Вопрос 14. Когнитивная психология. Основные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Когнитивная психология. Основные подходы.



Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX века как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Хотя ощущение и восприятие, механическая, а позже - логическая, память, мышление и речь как психические функции, действия или процессы были первыми объектами исследований в ранней экспериментальной психологии, но все же первыми научными направлениями, завоевавшими психологическое пространство в начале нашего века, были бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология, в меньшей степени интересовавшиеся указанными процессами как таковыми. Лишь к 60-м годам нашего столетия в американской психологии сформировалось направление, получившее название “когнитивная психология” как альтернативное вышеназванным школам.

Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были такие:

1) "Неудача" бихевиоризма. Бихевиоризму, который вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало, таким образом, очевидным, что внутренние мысленные процессы, косвенно связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение. Некоторые полагали, что эти внутренние процессы можно определить и включить их в общую теорию когнитивной психологии.

2) Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.

3) Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

4) Изучение памяти. Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

5) Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку. Новые устройства для экспериментов значительно расширили возможности исследователей.

Когнитивная психология внесла новое понимание предмета и метода психологии. Поведение человека теперь рассматривается как детерминированное, прежде всего, его знаниями. Основной областью исследований в психологии должна была стать и стала познавательная сфера личности. Знания многие когнитивисты понимают как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер - ЭВМ. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У.Найссер). 6 апреля 1956 года появилась статья Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два» - первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению. Центральная для когнитивной психологии проблема — переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира. Миллер сумел показать, что люди способны расширить ограниченные возможности кратковременной памяти, группируя отдельные единицы информации и используя символы для обозначения каждой из групп. Например, последовательность цифр 7 1 4 1 2 1 9 9 7, предъявляемую на короткий промежуток времени, запомнить не так-то просто. Это легче сделать, если организовать последовательность следующим образом: неделя (7 дней), две недели (14 дней), количество месяцев в году (12), определенный год (1997).Таким образом, было показано, что ограниченность кратковременной памяти определяется совсем не количеством информации, объективно измеряемой в битах, а субъективной организацией материала в более или менее крупные «порции» или «куски», размеры которых меняются в процессе обучения. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что кратковременная память не просто предшествует долговременной - ее возможности определяются содержанием долговременной памяти или опыта. Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером Миллер создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой разнообразных тем: язык, память, процесс восприятия и образования понятий, мышление и психология развития. Найссер Ульрих - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии, директор Центра когнитивной психологии. Найсер определил познание как процесс, при котором «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются... Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности. Восприятие и другие познавательные процессы – это не просто операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром, и такое взаимодействие не просто информирует субъекта, но и трансформирует его. Теория восприятия Найссера. Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, которые подготавливают индивида к принятию информации строго определенного вида, и таким образом, управляют его текущей двигательной активностью. Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному. Восприятие - конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами. Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. Понятие перцептивного цикла объясняет, как можно воспринимать значение наряду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема - одна из фаз активности - связывает субъекта с окружающей средой. Термин "восприятие" относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Схема:- принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности - изменяется под влиянием этой информации

- направляет движения и исследовательскую активность.

С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Функции схем:

Формат - определяет, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было ей дать адекватную интерпретацию.

План сбора информации об объектах и событиях (наиболее важно при восприятии движений головы и глаз)

Схема как исполнитель плана - это структура действия. Активность схемы не зависит от внешнего источника энергии. Мотивы - это более широкие схемы, работающие в более крупном масштабе.

Схема как генотип - она делает возможным развитие по некоторым определенным направлениям, но конкретный характер этого развития определяется только взаимодействием со средой.

Жан Пиаже (1896 - 1980) - швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Выделил четыре стадии когнитивного развития, соответствующих определенному возрасту. 1)Первоначально (до двух лет) детская мысль содержится в предметных действиях («сенсомоторная стадия»); 2)затем (от двух до семи лет) они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума («дооперациональная стадия»); 3)на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции (стадия «конкретных операций»); 4)на четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения (стадии «формальных операций»).

Когнитивизм критикуют за механистичность аналогии между искусственным и человеческим интеллектом, за отсутствие единой теории объяснения познавательных процессов, позитивистские установки, понимание человека в большей степени как думателя, чем как деятеля.

 

Вопрос 15. Личность как междисциплинарное понятие. Парадигмы современной психологии личности.

Человек как личность изучается во многих человековедческих науках. Его рассматривают как участника и деятеля, общественных и исторических процессов. Понятие «личность» свойственно только человеку, как члену общества, занимающему в нем определенное положение и выполняющему определенные социальные роли.

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Также личность — это социальная характеристика и оценка человека. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. Личность в психологии — системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, представитель определенной социальной группы, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью — значит занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности.

Междисциплинарное понятие «личность» относится к пониманию его как общественного существа, как уровня его цивилизованности, как его места и роли в жизни. Такое общее понимание личности ставит индивидуализм на самый низкий уровень развитости личности, а высший ассоциирует с общественной гармоничностью и цивилизованностью ее.

6 парадигм психологии личности (Ларсен)

• Объяснить индивидуально-психологические особенности личности и их становление и развитие в онтогенезе (диспозициональная пардигма);

• Объяснить эволюционные, генетические, психофизиологические предпосылки личностных особенностей (биологическая парадигма);

• Объяснить глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы (парадигма интрапсихического);

• Объяснить, как люди субъективно переживают окружающий мир и как перерабатывают информацию о нем (когнитивная и феноменологическая парадигмы);

• Объяснит, как личность влияет, и какое влияние оказывает на личность социальный и культурный контекст (культурная и социальная парадигма);

• Объяснить, как люди справляются или не справляются с множеством адаптационных проблем (адаптационная парадигма).

Или 4 психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое.

Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды.

Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств. поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства.

Интеракционистическое можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению дается с учетом, как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него.

Специфика гуманистического направления в изучении личности заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются психологические свойства, характерные только для человека, не присущие животным. Это такие свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни.

Таким образом, какие бы науки не занимались проблемой изучения личности, они ставят на первое место человека как общественного существа. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается именно общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Три подхода к определению личности как общепсихологического понятия:

(1) Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств и психических механизмов, способствующих адаптации к социальной, биологической и интрапсихической среде.

(2) Личность как социальное новообразование, субъект и объект объективных общественных отношений.

(3) Личность как субъект морально-нравственного выбора и смысловой саморегуляции.

 

 

Вопрос 16. Личность как социальное новообразование человека. Объективные общественные отношения как основание личности.

Понятие «личность» Указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойств. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений.

Общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разных взаимодействующих силы. Личность — это член общества и его продукт. Отношение «индивид-общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (их исторически определенных типов) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самое общество не могут существовать.

Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содействует его развитию (как, например, в подлинном коллективе), либо сдерживает развитие (как, например, в группах корпоративного типа).

Для личности общество — это не просто некоторая внешняя среда. Как член общества, она объективно необходимым образом включена (осознает она это или нет) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества и т.д. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, которые требуют специального исследования.

Марксизм разработал научную теорию общественных отношений, которая и должна быть положена в основу изучения личности. Маркс подчеркивал, что общественные отношения — это не просто отношения. Иначе говоря, за личными и межличностными отношениями марксизм вскрыл их основание — общественные отношения, которые подчиняются объективным законам истории. Эти отношения формируются и развиваются вне и независимо от сознания отдельных личностей, их желаний и воли, т.е. объективно.

При рассмотрении социальной детерминации личности обнаруживается противоречие: с одной стороны, свойства личности, прежде всего ее сознание и воля, определяются общественными отношениями, которые не зависят от сознания и воли; с другой — личность в своей общественной жизни, конечно, ведет себя как сознательное существо, обладающее мотивами, целями, волей и т.п.; она активно — в большей или меньшей степени — строит свои отношения с другими людьми.

Это противоречие разрешается практически — в действиях личности по отношению к другим личностям и в их действиях по отношению к ней. Социальная детерминация личностей осуществляется именно в их действиях и взаимодействиях.

Культура Влияет на социальную жизнь индивидов и общностей:

· Через социализацию и формирование отдельной личности

· Через создание и введение ценностей

· Через образцы деятельности и образцы поведения

· Через создание моделей институтов и социальных систем

Основные феномены личности

Социальный статус

Социальная роль

Позиция личности

Направленность личности в общественной жизни, а также такие ее свойства, как альтруизм или эгоизм, миролюбие или агрессивность, стремление к лидерству или согласие на подчинение и т.п., психология пытается вывести из самой биологической природы человека. Споры разгораются преимущественно по вопросу о том, что этой природе более свойственно: эгоизм, агрессивность и другие подобные качества, или, напротив, альтруизм, миролюбие, и т.п. Но такой спор бесперспективен, так как эти свойства детерминируются не природой. Они имеют социальное происхождение.

Для понимания общественных отношений как объективного основания свойств личности, эти законы реализуются в действиях масс людей, и уже поэтому они не могут зависеть от сознания и воли отдельной личности. Это — законы общества. Но и общество, а тем более личность «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отметить последние декретами»

В своем стремлении получить как можно более точные и контролируемые данные психологи нередко стараются исследовать свойства личности и социально-психологические характеристики малой группы в искусственных условиях лабораторного (или построенного по типу лабораторного) эксперимента.

Образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Поэтому в ходе его изучения должна быть в первую очередь раскрыта специфика проявлений этой системы. Понятно, что такую задачу психология может решить только в контакте с другими общественными науками.

Было бы упрощенным рассматривать жизнь личности просто как движение «единицы» в сумме других «единиц», увлекаемых их общим потоком. Наивно также считать, что в каждой личности, как в капле воды, отражается все общество, и поэтому законы ее развития трактовать как те же законы развития общества, но только применительно к единичному явлению. Конечно, развитие личности (индивида) как члена общества подчиняется законам общества. Она живет и действует в сфере этих законов. Однако из этого не следует, что ее развитие есть, как полагал, например, Плеханов, своего рода «конспект» истории общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.03 с.)