирования этой теории стал разработанный им новый метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций. Метод свободных ассоциаций направлен на поиск причин неадекватного поведения человека. Он состоит в следующем. Врач в беседе с пациентом с помощью определенных слов провоцирует у него ассоциации. Некоторые из них даются пациенту с трудом, он либо молчит, либо стремится обойти их. Именно они, заключает врач, противоречат представлениям человека о моральности и, следовательно, вызывают невроз. Избавление пациента от тяжелых переживаний возможно путем проговаривания этих скрытых мотиваций его поведения. Тем самым высвобождается и направляется в социально приемлемое русло значительный запас психической энергии.

Как правило, ассоциации скрыты в настолько глубоких слоях психики, что сам пациент может не подозревать о них. Этот факт привел 3. Фрейда к открытию структуры психической жизни человека. Он выделил в ней три основные сферы: бессознательное, предсознание, сознательное.

Бессознательное – это сфера инстинктов. В нее входят как конструктивные, обеспечивающие самосохранение человека, так и деструктивные инстинкты, разрушающие жизнь. Между ними всегда существует противоречие, результатом которого и являются мысли и действия людей. К инстинктам первого типа относится сексуальная активность. Фрейд определяет ее в понятии либидо (от лат. libido - желание, влечение, стремление): «Мы называем так энергию тех первичных позывов, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви».

Нормальное развитие энергии сексуального влечения регулируется механизмами вытеснения и сублимации. Вытеснение - это удаление из сознания и перемещение в сферу бессознательного тех чувств, мыслей и эмоций, которые потенциально могут вызвать напряженность психики. Сублимация - это преобразование энергии сексуального влечения, направление ее на более значимые в социальном отношении цели, например творчество, спорт, научная деятельность. 3. Фрейд полагал, что сублимированная энергия создает цивилизацию.

Очевидно, что весь этот сложный механизм весьма уязвим, открыт воздействиям факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Поэтому в сферу бессознательного может быть вытеснена не вся сексуальная энергия, она может нести в себе различные комплексы, сама способность к сублимации выражена у людей в различной степени.

Предсознание - это сфера, в которой накапливаются психические переживания. Они не осознаются индивидом, но посредством интуиции могут быть актуализированы. Проявляются чаще всего в сновидениях. Из-за несогласованности энергетических движений бессознательного и сознания здесь также есть почва для неврозов.

Сознательное - это сфера регуляции деятельности, общения и поведения людей. В норме сознание управляет бессознательной и предсознателыюй энергией, но сам факт управления может провоцировать неврозы, в том числе и массовые.

Дальнейшее развитие взглядов 3. Фрейда привело его к созданию учения о психической структуре личности, состоящей их трех компонентов - «оно» (ид), «я» (эго), «сверх-я» (суперэго).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.117 с.)